Информация и фотографии предоставлены Кунгурским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.
«Кунгур – город в Пермском крае, административный центр Кунгурского района. Имеет статус городского округа. Расположен на юго-востоке края, в Среднем Предуралье, в 90 км к юго-востоку от г. Перми. Официально основанный в 1663 г. (по другим данным – в 1648 г. Прим. Ред.) с 1970 г. является историческим городом России. Получил широкую известность благодаря ледяной пещере. Население – 66 311 чел. (2016), территория – 68,7 км2. Жителей города называют кунгуряками. Прежде использовалось название – кунгурцы».
Такую краткую официальную информацию о Кунгуре можно почерпнуть из Википедии. Однако лучше всего побывать в этом городе лично и очно познакомиться с его достопримечательностями, тем более, как сказано выше, что с 1970 г. Кунгур имеет статус исторического города России.
Первое, что поражает воображение гостей Кунгура – обилие сохранившихся объектов исторической застройки XVIII–XIX вв., сосредоточенных на сравнительно небольшой территории современного Кунгура, почти документально передающих удивительный колорит старинного русского купеческого и ремесленного поселения.
Город располагает не одним десятком памятников истории и культуры, имеющих региональное значение, и это, не считая, так называемой, «фоновой застройки», тоже исторической, благодаря которой у приезжих и формируется целостное представление о быте, нравах и культуре старого Кунгура. Кроме того, немало интересных построек, особенно объектов храмового строительства, находится в пределах Кунгурского района. Все эти культурные и исторические богатства могли бы превратить Кунгур в туристическую жемчужину Среднего Предуралья со всеми вытекающими отсюда выгодами для города и его жителей. Могли бы, но…
Особняк В.Е. Фоминского. Фото середины ХХ века
К сожалению, далеко не все старинные постройки Кунгура соответствуют высокому статусу «исторического города России». Большинство исторических объектов нуждаются если не в реставрации, то уж в косметическом ремонте во всяком случае. А что говорить о «фоновой застройке», представленной двухэтажными купеческими особняками, многие из которых до сих пор заняты «коммуналками», заселенными еще вначале 1920-х гг.?
Конечно, всю ответственность за непрезентабельный облик исторической части города по старой, советской еще традиции можно возложить на плечи администрации города и района… Однако вот что интересно: по неуточненным сведениям, полученным от самих кунгуряков, в перечне зданий и сооружений культурно-исторического наследия города насчитывается 65 объектов – храмового строительства, учебно-просветительского назначения, парков, скверов и т.д., – возведенных в свое время на пожертвования местных купцов и фабрикантов.
Почему же современные кунгуряки, среди которых немало представителей деловых кругов, то есть людей отнюдь не бедных, не вкладывают средства в сохранение СВОЕГО культурного наследия? Почему вместо этого, они считают возможным или даже обязательным «просаживать» огромные деньги на престижных курортах или тратить их на строительство торговых центров, на внешний облик которых «без слез не взглянешь»? Где меценаты и благотворители, коими так славилась Россия в прежние времена, полагавшие обязательным делом помогать ближним строительством больниц, приютов, богаделен, гимназий, народных училищ, возведением и украшением церквей? А еще эти люди не считали для себя обременительной деятельность в составе попечительских советов различных общественных организаций, учебных, научных и просветительских заведений, любительских обществ «естествоиспытателей», «ревнителей старины», «почитателей археологии», «поощрения народных ремесел» и т.д.
Кунгур. Вид на Соборную площадь. В центре - Гостиный двор. Нач. ХХ в.
Возможно, нынешнюю
ситуацию с благотворительностью в России вообще и в Кунгуре в частности можно
объяснить тем, что теперешние успешные предприниматели в своем сравнительно
недалеком, советском прошлом были людьми, мягко говоря, небогатыми. Отсюда их сегодняшнее
стремление наверстать упущенное, причем обязательно с лихвой.
Вместе с тем, как известно, время все ставит на свои места. Хочется надеяться на то, что уже в недалеком будущем дети и внуки тех, кто сегодня привык сорить деньгами, начнут пристальнее всматриваться в свое каждодневное окружение, имя которому – малая родина. Но будущее не наступит само, его надо приближать сегодня, тем более в Кунгуре уже есть пример, которому не грех последовать. Речь идет о благотворительной деятельности германской семейной компании КНАУФ, одно из предприятий которой находится в окрестностях Кунгура. В 2008 г. по случаю 250-летия кунгурского храма, освященного в честь Тихвинской иконы Божией Матери, компания преподнесла в дар центральную часть иконостаса, выполненную палехскими мастерами. Кроме того, на средства компании были отлиты колокола и восстановлено пятиглавие храма.
Парадокс, но братья Кнауф проявляют больше заботы о духовности жителей Кунгура, нежели сами кунгуряки. Конечно, земной поклон за это немцам, но все же, не пора ли всем нам, населяющим большие и малые города России осознать ответственность за ценности, доставшиеся от наших предков и за то, что мы оставим после себя будущим поколениям.
Сиропитательный дом. фото нач. ХХ в.
Разговор о современном состоянии культурно-исторического наследия Кунгура продолжает Ольга Анатольевна Ренёва, заведующая Музеем истории купечества, филиалом Кунгурского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника:
- Прежде всего, хотелось бы поделиться с читателями журнала информацией, предоставленной в Пермском краевом центре охраны памятников. На сегодняшний день программы финансирования реконструкции и реставрации объектов культурного наследия Кунгура не существует. Если подобные работы на объектах проводятся – то за счет собственников или арендаторов. В Кунгуре за последние годы проводились работы по укреплению фундамента здания Михаило-Антонино-Кирилловского сиропитательного дома – ныне здесь расположена школа № 2 (за счет краевого бюджета), там же был отреставрирован спортзал.
Сиропитательный дом. 1891. Фото Спасских. 2009 г.
Несколько
лет назад также за счет краевого бюджета проводилась реставрация особняка
Губкина (ныне – Центр
психолого-медикосоциального сопровождения города Кунгура). В результате работ
был изменен облик главного фасада здания. В центре первого этажа устроили вход
в особняк (первоначально вход находился со стороны внутреннего двора, так как
до 1870 гг. жителям Пермской губернии не разрешалось крылечками своих домов
загораживать узкие тротуары). Решили, что для посетителей так удобнее. Конечно,
это нововведение сильно облик главного фасада не исказило, но появилось
ощущение, что дверь словно зажата между окон.
Кроме того, по информации А.Б. Киселева, зам. директора Пермского краевого центра охраны памятников, подготовлена документация на реставрацию особняков А.М. Пономарева (речь идет в первую очередь об укреплении фундамента здания) и В.Е. Фоминского. Помимо этого, проводится реставрация Успенского храма, уже восстановлено луковичное пятиглавие, в основном, за счет финансовой помощи супругов Высоцких, собственников предприятия «Металлист». Подготовлены документы по постановке на учет здания монастырского Иоанно-Предтеченского храма, где долгие десятилетия находилось исправительно-трудовое учреждение. В прошлом году келейные корпуса и храм были возвращены женскому монастырю, началась их реставрация.
По-поводу удручающего состояния фасадов наших исторических зданий, следует отметить следующее. Наследие советского прошлого дает о себе знать. Если квартира приватизирована, то часто ее собственники, невзирая на то, что здание имеет охранный статус, и они подписали договор обременения, проводят ремонт без всяких согласований. Ведь им эта собственность досталась без предварительного ремонта. Вот пример из недавнего прошлого. При замене оконных рам дома в стиле модерн (ул. Уральская, 23) от убранства фасадов, по которым можно было определить стилистическую принадлежность здания, ничего не сохранилось. Если квартира не приватизирована, то собственник – муниципалитет, у которого средств на реставрацию практически нет. Поэтому исторические здания, которые занимают муниципальные учреждения, выглядят также не лучшим образом.
Теперь несколько слов в отношении наших меценатов. Чаще всего если предприниматели вкладывают средства в сбережение объектов культурного значения, то это храмы. Так при участии частных лиц и организаций велась реставрация не только Тихвинской церкви, но и Преображенской, Никольской, сейчас восстанавливается Успенской храм. За счет грантов ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» ведется реставрация ряда храмов Кунгурского района. А в Кунгуре отреставрирован фасад Елизаветинской рукодельной школы. Самые масштабные реставрационные работы за последние 10 лет шли на Белой горе, где практически завершилось восстановление Крестовоздвиженского собора Белогорского Свято-Николаевского монастыря. Но здесь совсем другое финансирование, которым руководит фонд «Белая гора». В числе жертвователей есть и отдельные кунгуряки, и кунгурские предприятия.
Благовещенский и старый Богоявленский соборы. Фото 1880-е гг.
Хотелось бы также затронуть еще один аспект, связанный с отношением к памятникам Кунгура жителей города. Чаще всего обычные люди просто не обращают внимания на то, какая красота их окружает, и не задумываются над тем, что все это необходимо сохранить. К сожалению, эта проблема имеет исторические корни. Вот только три кунгурских примера из прошлого. В начале 1890 гг. кунгурский купец-кожевник А.М. Пономарев задумал перестроить старый Богоявленский собор, возведенный в 1740 г. в стиле «вятское барокко». Несмотря на то, что причт пытался сохранить это здание, предлагая провести только обширную реконструкцию (пристроить новую трапезную), купец, а затем и его наследники настояли на своем. В результате от первого Богоявленского собора ничего не осталось. Правда и новый храм простоял недолго. Освятили его только в 1918 г., затем в 1930 гг. в здании работала столовая, а после храм взорвали.
Второй пример: в 1927 г. Кунгурский комхоз продал на дрова обветшавшую Преображенскую сторожевую башню, построенную в конце XVII в. При том, что это здание стояло на учете в Главнауке. Еще позднее взорвали самый старый каменный храм Кунгура – Благовещенский собор, также включенный в число памятников Главнауки. Такие примеры приучили кунгуряков к тому, что все можно уничтожить. Хотя, кое-что удалось отстоять. Например, Гостиный двор, который власти посчитали местом, где купцы наживали свои неправедные капиталы. Здание пытались разобрать в 1920 гг., но за него заступились рабочие-кожевники.
По поводу меценатства и софинансирования. Пока бизнес не будет иметь серьезные льготы от вложения средств в такие проекты, вряд ли что-нибудь изменится. Одни меценаты не смогут спасти наследие России от медленного разрушения, для этого нужна и более существенная государственная поддержка.
Особняк Кузнецова Г.К. (1870). Архитектор Н.Н. Черницкий
На мой взгляд, на сегодняшний день в первоочередном спасении
нуждаются два здания, признанные аварийными, – особняк А.М.Пономарева
(соцзащита) и особняк Кузнецова (частная собственность). Оба дома имеют статус
объектов культурного наследия регионального значения. Есть и другие здания, не
имеющие охранного статуса, которые разрушаются буквально на глазах. Например,
дома усадьбы Миронова по ул. Ленина, 37.
К сожалению, не могу сказать, что меры по пропаганде нашего историко-культурного наследия, которые предпринимают музейные сотрудники, дали какой-то зримый результат с позиции спасения этих зданий. Да, люди заинтересовались историей своих домов, но финансовый аспект всегда перевешивает. Зачастую дешевле снести старый дом, чем его реставрировать, и построить новый. Поэтому пока еще не поздно стараемся максимально провести фотофиксацию старинных зданий нашего города…»
Разговор, конечно, не окончен. И все хорошее, что делает группа КНАУФ как в Кунгуре, так и в других городах России, будет отражено на страницах наших изданий. Остается надеяться что активная социальная деятельность КНАУФ будет хорошим примером для многих отечественных компаний, ведущих свою работу в других старинных и нуждающихся в заботе исторических городах и весях России.
Вид на Успенскую церковь. Улицы Киттарская и Мининская
Гостиный двор. фото нач. ХХ в.
Дом купца А.М. Пономарева
Елизаветинская школа. 1878. Фото Спасских Н.В. Нач. 21 в.
Благовещенский Собор до 1884 г.
Красный дом Миронова по ул. Ленина
Монастырский Иоанно Предтеченский храм. Фото 1910-х гг.
Никольская церквовь. Нач. ХХ в.
Преображенская сторожевая башня. Фото нач. ХХ в.
Комментарии (0)