Надо признать, что заседание Госсовета не совсем соответствовало заявленной повестке, а как-то сразу перешло в обсуждение жилищной проблемы.
А настроил камертон обсуждения лично Президент страны, на первой же своей минуте выступления заявивший: «10 лет назад мы приняли Градостроительный кодекс, который упорядочил нормативную базу в области строительства. За этот период нам удалось достичь заметных показателей в строительстве жилья, если не сказать – рекордных показателей. В 2014 г. было введено 84,2 миллиона м2, в прошлом году ещё больше – 85 миллионов, при этом на 20 % увеличился объём жилья экономического класса. Однако потребность людей в улучшении жилищных условий остаётся по‑прежнему высокой, и удовлетворить этот спрос можно только с использованием надёжных рыночных механизмов…»
Доступно опубликованные материалы заседания Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствованию градостроительной деятельности предельно лаконичны: вступительное и заключительное слово Президента РФ В.В. Путина, небольшой доклад руководителя рабочей группы – губернатора Красноярского Края В.А. Толоконского, содоклад министра строительства и ЖКХ М.А Меня, краткие спичи руководителей думских фракций, покаянная речь нового руководителя НОСТРОЙ А.Ю. Молчанова, отчет об успехах жилищного строительства губернатора А.Ю Воробъева, выступление президента Нацобъединения застройщиков жилья Л.А. Казинца, весьма общие слова Игоря Шувалова и всего-то 11 265 слов в стенограмме.
По мнению профессионального строительного сообщества – не слишком густо для жилищного строительства, которое многие из них почитают «локомотивом строительной отрасли» да и всей экономики страны.
У ряда профессионалов жилищного строительства, прошедший Госсовет оставил горький осадок. Не добавило оптимизма и одна из заключительных фраз нашего лидера: «Вы знаете, жилищная проблема – это вечная проблема России, начиная вообще с незапамятных времен, она всегда остро стояла и никогда не была решена».
В течении почти года профессиональное строительное сообщество равнялось не «на грудь четвертого человека в строю, считая себя первым», а на внимание главного совещательного института власти Российской Федерации к вопросам строительного комплекса и градостроительной деятельности, а также обсуждению реальных шагов по реформированию и дальнейшему развитию строительной отрасли.
Предложений у экспертного сообщества, членов СРО и участников строительного рынка было очень много, и большинство из них предельно конкретны, потому что связаны с теми болевыми точками, с которыми строители сталкиваются каждый день при согласовании проектов и выходе на стройплощадку.
Среди болевых точек эксперты называли и называют проблемы ценообразования в строительстве, снижения административных барьеров, проблему доступности кредитных ресурсов, вопросы технического регулирования и инновационного развития строительного комплекса, градостроительной деятельности, импортозамещение стройматериалов и техники.
Весьма остро высказался на заседании Госсовета по проблеме ценообразования, заместитель председателя правительства Д.Н. Козак: «Следующий вопрос – это вопрос по ценообразованию в строительстве. Застаревшая, со множеством негативных исторических наслоений тема, в «чёрную дыру» улетают триллионы рублей, по предварительным оценкам.
В настоящее время подготовлен соответствующий проект федерального закона, он находится в Государственной Думе, который позволит осуществлять мониторинг стоимости строительных ресурсов – прежде всего строительных материалов, рабочей силы, – для того чтобы радикально обновить те застарелые сметные нормативы, которые в настоящее время действуют.
У меня на столе лежит замечательный отчёт с Керченской переправы. Там идёт масштабная стройка, где все строительные материалы закупаются через посредников, и посреднические цены увеличивают стоимость в три раза – на 200 процентов.
Эту работу необходимо осуществить как можно скорее. Но оказывается, что у нас даже ни в Правительстве, ни в федеральных органах исполнительной власти таких законных полномочий нет, поэтому подготовлен соответствующий законопроект, который позволяет эту работу провести».
Еще одной проблемой является чудовищный дефицит квалифицированных кадров в отрасли, отсутствие достойного кадрового резерва и, как следствие, снижение производительности труда. В «тучные» времена, когда строительный рынок был наполнен деньгами, в стройку пришло большое количество случайных и нахрапистых людей, при этом шло вымывание профильных специалистов – «ботаников» из отрасли.
В повестку заседаний Госсовета строительство, или «локомотив российской экономики», как любят говорить эксперты, попадает с завидной для других отраслей регулярностью. Так, в 2003 году на высшем уровне обсуждались перспективы рынка ипотечного кредитования, что придало динамику стагнирующему рынку. А конец 2004 года вообще стал временем расцвета ипотеки.
Постепенно недоверие к ипотеке со стороны как продавцов, так и заемщиков сошло на нет, и доля ипотеки в сделках с недвижимостью выросла с 5% в 2003 году до 40-50% в 2015 году. В 2010 и 2014 годах заседания Госсовета были посвящены дорожному строительству и развитию транспортной инфраструктуры, в 2011 и 2013 годах – проблемам жилищно-коммунального хозяйства.
Отметим, что после заседаний Госсовета в середине 2000-х пошло и робкое развитие нормативно-правовой базы строительства – в 2004 году принято несколько законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. Отметим среди них такие столпы градостроительной политики как Градостроительный Кодекс, Жилищный Кодекс и 214-ФЗ «О долевом строительстве…», в корне изменивший рынок жилищного строительства страны.
Не все принятые законы и внесенные изменения в Градостроительный Кодекс оказались продуманными и полезными. В 2007 году принимается 315-ФЗ - базовый закон о саморегулировании, а в 2010 году начинается полноценное формирование новой структуры строительного рынка. Большинство строительного сообщества полагают явно поспешной из всех реформ в отрасли – создание саморегулируемых организаций в строительстве.
Однако будущее самого института саморегулирования в строительстве остается туманным. Президент России В.В. Путин так выразил свое мнение: «Напомню, этот институт был организован именно по просьбе самих предпринимателей, создан для преодоления административных барьеров, для утверждения честного, неподкупного профессионального отношения к делу. А на деле, к сожалению, мы получили практически ту же бюрократию, но уже в лице бизнес-сообщества, те же чиновничьи подходы и использование, к сожалению, даже, это мы тоже отмечаем, своего положения в этих структурах отдельными предпринимателями в корпоративных интересах. Только с худшими всё последствиями, потому что дискредитируется сама по себе идея саморегулирования».
Но отказываться от этого института, конечно, не нужно. Нужно учесть все ошибки, провести необходимую реформу и направить потенциал профессионального сообщества на те направления, где оно действительно может принести пользу.
Вполне понятно, что простой публикацией материалов заседания Государственного Совета и «доброй волей» Президента России ни жилищную проблему, ни проблемы института саморегулирования ни другие проблемы строительной деятельности в раз не решить.
Сам В.В. Путин прямо говорит об этом:
«Уважаемые коллеги! Тема, вынесенная на сегодняшний Госсовет, многогранная и многоплановая, и сейчас мной обозначены только наиболее важные вопросы. Несомненно, у вас есть своё мнение, свой взгляд, свои предложения.
Мне Игорь Евгеньевич Левитин только что рассказывал, как шли дискуссии, вплоть до последней секунды, что называется. И естественно, потому что тема‑то очень важная. Она и экономически очень важная, и в социальном смысле очень важная для людей – одна из важнейших, что говорить, наряду с образованием, со здравоохранением».
Несмотря на свой совещательный статус, образованный указом президента РФ в сентябре 2000 года, Государственный Совет, является на сегодня одним из наиболее влиятельных государственно-политических институтов страны.
В рамках заседаний Госсовета идет не только диалог федеральной и региональной власти, но и широкое общественное обсуждение основных проблем государственного и частного секторов экономики, законодательства и правоприменительной практики.
Но давайте не обольщаться – Государственный Совет имеет лишь совещательный статус и его решения необходимо оформлять в законодательном порядке, а это уже вопрос времени и административного сопротивления и новых «деталей», в которых, как известно, прячется дьявол.
Очень важно присутствие на Госсовете глав регионов – именно они формируют градостроительную политику на местах, устанавливают или, наоборот, убирают пресловутые административные барьеры, обеспечивают благоприятный бизнес-климат или же инвестиционную засуху. Пусть косвенно, но именно от действий региональных властей зависят цены на стройматериалы, услуги и, в конечном итоге, на жилье.
Именно к ним обратился наш лидер: «От людей, которые находятся сейчас в этом зале, зависит решение этого вопроса».
Но и решении этого вопроса зависит и от нас – нельзя опускать руки, но необходимо следовать наставлению Конфуция: «Лучше зажечь одну свечу, чем ругаться на тьму».
Борис Скупов
Комментарии (0)