Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

Принципы формирования детского реабилитационного центра онкологии и гематологии в г. Ростове-на-Дону

6c1ed7787021b61cc1acb90cd78926f5.jpg

Автор: Шахова Ирина Евгеньевна - канд. арх., доцент кафедры Архитектуры жилых и общественных зданий Южного федерального университета, член Союза Архитекторов России

Актуальность разработки проектного решения детского реабилитационного центра онкологии и гематологии в г. Ростове-на-Дону обусловлена ростом онкологических заболеваний у детей, проблемами связанными не только с лечением, восстановлением здоровья, но и многими социально-психологическими факторами, затрагивающими не только ребенка, но и его семью.

Учитывая тяжесть онкологического заболевания и его лечения, происходит инвалидизация ребенка, затрагивающая не только физическое, но и психологическое состояние, меняется его место и роль в социальной жизни. Врачами поднимается вопрос о ведущей роли реабилитации детей с онкологическими заболеваниями.Отечественный и мировой опыт показывает, что эффективность лечения онкологических заболеваний у детей и подростков, качество жизни и гарантии психологического здоровья у ребенка, включенного в современную целостную систему реабилитации, неизмеримо выше, чем у детей, чье лечение проводится только в госпитальных условиях.

Травмирующим фактором для семьи является болезнь ребенка, длительное лечение, вынужденная изоляция, отстраненность от привычной жизни, а неопределенность ближайшего и отдаленного будущего отрицательно влияет на здоровье родителей. В не менее тяжелом и нестабильном положении оказываются братья и сестры, поскольку все материальные ресурсы и внимание родителей сосредоточены на больном ребенке.

Все вышеперечисленные проблемы обосновывают необходимость осуществления специальных программ комплексной реабилитации и должны включать следующие основные направления: – медицинское (лечение и восстановление в результате заболевания), физическое (укрепление мышечного корсета, адаптация к нагрузкам), социальное (решение личностных проблем детей и членов семьи, развитие интеллектуальных способностей), академическое (создание условий для интеграции ребенка в школу), педагогическое (работа арт-терапевтических мастерских, стимуляция познавательной активности).

Проведение данных мероприятий требует расширения материальной базы существующих специализированных учреждений, увеличения штата персонала и конечно наличие помещений, в которых должна проводиться реабилитация детей и подростков. Помимо этого необходимо создание особой среды, которая будет оказывать положительное эмоциональное воздействие на детей. Основной проблемой является отсутствие специализированных зданий для данной деятельности, размещение центров в приспособленных для реабилитации помещениях.

Учитывая актуальность решения вопросов реабилитации детей и подростков с онкологическими заболеваниями, на кафедре Архитектуры жилых и общественных зданий Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета студенткой Трусевич О. был выполнен дипломный проект «Детский реабилитационный центр онкологии и гематологии в г. Ростове-на-Дону» (руководитель доц., канд. арх. Шахова И. Е.).

d4a37742ade66afc93cb628da6f658d7.jpg

В результате исследования и экспертного опроса врачей были получены данные об основных этапах оказания специализированной помощи детям и подросткам с онкологическими заболеваниями и выявлен ряд проблем, в числе которых:

-отсутствие детского онкологического реабилитационного центра в Ростове-на-Дону и Ростовской области;

-необходимость создания системы комплексной реабилитации детей и членов их семей на базе поликлиник, городских клубов, спортивных учреждений, школ;

-организация в условиях стационара помещений для проведения праздников, досуговых и учебных занятий детей проходящих реабилитацию;

-размещение пансионата или гостиницы для родителей;

-расширение клинической и научно-исследовательской базы медицинского университета.

В ходе дипломного проектирования автором была предложена идея создания специализированного онкопедиатрического реабилитационного центра, где будут максимально учтены принципы комплексной реабилитации, условно разделенные на три основных этапа:

-клинический, в котором, помимо лечения создается среда для выработки положительных эмоций у детей. В стационаре следует предусмотреть помещения для арт-терапии, игровые, зимний сад, залы для музыкальных занятий и праздников;

-оздоровительный, характеризуется увеличением физической и психологической активности детей, для этого требуется размещение спортивных и тренажерных залов, бассейна, кабинетов лечебной гимнастики;

-адаптивный, при котором достигается нормализация или стойкая ремиссия физического и морального состояния ребенка. На данном этапе необходимо создание среды, приближенной к обычным условиям жизни – учеба, кружковые занятия, прогулки.

Основной концепцией реабилитационного центра (помимо лечения) являлось создание многофункционального игрового пространства для детей, которые находятся на лечении длительное время и ограничены в общении с внешней средой, превращение протяженных коммуникаций в «улицы», ведущие к «площадям», на которых в зависимости от времени года и ситуации можно разместить новогоднюю елку, игровой комплекс; провести концерт или праздник. Главной идеей проекта прозвучало решение внутреннего пространства комплекса, сосредоточенность на создании оптимистичной среды обитания больных детей.

Автором в ходе проектирования были поставлены следующие задачи:

-предложить архитектурно-планировочное решение детского реабилитационного центра онкологии и гематологии для Ростова-на-Дону и Ростовской области;

-определить оптимальное объемно-планировочное решение центра, которое может обеспечить организацию комплексной медицинской, психологической, социальной, лечебно-оздоровительной и педагогической реабилитации детей с онкологическими заболеваниями и их семей;

-создать на основе центра поликлиническое отделение для консультативного приема и диспансерного наблюдения детей г. Ростова-на-Дону и Ростовской области;

-предусмотреть в составе реабилитационного центра научно-исследовательский блок Ростовского медицинского университета.

На основании предпроектного анализа участок для проектирования реабилитационного центра был выбран в западной части г. Ростова-на-Дону на территории микрорайона «Ливенцовский» на площади 4,1 га. Основным фактором, повлиявшим на выбор участка явилась транспортная и пешеходная доступность детской областной больницы и детского онкологического отделения, расположенных на улице им. 339 Стрелковой Дивизии.

Выбранный участок по генеральному плану перспективной застройки г. Ростова-на-Дону отводится под застройку лечебно-профилактическими учреждениями и граничит с территорией насаждения специального назначения.

Согласно принятому проектному решению основной въезд и парковки для персонала центра организованы в северной части участка с ул. им. 339 Стрелковой Дивизии. Второй въезд на территорию для медтранспорта и пациентов располагается с востока, со стороны местного проезда. Хозяйственная зона при пищеблоке и гараже имеет въезд с западной стороны участка. Таким образом, юго-восточная и южная часть территории отведена под игровые площадки, пруд и прогулочную парковую зону.

Разработанный комплекс реабилитационного центра представляет собой единый объем, состоящий из семи зданий, которые отличаются по функциональному назначению, этажности и архитектурно-художественному решению.

В состав детского реабилитационного центра онкологии и гематологии входят следующие функциональные блоки: лечебный, поликлинический, научно-исследовательский, административный, лабораторный, гостиничный, рекреационный, оздоровительный, учебный.

Основные композиционные оси центра на своем пересечении создают атриумные многосветные пространства, характер которых меняет свое назначение в зависимости от расположения в функциональных блоках.

Лечебный блок на 70 мест представляет собой вытянутый трехэтажный объем, ориентированный на юго-восток.Основная коммуникация – «улица» с игровой зоной, освещенная верхним светом, на которую выходят палаты различной вместимости (на 2-3 человека, для ребенка с мамой), процедурные, кабинеты врачей, комнаты для занятий. В центральной части «улица» прерывается атриумным пространством («площадью») для проведения праздничных мероприятий, музыкальных занятий и выхода в парк в теплое время года. Атриумное пространство и палаты оснащены большими витражными окнами, из которых открывается вид на водоем и парковую зону расположенную вокруг здания.

С запада к лечебному блоку примыкает оздоровительный, где размещаются массажные кабинеты, зал ЛФК, тренажерный зал и бассейн, из окон которого открывается панорама парка. В восточной части лечебный блок граничит с гостиницей в 5 этажей на 50 мест с 2-х, 3-х местными номерами, предназначенный для временного проживания родителей ухаживающих за детьми, членов семей проходящих психолого-социальную реабилитацию в центре, а также детей и родителей, приехавших из области на консультативный прием. Помещения для выписки примыкают к гостинице, где в помещении для ожидания, детей встречают родители. Данное пространство продолжает главную композиционную ось («улицу») стационара, которая переходит в аллею парка, ведущую в город.

Рассредоточенная организация входов в поликлинику, приемное отделение центра и гостиницу объединяет открытое пространство площади, где располагается проезд к приемному отделению, детская игровая площадка и прогулочная аллея. Расположенный на втором этаже учебный блок (для детей) соединяет стационар и поликлиническое отделение, акцентируя внимание на данных зданиях. Стоящий на опорах объем визуально отделяет входную группу приемного отделения, располагающуюся в глубине площади, и функционально разграничивает пространство. В учебном блоке располагаются классы для занятий, библиотека и кабинеты социально-психологической реабилитации детей, как проходящих лечение, так и находящихся на диспансерном наблюдении, а также для психологического сопровождения родителей и сиблингов (братьев и сестер больных детей).

Поликлиника на 100 посещений представляет собой кубический трехэтажный объем, в котором расположены регистратура, справочная, кабинеты врачей и функциональной диагностики, лаборатория. Композиционным ядром поликлинического отделения является атриум, в котором располагается игровая площадка для детей и родителей, ожидающих приема. В отделке фасадов лечебного, оздоровительного, рекреационного и гостиничного блоков предусмотрено применение дерева, бетона, камня и стекла. При этом создается спокойный характер объемов, гармонично вписанных в среду. В интерьерах поликлиники и стационара также используются в основном натуральные материалы разных цветов и фактур, дерево, дикий камень, текстиль с ярко выраженной фактурой.

Административный и научно-исследовательский блоки имеют переменную этажность (от трех до шести этажей) и располагаются в северной части реабилитационного центра. В научно-исследовательском блоке предусмотрен конференц-зал на 150 мест, учебные аудитории для студентов мединститута, помещения кафедр, рабочих кабинетов и лабораторий, научная библиотека. Архитектурно-планировочное решение блоков увязано с композиционной структурой центра и продолжает развитие многосветных атриумных пространств вокруг которых формируются помещения. Однако в данном случае они несут иную смысловую нагрузку, нежели в стационаре, формируют офисный характер деятельности, связывают весь комплекс реабилитационного центра. Здесь созданы вестибюльные пространства, где сосредоточены узлы вертикальных коммуникаций, озелененные пространства для психологической разгрузки сотрудников. Учитывая специфику деятельности и ориентацию зданий, фасадное решение данных блоков контрастирует с остальными объемами, представляя собой чередование плоскостей сплошного остекления.

Таким образом, в проведенном исследовании и предложенном проектном решении «Детского реабилитационного центра онкологии и гематологии в г. Ростове-на-Дону», предпринята попытка создать специализированное лечебно-профилактическое учреждение для комплексной реабилитации детей, а также членов их семей. Учитывая актуальность темы, следует отметить необходимость продолжения комплексного исследования и определения основных принципов проектирования объектов реабилитации детей с онкологическими заболеваниями.

276c586bdfbca82f76da6ddd6a4ef163.jpg

1ac3637adf79605dcbc12e75691fdbc1.jpg

d7f97ed09907f46f9c3fcec75b483a33.jpg

e4be37c626112ae5d04353cb99ebda63.jpg

55edaf1c85fe6919b44bc811082581cf.jpg

5ba52cf65549e09fd54dff263a5bed80.jpg

976af120b2a399c43fff4b88179cc804.jpg

Комментарии