Довольно часто в средствах массовой информации появляется фотография времен Великой Отечественной Войны – паренек работает на токарном станке стоя на деревянном ящике.
Жестокое было время. И вместе с воинами, сражавшимися на фронте; взрослыми, трудившимися в тылу,- эту жестокость в полной мере познали на себе дети родившиеся в 1927 году по 1941 год и в последующие годы войны. Они пережили всё: голод, смерть близких, непосильный труд и разруху. Дети не знали что такое душистое мыло, сахар, удобная новая одежда и обувь.
И если о жизни городских детей созданы многочисленные фильмы, поставлены спектакли и написаны книги, то тема о сельских детях войны практически не затрагивается. А напрасно, ибо во время Великой Отечественной Войны население нашей страны было по преимуществу сельским.
Восполнить этот пробел можно и нужно. Пока ещё могут рассказать нам о своей жизни сельские дети войн, Все они уже давно старики и учат своим примером молодое поколение дорожить всем, что у них есть. Но зачастую этим старикам не уделяют должного внимания, а для них так важно передать свой опыт другим.
Живет в городе Бузулук одинокий старый человек, которому автор настоящей публикации многим обязан - это мой двоюродный брат Бородкин Анатолий Иванович, которому 09 января 2016 года исполняется 80 лет. таким образом на момент начала войны ему было чуть больше пяти лет.
Своими воспоминания об этом периоде своей жизни Анатолий Иванович делится крайне неохотно, но все же делится. Всех их в рамки газетной заметки не поместить , но несколько фрагментов необходимо привести.
Будь она проклята!
Родители мои были люди самостоятельные, солидные и домовитые , в общем настоящие сельские жители . Наладили они свое хозяйство в селе Каменка, ныне Грачевского района добротно и основательно. И состав семьи увеличивали добротно и основательно. Все сломала война, будь она проклята!
Детство закончилось, не успев начаться.
Отца как младшего командира запаса призвали в первые же дни войны. Попал он на Западный фронт и участвовал в обороне Москвы. Из сохранившегося письма видно, что воевал он достойно и умело, ибо был представлен к правительственной награде.
Это было последнее письмо отца. Лишь через год, в ноябре 1942 пришел ответ на много численные запросы матери из которого следует , что сержант Бородкин Иван Андреевич без вести пропал. Ответ был страшным, поскольку в то время власти зачисляли всех без вести пропавших в число потенциальных изменников Родины.
Лишь через много лет выяснилось, что захоронили отца в братской могиле под Нарафоминском под фамилией Бородин. Писарская ошибка, в общем. Но из-за нее мое детство закончилось, так и не успев начаться.
Как и чем питались.
Во время войны столкнулось с острой проблемой нехватки продуктов питания. Питались плохо, в основном с огорода и леса. Ловили рыб из ближайших водоемов.
В летнее время хорошо выручал лес Поднимет нас мать рано утром, и пойдем мы ягоды разные собирать: смородину, боярку, шиповник , черёмуху, голубицу. Соберем, высушим и сдаем за деньги и на заготовку в фонд обороны. Собирали, пока роса не сойдёт. Как сойдёт, бегом домой – надо на колхозный сенокос, грести сено. Еды выдавали очень мало, по маленькому кусочку только бы всем хватило.
Мама держала огород, на котором работала вся семья. Ни одного сорняка не было. А воду на полив носили с речки, поднимались высоко в гору. Держали скот, если были коровы, то 10 кг масла за год отдавали на фронт. Копали замершую картошку и собирали оставшиеся на поле колоски
Во что одевались и обувались.
Всю весну, лето и осень ходили босиком – от снега до снега. Особенно плохо было, когда работали на поле. По стерне ноги кололи в кровь. Одежда была как у всех – холщёвые портки, телогрейка с чужого плеча.
Где- то в восьмилетнем возрасте научили меня плести лапти. И приспособился я их плести столь хорошо, что все соседи стали обращаться ко мне. Появилась возможность своим мастерством получить некий прибыток.
Как и где учились
В 1944 году несмотря на войну, мать отвела меня в первый класс начальной школы. Конечно, школы работали, но откровенно говоря процессу учебы время уделяли мало – в основном организованно работали в колхозе.
Учебников было мало - один на пять-шесть человек. Тетрадей вовсе не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку - это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек.
Спасибо товарищу Сталину за ремеслуху.
Впервые , как говорится «до пуза» я наелся когда начал учится в Железнодорожном училище № 5 станции Бузулук. Лишь потом я узнал, что лично Сталин дал указание подкормить подростков -дистрофиков через систему питания ремесленных училищ.
От имени родственников и близких автор заметки сердечно поздравляет Анатолия Ивановича Бородкина с 80-летним юбилей. Желаем ему душевного здоровья, крепости телесной и Помочи Божья в делах и замыслах.
Борис Скупов
СПРАВОЧНО:
Проживает Анатолий Иванович
Бородкин в г. Бузулук ,по адресу – улица
Бузулукская 100.
Контактный телефон: 8(353-42) 2-74-51.
Комментарии (0)