Снег бывает разным: полезным и опасным

Подпишитесь на канал

В России зима как всегда и наступает и протекает неожиданно. Особенно для строителей, коммунальщиков и дорожников. И каждый раз – это чуть ли не катастрофа или стихийное бедствие. При первом же снегопаде у нашей строительно-коммунальной и дорожно-транспортной братии начинается сезон панических авралов, вплоть до того, что на борьбу со снеговыми заносами и гололедом вынуждены выходить передовые отряды МЧС, вооруженные бронетранспортерами, и волонтеры с лопатами.

Введение

Один из сильнейших снегопадов за последние годы обрушился на столицу 12 января. За двое суток выпало более 32 сантиметров снега.

Для борьбы с заносами подключены все городские службы. Улицы убирают 60 тысяч человек и более 18 тысяч единиц техники. За двое суток с московских улиц вывезли 1,5 миллиона кубометров снега. Цифры впечатляют, ведь всего с начала зимы утилизировали около трёх миллионов кубометров.

Видимо зима взяла реванш за все предыдущее бесснежное десятилетие. Снегопады продолжаются с завидной периодичностью. Коммунальщики круглосуточно чистят магистрали, остановки, площади у станций метро и вокзалов. Однако водители и пешеходы продолжают сетовать на сугробы. Сложная ситуация образовалась во дворах. Жители сообщают о нечищеных пешеходных дорожках, лестницах, проездах, парковках и детских площадках. И все вдруг невзлюбили прекрасный дар природы – снег.

Снежная идиллия

Красив снег в тихий, ясный, морозный день. Белым искристым покровом лежит он на полях. Величав и прекрасен лес, одетый снегом. Пушистые снежные шапки покоятся на мохнатых лапах елей. Тишина. Только медленно и плавно опускаются снежинки. Приглядишься, и невольно охватывает изумление перед совершенством и разнообразием их форм. Хрупки и недолговечны эти создания природы. Только что выпавший снег образует рыхлый покров. Он мягок, легок, пушист и кажется вполне безобидным.

Большинство представителей населения Земли видели снег только в холодильнике. Снегопады в субтропической и тропической зоне нашей планеты весьма редки и приводят жителей южных стран в состояние коллапса.

Иное дело Русь-матушка. В центральных областях России зима хозяйничает более полугода. Россияне ворчат зимой лишь во время... бесснежья: «ох уж эта эта гнилая погода – когда же снежок выпадет?», или «что творится с климатом – дети в снежки не могут поиграть…»

Снежные проказы

Все снежная идиллия разительно меняется, когда снег приходит в движение. Он превращается в грозную силу, способную вызвать страшные бедствия.

Снежинки, находящиеся на поверхности рыхлого покрова, начинают перемещаться при скорости ветра более 2 м/с ,а это соответствует скорости быстро идущего человека. В ясный зимний день, порой на большом расстоянии, становятся заметными снежные струи, возникающие на полях. Снег как бы дымится в тех местах, где бегут струи.

При более сильном ветре кажется, что по полю стелется густая ватная масса. Это - поземка. По мере усиления ветра переносимый снег поднимается выше, даль затягивается снежной дымкой, в которой, извиваясь, движутся небольшие снежные вихри. Такое явление называют низовой метелью.

Зачастую при ветре начинается снегопад. Если ветер слабый (скорость меньше 2 м/с), то он переносит только снег, выпадающий из облаков, но не может привести в движение частицы, образующие снежный покров. Такая метель без переноса ветром частиц снега, уже упавшего ранее на земную поверхность, называется верховой.

Если ветер усиливается, а снегопад продолжается, то начинается одновременный перенос снега, выпадающего из облаков и сдуваемого с поверхности снежного покрова. Происходит общая, или двойная, метель.

Густые массы снега мчатся отовсюду, слепя глаза. Свирепствует ветер, быстро растут сугробы у домов, заборов, на дорогах. Если снег при метели немного влажен, он облепляет все предметы, превращаясь затем в лед. Особенно это опасно для линий электропередачи, телефонной и телеграфной сети. Провода провисают и при сильном ветре могут оборваться.

Снежные угрозы

Особенно сильные общие метели, разыгрывающиеся в Заполярье, в тундре, называют пургой. При первых признаках пурги все работы прекращаются. На аварийный режим переходят все коммунальные службы. Выход личного состава из казарм категорически запрещается. Их числа наиболее опытных офицеров и прапорщиков формируются команды, которые будут развозить пищу и воду по гарнизону. Меры крутые, но крайне необходимые и вот почему.

При пурге ветер имеет очень высокую скорость - до 40 - 45 м/с, или 145 - 160 км/ч. Словом говоря, он мчится, как скорый поезд. Ветер с силой давит на идущего человека и препятствует его передвижению. Становится трудно дышать. Переносимый снег так плотен, что не видно собственную ладонь на вытянутой руке.

Не всякая собака пойдет с командой развозящей пищу. Движутся они по канатам заранее натянутым от здания к зданию, чтобы не потерять дорогу; на путь в несколько десятков метров они иногда затрачивают более часа.

Катастрофично, если же пурга протекает при низкой температуре, ибо снежные частицы приобретают большую твердость. От ударов оледенелых снежных частиц перетираются канаты, веревки и тросы. Ржавые предметы машин и механизмов полируются до блеска. На деревянных стенах зданий протачиваются узоры глубиной до 3мм. Славу Богу, весь этот ужас продолжается не более 2-3 часов.

Снежные заносы

Снежные метели - привычное явление для населения нашей Родины, значительная часть огромной территории которой находится в северных широтах. Однако транспортникам метели всегда причиняли большие трудности и беспокойство. Первыми это испытали железнодорожники.

Выдающийся русский инженер-железнодорожник Н. Е. Долгов, называл снежные метели «грозным великаном», с которым приходится вести борьбу путейцам. Он так писал в одной из своих книг в 1909 году: «Железные дороги в России существуют уже 50 лет, и все это время ведут ожесточенную борьбу с заносами, которые в равнинной местности нашего отечества с низкой зимней температурой и высокими снежными покровами достигают такой интенсивности, что нередко останавливают всю жизнь железных дорог на продолжительное время».

Смею уверить любознательных читателей, что и через 100 лет снежные заносы на железных дорогах не изменили своей коварной природы.

На автомобильных дорогах борьбе со снежными заносами не придавалось вначале особого значения, пока автомобильное движение не стало достаточно интенсивным. Например, еще зимой 1932 - 1933 гг. дороги Московского узла очищались от снега лишь в радиусе 30 км от столицы, а на следующую зиму эту зону расширили до 50 - 75 км.

Быстрое развитие автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения по дорогам, рост автобусных перевозок потребовали резкого улучшения зимнего содержания автомобильных дорог.

Современные исследования показывают, что при образовании снежных заносов на дорогах, средняя скорость движения автомобилей нередко падает до нескольких километров, а при сильных снежных заносах - даже до нескольких десятков метров в час. Установлено, что на дорогах с интенсивным движением потери в течение одних лишь суток, вызванные увеличением себестоимости перевозок из-за снежных заносов могут быть равны затратам на зимнее содержание дороги в течение всего зимнего периода.

Нередко из-за снежных заносов срываются перевозки скоропортящихся продуктов. В снежных пробках даже на центральных автомагистралях водители проводят порой несколько суток. В прессе полно заметок о том, что они порой теряют человеческий облик: дело доходит до драк и применения оружия.

В этом году печальные известия приходят с моей родины – Оренбуржья. На печально известной со времен А.С. Пушкина трассе Оренбург – Орск, сложилась тревожная ситуация и погибли люди. В причинах стоит обстоятельно разобраться. Но одно тревожит, что предпосылки к данным печальным фактам были заложены еще при проектировании автотрассы.

Учитывая это, в настоящее время стремятся сделать зимнее содержание автомобильных дорог таким же четким и надежным, как зимнее содержание железных дорог. Однако зимние погодные условия в отдельных районах нашей страны порой бывают так суровы, что избежать перерывов движения по дорогам не всегда удается.

Снежные лавины

Снег может прийти в движение не только под действием ветра. Падающий под действием силы тяжести снег бывает еще более грозным, чем переносимый ветром. Сход лавин в горах порой имеет такие катастрофические последствия, с которыми не могут сравниться бедствия, вызываемые метелями.

По своим страшным последствиям выделяется, например, Уаскаранская катастрофа. 10 января 1982 г. в 6 ч вечера гигантская лавина сошла с горы Невадо-Уаскаран в северных Андах (Южная Америка). Объем ее составлял около 3 млн. м3 плотного снега и льда. Лавина устремилась вниз, спускаясь с гор к океанскому побережью.

На пути ее лежали населенные пункты, где жители в этот вечерний час, закончив работу, отдыхали и развлекались, совершенно не догадываясь о стремительно надвигающейся беде.

Лавина захватила на пути песок, гальку, валуны, талую воду и объем ее возрос до 10 млн. м3. Развив огромную скорость, она спустилась на 4 тыс. м, прошла путь в 16 км и запрудила р. Сайту, которая затем прорвалась через запруду. Хлынувшие массы воды снесли все мосты вниз по течению. На своем пути лавина полностью уничтожила г. Ранаирку и шесть селений, а четыре селения разрушила частично. Погибло около 4 тыс. чел. и 10 тыс. домашних животных.

Так то же представляют собой лавины?

Лавина – это снежная масса, соскользнувшая с горного склона и движущаяся вниз под действием силы тяжести. Она увлекает на своем пути все новые количества снега. Даже сравнительно небольшие лавины имеют объем 10 – 20 тыс. м3, лавины средних размеров 100 – 200 тыс. м3, а объемы больших, как это видно на примере Уаскаранской лавины, составляют миллионы кубометров.

Лавины нередко движутся со скоростью 90 – 100 км/ч, т. е. близкой к скорости курьерского поезда. Однако имеются сведения и о гораздо больших скоростях. Так, скорость одной лавины, сошедшей в Альпах, составляла 194 км/ч, а другой - 350 км/ч.

Благодаря большой скорости и значительной массе лавины обладают огромной кинетической энергией, Если подсчитать кинетическую энергию лавины объемом в 1 млн. м3, спускающейся с высоты 1000 м при крутизне горного склона 30°, то окажется, что в конце пути эта энергия равна 1 190 000 000 кгс м, Удар такой лавины обладает чудовищной силой.

Лавины ломают дома, вырывают с корнем столетние деревья, сносят мосты, обрывают линии телеграфа и электропередач. Разрушительное действие лавин усиливается воздушной волной, которая движется впереди снежной массы. Воздушная волна сама по себе, даже без удара лавины о препятствие, вызывает значительные разрушения. Известен случай уничтожения воздушной волной горного отеля в Гоппенштейне (Швейцария) в феврале 1908 г.

Лавина остановилась в 4 - 5 м от отеля, но он был полностью разрушен воздушной волной, причем крыша была переброшена на противоположный склон горы. Постояльцы отеля, сидевшие лицом к горе, с которой сошла лавина, были задушены сильным давлением воздуха. В Глетше (Швейцария) воздушная волна от лавины сорвала и отбросила на 40 м большой пролет металлического железнодорожного моста массой в несколько тонн.

Лавины всегда составляют большую угрозу движению по дорогам. После схода лавины на дороге остается снежный завал, нередко занимающий несколько сот метров по протяжению дороги. В 1956г. на автомобильной дороге Ош - Хорог после схода лавины образовался завал протяжением около 600 м, высотой в отдельных местах до 24 – 26 м объемом около 100 тыс. м3. Наблюдатели упоминают случаи, когда высота завалов превышала 50 м.

Снег завалов отличается большой плотностью; 1 м3 его имеет массу 600 – 700 кг, а прочность быстро растет после образования завала. В таком снегу нередко встречаются камни, ветки и стволы деревьев, захваченные лавиной при падении по склону.

Лавины могут быть: сухими, состоящими из сухого порошкообразного снега; влажными - из сыроватого снега, легко скатывающегося в комки; мокрыми.

Сухие лавины сильно пылят при падении и обычно имеют большую скорость. Влажные и мокрые лавины движутся с меньшей скоростью, сползая вниз кашеобразной массой. Если же мокрая лавина имеет избыток воды, скорость ее очень сильно повышается, она напоминает жидкий грязевый поток.

По характеру падения лавины делятся на: ОСОБЫ (так называют снежные массы, соскальзывающие более или менее равномерным слоем со склонов); лотковые лавины, движущиеся по горным логам наподобие снежных рек; прыгающие лавины, которые, встретив на своем пути уступ, взлетают в воздух и как бы с трамплина обрушиваются в долину.

Заключение

В настоящей публикации предельно кратко представлены снежные проказы, опасности и угрозы. Абсолютно ничего не сказано о мерах борьбы с данными катастрофическими явлениями. Если читателям интересны указанные темы то автор готов поделится своими знаниями.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!