Что значит быть инженером сегодня? Почему о строительстве говорить может каждый, а строят лишь избранные специалисты? Кто таков современный инженер-строитель? И в чем состоит специфика его деятельности? Какие функции он призван выполнять? Такие вопросы довольно часто задают не только любознательные читатели, но и сами профессионалы строительной отрасли.
Введение
На первый взгляд эти вопросы не столь уж трудны, но на самом деле дать вполне адекватные ответы на них не так уж и просто.
Инженер-строитель есть как минимум специалист с высшим образованием. Об этом наивным соискателям этой профессии не устают твердить с самых высоких кафедр строительных вузов. При этом заслуженные мэтры строительных наук ссылаются многочисленные энциклопедии, словари и справочники.
Формально, право называться инженером дает диплом об окончании высшего технического учебного заведения. Но редко кого из свежеиспеченных инженеров встречает такой интеллигентный наставник как профессор В.Г. Горохов, который справедливо определяет: «Но на самом деле образование только тогда дает специалисту право достойно носить звание инженера, когда он действительно включен в инженерную деятельность, творчески применяет знания, приобретенные им в высшей школе и приобретенные после её окончания, когда он становится творцом новой техники, конструктором или технологом, нестандартно мыслящим проектировщиком, исполнителем, эксплуатационщиком, наконец, умелым организатором производства»
В большинстве своем на строительной площадке молодых выпускников вузов встречают расхожим афоризмом: «Выкинь из головы все чему тебя учили в высшей школе, ибо в конкретной инженерной деятельности тебе это не понадобится». Естественно старая гвардия великих строек социализма в этом утверждении явно перебарщивает.
Конечно, деятельность инженера, в принципе, носит творческий характер, предполагает преимущественно инновационные, нестандартные, неалгоритмированные операции, решения и действия, связанные с созданием нового в области техники, технологии и организации производства. Однако на практике это выглядит по-другому, так как инженеру зачастую приходится заниматься рутинной, механической, далеко не творческой работой.
Современный инженер – это не просто технический специалист, решающий узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой, основой жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современного инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая изначально формируется ещё в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-технической революции современного общества. Решая свои, казалось бы, узкопрофессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека, природу и не всегда наилучшим образом.
Вопросы о личности инженера, о специфике инженерной профессии, содержании и характере деятельности и труда инженера имеют исключительно важное не только философское, теоретико-методологическое, но и практическое, педагогическое значение, ибо от их решения в значительной мере зависят подготовка и переподготовка инженерных кадров, удовлетворяющих социальным, производственным и научно-техническим требованиям современности.
Некоторые замечания о кризисе инженерии
До недавнего времени часто, даже очень часто говорилось о говорится о кризисе инженерии. Некоторые исследователи называют по меньшей мере четыре области такого кризиса:
- поглощение инженерии нетрадиционным проектированием;
- поглощение инженерии технологией;
- осознание отрицательных последствий инженерной деятельности;
- кризис традиционной научно-технической картины мира.
И действительно, желая правильно и в духе времени решать насущные строительные проблемы, необходимо определится с нашей профессиональной активностью и ее взаимосвязью с окружающей средой. Неоспоримый факт, что изменяются технологии и вместе ними и наши профессиональные возможности, притом не только качественно, но и количественно. Наряду с динамичным развитием новых технологий, возрастает и наше негативное воздействие на окружающую среду.
Человеческая популяция растет ускоренными темпами, а одновременно растет ее мощь и влияние на окружающую среду. Каждые последние 20 лет человечество неуклонно прирастает на один миллиард и уже сегодня на одного человека приходится 250 кв.м. суши (причем всей – от арктических просторов до островов Папуа). А в натуре это участок земли размерами 16х16 метров. Какое еще время имеющиеся ресурсы будут удовлетворять потребности человечества?
И этот пагубный для будущего человечества процесс трудно не только остановить, но как- то замедлить. Несомненную роль в этом процессе играют инженеры и ученые. Если в начале 20 века в мире работало 100 тысяч ученых и инженеров то сегодня уже более 100 миллионов.
И что особо настораживает в современной обстановке – инженеры и ученые все более и более удовлетворяются ролью рабов золотого тельца. И нравственных барьеров этому практически нет – ведь отличительной чертой науки и инженерии является их независимость и работа по призванию, а за последствия их действий обычно отвечают политики и хозяйственники.
Сила воздействия науки и техники на экономическую и социальную действительность поистине огромная. Поэтому новые достижения и новые технологии должны быть безопасными и полезными и сегодня и в будущем.
Инженер, а в особенности инженер-строитель, по сути должен быть творцом действительности, но он становится им тогда, когда выходит за пределы границ материаловедения, технологий и расчетов. Но это происходит когда кроме функций и стоимости, создаваемых им технических и производственных решений он начинает интересоваться последствиями своего труда.
В настоящее время инженеру не достаточно заниматься только конкретными инженерно-техническими вопросами, он просто обязан разбираться в общих проблемах. И тогда в его деятельности появляются такие понятия, как жилая и архитектурная среда, эстетика, техническое наследие – иначе говоря «культурный ландшафт». Великие инженеры – такие как Леонардо Да Винчи, Томас Эдисон и Владимир Шухов – всегда твердили своим ученикам: «Иррациональное чувство красоты и разумная техническая деятельность – это два крыла несущие нас к истинной правде жизни».
В формировании современного технократа, этика также важна как и математика. В современную жизнь настойчиво входит иное определение инженера, ученого и профессионала вообще. До сих пор в технократ определятся как человек разбирающейся в технике. Сегодня превалирует иная точка зрения: технократом должен быть общественный деятель, который до 50% своего времени посвящает техническим проблемам. А если, например, техническим проблемам он занимается 90-100% рабочего времени, то это уже не инженер, а тот, к кому на Западе применяют емкое слово «Fachidiot»
Сейчас практически требуется новая, неклассическая инженерия, носящая комплексный характер и имеющая социотехническую направленность. Важный путь выхода из кризиса инженерии – это её гуманизация, целенаправленный учет её «человеческого измерения» и социокультурных оснований.
Весьма кратко о возникновение строительной инженерии как профессии
Необходимо напомнить, что слово «инженер» – латинского происхождения, его корень «ingenaire» в переводе означает «творить», «создавать», «изобретать», «внедрять». Оно впервые стало использоваться в античном мире, по-видимому, около III века до н.э. для названия специалистов, управляющих военными машинами, а также изобретателей этих машин.
А понятие «гражданский инженер» появилось в XVI веке в Германии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и других странах. В русских источниках слово «инженер» встречается уже в середине XVII века в «Актах Московского Государства».
Проблема возникновения и становления инженерии как профессии является весьма сложной. Хотя бы потому, что существуют несколько точек зрения на время появления профессии «инженер». Заметим, что современный человек склонен реконструировать и модернизировать явления прошлого, оценивая их мерками сегодняшнего дня.
Одни исследователи говорят уже об инженерах Древнего мира и называют в качестве первого из них Архимеда, другие считают, что правомерно говорить об инженерной профессии лишь с эпохи Возрождения (ХIV – ХVI вв.), третьи – полагают, что об этом можно говорить только с ХVII или ХVIII вв.
Для того чтобы разобраться в данной сложной проблеме, необходимо выяснить то , что понимается под профессией вообще и, следовательно, какие признаки следует отыскать в истории, чтобы уверенно заявить – с этого времени конкретное занятие получило статус профессии.
В Большой Российской Энциклопедии читаем: «Профессия (лат. professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteer – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является источником дохода». Как видим, у каждой профессии выделяются такие признаки, как определенный род трудовой деятельности (занятий) человека, необходимые для этого знания, навыки и опыт работы, источник дохода от этого рода занятий.
В основном деятели строительной науки специально изучающие проблемы становления и развития профессиональной группы инженеров, справедливо отмечают о том, что становление и развитие профессии можно было бы представить в виде следующих сменяющих друг друга этапов:
- выделение определённой совокупности трудовых функций и её закрепление за группой людей;
- обособление, включение в товарные отношения;
- социализация группы, приобретение ею особых черт социального облика и специфических общественных интересов;
- социально-классовая идентификация.
Для возникновения той или иной профессии требуются ещё её институциализация – общественное признание и особая организация. Институциализация профессии заключается в организации совместной деятельности совокупности лиц, учреждений, материальных средств, обеспечивающей определенную общественную потребность посредством функционирования системы взаимосогласованных норм, ценностей и стандартов поведения.
Таким образом, говорить о возникновении профессии можно лишь в том случае, когда она становится общественной потребностью, результатом общественного разделения труда, функцией инженерных кадров, деятельность которых институционально закреплена и обеспечивается соответствующей образовательной подготовкой и воспроизводством этих кадров.
Известный исследователь проблем инжиниринга В.Г. Горохов резонно замечает: «Инженерная деятельность возникает, когда изготовление орудий уже не может основываться только на традиции, ловкости рук, смекалке. А требует ориентации на науку, целенаправленное использование для этого научных знаний и методов».
В литературе встречаются весьма расширенные трактовки профессии инженера, усматривающие специфику его деятельности в приложении знаний вообще во всех сферах материального и духовного производства, в области услуг. Это привело к тому, что стали говорить о генных инженерах, зооинженерах, инженерах-социологах, инженерах по кадрам, даже об инженерах по пляжу и пр.
Многие исследователи верно указывают на то, что в таком широком понимании инженерная профессия оказывается размытой настолько, что теряет свои границы и своеобразие, это ведет к тому, что внешне похожий труд инженеров и квазиинженеров оценивается одинаково, что вызывает инфляцию и падение престижа инженеров.
На взгляд многих деятелей строительной науки, заслуживает особого внимания следующее определение: «Инженер – специалист с высшим техническим образованием, применяющий научные знания для решения технических задач, управления процессом создания технических систем, проектирования, организации производства, внедрения в него научно-технических нововведений».
В этом определении инженера довольно удачно схвачены особенности его деятельности, объединены такие его характеристики, как высокий образовательный уровень, знания и отдельные профессиональные черты.
Деятели ЮНЕСКО предлагает называть инженером такого работника, который умеет творчески использовать научные знания, проектировать и строить промышленные предприятия, машины и оборудование, разрабатывать (применять) производственные методы, используя различные инструменты (отдельно или в различных комплектах), конструировать эти инструменты, пользоваться ими, хорошо зная принципы их действия и предугадывая их «поведение» в определённых условиях. Инженер обязан в соответствующей степени учитывать требования экономики, техники безопасности и сохранности оборудования.
Основные исторические этапы развития инженерной деятельности
По-видимому, справедливо говорить о возникновении инженерной профессии всё же в эпоху Возрождения. Первые инженеры формировались из среды учёных, обратившихся к технике, или ремесленников – самоучек, приобщившихся к науке. Первые инженеры – это одновременно художники, архитекторы, консультанты, инженеры по фортификационным системам, артиллерии и гражданскому строительству, алхимики и врачи, математики и изобретатели. На Руси таких людей именовали «розмыслами».
В эпоху Возрождения появляется и первая техническая литература нового типа: энциклопедии технического знания, трактаты и инженерно-художественные размышления. Кроме того, меняется отношение к изобретательству, повышается социальный статус технического специалиста, архитектора.
Завершающий этап становления инженерной профессии связан с эпохой машинного производства и постоянного использования в нём научных знаний.
ХVII, ХVIII века характеризуются «цепной реакцией» технических и инженерных изобретений.
Д. Папен изобрёл паровой котёл, предложил конструкцию центробежного насоса, изобрёл несколько машин для подъёма воды, сконструировал печь для плавки стекла и т.д. Р.А. Реомюр изобрёл спиртовой термометр, А.Г. Белл создал телеграф и телефон, Р. Дизель изобрёл двигатель внутреннего сгорания, Н.И. Кибальчич впервые предложил создать совершенно новый ракетодинамический аппарат, прообраз современных пилотируемых ракет, разработал идею управления ракетой путём изменения наклона двигателя, разработал систему устойчивости аппарата.
И.П. Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового арочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами, построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций, изобрёл фонарь-прожектор, речное «машинное» судно с вододействующим двигателем и др., И.И. Ползунов изобрёл паровой котёл и др. Этот перечень можно продолжать и продолжать бесконечно.
Большое значение для инженерного дела имело образование в 1660 г. в Лондоне Королевского научного общества, а в 1666 г. Французской академии наук, а также возникновение школ прикладных наук, получивших наибольшее распространение во Франции. В этих условиях появились инженеры-профессионалы, имеющие формальные удостоверения своей компетентности и стремящиеся защищать свои профессиональные права и привилегии.
Таким образом, инженерная профессия окончательно сформировалась в ХVIII – ХIХ веках. А поэтому предшествующий этому времени период правомерно и точнее характеризовать как предынженерный, эмпирический и доинституциональный период в становлении инженерного дела.
О прообразе профессионального саморегулирования инженерной деятельности
В 1771 году в Англии возникла профессиональная инженерная ассоциация, где инженеры получили возможность обмениваться научно-технической информацией.
В 1818 году молодые специалисты образовали свой институт гражданских инженеров, где они могли уже не только обмениваться информацией, но и получать необходимую помощь в приобретении инженерных знаний, что способствовало повышению их профессионального уровня.
В ХVIII – ХIХ вв. в Европе и Америке возникают инженерные сообщества, ассоциации со своей иерархической структурой, в которую входят студенты (те, кто намеревается добиваться знания и полного членства в обществе), бакалавры (те, кто сдал экзамен данного института, но не имеет ещё достаточного практического опыта), член ассоциации с правом полного голоса (отработавший положенное число лет), полноправный член ассоциации (обладающий большим опытом, авторитетом и установившейся репутацией).
Профессиональные сообщества инженеров выполняют следующие основные функции:
- исследовательскую – поощряют научно-технические исследования и инженерные разработки;
- образовательную – стимулируют исследования интересующей их проблематики в школах и вузах, составляют программы курсов, имеют представительство в руководстве университетов или институтов и т.п.;
- квалификационную – присваивают звание инженера практикам, выдают «квалификационные листы» прошедшим курс обучения и сдавшим экзамены данной ассоциации.
В ХVIII в. были созданы первые учебные заведения для подготовки инженеров в Дании, Франции, Германии, Австрии и др. В России при Петре I были основаны: Пушкарская школа (1699), школа математико-навигационных наук (1701).
Инженеры по всему миру имели, имеют и будут иметь высокий социальный статус, как правило обладали развитым профессиональным самосознанием. Инженеры хорошо осознавали свое место и роль в обществе, в развитии материально производства и обеспечении научно-технического прогресса. Привлекательными выглядели и характер инженерного труда, а также высокий заработок.
Почему российская школа строительной инженерии растеряла свой некогда высокий общественный капитал-разговор особый и мы еще к нему вернемся.
О трех основных этапах инженерной деятельности и проектирования
Большинство исследователей инженерии полагают, что в развитии инженерной деятельности и проектировании существуют три основных этапа:
- классическая инженерная деятельность;
- системотехническая деятельность;
- социотехническое, гуманитарное проектирование.
Классическая инженерная деятельность включает в себя изобретательство, конструирование и организацию изготовления (производство) технических средств, а также инженерное исследование и проектирование.
Считается, что проектирование как особый вид инженерной деятельности сформировался в начале ХХ столетия, оно было связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью точного графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производство. Однако постепенно эта деятельность связывается с научно-техническими расчётами, чертежами основных параметров будущего технического устройства, его предварительным исследованием.
В инженерном проектировании следует различать «внутреннее» и «внешнее» проектирование. Первое связано с созданием рабочих чертежей (технического и рабочего проектов), которые служат основными документами для изготовления технической системы на производстве; второе – направлено на разработку общей идеи системы, её исследование с помощью теоретических средств, разработанных в соответствующей технической науке.
Проектирование следует отличать от конструирования. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, т.е. потребность в создании определенных объектов, вызванная либо «разрывами» в практике их изготовления, либо конкуренцией, либо потребностями развивающейся социальной практики (например, необходимостью упорядочения движения транспорта в связи с ростом городов) и т.п.
Продукт проектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов, таблиц, чертежей, графиков, расчётов, моделей в памяти компьютера и т.д.
Результат конструкторской деятельности должен быть обязательно материализован в виде опытного образца, с помощью которого уточняются расчёты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы.
Системотехническая деятельность
Во второй половине ХХ века изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система), но изменяется и сама инженерная деятельность, которая стала весьма сложной, требующей организации и управления.
Другими словами, наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по различным её отраслям и видам, нарастает процесс её интеграции. А для осуществления такой интеграции требуются особые специалисты – инженеры-системотехники.
Системное проектирование включает в себя три основных этапа:
- этап разработки системы;
- описание последовательности фаз и операций системотехнической деятельности;
- этап разработки системы.
В системотехнической деятельности можно выделить такие фазы, как изучение осуществимости, предварительное проектирование, детальное проектирование, а также такие операции, как подготовка технического задания, изготовление, внедрение, эксплуатация и оценка технического устройства.
Социотехническое проектирование
Его цель и задача – не просто создание технического устройства, механизма, машин и т.п., а обеспечение их нормального функционирования в обществе. Здесь главное внимание должно уделяться не машинам, компьютерам, а человеку и его деятельности, её социальным и психологическим аспектам, новой технике и технологии, что предполагает определенную гуманитарную диагностику и экспертизу.
Так, например, дизайн, будучи комплексной междисциплинарной проектно-художественной деятельностью, интегрирует в себе элементы естественно-научных, технических и социально-гуманитарных знаний, инженерного проектирования, конструирования и художественно-эстетического мышления.
Главная цель дизайна – создание предметного мира, гуманистически и эстетически оцениваемого как «человеческий», «соразмерный», «гармоничный» и «целостный»; здесь дизайнер выполняет сразу несколько профессиональных функций:
- выступает как исследователь, действует в соответствии с нормами научно-технической деятельности;
- выполняет функцию инженера-проектировщика и методиста, рассматривает продукт своей деятельности как проект;
- является художником, который наследует и эстетически преобразует достижения предшествующей художественной культуры с целью создания нового произведения искусства.
Эта многоликость ролей дизайнера фактически стирает грани между исследованием и проектированием, получением знаний и их использованием.
Из приведённого примера видно, что социотехническое проектирование существенно отличается не только от традиционной инженерной, но и системотехнической деятельности.
Социотехническая установка социального проектирования оказывает заметное влияние на все виды инженерной деятельности, ведет к признанию необходимости социальной, гуманистической, эстетической оценки техники, что существенно повышает меру социальной ответственности инженера за результаты своего труда и их последствия.
Несколько размышлений о гуманитарной подготовке инженера строителя
К сожалению, инженер-строитель часто понимается, как чистый «технарь», ограниченный лишь знанием техники. Даже в одном авторитетном словаре приходится читать следующее: «Инженерная деятельность – деятельность, направленная на применение научных знаний для создания технических объектов – сооружений, механизмов, устройств, машин и т.д. – и управления процессом их изготовления». Ныне же очевиден и тот факт, что гуманитарная подготовка инженеров становится просто необходимой, является важным показателем уровня их профессионализма, компетентности и интеллигентности.
Инженерная деятельность охватывает весь род занятий инженера и является родовым понятием по отношению к инженерному труду. Таким образом, трудом инженера является далеко не всякая его деятельность. Им является созидательно-преобразующая и продуктивная деятельность, требующая для своего осуществления определенных затрат интеллектуальных, психофизиологических и физических сил.
Сфера деятельности инженера шире сферы его труда. Инженерная деятельность – это не только труд, но и научно-технический поиск, общение, коммуникативная, информационная, организационно-управленческая деятельность и др. Деятельность инженера не ограничивается только технической деятельностью, хотя она для него и является главной.
Инженерно-техническая деятельность включает в себя разработку, проектирование и конструирование новой техники и технологии, изобретательство, инженерные исследования и расчеты, инженерное обслуживание текущего производства, эксплуатацию техники и технологии, контроль за качеством продукции, соблюдением стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, техники безопасности, противопожарной техники, разработку и осуществление перспективных планов по оценке и внедрению научно-технических достижений в практику и пр.
Академически считают, что характерными чертами инженерной деятельности являются:
- принадлежность к материальному производству, технической практике;
- техническая направленность (без и вне этого инженер лишается предмета своей деятельности);
- научная обоснованность (сознательное использование науки для прогресса техники);
- не отделимость её от технического и научно-технического творчества;
- её опосредованное воздействие на технику (инженер, как правило, сам не производит технику, не реализует свой проект, а делает это через рабочих).
Несмотря на некоторую близость, сходство научно-исследовательской и инженерной деятельности, между ними имеются существенные различия. Они отличаются объектами, характером и содержанием, средствами, целями, функциями и результатами деятельности.
Инженер - это практическая профессия, нацеленная главным образом на создание техники и технологии, на материализацию, «овеществление» научных знаний на производстве.
Учёный же преследует познавательные цели, в равной степени это относится к техническим наукам, которые составляют теоретическую и методологическую основу инженерной деятельности. Научная деятельность носит прежде всего познавательный характер, направлена на познание законов и закономерностей мира, техники, технологии и инженерной деятельности, а её главный результат – новое научное знание.
Важно заметить, что научно-исследовательская деятельность не является основной для инженера. Правда, если взять инженера-исследователя, инженера-разработчика, то его деятельность уже в значительной мере носит научный характер. Предметом деятельности здесь является содержание технического объекта.
Средствами инженерного труда служат научные знания – результаты научной деятельности, которыми инженер обычно пользуется в «снятом виде», в виде готовых формул, зависимостей различных величин и методов расчета, содержащихся в справочниках, технических и технологических инструкциях. К средствам инженерного труда относятся также социально-технические нормы и информация о состоянии материально-технического базиса общества, фиксируемая в виде каталогов, перечня номенклатуры изделий и т.п.
Результаты инженерной деятельности, как правило, представляются в знаковом виде (в виде чертежей, схем, программ, расчетов, описаний), а также в виде устных рекомендаций, объяснений, указаний и т.д.
В XX веке инженерия разделилась на множество отраслей и подоотраслей – физическая (электрическая, механическая, радиотехническая и т.п.), химическая (производство искусственных волокон, минеральных удобрений, лекарственных средств, товаров бытовой химии и т.д.), биологическая (биомеханика, бионика, биосинтез, биооптика, биоэнергетика и пр.) и др.
Выделяются три основные категории инженеров:
- производственник – выполняет функции технолога, организатора производства, инженера по эксплуатации;
- исследователь-разработчик – сочетает функции изобретателя, проектировщика и конструктора, участвует в процессе соединения науки с производством;
- «универсалист» (или системотехник) – инженер широкого профиля, задачи которого – организация и управление инженерной деятельностью и создание основных технических систем.
Очевидно, сейчас следует расширить эту типологию и включить в неё инженера, занятого социотехническим проектированием, основной целью которого является учёт социокультурных и антропологических аспектов инженерной деятельности и её результатов.
Промежуточное заключение
Сегодня требуется новое поколение инженеров владеющих более широким над-дисциплинарным мышлением, инженеров не только высокопрофессиональных, но чувствующих реалии современности, обладающих широким кругозором и перспективным видением будущего. Ведь еще Эйнштейн говорил, что воображение важнее знаний.
И до сих пор техника отвечала на вопрос «как» – как сделать много, быстро и дешево? Ныне этого явно недостаточно. Инженер должен задавать себе и такие вопросы: с какой целью следует это делать, каковы будут последствия и какова степень его ответственности перед людьми и обществом.
Но об этом мы поговорим в другой публикации.
Борис Скупов
Комментарии (1)