Учить и самим учиться...
В составе Московского архитектурного института (МАрхИ) действует кафедра «Комплексная профессиональная подготовка» (КПП). Кафедра функционирует на материально-технической базе Союза московских архитекторов (СМА) и осуществляет подготовку магистров. Цель кафедры – создание платформы для связи академической подготовки будущих архитекторов с профессиональной практической деятельностью.
Ни для кого не секрет, что нынешние выпускники архитектурных вузов, в т.ч. МАрхИ, в большей части своей к практической деятельности не готовы, о чем открыто говорят многочисленные отзывы руководителей архитектурных мастерских. Процесс «доводки» выпускника до уровня работника, способного самостоятельно решать поставленные перед ним проектные задачи, занимает в среднем от 1 до 3 лет, и, как правило, ложится бременем на плечи работодателя.+++++
++++++
Осознавая явную недоработку в этом плане академического учебного процесса, МАрхИ поставил перед собой задачу создания кафедры, которая приблизила бы выпускника к пониманию насущных проблем и состояния архитектурного рынка, в который он попадает по окончании вуза. Кафедра должна стать местом, где происходит сближение процесса академического обучения с практикой – общение студента с будущим работодателем. +++++++++++
Интерес здесь обоюдный. Выпускнику важно понимать, как устроена архитектурная практика, какие проектные компании формируют рынок, как эти компании организованы, что их отличает – для осмысленного поиска соответствующего его амбициям и способностям места в разнообразной палитре архитектурной деятельности. Для работодателя – это возможность раскрыться, поделиться многолетним профессиональным опытом, найти сторонников, передать свое отношение к происходящему в стране, в профессии, повлиять тем самым на формирование мировоззрения молодого архитектора, привлечь в свою мастерскую свежие силы. Ведь зачастую несколько емких фраз, суждений, откровений, высказанных кем-то из уважаемых, знаменитых архитекторов, могут задать вектор будущей профессиональной траектории молодого специалиста... +++++
++++++
Итак, кафедра КПП с одобрения президента CАР Н.И. Шумакова (он же заведующий кафедрой), взялась за разработку новых образовательных курсов...+++++
++++++
В 2015 г. было положено начало курса «Авторские практики», в рамках которого студенты раз в неделю встречаются с известной личностью – руководителем архитектурной мастерской. Его лекция – не только мастер-класс, но и ответы на перечень вопросов(одинаковых для всех, именуемых «шаблоном»),а именно: история создания архитектурной мастерской, ее оргструктура, процесс работы над проектами, стиль управления, авторская архитектура, позиция мастерской на рынке архитектурно-проектных услуг, архитектура как бизнес, взаимодействия в архитектуре, архитектурные конкурсы, главное в профессии архитектора...+++++
++++++
В результате выступления 15–20 известных архитекторов студенты получают возможность услышать и сравнить... далеко не одинаковые мнения по одним и тем же вопросам. По окончании лекционного курса наступает очередь думать студентам. Переработка полученной информации происходит в формате воркшопа: командам из 8–10 человек дается один из вопросов «шаблона», на который они (в определенный промежуток времени) отвечают в графической форме, сравнивая консолидированные суждения/высказывания лекторов по этому вопросу со своим собственным, осмысленным, порой обобщенным, мнением. После чего происходит публичная презентация темы группой студентов либо избранным лидером в присутствии жюри. +++++++++++
Кроме этого, курс включает посещение студентами архитектурных мастерских и строящихся объектов, составление рейтинга всех видов образовательной деятельности, обратную связь (отзывы, замечания, пожелания). +++++++++++
Программу курса разработала Маргарита Александровна Демидова, канд. арх., профессор кафедры «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ в соавторстве с Еленой Сергеевной Баженовой, канд. арх., зав. кафедрой «Архитектурная практика» МАрхИ, и Юрием Васильевичем Рыбиным, руководителем ПСФ «Эриэл», профессором МААМ, председателем Анапской организации САР. В основу ее тематических разработок положены материалы международных конференций «Профессия архитектор. Время перемен», в оргкомитет которых входили упомянутые лица.+++++++++++
Программа курса «Авторские практики» представляется довольно насыщенной. В связи с этим возникает вопрос: нужны ли дополнительные учебные нагрузки студентам МАрхИ, и без того загруженным? +++++++++++
Вот как на него ответила автор программы курса «Авторские практики», проф. М.А. Демидова: +++++++++++
- Мы стремились создать курс, раскрывающий специфику российского архитектурно-проектного рынка в текущем временном «срезе». Этот «срез» показывает разнообразие организационных форм архитектурных практик, подводит к пониманию авторской архитектуры, раскрывает закономерности формирования архитектурного бизнеса. Он передает пеструю картину российского проектного цеха, в который вливаются студенты по окончании вуза, от первого лица. Все приглашенные лекторы – участники этого рынка, но каждый пришел туда своим путем и в свое время, стал востребованным, сформировал свой круг заказчиков. Это и те, кто открыл свою мастерскую в лихие 1990-е гг., и те, кто пришел в архитектуру всего 10 лет назад. По мнению выступающих, будущим архитекторам необходимо формировать комплексное представление о современном российском архитектурном рынке, понимать, в какую среду они попадают и к чему пригодны.+++++++++++
«Авторские практики» – не простой ознакомительно-слушательский курс, не серия моноспектаклей развлекательного характера в зале с приглушенным освещением и обстановкой доверительной благожелательности... Это откровения, пронизанные колоссальной энергетикой, готовностью поделиться наболевшим, рассказать всю правду жизни, какая она есть, передать свое бережное и честное отношение к профессии, настроить на активную жизненную позицию, на борьбу, если надо, – это авторский творческий импульс, который вдохновляет и дорогого стоит. +++++++++++
Главная задача курса в том, чтобы научить студентов анализировать, «переваривать» услышанное, пропускать через себя, учиться делать выводы на основе порой косвенных замечаний. Говоря научным языком, зрелость личности определяется, в первую очередь, умением осмысленно структурировать полученную информацию и давать ей свою собственную аргументированную оценку. Выпускники МАрхИ должны в полной мере владеть этими навыками (или компетенциями, как их принято называть в учебном процессе).+++++++++++
Умение системно мыслить необходимо в профессии архитектора. Архитектура – не абстрактный вид деятельности. Архитектура существует для кого-то и для чего-то определенного, на ее формирование оказывает влияние масса факторов, которые необходимо принимать во внимание. Следовательно, чтобы создавать действительно нужную, качественную архитектуру, архитектор должен уметь видеть перед собой цели и правильно ставить задачи – быть стратегом и тактиком одновременно, но не смешивать эти два взаимодополняющих понятия. Нужно мыслить системно, видеть главное и уметь «отделять зерна от плевел».+++++++++++
Не отрицая творческой основы архитектуры, мы стремимся к тому, чтобы студенты умели вычленять из профессиональной деятельности бизнес-составляющую. Архитектор должен уметь считать и зарабатывать деньги. Считать – как минимум, потому, что он доверенное лицо заказчика. Зарабатывать – как минимум, для того, чтобы позволять себе и своей команде заниматься творчеством. Архитектура – это не только творческая и профессиональная, но, в том числе, предпринимательская деятельность, даже если проект не приносит никакой прибыли. +++++++++++
Ошибается тот, кто думает, что мы учим студентов открывать собственные проектные бюро. Основное достижение в профессиональной карьере не в том, чтобы основать свой бизнес, а в том, чтобы найти для себя достойное место, пусть в чужом бизнесе. Главное, быть на своем месте, где отдача может быть максимальной, и создавать нужные обществу ценности.+++++++++++
Интересное наблюдение. Как уже говорилось, архитекторы, готовясь к выступлениям перед студентами, отталкиваются от предложенного нами перечня вопросов. При этом вдруг обнаруживается, что тот или иной вопрос они сами себе ни разу не задавали. Например, кто-то выясняет, что никогда не задумывался над маркетинговой стратегией своего бюро или не уделял должного внимания бизнес-этике… +++++++++++
Получается, что обучение – это процесс взаимообогащения. С одной стороны, старший опытный наставник делится с учениками накопленными знаниями и практическими навыками, с другой – он начинает в ином ракурсе видеть свою профессию и себя в ней. Да и студенты порой «подбрасывают» вопросы, о которых стоит задуматься... +++++++++++
Все это лишний раз подтверждает известную истину – архитектор учится всю жизнь. Вот почему на вопрос студентов «куда бы Вы посоветовали нам поехать учиться?» мастера отвечают «куда угодно, но ничто не заменит вам самообразования». +++++++++++
Поэтому наша задача – учить студентов учиться, поддерживать механизм «устойчивого» саморазвития, заваливать «информационными поводами», забрасывать «новостями из международных источников», чтобы они могли «раскрывать в себе нераскрытое, будоражить спящее». А примером для них должна стать галерея ярких талантливых личностей, преданных своей профессии и неотделимых от нее. Где бы еще студенты за три интерактивных часа могли бы узнать о том, как «советует и не советует» поступать начинающему архитектору живой классик - практик, прошедший через горнило 20–30-летней, порой довольно жесткой, борьбы за свои авторские идеи?+++++++++++
Курс «Авторские практики» для МАрхИ нам представляется вполне своевременным и актуальным. Если бы у нашего поколения была возможность в свое время получать подобную информацию «из первых уст» от опытнейших, успешных и уважаемых мастеров архитектуры, да еще иметь возможность прямого доступа к ним в процессе обучения в вузе, уверена, что осмысление многих процессов заняло бы гораздо меньше времени, и профессиональное «взросление» наступало бы быстрее.+++++
++++++
А что же думают об «Авторских практиках» студенты – те, для кого был создан этот курс? ++++++++++
В прошлом учебном году после 17 лекций мы проводили опрос, который многое прояснил. Так, важность для них курса АП студенты в среднем оценили 8,77 баллами (максимум 10). На вопрос: «изменилось ли ваше представление о российском рынке архитектурно-проектных услуг после прослушивания лекций курса АП» 55% студентов ответили «да», 45% – «нет». Ответ было неожиданным даже для нас! +++++++++++
Значит, курс нужен. Значит, он учит. Значит, надо работать над ним и дальше. Учить и самим учиться.++
____________________________________________________________________
В программе курса «Авторские практики» с лекциями перед студентами выступили выдающиеся мастера современной российской архитектуры:
- Михаил Хазанов
- Тотан Кузембаев
- Борис Левянт
- Геннадий Сирота
- Андрей Чернихов
- Сергей Кузнецов
- Антон Надточий
- Николай Лызлов
- Владимир Бакеев
- Юрий Виссарионов
- Алексей Гинзбург
- Сергей Гнедовский
- Александр Скокан
- Владимир Плоткин
- архитектурная группа ДНК: Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев
- Дмитрий Величкин и Николай Голованов
- Никита Явейн
- Дмитрий Буш
- Александр Асадов
- Вячеслав Осипов
- Сергей Чобан
- Сергей Скуратов
- Юлия Тряскина
- Борис Бернаскони
- Илья Заливухин
- Александр Цимайло и Николай Ляшенко
- Олег Шапиро и Дмитрий Ликин
- Юрий Григорян
- Алексей Воронцов
- Михаил Мамошин
- Наринэ Тютчева
- Евгений Герасимов
- Игорь Шварцман
- Тимур Башкаев
- Александр Худин
- Сергей Труханов
- Всеволод Медведев
- Сергей Эстрин
-
Ольга Алексакова & Юлия Бурдова
- Николай Переслегин
- Юлий Борисов
+++++++++
Комментарии (0)