Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

Транспортерные галереи. Практика экспертизы и обследования

Практика проведения экспертизы промышленной безопасности и обследования транспортёрных галерей на предприятиях различных отраслей промышленности.

А.П. Васильев, главный инженер проекта (ООО «Алтайстройдиагностика»), С.А. Горбенко, директор (ООО «Алтайстройдиагностика»),
А.Н. Мурадов, зам. директора по развитию, начальник лаборатории неразрушающего контроля (ООО «Алтайстройдиагностика»),
В.Е. Остапенко, главный инженер (ООО «Алтайстройдиагностика»).

Галерея – протяжённая, полая строительная конструкция, предназначенная для размещения и укрытия технологических коммуникаций.

217a6aab0ad36df425c00791c36b736b.jpeg

Транспортёрные галереи, предназначенные для перемещения сыпучих материалов, являются одним из наиболее распространенных видов транспортных коммуникаций на большинстве современных заводов различных отраслей промышленности. Сыпучий материал в галереях транспортируется, как правило, ленточными транспортёрами. 

Пролётные строения, являющиеся несущей конструкцией ленточных транспортёров, используются одновременно для устройства соответствующих ограждающих конструкций, укрывающих транспортируемый материал от атмосферных воздействий, проходов вдоль транспортёров с целью их обслуживания, для прокладки различного рода коммуникаций, а также устройств и приспособлений с целью выполнения ремонтных работ.

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) транспортёрных галерей проводится на основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в соответствии с нормативными документами Ростехнадзора – Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 №538) и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности по различным отраслям промышленности (металлургической, коксохимической, химической, угольной, горнорудной и др.).

a117f51f8f21f537286d008cb302cafd.jpg

Предприятием ООО «Алтайстройдиагностика» с 1999 г. было проведено более 40 экспертиз и обследований транспортёрных галерей на предприятиях различных отраслей промышленности. В данной статье мы кратко рассмотрим основные особенности проведения экспертизы, состав работ, и основные дефекты и повреждения на сооружениях транспортёрных галерей.

Целью проведения экспертиз промышленной безопасности транспортёрных галерей является определение соответствия строительных конструкций транспортёрных галерейобязательным требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации по промышленной безопасности, нормативной документации Ростехнадзора РФ, строительных норм и правил.

Транспортёрные галереи являются ответственными сооружениями, обеспечивающими работу мощных технологических и энергетических агрегатов; выход из строя галерей влечет за собой временную остановку этих агрегатов. Транспортёрные галереи широко применяются в различных отраслях промышленности (металлургической, коксохимической, химической, угольной, горнорудной и др.).

Следует отметить, что транспортёрные галереи работают в сложных условиях и подвержены воздействию не только низких отрицательных температур, но и динамическим воздействиям. В связи с этим, СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81*» (приложение В) относит пролётные строения транспортёрных галерей к первой группе конструкций по назначению и условиям эксплуатации.

В зависимости от принятых объёмно-планировочных и конструктивных решений, а также от условий эксплуатации галереи бывают различных типов, отличающихся между собой по следующим признакам:

  • по материалу основных несущих конструкций пролетных строений: стальные, железобетонные;
  • по конструктивным решениям несущих конструкций пролетного строения с применением: плит, балок, ферм, пространственных конструкций замкнутого профиля;
  • по расположению транспортёров относительно пролетных строений: с расположением транспортёров по низу пролетных строений, с расположением транспортёров по верху пролетных строений;
  • по конструктивным решениям ограждающих конструкций: с навесными стенами, располагаемыми с внутренней или с наружной стороны пролетного строения; с самонесущими ограждающими конструкциями;
  • по температурному режиму: отапливаемые, неотапливаемые;
  • по способу уборки пыли и просыпи внутри галереи: с гидроуборкой, без гидроуборки (в том числе с пневмоуборкой).

Размеры поперечных сечений галерей обусловливаются:

  • по ширине - размерами рам транспортёров, количеством транспортёров, шириной необходимых проходов (для обслуживания и ремонта), размещением отопительных приборов (для отапливаемых галерей) и технологических межцеховых коммуникаций;
  • по высоте - размером прохода, размещением межцеховых коммуникаций и устройством монорельса для подвески транспортного оборудования при производстве ремонта транспортёров.

Опоры, на которые устанавливаются пролётные строения, выполняются двух типов: плоские (качающиеся) и пространственные (неподвижные). Плоские опоры допускают смещение в продольном направлении при температурных перемещениях пролетного строения. Пространственные опоры должны обеспечивать устойчивость галереи в продольном направлении и передачу горизонтальных сил на фундаменты. Пространственные опоры выполняются обычно двух типов: плоская опора с подкосами или связевая опора башенного типа.

Как правило, возможны три принципиальные схемы продольной компоновки галерей:

  • схема 1 предусматривает неподвижное закрепление галереи в нижней части температурного блока;
  • схема 2 предусматривает устройство неподвижной опоры в середине галереи;
  • схема 3 используется, если необходимо осуществить опирание верхней части пролетного строения непосредственно на здание (невозможность установки вблизи здания плоской опоры из-за наличия пониженного пролета здания, подземных коммуникаций, железнодорожных путей и др.). Возможность температурных перемещений в этом случае обеспечивается введением дополнительного температурного шва на парных плоских опорах независимо от длины галереи.

cd95dfa8d1319d1c0c02fd593f8deb50.png

Рис. 2. Принципиальные схемы продольной компоновки галерей

а - схема 1; б - схема 2; в - схема 3; - неподвижное закрепление, 2 - плоская (качающаяся) опора, 
3 - пространственная (неподвижная) опора

Основными строительными конструкциями сооружений транспортёрных галерей, как правило, являются:

  • фундаменты под опоры – монолитные, железобетонные, стаканного типа;
  • опоры – стальные, решётчатые, плоские (качающиеся) и пространственные (неподвижные);
  • фермы пролётных строений – стальные, сварные, с параллельными поясами и треугольной системой решётки, сечения стержней ферм из стальных прокатных профилей;
  • балки покрытия и перекрытия, опорные балки – из стальных прокатных профилей;
  • перекрытие – как правило, сборные плоские керамзитобетонные трёхслойные плиты с утеплителем;
  • покрытие – из стальных оцинкованных профилированных листов с пароизоляцией и утеплителем (минераловатная плита повышенной жёсткости) или из сборных железобетонных панелей;
  • стены – из трёхслойных панелей типа «Сэндвич» (два слоя оцинкованных профилированных металлических листов с утеплителем между ними) или керамзитобетонных стеновых панелей;
  • кровля – как правило – рулонная, совмещённая, с организованным наружным водоотводом или из стальных оцинкованных профилированных листов.

В рамках проведения экспертизы промышленной безопасности, для оценки фактического состояния транспортёрных галерей проводится их обследование, которое выполняется в соответствии с «Программой обследования» и включает в себя:

  • анализ проектной и эксплуатационной документации, имеющейся в архиве Заказчика;
  • рассмотрение фактических условий воздействия на строительные конструкции галереи;
  • уточнение нагрузок на строительные конструкции галереи;
  • установление влияния технологического процесса на состояние строительных конструкций галереи;
  • проверку состояния строительных конструкций:
    • а) визуальный осмотр строительных конструкций галереи;
    • б) обследование конструктивных элементов галереи: фундаментов, опор, ферм пролётных строений, конструкций перекрытия и покрытия, стен, и др.;
    • в) техническую диагностику строительных конструкций специальными приборами и инструментами, неразрушающими и другими методами контроля;
    • г) выполнение необходимых поверочных расчётов с учётом фактических нагрузок и определение срока эксплуатации до капитального ремонта;
  • оформление Акта обследования (оценки технического состояния) строительных конструкций галереи, с приведением характеристик основных выявленных дефектов и повреждений конструктивных элементов, с выдачей рекомендаций по устранению замечаний, сделанных в процессе экспертизы (обследования) для дальнейшей безопасной эксплуатации строительных конструкций галереи.

Следует отметить, что в связи с тем, что галереи являются высотными сооружениями, их обследование проводится с использованием альпинистского снаряжения специалистами, обученными и аттестованными в установленном порядке методам промышленного альпинизма.

Характерные дефекты и повреждения основных строительных конструкций транспортёрных галерей и рекомендации по устранению дефектов и повреждений приведены в таблице:

п/п

Характерные дефекты и повреждения Рекомендации по устранению дефектов

и повреждений

По металлоконструкциям галереи:
1 Отклонения ветвей опор от вертикали из плоскости галереи превышают допускаемые по п.4 табл. 4.9 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции». Выполнить поверочный расчёт опор с учётом отклонений.
2 Разрушение сварных швов крепления соединительных планок к уголкам раскосов металлоконструкций (рис. 3).

Отсутствие сварных швов в узлах крепления раскосов к фасонкам (рис. 4).

Погнутости полок стоек и раскосов, уголков верхнего и нижнего поясов, ветвей опор, фасонок.

Коррозия металла фасонок в узлах крепления стоек и раскосов к нижнему поясу ферм в местах отсутствия отверстий в стенках стоек для пропуска воды.

Выполнить усиление элементов по специально разработанной проектной документации.

При выполнении работ по усилению произвести очистку конструкций, подверженных коррозии, до чистого металла.

3 Отсутствие отверстий для пропуска воды в узлах крепления стоек к нижнему поясу ферм. Выполнить отверстия для пропуска воды в узлах крепления стоек к нижнему поясу ферм.
4 Скопления мусора, продуктов коррозии в узлах крепления стоек к нижнему поясу ферм. Регулярно (не реже двух раз в год) производить очистку нижних узлов ферм от пыли и мусора, с восстановлением в случае необходимости лакокрасочного покрытия
5 Зазоры между торцами стыкуемых элементов поясов в узлах ферм и опор менее 50 мм, требуемых по п. 15.2.3 СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции». Обращать внимание при плановых осмотрах конструкций галереи и последующем обследовании с целью своевременного обнаружения трещин и других повреждений, в связи с несоответствием величины зазоров требованиям свода правил.
6 Применение стали для изготовления опор и ферм пролётных строений транспортёрных галерей не соответствующей требованиям таблицы В.1 СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции». Обращать внимание при плановых осмотрах и последующем обследовании с целью своевременного обнаружения трещин и других повреждений, в связи с несоответствием примененной марки стали современным требованиям строительных норм и правил.
7 Разрушение защитного лакокрасочного покрытия и коррозия стальных элементов опор, ферм пролётных строений, балок перекрытия и покрытия. Выполнить очистку металлоконструкций от остатков разрушенного защитного лакокрасочного покрытия, продуктов коррозии и восстановить антикоррозионную защиту лакокрасочными материалами в соответствии с п. 9.3 СП 28.13330.2012 «Защита строительных конструкций от коррозии».
По плитам перекрытия и полу галереи:
8 Разрушение бетона плит перекрытия, оголение и коррозия арматуры (рис. 5). Выполнить усиление плит по специально разработанной проектной документации.
9 Разрушение бетонной стяжки пола галереи, оголение и коррозия арматурной сетки (рис. 6). Выполнить ремонт пола.
По конструкциям покрытия
10 Сквозная коррозия стальных профилированных листов настила (рис. 7). Выполнить замену повреждённых листов покрытия по специально разработанной проектной документации.
По стенам
11 Разрушение защитного слоя бетона керамзитобетонной стеновой панели, оголение и коррозия арматуры (рис. 8). Выполнить торкретирование мест с разрушением защитного слоя стеновых панелей цементным раствором или лёгким бетоном, с предварительной очисткой поверхности и обработкой оголённой арматуры антикоррозионным составом.

12588a4ae9b44e985307f41e943ba295.png

Рис. 3. Разрушение сварного шва крепления соединительной планки к уголку раскоса.

b361f90e82294332604b954b1f4ffccc.png

Рис. 4. Отсутствие сварного шва по перу уголка раскоса.

59ed1a3f1f76b9e9259451caebf3d93c.png

Рис. 5. Разрушение бетона плиты перекрытия, оголение и коррозия арматуры.

c66b631b3ba8da73f064dcfb194b18ef.png

Рис. 6. Разрушение бетонной стяжки пола галереи, оголение и коррозия арматурной сетки.

1032d011d43de19bfab8e688e4453710.png

Рис. 7. Замачивание, сквозная коррозия профилированных листов настила.

55c9bd008a79839e2812fba0f964e172.png

Рис. 8. Разрушение защитного слоя бетона стеновой панели, оголение и коррозия арматуры

Конечно же, в данной статье приведены не все дефекты и повреждения транспортёрных галерей, а только наиболее характерные и часто встречающиеся.

По результатам проведённого обследования проводиться классификация состояния строительных конструкций галереи согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» выполняется оценка технического состояния строительных конструкций галереи, разрабатываются рекомендации по устранению выявленных при обследовании дефектов, повреждений и обеспечению безопасной эксплуатации сооружения.

По результатам проведенной экспертизы составляется заключение экспертизы промышленной безопасности галереи с выдачей заключения о соответствии сооружения требованиям действующих нормативных документов в области промышленной безопасности, делаются выводы о возможности дальнейшей эксплуатации. Составление заключения экспертизы промышленной безопасности производится на основе анализа материалов, представленных Заказчиком, и материалов обследования состояния строительных конструкций галереи.

Заключительным этапом экспертизы является сдача заключения ЭПБ Заказчику, который передает его на регистрацию в РОСТЕХНАДЗОР.

Выполнение рекомендуемых мероприятий по устранению выявленных в процессе экспертизы дефектов и повреждений строительных конструкций транспортёрных галерей позволит избежать предаварийных и аварийных ситуаций на опасных производственных объектах промышленных предприятий.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 №538, зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 №30855).
3. ГОСТ 31937-2011. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. – М.: Стандартинформ, 2014.
4. Руководство по проектированию транспортёрных галерей. – Стройиздат, М., 1979.
5. СП 16.13330.2011. Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81*. – Минрегион России, М., 2011.
6. СП 28.13330.2012. Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85. – Минрегион России, М., 2012.

_______________________

УДК 66.013:621.643:624.21

В статье приведены конструктивные особенности транспортёрных галерей, приведены характерные дефекты и повреждения, приведены их описания и рекомендуемые способы устранения.

Ключевые слова: галерея, экспертиза промышленной безопасности, опора, пролётное строение, ферма

Комментарии