Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

Олег Бреславцев: Слияние академического образования с новейшей архитектурной практикой

Олег Диомидович Бреславцев, канд. арх., профессор, декан магистратуры и аспирантуры МАрхИ.

45f7f5e900e0b9d264b5776b27277453.jpg

Я учился в МАрхИ в 1960-1970-х годах, когда борьба с «архитектурными излишествами» уже закончилась. Парадокс того времени заключался в том, что наши студенческие работы во многих случаях оказывались более передовыми, чем проекты, которые реализовывали в стране уже сложившиеся архитекторы. Речь идет о «коробках», заполонивших в тот период районы новостроек Москвы и других городов СССР. Получалось, что мы, студенты, творчески опережали архитектурную практику, отягощенную барьерами стандартизации, типизации и т.д.

Сегодня происходит явление прямо противоположное. Студенты МАрхИ явно не добирают знаний и навыков в практической архитектурной деятельности. Помимо основного учебного курса они вполне могут черпать теоретические знания, глядя на то, что строится в мире или у нас в стране наиболее «продвинутыми» архитектурными бюро. Однако для скорейшего и эффективного вхождения в профессию сейчас этого мало.

В настоящее время мы видим, как далеко вперед в течение последних нескольких лет шагнуло экономическое, технологическое, инженерное, логистическое и информационное обеспечение строительства. Внешние условия, в которых сегодняшнему архитектору приходится проектировать, постоянно обновляются. Все это привело к тому, что у нас в стране уже сформировалась целая общность практикующих архитекторов, причем молодого и среднего возраста, которые не просто как-то выживают в современном, чрезвычайно подвижном мире, но очень плодотворно работают в этом зыбком окружении, создают архитектуру вполне конкурентоспособную в сравнении с лучшими зарубежными образцами.

Этому способствует и то, что в наши дни наблюдается процесс интернационализации архитектуры. Буквально у нас на глазах в мировом архитектурном процессе происходит размывание того, что принято называть авторской манерой, а вместе с ней – национально-культурных и иных региональных различий.

Таким образом, сложились две главные предпосылки для слияния академического архитектурного образования с новейшей архитектурной практикой. С одной стороны – стремление наших студентов и преподавателей вуза не стоять на месте, а с другой – наличие в России успешно работающих архитекторов, являющихся носителями не только собственного, но и передового международного опыта. Самое главное в данной ситуации то, что многие из этих архитекторов готовы охотно делиться со студентами всем, чему их научила жизнь в профессии.

Около 20 лет тому назад в МАрхИ открылась магистратура. Эта структура ориентирована на поиск новых образовательных технологий, повышающих эффективность обучения в современных условиях. Поэтому возникла совместная инициатива САР и МАрхИ – разработать программу нового учебного курса «Авторские практики» и внедрить его в процесс профессиональной подготовки магистрантов. Это нововведение отвечает запросам студенческой молодежи и представляется нам, преподавателям, чрезвычайно полезным делом особенно с прицелом на будущую практическую деятельность наших выпускников в том скоростном и динамичном ритме, который диктует современность.

При разработке программы курса «Авторские практики» было решено отойти от традиционной схемы, когда один преподаватель выступает с лекциями, а в конце семестра магистранты сдают ему зачеты и экзамены. Лекции по программе курса «Авторские практики» поочередно читает множество мастеров современной российской архитектуры, но по одному общему для всех плану. При этом каждый из лекторов излагает собственное видение той или иной архитектурной проблемы. Затем будущие магистры в форме эссе или реферата должны изложить свою позицию по поводу решения той или иной профессиональной задачи, отталкиваясь от услышанного на лекциях или предложить нечто свое, совершенно оригинальное. 

Но для того, чтобы успешно справиться с таким заданием, студенты должны воспринимать свою профессию во взаимосвязи со всем комплексом сопутствующих ей дисциплин, то есть представлять архитектурную деятельность как сложную многокомпонентную систему. 

На достижение этой большой и важной цели и направлена программа курса «Авторские практики».

Комментарии