Интерьерные растения «2–12» и природо-интегрированная архитектура

Автор: Виктор Тимошенко

28 января 2017 г. в 9 часов утра к зданию театра «Россия» на Пушкинской площади подъехал рефрижератор «Мерседес Атего». Пять крепких молодых людей с бородками извлекли из фургона огромное дерево, запакованное в пленку, и осторожно внесли его в двери с недавно повешенной вывеской Burger Heroes. Это был 5-метро- вый фикус с мощным стволом и раскидистой кроной.

– А разве такие продаются? – Нет, не продаются.
– Импортный?
– Да нет, такие не привозят. 
– Так откуда?!

Об этом – в нашем фильме «Судьба одного дерева» (6 мин): www.smart-tropic.com. Пароль: убеждение (последнее слово текста этой статьи)

10 сентября 2005 г. в Москве был выписан паспорт на имя «Фикус притупленный 27-й, год рождения 2001». Когда вы посмотрите фильм, вам захочется узнать: а можно ли купить в Москве 5-метровый фикус? 

d32b5d428001f461c4d6fed74e33acc6.jpgФото 1. Фикус притупленный высотой 5 метров из фильма «Судьба одного дерева» 

Рынок интерьерных растений в России 

Предложение на рынке интерьерных растений в России состоит в основном из импортных растений высотой до 2 м, в то время как их отечественное производство пребывает в упадке (за исключением мелких горшечных растений, доращивание которых в России полностью зависит от импорта продукции 70 лабораторий микроклонального размножения растений в Нидерландах).

Количество и качество импортных комнатных растений, их размеры, ассортимент, цены растений и вазонов для них диктуются компаниями-импортерами, работающими в дешевом сегменте рынка. Некоторые растения для интерьерного озеленения, которые ввозятся в Россию, периодически оказываются зараженными клещом, трипсом, мучнистым червецом. Часть привезенных растений погибает в течение года. 

Структурная деформация предложения на этом рынке в России заключается в почти полном отсутствии интерьерных растений больших размеров, то есть выше 2 метров.

В Германии, Нидерландах, других европейских странах большие интерьерные растения (высота от 2,5 до 12м) продаются через специальные питомники, возникло особое направление фитодизайна. По приглашению Ксавье Лоро (Xavier Laureau), генерального директора группы компаний GALLY, я посетил его теплицы высотой 12 метров для акклиматизации огромных тропических деревьев в пригороде Парижа (Байи, в 5км от Версаля).

Десятиметровые фикусы в контейнерах свободно расставлены в огромной теплице (фото 2), где специалист (specialist for indoor greenery) выбирает, какие из них включить в очередной проект.

fa73886186e9795e0693a05dcd11d6ad.JPGФото 2. 10-метровые деревья в теплице французской компании Les Jardins de GALLY под Парижем (фото автора) 

Такие деревья устанавливают в новых торговых центрах, атриумах различных общественных зда- ний. Все растения для внутреннего озеленения зда- ний удобно разделить по размерам на две группы: «0–2» (мелкие и средние растения до 2м высотой) и «2–12» (большие растения высотой от 2 до 12м).

В России мелкие и средние комнатные растения массового спроса высотой до 2м («0–2») составляют сегодня почти весь импорт. Большие интерьерные растения высотой от 2 до 12м («2–12») в Россию не завозятся по понятным причинам. Высота 2-2,5м является предельно возможной для их транспортировки в фурах в вертикальном положении. Растения выше 2,5м можно перевозить только в горизонтальном положении, что невыгодно импортерам (транспортные расходы резко возрастают, особенно при перевозке больших деревьев по одной штуке), а заказчиков, готовых оплачивать включенные в цену дерева огромные транспортные расходы, почти не бывает.

Но даже если вы готовы купить большие деревья по любой цене, вы не сможете выбрать из имеющихся в наличии, потому что без заказа их не привозят. Вы вынуждены выбирать по картинке (а выбор крайне мал), заказывать заочно, вы никогда не знаете, что вам привезут, и если после долгого ожидания вам привезли совсем не то, вам ничего не остается, как взять «не то», потому что других возможностей купить большие деревья в Москве нет.

Остается уточнить, по любой цене – это сколько? На днях я получил от одного из крупных импортеров комнатных растений, фото и цены трех самых больших деревьев, которые можно сейчас заказать в Нидерландах. За 6-метровый фикус али, привезенный в Москву по заказу, покупатель должен заплатить импортеру 495 тыс. руб., за фикус али высотой 6,5м – 600 тыс. руб., а за 7-метровый – уже 850 тыс. руб. Бывает, что две трети продажной цены дерева приходится на их транспортировку в Москву и таможенные расходы. Но и первая треть не является себестоимостью, а только ценой дерева в Нидерландах после его перевозки из Коста-Рики. Переплата впечатляющая, при этом покупатель в Москве лишен выбора: в данный момент оказалось возможным заказать только фикус али, ствол которого состоит из пучка сросшихся мелких стволов нескольких фикусов, выросших вместе.

Возникает вопрос: можно ли считать состояние рынка интерьерных растений в России удовлетворительным?

7be846aee6b272a442920775e29750a8.jpg
Фото 3. Фикус Бенджамина (высота 7 метров) из нашей теплицы в Москве, в атриуме особняка в Большом Палашевском переулке (фото автора) 

Опыт производства больших растений для интерьеров

С 1989 по 2016 г. автор руководил выращиванием в теплицах в Москве тропических и субтропических растений высотой до 6 метров. Фикусы, пальмы, юкки, драцены, панданусы, шеффлеры и другие крупномеры (всего 40 видов) росли на натуральных биогумусовых почвах и вырастали здоровыми, крепкими, выносливыми. И полностью адаптированными к условиям Москвы. Выращенные растения – крупномеры отличались по внешнему виду от им- портных не только превосходящими размерами, но и неповторимым индивидуальным обликом, естественностью линий, живописной кроной, природной красотой (фото 3).

5eb18068364a38b7ca135318c1387ab7.jpgФото 4. Фикус Бенджамина, достигающий 3-го этажа, естественным образом включает созданный нами зимний сад в атриумное пространство (фото автора) 

Конечно, объема производства в теплице на площади 300 м2 хватало только для самообеспечения крупным посадочным материалом для устройства зимних садов (фото 4). Но без такого материа- ла многие зимние сады на VIP-объектах в Москве и Подмосковье не были бы созданы.

Именно выращенные в нашей теплице в Москве 6-метровые фикусы, 4-метровые пальмы, шеффлеры и другие крупные растения были выбраны заказ- чиком для нового зимнего сада в Большом Кремлевском дворце Московского Кремля. Зимний сад площадью 320 м2 накрыт на высоте 8м стеклянным ку- полом (фото 5). Другого отечественного производителя интерьерных растений соответствующей высоты заказчик найти не смог. 

ae21c47d1fe5a7b88c0491a9a439c2f8.jpgФото 5. Зимний сад в Большом Кремлевском дворце. Высота потолка 8 метров (источник: http:// order-spb.ru/objects/5) 

Успешное создание зимнего сада в Большом Кремлевском дворце по фитодизайн-проекту автора стало возможным благодаря не только уникальным большим растениям, выращенным в нашей теплице в Москве, но и выполнению проекта в натуре командой профессионалов, их креативному опыту, артистичным рукам, умению работать с 6-метровыми деревьями.

Мировой опыт строительства океанариумов, аквапарков, тропикариумов реализуется и в России. В построенном в приполярном Когалыме инновационном комплексе «Галактика» под гигантским стеклянным куполом разместились оранжерея, аквапарк и океанариум. В Москве на ВДНХ открылся океанариум («Москвариум»), заказ которого на большие тропические растения мы успешно выполнили. Наши 5-метровые деревья с естественным обликом первозданной природы как нельзя лучше подошли для устройства «берегов тропической реки», в которой плавают настоящие крокодилы.

Разнообразие больших тропических растений по видам и размерам дало нам возможность разработать концепцию тематических зимних садов:

1. «Фикусовая роща» состоит преимущественно из фикусов 10 видов, игра высот позволяет составить живописные группы фикусов разных видов и форм из нашей коллекции. Разумеется, в таком саду присутствуют и другие растения для оживления основной композиции и создания фона.

2. «Юкки в зарослях панданусов». Основной композицией зимнего сада являются юкки высотой от 1 до 3м. Они окружены панданусами, имеющими высоту и диаметр 1-1,5м. Суровую красоту, брутальность композиции поддерживают огромные сансевьеры, экзотические травянистые растения.

3. «Лианы в тропических джунглях». Экзотический вид джунглей придают зимнему саду лианы. Тетрастигма Вуанье с мощными одревесневшими за много лет стволами длиной до 10-12 м является каркасом композиции. Других обитателей тропического леса представляют филодендрон лазающий, семела двуполая, кардамон настоящий, а также монстеры, нефролеписы, антуриумы, почвопокровные растения.

4. «Ботанический сад» имеет эстетическую и познавательную ценность. Все растения снабжаются этикетками с латинскими и русскими названиями, печатается каталог, а в самом саду размещаются табло справочного характера. Небольшой ботанический сад может быть частным, корпоративным, муниципальным, оздоровительным, школьным...

От вертикальной плоскости – к вертикальному пространству

В истории мировой культуры вертикаль всегда была связана со стремлением ввысь, высокими помыслами, возвышенными чувствами, восхождением на вершину. Готические соборы поражают взаимо- проникновением внутреннего пространства и внешней природной среды. Почему так привлекательно растущее ввысь дерево на фоне низменной равнины? Почему так радуют глаз композиции из высоких деревьев, пронизывающих вертикальное пространство атриума?

Освоение вертикали началось с «зеленых стен», позволивших покрыть растениями вертикальные плоскости. Эффект новизны способствовал распространению живых стен самых разных конструкций, экспериментам с множеством растений. Правда, это в большинстве случаев травянистые, почвопокровные растения. Вертикальная плоскость может лишь ограничивать пространство, но не проникать в него, порождая пространство новое. Между тем одно символическое дерево (атриум в БЦ «Кантри-Парк») способно стать композиционным центром здания (фото 8). Подобную же роль могут играть гигантские тропические лианы.

В 2015 г. швейцарская компания Hydroplant AG получила 2-ю премию EILO Award 2015 Европейской организации интерьерного озеленения (EILO – European Interior Landscaping Organisation) за проект Nature and Architecture, выполненный в здании новой лаборатории Virchow 16 (Novartis Campus WSJ-182) в Базеле. Автор проекта здания – индийский архитектор Prof. Rahul Mehrotra. Зеленый фасад и наполненный тропическими растениями атриум органично соединяют вместе мир архитектуры и мир растений (фото 6).

Вертикальное пространство насыщено стремящимися ввысь по веревочным лестницам тропическими лианами (фото 7). В качестве основной лианы выбрана крупнолистная, быстрорастущая тетрастигма Вуанье, которая образует ярусы «тропического леса», органически связанные с напольной тропической растительностью (в нашей 20-летней коллекции растут маточники таких же лиан со стволами длиной 12м, которые идеально подошли бы для подобного проекта).

Фото 6. Атриум в здании Virchow 16 (Novartis Campus WSJ-182) в Базеле. Проект Nature and Architecture, Hydroplant AG 

Возможно, мы находимся на пороге нового этапа, когда архитекторы не смогут не включать в проекты общественных зданий пространственные композиции из растений, соединяющие природу и культуру.

3da7eb1aba0e2569402fa7bff74f6705.jpgФото 7. Парящие в пространстве лианы в атриуме здания Virchow 16в Базеле. (Источник: http:// blaser- architekten.com/web/ de/content/novartis-campus-wsj-182-basel) 

Прогресс современных строительных технологий, распространение идей природоинтегрированной архитектуры открывают все новые возможности для введения живых деревьев внутрь общественных зданий. Большие растения все чаще «служат материалом для организации пространства и создания новых архитектурных образов, гармонично связанных с живой природой» (В.Н. Логвинов. От «зеленого строительства» к природоинтегрированной архитектуре. Принцип РЕГЕНЕРАЦИИ. Часть 1. // Строительный эксперт, 18.10.2016)

Очевидно, что спрос на интерьерные растения «2–12» будет возрастать и у нас. В Москве должен быть открыт питомник больших интерьерных растений, где именно архитектор, работающий с большими пространствами, сможет выбрать по своему вкусу дерево с неповторимым индивидуальным об- ликом и ввести его в авторский архитектурный проект. Для начала питомник можно было бы разместить на 1000 м2 тепличной площади. Автор мог бы предоставить крупные экземпляры растений из своей собранной за 20 лет коллекции и передать свой опыт в этом новом для нашей страны деле.

0439751aa032c758050947fa5afa95e3.jpg
Фото 8. Фикус Бенджамина из нашей теплицы в Москве в атриуме 2-го корпуса «Кантри-Парк» 

Особую ценность в коллекции представляют многолетние маточники тропической лианы тетрастигмы Вуанье (фото 11). Она неприхотлива и теневынослива, а в период вегетации способна расти со скоростью 2 метра в месяц! 

Оживить пустые атриумы большими растениями 

Многие из строящихся в Москве атриумов сдаются без растений, которые просто не были включены в проект. Приведу лишь один пример. Я сделал «Банку ВТБ» с согласия его руководства предпроектное предложение «Световое и «зеленое» решение атриумного пространства стилобатной части комплекса «Федерация» в Москва-Сити:

«Мрачный колодец с черным полом на дне и вырывающимися из глубин ада струями пара производит депрессивное воздействие (фото 9, 10). Оживить и гуманизировать это сумрачное атриумное пространство можно единственным решением: «Да будет свет!» Ярко-белый солнечный свет прожекторов, пронизывая колодец от 6-го этажа до самого дна, даст жизнь молодым побегам и листьям мощных тропических лиан, которые должны быть установлены по окружностям ограждений на уровнях 3, 4 и 5-го этажей. Огромные лианы будут парить в воздухе в лучах света от нижних этажей до светового фонаря.

1ae38277b197c2c18b7d7c9afd167e89.pngФото 9, 10. Атриум стилобатной части комплекса «Федерация» в «Москва-Сити» 

На 1-м этаже круглая площадка, покрытая водой, имела по проекту С. Чобана свой центр – островок из четырех кресел, на который можно было добраться по камням, выступающим над водой. Сейчас этот островок убран, и композиция 1-го этажа перестала существовать. Предлагается вернуть островок, изменив однако смысл: вместо постмодернистского символа, говорящего о человеческой гордыне, – оазис живой природы, тропические деревья, возносящие свои кроны навстречу радостному свету. Деревья высотой до 6 метров будут посажены в гигантский вазон лаконичной цилиндрической формы диаметром 1,5м и высотой 1м. Вазон будет установлен почти в геометрическом центре круга со смещением, равным радиусу вазона (0,75м).

Этот возвышающийся до 3-го этажа зеленый остров, светящийся в лучах прожекторов, – знак гуманизации всего атриумного пространства, светлое начало жизни посреди черного круга подземных вод...»

Руководство ВТБ не согласилось с моей концепцией и отклонило предложение. 

b4aa38ee3d7e98b5611725a6422ffb6c.jpgФото 11. Размножение тропической лианы тетрастигма Вуанье. Внизу – стволы 15-летних маточников из нашей коллекции (фото автора) 

Архитекторам остается полюбить растения «2–12»

Архитекторы обычно недостаточно информированы о ситуации с интерьерными растениями «2–12», которые редко можно увидеть в наших общественных зданиях. Им привычнее видеть в московских офисах растиражированные по одному шаблону пучки импортных сансевьер, присыпанных мраморной крошкой, или посаженные в стальные цилиндры замиокулькасы, по внешнему виду которых непонятно, живые они или искусственные. Явный дефицит вдохновляющих примеров.

Возможно, это частично объясняет пренебрежительно-равнодушное отношение многих архитекторов ко всем живым растениям. Дизайнеры и архитекторы, которые все же иногда используют в своих проектах мелкие и средние растения, обращаются с ними как с неживым материалом для декора, размещая их в самых неблагоприятных для жизни растений местах.

Только 5% проектов новых офисных интерьеров в Москве изначально предусматривают озеленение (статистика Pridex). Заказчики не желают, а архитекторы их не переубеждают.

Конечно, среди архитекторов, дизайнеров встречаются люди, разделяющие тревогу по поводу дегуманизации среды обитания или понимающие, что сдавать объект без растений неприлично. Но, видимо, их пока слишком мало по сравнению с представителями другого крыла – сторонниками конструктивизма, хай-тека, деконструктивизма и другими адептами закрытости от природы.

Между двумя флангами, как обычно, находится неангажированное пассивное большинство. Из него могут выходить новые сторонники открытости
к живой природе, привлеченные яркими талантливыми проектами общественных зданий с использованием оригинальных, неповторяющихся экземпляров растений «2–12». Дело за красотой и убедительностью аргументов. 

9de73d9e223666f25a192a25accf434e.jpg
Фото 12. Живая витрина: с улицы отлично видно дерево, привлекающее всеобщее внимание 

Программа «Одно дерево»

Демонстрационный эффект может происходить от успеха ярких проектов, необходимых для распространения новых идей и форматов внутреннего озеленения общественных зданий. Таким пилот-проектом могло бы послужить «Одно дерево», которое можно профессионально посадить, осветить и тем самым преобразить интерьер минимальными средствами (фото 12). Речь идет о фикусе высотой от 3 до 5м, которому можно найти гостеприимный дом, как это произошло в фильме «Судьба одного дерева». Фильм позволит ознакомиться и с новой технологией посадки тропического дерева больших размеров, и с видами ярко освещенного дерева в облагороженном интерьере.

Мы готовы предложить культурным, образовательным, медицинским центрам разместить у себя такое дерево. Демократичность этой идеи даже при отсутствии естественного освещения подкрепляется доступной стоимостью проекта – от 50 тыс. руб. в зависимости от размеров дерева. Тропическое дерево освещается светодиодными прожекторами с оптикой узкого луча (фото 13), которые обеспечивают многолетний рост.

«В рамках года экологии, – говорится в обращении к первым лицам учреждений, – программа «Одно дерево» предполагает посадку по одному большому живому дереву высотой от 3 до 5 метров. Деревья отечественного производства из коллекции ПК «Зимний сад» полностью адаптированы к условиям Москвы. Количество деревьев ограничено».

Соединение надежности адаптированных фикусов из коллекции с профессиональным светодиодным освещением гарантирует при соответствующем уходе долгий срок жизни этих здоровых, выносливых деревьев.

cd633fac9e9f4f126ea53918563d7b11.JPGФото 13. Индивидуальность асимметричного естественного облика, живописная крона вместо стандартных фикусов искусственно геометрической формы (фото автора) 

Использование контейнеров диаметром 75‐100 см 

Для работы с тропическими растениями «2–12» требуются очень большие емкости – диаметром до 100 см. Где же их взять? 

Как известно, вазоны «Лечуза» имеют максимальный диаметр только 70 см. А выбор декоративных вазонов больших диаметров 75-100 см на российском рынке отсутствует. Такие вазоны могут быть привезены в Москву только под заказ, по фантастическим ценам, поэтому их использование близко к нулю.

Контейнеры из прочного черного пластика, напротив, имеют обширную линейку сколь угодно больших размеров (рабочий объем достигает 1000 л
при диаметре 140 см и высоте 90 см) и при этом предельно дешевы. При посадке дерева в нишу пола внешний вид этих контейнеров вообще не важен, поскольку они размещаются ниже уровня пола на высоту контейнера.

Опускание дерева в нишу ниже уровня пола вполне оправданно. Контейнер в нише не занимает площадь пола и пространство над ним, как напольные вазоны больших диаметров. А главное, дерево, растущее из пола как из земли, – это элегантный прием, стирающий границы между интерьером и экстерьером.

Процесс посадки дерева в контейнер ниже уровня пола можно увидеть в нашем фильме «Судьба одного дерева» (2017 г.).

Если устройство ниши в полу технически невозможно и контейнер просто ставится на пол, то применяется второй способ сделать его невидимым – декорирование наружных стенок контейнера плотным слоем ампельных растений, которые свисают почти до пола (фото 14).

a0b3286884eb27eed1925c004b1ca4f7.JPGФото 14. Высаженный по периметру контейнера циссус антарктика через 3 месяца полностью закрыл его боковую поверхность (фото автора) 

По технологии «Зимнего сада» в каждый контейнер диаметром 70-100 см вокруг посаженного в центр большого дерева высаживается от 5 до 12 почвопокровных, ампельных растений нижнего яруса, которые спускаясь до пола, полностью закрывают боковую поверхность контейнера и являются незаменимым элементом дизайнерских композиций из больших, средних и малых растений (фото 15).

464427298d703f4768c4f5715e15a4fb.JPGФото 15. Декорирование наружных стенок контейнера плющом (фото автора) 

Увеличение объемов контейнеров и посаженных в них растений открыло путь к новым дизайнерским решениям. Комбинация деревьев разной высоты дает возможность использовать окружающее пространство для композиционных целей. Большая площадь контейнеров позволяет посадить любое количество почвопокровных растений и создавать многоярусные композиции (фото 16).

87da932baad059025b7a515b3916ecef.JPGФото 16 (слева). Двухъярусная композиция с мощными почвопокров- ными растениями (фото автора) 

Примером может быть разработанная и испытанная нами технология «Три фикуса в одном контейнере». Композиция состоит из трех деревьев разной высоты, подобранных в нужных пропорциях. Фикус-доминант имеет высоту от 3 до 5м, а самый маленький из фикусов может быть высотой всего 1-1,5м. Наиболее ответственным моментом является закрепление на разных уровнях корневых комов различного объема. Совокупность приемов, разработанных для проведения таких сложных посадок, стала специальной технологией.

Фитосветодизайн

Фотография фикуса ржаво-красного (фото 17) сделана в теплице с натуры без применения дополнительной оптики и в Photoshop не обрабатывалась. Сине-сизые листья – результат отражения темнеющего с наступлением сумерек неба, а золотистый фон дают натриевые лампы типа ДНаТ. Этот пример показывает, как с помощью света проявляются новые неожиданные свойства живых листьев. При нашем коротком световом дне зимой любые растения, кроме находящихся вблизи окон, требуют искусственного освещения. Но мы ставим вопрос шире: как совместить освещение, необходимое для фотосинтеза растений, с возможностями фитосветодизайна – светописи по листьям.

65615a267556547e032f80b87d94f061.jpgФото 17. Фикус ржаво-красный в нашей теплице (фото автора) 

Фитосветодизайн – приоритетное направление в наших интерьерных проектах, основанное на использовании светодиодов. Точечное освещение отдельных растений, устройство цифрового светодиодного освещения зимнего сада или тропикариума, полноспектральные программируемые светильники для арт-композиций – все это уже реально опробовано и может применяться в новых проектах.

Светодиодные прожекторы с узким лучом ярко освещают только предназначенные растения и не вторгаются в окружающее пространство (фото 18). В узких лучах направленного «солнечного» света радостно выглядит каждая веточка, каждый листок. Акцентное освещение проявляет невидимую до этого красоту листьев, дает новые световые эффекты (фото 19).

c101270c53de50c769e55fd9bf20e509.jpgФото 18. Растения «на театральной сцене» обнаруживают красоту, которую невозможно увидеть при дневном рассеянном освещении. Наши растения в Театре им. Моссовета 

6e4edf90a3da0527b731e492d32d731b.jpgФото 19. Удачно выбранное размещение источника света превращает зна- комые растения в сказочный таинственный сад (фото автора) 

Такие прожекторы обеспечивают многолетний рост растений даже при отсутствии естественного освещения. Существует бюджетный вариант надежного отечественного светодиодного прожектора этого типа, который комплектуется лучшими в мире светодиодами CREE. 

Долгий срок жизни больших растений

Большие деревья живут долго. Фикусы, посаженные нами 20 лет назад внутри общественных зданий, продолжают расти и прекрасно себя чувствуют. Понятно, что при долговечности интерьерных растений «2–12», рыночная стоимость таких деревьев будет со временем возрастать. Тропические деревья и кустарники в фойе театра имени Моссовета, которые мы посадили 15 лет назад и продолжаем за ними ухаживать, выглядят здоровыми и не требуют замены (фото 20).

fff74e25470f0258a2f2d7e202a6bd31.jpgФото 20. Театр им. Моссовета. За 15 лет наши растения разрослись и прекрасно себя чувствуют 

Секрет долговечности заключается в поддержании оптимальной освещенности, влажности и температуры, а также в профессиональном уходе. Каждое дерево достойно благоприятных условий для жизни, потому что оно живое. Эти условия могут быть учтены в проектах. Хотелось бы, чтобы все больше архитекторов и дизайнеров разделяли это убеждение. 

Комментарии