Даже на самом дне экономического кризиса российский строительный комплекс испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах низового и среднего звена управления: в мастерах общестроительных и специальных участков, в производителях работ и в руководителях строительных объектов. Так две трети московских прорабов не имеют даже среднего профильного строительного образования, сообщают строительные СМИ.
Листая бумажные и электронные страницы строительной прессы, поневоле придешь к выводу, что за пределами ЦБК ничего не строят, а уж средним профессиональным строительным образованием и вовсе не занимаются.
В первом полугодии 2016 года о 30-ом Московском строительном техникуме материалы публиковались ежемесячно. Чуть реже упоминалось о 21 и 41 строительных колледжах. А где остальные триста средних профессиональных строительных учебных заведений России, с многолетней историей и славными педагогическим традициями? Неужели там царит «безмятежная вековая тишина»?
Думаю пришла пора серьезно обсудить хотя бы некоторые аспекты и проблемы того как и чему учат современных техников – строителей в нашей провинциальной глубинке.
Скромно, не выпячиваясь, но храня достоинство, стоит в ряду прочих провинциальных средних профессиональных учебных заведений «Бузулукский строительный колледж», коллектив которого 70 лет копит, бережно хранит и щедро делится секретами педагогического мастерства обучения и воспитания техников-строителей. Но почему речь пойдет именно о нем любознательный читатель поймет несколько ниже.
Техник-строитель – строительного объекта повелитель
Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову приписывают крылатую фразу: «Армией непосредственно командую я и сержанты – остальные лишь доводят мои приказы до исполнителей». Но в этом постулате искусства управления, легендарный советский полководец отнюдь не оригинален.
Две тысячи лет тому назад, знаменитый Витрувий в своих «10 трактатах о строительном искусстве» писал, что классическая формула архитектуры: «Польза, прочность, красота» без специально подготовленных ремесленников и работников низового управления – приказчиков и управляющих – в материальное здание не воплощается.
Представители современной строительной науки подсчитали, что для ведения эффективной строительной деятельности необходимо чтобы каждый десятый строитель был думающим, то есть профессиональным инженером. Одну треть всех работников строительного комплекса должны составлять технические исполнители (техники-строители, техники-проектировщики, техники-технологи и т.д.). Еще одну треть должны представлять высококвалифицированные представители строительных ремесел, от плотника до оператора компьютерных монтажных установок.
И это не беспредметные фантазии. Строители Японии вступили в XXI век именно с таким кадровом раскладом в строительном комплексе страны.
Востребованность в толковых специалистах строительного дела существовала в Древнем Египте и Древнем Риме, в средневековой Европе и патриархальной России, в Советском Союзе и Соединенных штатах Америки». Существует она и сегодня во всех индустриальных государствах нашей планеты. И совершенно не важно как они называются сегодня. То ли по-современному: менеджерами и супервайзерами, то ли по-простому: прорабами и мастерами.
За четверть века постперестроечных реформ в строительном комплексе России иноземные термины низовых и средних управленцев как то не прижились. По прежнему, на строительных площадках, их величают «буграми», мастерами, прорабами и начальниками участков. А обобщенно именуют техниками-строителями.
Люди этой профессии как минимум должны обладать незаурядным физическим и душевным здоровьем. Ценятся в этой профессии хороший линейный глазомер, цветовосприятие и острое зрение. Чтобы стать высококвалифицированным мастером, надо обязательно иметь не только пространственное воображение, но и техническое мышление. Терпение, аккуратность, уравновешенность, исполнительность, организованность – неотъемлемые качества в профессии техника-строителя.
Техник-строитель осуществляет производственно-технологическую и организационно-управленческую деятельность в строительных организациях различных форм собственности, в службах капитального строительства, эксплуатации и ремонта промышленных и гражданских зданий и сооружений на должностях мастера, производителя работ, а также для подготовки проектно-сметной документации в проектных организациях на должностях, подлежащих замещению специалистами данного профиля со средним профессиональным образованием.
Техник-строитель должен свободно владеть двумя–тремя основными рабочими профессиями (на базе полученной в ПТУ профессии рабочего) не ниже 3-4 разряда.
Плюсы и минусы в профессии техника-строителя
Сама по себе эта профессия интересная, созидательная и творческая. Положительно то, что эта специальность в наше время не только востребована, но и достаточно хорошо оплачивается. У мастеров, работающих на себя, может быть даже свободный график.
К минусам можно отнести то, что рабочий день строителя практически всегда ненормированный. Зачастую приходится трудиться и днем, и ночью, чтобы сдать объект с установленные сроки. Как правило, приходится выполнять свои обязанности как внутри холодных помещений, так и на палящем солнце снаружи.
Как и где обучить техника-строителя?
Порой для того, чтобы овладеть той или иной строительной специальностью, достаточно просто учиться ремеслу непосредственно на строительной площадке у опытных и знающих мастеров.
Обучение строителей сейчас предлагают и во многих ресурсных (учебных) центрах, ориентированных на краткосрочный курс.
Но конечно, для более высоко оплачиваемой работы стоит получить среднее профессиональное образование, то бишь стать техником-строителем.
Учиться на строителя в колледже/техникуме, это значит получать прочные теоретические знания в области охраны окружающей среды, расчетов строительных конструкций, экономики, проектирования зданий и многое другое.
В настоящее время учиться на техника-строителя означает также приобретение практических навыков в рамках подготовки на учебно-практических занятиях и производственных практиках.
Во время учебы будущие специалисты осваивают: строительные технологии, выполняемые при производстве каменных, штукатурных и облицовочно-плиточных работах; принципы организации и методы возведения различных конструкций; внешнюю и наружную отделки; основные виды применяемых приспособлений, механизмов, инструмента; вопросы организации строительного производства; организация труда рабочих в звеньях и бригадах; правила техники безопасности на строительстве.
Сегодня современные требования ко всем звеньям образования диктуют необходимость перехода от информационного обучения к обучению навыкам самостоятельного овладения знаниями и развитию творческих интеллектуальных способностей учащихся.
Само понятие «студент», «учащийся» обозначает «учащий самого себя». Не осознав, что учение есть разновидность нелегкого умственного труда, успехов в освоении выбранной строительной специальности не добиться. «Реликтовые строители» настоятельно рекомендуют своим юным коллегам усвоить эту азбучную истину и постоянно совершенствовать свой трудовой потенциал.
Учебное заведение не самолет, который гарантирует абсолютное достижение жизненного благополучия и обеспечение карьерного роста. Только труд, самостоятельное работа, внимание к педагогам и почитание своих наставников обеспечат достижение самых амбициозных целей.
Техникум это уже не «ремеслуха», но еще не ВУЗ. Техникумами в брежневское время назывались учебные заведения, в которых можно было получить среднее специальное образование на базе 8 или 10 классов. Если человек поступал в техникум после восьмилетки, срок обучения в техникуме был 3,6 года. Если же за плечами была десятилетка, срок обучения был на один-два года меньше. Существовали еще и вечерняя и заочная формы обучения, где учились на год дольше.
Необходимая историческая справка
Сама идея создания учебных заведений нового типа, по образовательному статусу выше ремесленного училища, гимназии или школы, но ниже института и университета, приписывается наркому просвещения РСФСР Анатолию Васильевичу Луначарскому.
Именно по решению Луначарского после посещения им в мае 1923 года Первого Сибирского Томского политехнического института имени товарища К.А.Тимирязева, данный вуз был переименован в Первый Сибирский политехнический техникум имени товарища Тимирязева.
В условиях индустриализации страны и подъема сельского хозяйства был чрезвычайно необходим низовой управленческий аппарат для заводов, фабрик и колхозов, грамотный и одновременно владеющий навыками различных профессий.
По примеру Томского политехнического института, в техникумы стали преобразовываться технические институты, расположенные в губернских и областных центрах страны.
С легкой руки наркома просвещения, массовое создание в Стране Советов техникумов, как самостоятельных учебных заведений общего и профессионального (специального) образования, считалось крайне необходимым и насущным для государства.
Техникумы или средние специальные учебные заведения в Советском Союзе были самые разные: промышленные, строительные, транспортные, экономические, связи, сельскохозяйственные и т.д. и полностью отвечали нуждам страны, выпуская достаточное количество подготовленных в профессиональном плане людей для работы в народном хозяйстве.
К 1941 году выпускников техникумов и училищ со средним специальным образованием занятых в различных областях народного хозяйства, насчитывалось в стране около полутора миллионов человек. После Великой отечественной войны рост числа техникумов и специальностей, в них получаемых, получил новый толчок.
Статистикой 50-х и начала 60-х годов автор, честно говоря, владеет плохо. Но про 1966 год можно сказать вполне конкретно: техникумы и училища закончили более 621 тысяч человек, а в тот год со средним специальным образованием в народном хозяйстве работало 7 миллионов 175 тысяч человек.
Первое отступление лирического характера
Автор поступил в Бузулукский строительный техникум в 1966 году после окончания 8 классов. Школа №6 в городе Бузулук была престижным учебным заведением и ее учащиеся должны были получить полное среднее образование. Но меня отпустили после окончания 8 классов, так как будучи отличником по большинству предметов, образцовой дисциплиной я прямо сказать не отличался…
Вступительные экзамены в техникум я сдал на пятерки и одну четверку, что обеспечило мне проходной балл и дало право на получение стипендии в размере 12 рублей. В 1966 году это было целое богатство.
Пообедать на 12 рублей в студенческой столовой можно было раз 40, то есть два раза в день в течение всего месяца. Сегодня за два более чем скромных обеда надо выложить где-то 300-350 рублей. Получается, что 12 рублей 1966 года были эквивалентно 7 тысячам рублей образца 2016 г.
Отдельные вехи истории Бузулукского строительного техникума
По началу, в послевоенные годы, в ничем не примечательном поселке Колтубанский обосновалась Оренбургская школа строительных мастеров.
Строительный техникум, как среднее специальное учебное заведение строительного профиля, был основан в 1952 году, согласно распоряжениям Совета Министров СССР от 10 сентября 1951 года № 16732 и Совета Министров РСФСР от 18 сентября 1952 № 5161 на базе Оренбургской школы строительных мастеров.
Согласно приказу Главстроя РСФСР от 23 июля 1952 г. № 381 с 2 сентября 1952 первым директором техникума был стал Н. Е. Сидоренко, заместителем директора по учебной работе В. К. Васильев.
Колтубановкий строительный техникум готовил студентов по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Первый прием студентов в количестве трех групп был организован в августе 1952 г.
Круто поменялась жизнь техникума в 1955 году когда к его руководству пришел педагог «макаренковской» закалки Дмитрий Федорович Дурнев. Фронтовик, хлебнувший лиха через край (остался без руки), он был лидером по своей природной сущности, умеющим не только убеждать в правоте своих идей но и методично проводить их в жизнь.
10 лет своей жизни Дмитрий Федорович потратил на перевод техникума из лесной глухомани в Бузулук, где в начале 60-х годов сложился довольно перспективный центр строительной индустрии западных районов Оренбургской области. В 1965 году техникум переехал в Бузулук и стал называться Бузулукским строительным техникумом, в 1969 году было построено новое здание по адресу 1 микрорайон, д.28.
К великому сожалению Дмитрий Федорович не смог увидеть материальный плод своей организаторской деятельности. В 1968 году его сердце не выдержало запредельных нагрузок.
Второе отступление лирического характера
36 группа Бузулукского строительного техникума подобралась весьма разношерстная. Были «головастые» ребята и девчонки, совсем не отличающиеся от тех, что успешно учились в институтах. Были ребята бойкие и были ребята тихие. Были схватывающие все налету и тугодумы. Но непроходимо тупых не было, ибо техникум это вам не «ремеслуха».
Поначалу наблюдалось деление на городских и сельских. На взаимоотношениях это не отражалось. Ведь положа руку на сердце и «городские» в недавнем прошлом сами были «деревенскими».
Проблема была в проживании. Поскольку общежития не было, иногородние ребята жили на квартирах. И казалась бы, зачем директору техникума ежемесячно обходить их? Но Дмитрий Федорович Дурнев обходил…
Подзабыли заслуги Д.Ф.Дурнева и в родных краях. Мимо внимания властей прошли отдельные инициативы строительной общественности присвоить имя Дмитрия Федоровича Дурнева Бузулукскому строительному колледжу.
С 1968 по 1973 год директором Бузулукского строительного техникума был Геннадий Петрович Островной. В этот период был запроектирован и построен 40-квартирный дом для преподавателей, построены два общежития, 2-этажный учебный корпус, столовая.
С 1973 по 1993 годы директорами техникума были Николай Александрович Попов, Владимир Павлович Казаров, Николай Пантелеевич Сухарев: за это время были построены и начали работу хозрасчетные производственные мастерские, проведены большие работы по оформлению техникума, укреплению материальной базы.
Чему и как учили в Бузулукском строительном техникуме
Образование в техникумах формировалось из двух составляющих. Во-первых, учащийся техникума, поступивший на базе 8 классов, получал законченное среднее образование. Во-вторых, он приобретал теоретические и практические знания плюс профессиональные навыки по избранной специальности, для которой учебными планами был установлен перечень учебных и практических занятий, обязательных для овладения конкретной специальностью.
Контроль знаний в виде зачетов и экзаменов осуществлялся после каждого семестра и, естественно, после каждого года. Две курсовые работы по профилирующим дисциплинам, производственная и преддипломная практики и защита дипломного проекта в конце последнего курса были обязательны.
Планы учебы для каждой приобретаемой специальности устанавливались и утверждались на самом высоком уровне, поскольку состояние техникумов и училищ со средним специальным образованием все время находилось под пристальным оком партии и правительства.
Требование основательности обучения в этих учебных планах предполагали точность усвоения учебного материала, его доказательность и убедительность. Я.А.Коменский сравнивал человека, обученного основательно, с деревом, имеющим свой собственный корень, самостоятельно питающим себя и поэтому постоянно растущим, зеленеющим, цветущим и приносящим плоды. По сему основательно усвоенные знания являются предпосылкой дальнейшего самообразования обучаемых.
Техникум был как бы промежуточным веном между общеобразовательной школой и высшим учебным заведением, и многие выпускники техникумов поступали в вузы уже по полученному профессиональному профилю.
Часто получения среднего специального образования вполне хватало, чтобы начать работу руководителем первичного и даже среднего звена на строительном производстве, а потом, заимев достаточный стаж и набравшись опыта, занять должности руководителей производственных отделов, технических и конструкторских бюро и т.д.
Карьерный рост человека с диплом техника-строителя был практически неограничен. Множество выпускников техникумов становились и главными инженерами, и директорами строительных организаций. А уж потом – им было это довольно легко – без отрыва от производства получить высшее образование и занять должность, которая в обязательном порядке предполагала наличие высшего образования. К примеру управляющий строительным трестом.
Третье отступление лирического характера
Так уж устроен учебный процесс, что запоминается не столько чему нас учили, сколько то, как нас учили. Всякий разумный и порядочный человек, на каких бы он карьерных высотах не находился, с чувством искренней благодарности и глубоким почтением вспоминает своих учителей и наставников.
Образы одних заслонило время, другие врезались в память, произведя впечатление преданностью своему делу, строгой добротой и тонким пониманием самобытности учеников.
Памятный след оставило общение с талантливыми педагогами и блестящими администраторами – директорами Бузулукского строительного техникума Дмитрием Федоровичем Дурневым и Геннадием Петровичем Островным.
По моему, они и терминов таких не знали, как «пространство знаний», или «пространство деятельности и жизненных смыслов». Зато они смогли в процессе обучения прочно связать эти педагогические понятия в единое целое, для надежного сохранения в памяти будущих техников-строителей знаний, необходимых для производственной деятельности и овладения способами выполнения управленческой действий.
Глубиной своих знаний и требовательностью поражали Людмила Михайловна Кремлякова и Дмитрий Степанович Кинощук. Блистали широтой своей эрудиции и манерой держаться в аудитории супруги Сальниковы. Оригинальной манерой изложения своих предметов отличались Рената Никандровна Федосеева и Борис Петрович Хвойко.
Замечательная семья педагогов Анатолия Максимовича и Веры Васильевны Рогожкиных своим непосредственным участием и мудрым советом дали многим и многим учащимся путевки в жизнь.
Они были разные: мужчины и женщины, по чертам характера и темпераменту, стилю общения и технологии преподавания. Но все они были настоящими педагогами, которые, формируя функциональную грамотность и технологическую умелость, повышая информационное обеспечение и интеллектуальную подготовленность учащихся, заложили фундамент нашей профессиональной компетентности и карьерного роста, общественного положения и материального благополучия.
Бузулукский строительный техникум после реформирование системы профессионального образования
Отрадно, что замечательные педагогические традиции, стремление сеять разумное, доброе, вечное, быть понятным учащимся являются корпоративным знаком отличия преподавателей и работников Бузулукского строительного колледжа – законного наследника Бузулукского строительного техникума.
Перемены, происходящие в сфере среднего профессионального образования строителей закономерны. Этому способствует инновационный курс российской экономики, внешняя и внутренняя политика нашего государства.
Не смотря на то, что строительный комплекс России продолжает оставаться одним из самых консервативных секторов экономики, отраслевой спрос на высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры остаётся неудовлетворенным. Не хватает рабочих рук, места на рабочие специальности и технические должности – вакантны.
Без реформирования системы строительного образования решение стартовой задачи обеспечения населения России ежегодным приростом жилья исходя из 1кв.м на человека (всего 147 млн кв.м) просто не выполнимо.
Один из способов реформирования – это присоединение профессиональных училищ к образовательным учреждениям среднего профессионального образования. Понимают это везде, и в столице и в провинции.
Бузулукский строительный колледж стал центром оптимизации профессионального образования. В его состав вошли ПУ № 3, ПУ № 4, и теперь СПО будет включать в себя два уровня образовательных программ: подготовка квалифицированных рабочих и служащих и подготовка специалистов среднего звена.
На сегодняшний день государственное автономное образовательное учреждение «Бузулукский строительный колледж» – это самое большое учебное заведение Западной зоны Оренбуржья, в котором обучается около двух тысяч студентов и работает 217 преподавателей и сотрудников.
В процессе объединения проделан колоссальный объём работы, но ещё больше предстоит сделать. Намного расширилась материально-техническая база колледжа: 12 корпусов для обучения, проведения практики и проживания студентов, гаражи, автомобили – всё это предназначено для качественной подготовки будущих специалистов.
Наряду со специалистами среднего звена – техниками, колледж будет готовить операторов нефтяных и газовых скважин, операторов по ремонту скважин, автомехаников, сварщиков, поваров, кондитеров и других квалифицированных рабочих, легко адаптирующихся на рынке труда, мобильных, способных реализовать свои возможности.
На протяжении многих лет колледж сотрудничает с предприятиями и организациями города, области, всего приволжского региона, многие из которых стали базовыми предприятиями для прохождения практики и местом будущей работы выпускников. Специалисты организаций ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» в г. Бузулуке ( «Бузулукмежрайгаз»), ООО «Стройснабсервис», ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург Бузулукское ЛПУ МГ (ООО «Уралтрансгаз»), МУП ВКХ и другие официально являются участниками учебного процесса: рецензируют рабочие программы специальных дисциплин, проводят мастер – классы, консультируют выпускников по дипломным проектам.
Педагогическое кредо директора Бузулукского строительного колледжа Николая Ивановича Горько
Говорят «Каков поп – таков и приход». О педагогическом коллективе и сотрудниках Бузулукского строительного колледжа речь пойдет в отдельной публикации. Сегодня о своем педагогическом кредо поведает директор Бузулукского строительного колледжа Николай Иванович Горько.
В реформировании системы профессионального образования много плюсов и минусов, есть сторонники и противники данного процесса, но образование – явление развивающееся, и мы должны идти в ногу со временем.
Необходимо понять и руководствоваться нижеследующим:
1. Среднее профессиональное образование – это стартовая площадка не только в трудовую деятельность, на которой молодой специалист получает возможность в дальнейшем постоянно дополнять и совершенствовать свою квалификацию, но и в дальнейшую жизнь.
2. Задача строительного СУЗа не только нагрузить будущего техника-строителя багажом универсальных и специальных знаний.
Важно научить молодого человека (по сути подростка) принимать правильные жизненные и профессиональные решения, вооружить его умением рационально организовать работу строительного производства и управлять его технологическими процессами.
Еще важнее развивать навыки для конкурентно-способной деятельности в будущем. Это – навыки общения, поддержания и развития новых идей, эффективного поведения на работе.
3. В среднем профессиональном образовании нет долгосрочных тенденций, поэтому следовать по догоняющей схеме обучения не всегда разумно. Учёба по узкой специальности это сегодня уже вчерашний день, поэтому необходимо укрупнение специальностей, овладение смежными профессиями.
Нужно искать тенденции развития и максимально четко и максимально гибко в них встраиваться. Необходимо творчески осмысливать задачи и находить не стандартные решения. Для этого необходимо знать, какие специалисты потребуются через 2-5-10 лет и в соответствии с этим готовить планы их подготовки.
4. Преподаватель строительного колледжа не должен быть «транслятором прошлых знаний» он должен быть консультантом, руководителем проектов, исследователем нового в своей специальности.
Поэтому эту работу должны выполнять не только штатные преподаватели, но и совместители из ВУЗов, из строительного производства, из проектных организаций и естественно из строительного бизнеса.
5. Воспитать хорошего строительного специалиста среднего звена можно только соединением учёбы с производственной практикой, что позволит будущим техникам-строителям увидеть возможные проблемы и находить пути их решения.
Заключение
Человеческий капитал самого высокого уровня для строек страны – это то, что смог подготовить Бузулукский строительный техникум в прошлом, может и должен подготовить его наследник – Бузулукский строительный колледж. Пожелаем дружному коллективу колледжа успехов на благородном поприще обучения будущих техников-строителей.
Борис Скупов
Комментарии (0)