Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

Комплексное обследование рельсовых крановых путей

В.Е. Остапенко, главный инженер (ООО «Алтайстройдиагностика»), С.А. Горбенко, директор (ООО «Алтайстройдиагностика»), А.П. Васильев, главный инженер проекта (ООО «Алтайстройдиагностика»), А.Н. Мурадов, зам. директора по развитию, начальник лаборатории неразрушающего контроля (ООО «Алтайстройдиагностика»).

Безопасность эксплуатации подъемных сооружений регламентируется Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

a26852bbdc15dc517953d4d8a7f045d4.jpg

Рельсовый крановый путь – устройство (сооружение), состоящее из направляющих (рельсов), соединений и креплений направляющих, а также путевого оборудования, предназначенное для передвижения по нему грузоподъемных машин на рельсовом ходу.

Периодическое комплексное обследование рельсовых путей проводится специализированными организациями и включает выполнение следующего комплекса работ:

  • проверку наличия службы эксплуатации, отвечающей за состояние рельсовых путей; проверку наличия проектной и эксплуатационной документации;
  • поэлементное обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния рельсового пути;
  • подготовку результатов комплексного обследования: оформление инструментальных замеров, включая измерения сопротивления его заземления и составление ведомости дефектов.

Комплексное обследование рельсовых путей должно проводиться не реже одного раза в три года. Внеочередную проверку наземных рельсовых путей проводят после продолжительных ливней или зимних оттепелей, отрицательно влияющих на состояние земляного полотна и балластного слоя.

В соответствии с п. 148 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» рельсовые пути не подлежат учёту в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и в соответствии с п. 264 ФНП «ПБ ПС» экспертизе промышленной безопасности не подлежат.

На начальном этапе обследование крановых путей включает в себя проверку наличия проектной, эксплуатационной документации и оценку ее состояния. Проверяется наличие в эксплуатационной документации информации о крановых путях, требованиях к эксплуатации крановых путей и соответствия данной информации требованиям нормативно-технической документации.

Далее проверяется наличие приемо-сдаточной документации на крановые пути и проводится сравнение соответствия требований к крановым путям, указанным в эксплуатационной документации, с требованиями приемо-сдаточной документации. Помимо этого должно быть проверено наличие справки о фактической группе классификации грузоподъемного крана в соответствии с режимом его работы.

На этапе проверки службы эксплуатации крановых путей проверяется:

  • наличие аттестованного обслуживающего персонала;
  • приказов о назначении специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС;
  • оценка качества работ по техническому обслуживанию путей и наличию отчетной документации - журнала наблюдений за техническим состоянием крановых путей (паспорт);
  • выполнение предписаний органов Ростехнадзора, выданные до проведения обследования.

Далее проводится обследование рельсовых крановых путей по каждому из элементов с оценкой их фактического состояния, которое включает в себя:

  • внешний осмотр с выявлением внешних повреждений (трещины, сколы, вмятины и другие недопустимые дефекты), а также измерение геометрических размеров направляющих элементов, по которым перемещаются колеса крана, с определением фактического износа направляющих;
  • внешний осмотр промежуточных, стыковых соединений и производится сравнение с требованиями, указанными в проектной и эксплуатационной документации;
  • внешний осмотр состояния путевого оборудования. Производится осмотр тупиков, ограждений, ограничителей передвижения, предупредительных знаков и других элементов и производится сравнение с проектной и эксплуатационной документацией;
  • внешний осмотр заземления путей и измерение сопротивления его заземления;
  • выполнение планово-высотной съемки рельсовых крановых путей с использованием геодезических приборов и производится сравнение отклонений элементов рельсового пути от проектного положения в плане и профиле.

Предельные величины отклонений рельсового пути от проектного положения в плане и профиле согласно приложению 8 ФНП «ПБ ПС»

1f135fd3e265d4f742563fa530f6ce6f.jpg

На рисунках 1-3 приведены характерные дефекты стыковых соединений рельсовых крановых путей.

77fa52870b9e978dc06b7ebdf62fc58a.png
Рисунок 1. Стык рельсов. Отсутствует один болт соединения накладок между собой. Зазор в стыке рельсов 7 мм.

71cd24f18ede251ac68abe9ba1c69a61.png
Рисунок 2. Стык рельсов. Отсутствуют два болта крепления. Оторвана перемычка заземления.

84f5cc775a088e5c9f5047876f71146b.png
Рисунок 3. Стык рельсов. Отсутствуют два болта крепления. Зазор в стыке рельсов12 мм.

Результаты комплексного обследования оформляются актом. В акте приводятся все выявленные нарушения со сроками и рекомендациями по устранению.

Комплексное обследование рельсовых крановых путей позволяет своевременно выявлять и предотвращать возможные аварии на производстве, грамотно спланировать предупредительный или капитальный ремонт и обеспечивает выполнение требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов

_______________

УДК 69.059.14

В статье рассмотрен пример проведения комплексного обследования рельсовых крановых путей
Ключевые слова: крановый путь, комплексное обследование, подъемное сооружение.

Список литературы

1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

2. РД10-138-97 «Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин. Часть 1. Общие положения. Методические указания».

Комментарии