Дмитрий Буш. Авторские практики

Подпишитесь на канал

«Строительный Эксперт» продолжает публикации в рубрике «Авторские практики». Сегодня своими соображениями о том, как рождается архитектура, поделился архитектор Дмитрий Буш.

Дмитрий Буш, главный архитектор проектного института "Арена", заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук.

5573fa5f6b6b6b64259cb66cc7556aae.jpg

Главное в профессии архитектора – быть уверенным в себе и своих решениях

Почему молодому архитектору не стоит ходить в отпуск? Чем важны для архитектора светские тусовки? Для чего необходимо участвовать в архитектурных конкурсах и браться за любую работу?

В своем обращении к студентам МАРХИ Дмитрий Буш, главный архитектор проектного института "Арена", заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук коснулся не только вопросов творчества, но и особенностей жизни и работы начинающего архитектора.

Архитектор. Начало

Самое главное в профессиональной карьере архитектора - поставить себе какую-то внутреннюю цель, так как сама по себе архитектура вряд ли может являться целью. Она, как правило, средство для достижения чего-то. Поэтому надо отдавать себе отчет или как-то прочувствовать в себе - из каких соображений человек приходит в архитектуру.

На самом деле очень мало людей отдает себе отчет - зачем они приходят на работу, какие цели преследуют на ближайшие 5-10 лет, и даже - что двигало человеком, когда он выбирал профессию.

Что может приводить в профессию архитектора?

В малой степени – впечатления от архитектурных построек и проектов, какие-то эффектные подачи проектов, городской ландшафт. Куда влиятельнее оказывается образ преуспевающего архитектора: харизма, уверенность во взгляде и поступках, умение подать себя, стиль одежды, грамотная речь - всем своим обликом он говорит о своем успехе. Здесь же можно добавить и образ жизни успешного архитектора, который живет со вкусом, создавая для себя и вокруг себя хорошую архитектуру и соответствующий стиль жизни.

Естественный и очень значительный фактор - семья и профессиональная наследственность, когда идут в профессию просто потому, что знакомы с ней с детства по опыту родителей.

Еще будущего архитектора может привлекать власть. Возможность руководить глобальными процессами творчества, созидания, строительством и большим коллективом - когда от тебя и твоего мнения зависит судьба других людей и целого объекта.

И часть молодых людей становится архитекторами интуитивно, что само по себе - не самый плохой вариант.

daa3ddc3c3e758aac328ba1f73305510.jpg

Архитектор. Подсознательное

Наука до сих пор не может ответить на вопрос – как работает мозг в процессе творчества и проектирования, как получается художественное или архитектурное произведение.

Можно просто следовать нормативным актам и, в соответствии с Федеральным законом 87 и требованиями ISO, выпускать соответствующие этапы и разделы проектных работ. Но так бывает довольно редко. Если человек проектирует и живет в профессии архитектора таким образом - результат, увы, предсказуем.

Есть еще множество теорий, пытающихся объяснить процессы творчества. Фрейд считал творчество попыткой облечь в художественную форму содержание своего Бессознательного. Маркс видел в творчестве разновидность предметно-деятельностного характера взаимоотношений человека и мира, не отличающегося принципиально от экономических. Ницше полагал, что цель творчества – упорядочить мир, сделать его понятнее, приручить его и, следовательно, ощутить себя тем, кто владеет миром, повелевает им. 

Юнг считал творчество управлением интуицией через архетипы. Адлер воспринимал его как результат компенсаторных проектов жизненных целей. Любопытную и очень комплементарную к архитектору теорию предложил в своей докторской диссертации академик архитектуры Андрей Боков. По его мнению, каждый архитектор, проектируя любой объект, рисует картину мира, аналогичную буддийской мандале, и выступает в своеобразном качестве Творца.

Самая печальная не только для архитектора, но и просто для самосознания любого человека теория принадлежит специалистам по нейрофизиологии. По теории директора голландского Института мозга Дика Свааба - вся свобода воли в принятии любых, в том числе и творческих решений, - иллюзия. Мозг все решает сам без участия человеческого сознания, базируясь на двух факторах - генетике и процессах становления мозга при созревании плода в утробе матери. 

Деятельность мозга регулируется практически только двумя гормонами – вазопрессином и окситоцином. Эта теория, носящая название Нейрокальвинизма, носит имя знаменитого протестантского теолога 16-го века Жана Кальвина, проповедовавшего идею тотальной предопределенности не только судьбы каждого человека с момента его рождения, но и участи его души на Страшном суде.

Архитектор на заказ

Получить крупный заказ можно тремя способами. Первый и самый маловероятный - важный высокопоставленный заказчик целенаправленно приходит к определенному архитектору и приносит заказ - можно сказать "на блюдечке".

Второй способ - тендеры. И победа в них обусловлена массой не очень красивых вещей.

Самая реальная, красивая и деликатная жизненная схема - рекомендация знакомых и полезные знакомства, которые появляются в результате общения архитектора на самых различных мероприятиях и светских тусовках. Для получения заказов нужно расширять круг общения - максимально, насколько это возможно. Так в багаже архитектора появляются сотни и тысячи потенциально полезных людей: коллег-архитекторов, заказчиков, подрядчиков, девелоперов, членов градостроительных советов, чиновников.

Это важно не только для получения заказа, но и его продвижения через архитектурные и градостроительные советы, контролирующие органы, экспертизу. Здесь необходимо лично знать всех участников на всех уровнях.

При этом надо понимать - что не все заказы могут окупить затраты архитектора и его мастерской. Но соглашаться необходимо даже на невыгодную и убыточную цену, потому что любой объект - это все равно движение вперед, возможность выйти на какой-то следующий уровень.

Архитектор – чуть больше цинизма

Архитектор всегда должен быть психологически готов, что его объект с годами может превратиться в руины, что от его проекта в процессе реализации может мало чего остаться.

К этому надо относиться легче и с большой долей цинизма, иначе начнутся проблемы с нервами и психикой.

А еще все крупные проекты с государственным участием, как правило, завершаются судебными разбирательствами. Поэтому профессия архитектора - перманентный стресс, менее всего связанный с любимым творчеством и процессом созидания.

В этой связи главное в профессии архитектора - быть уверенным, что только ты один знаешь, каким должен быть проектируемый дом, но не показывать этого никому. В ходе создания и реализации проекта архитектор общается с сотней людей и организаций, которые будут стремиться изменить и ухудшить проект. Необходимо убедить всех, что только автор проекта знает - как надо. Что крайне тяжело, особенно в молодости, когда необходимо попытаться убедить мэтров архитектуры, что они неправы...

Вот для этого архитектор всегда должен участвовать в отечественных и международных конкурсах, в которых рано или поздно некоторым из нас удается занять призовое место или победить. Конкурсы нужны для правильного самоощущения и уверенности в своих силах.

Архитектор. Человеческий фактор

Успех архитектурной деятельности и творчества во многом зависит от состава и отношений с окружающими архитектора коллегами и специалистами, чью команду стоит собирать вокруг себя еще на студенческой скамье. Это самый надежный союз, который может сохраниться на всю жизнь.

Порою для сохранения команды архитектор вынужден по разным причинам избавляться от каких-то специалистов. Это тоже стресс.

Второй залог успеха - правильно поставленная цель и подбор соответствующих партнеров и специалистов для её достижения. Абсолютно убежден - отрицательный результат есть следствие неправильной поставленной руководителем задачи. То есть или цель неверна, либо исполнитель выбран не тот, либо исполнителю не дали возможность решить задачу. Виноват всегда руководитель.

Также важен собственный пример. Организовав свою мастерскую, архитектору стоит забыть на долгое время про отпуска, выходные и материальные блага.

Профессиональная аскеза руководителя, как, собственно, и в любой профессии, мобилизует соратников и коллег.

Портфолио: www.piarena.ru

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!