«Строительный Эксперт» продолжает серию публикаций по материалам выступлений ведущих российских архитекторов, прозвучавших в лекционной части курса «Авторские практики» кафедры «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ.
Вячеслав Осипов: руководитель Московского Архитектурного Общества – «МАО-СРЕДА».
Архитектура СРЕДЫ
Вторая половина 80-х годов прошлого века - это время больших ожиданий и надежд.
Вместе с нарастающей социальной и экономической деградацией начали появляться ростки будущего и некоторой творческой свободы.
Двигаться вперед всегда легче, создав систему, которая работает на всех. Поэтому в 1988 году мы сделали шаг в очень правильном направлении, создав Первое творческое объединение Союза архитекторов СССР с головной организацией «Московским центром СРЕДА». Таким образом, я возглавил творческий союз мастерских, объединенных в региональные центры. К 1990 году у нас работало уже 28 региональных центров и более 700 архитектурных мастерских. Мы делали объем работ больше, чем все проектные институты страны вместе взятые. При этом мы платили зарплату по 70 копеек с рубля.
А шаг был правильным, потому что мы аккуратно, гармонично и поступательно, или, как сейчас модно говорить системно, начали трансформировать систему оказания проектных услуг. То есть входили в рыночные отношения, не разваливая творческий и кадровый потенциал архитектурной отрасли.
В 1992 году экономическая модель рухнула вместе с СССР. Участники объединения создали свои творческие мастерские, разделив накопившейся фонд по степени участия каждого. Так появилась моя персональная творческая мастерская - «Московское архитектурное общество «Среда».
До 2002 года пришлось заниматься не только творческой, но и административной и научной работой. Окончательно вернувшись к архитектуре, к творчеству, пришлось начинать все заново - собирать заказчиков и боеспособный креативный коллектив.
Архитектура команды
Существующая структура «МАО-СРЕДЫ» проста - базовое звено: архитекторы и дизайнеры, плюс административный персонал. Конструкторы, технологи, инженеры и другие профильные специалисты привлекаются по мере необходимости - под конкретные объекты. И здесь уже сформировались довольно стабильные творческие альянсы.
Преимущества небольшого коллектива - возможность ежедневно общаться с каждым сотрудником и решать творческие и организационные задачи без прессинга и бюрократизма. Контроль над творческой командой - это погружение в проект с каждым сотрудником, ежедневное обсуждение текущих вопросов. Главное - не расслабляться. Расслабишься сам, расслабятся все остальные.
Еще одно достоинство небольшого коллектива - возможность быть хорошей дружной командой, в которой рост сотрудников прямо пропорционален их вкладу в процесс проектирования и способностям. Дисциплина «МАО-СРЕДА» держится на персональной ответственности, взаимовыручке и хорошей работоспособности.
Привычку работать много и быстро привил мне еще в начале творческого пути архитектор Судариков, в чьей группе я трудился. Когда вся его бригада уходила домой, он садился на каждое рабочее место и все что было начерчено, перечерчивал по-своему. И так почти каждый день. Выйти из этого положения удалось только одним способом - каждый день нарабатывать столько, сколько перечертить невозможно.
Стоит ли мастерской расти количественно, набирать больше заказов? Для меня лично, видимо, нет. Чем больше компания, тем меньше у руководителя архитектурной мастерской остается возможность для творчества.
Неслучайная архитектура
В профессии архитектора я оказался почти не случайно. С детства, сколько себя помню, хорошо рисовал и лепил. Перед армией увлекся живописью маслом. В армии продолжил совершенствовать свои навыки, создав более 40 портретов сослуживцев-десантников. По возвращении мой путь был ясен - художественное творчество. Но для поступления в Суриковское училище необходимы творческие работы, которые на тот момент разошлись по рукам. МАрхИ оказался тем вузом, где требовалось умение рисовать, а не сами работы.
И о своем выборе жизненного пути не пожалел ни разу. Он всегда связан с творчеством.
Архитектура инициативы
Мой творческий процесс по-прежнему непрерывен. Даже, если заказов становится немного и рынок находится в стагнации, мы с коллегами продолжаем генерировать новые идеи, делаем концептуальные разработки, инициативные проекты, часть из которых находят своего заказчика. Источником для идеи может быть все, что угодно: события, происходящие в стране, поездки, контакты с новыми людьми, перспективные площадки и т.д. В этом, пожалуй, главная стратегия нашей мастерской.
Например, совсем недавно в Крыму нашли никем не освоенный участок, оценили его, и в инициативном порядке выработали идею застройки этой территории. То есть, фактически - выступили в качестве девелопера. Позже появился заказчик, понявший и принявший наше проектное предложение. Вот так идея привела к заказу.
Таким образом, чем меньше работы, тем больше инициативных проектов. Чем больше инициативных проектов, тем больше заказов. Волна гонит за собой волну.
Вторая составляющая нашего проектного метода – правильно выстроенные отношения с заказчиком, в основе которых – понимание того, что он хочет. В 2016 году наша мастерская приняла участие в архитектурном конкурсе в Баку.
Конкурс проводился в отношении прибрежной территории - бывшей промышленной зоны, отделяющей центр города от спальных районов. Задача конкурса – превращение промзоны в общественное пространство с многофункциональными комплексами, парком аттракционов, обширными зелеными зонами с пляжами, причалами для яхт и круизных теплоходов и т.д.
Всего на конкурс поступило 38 работ из 10 стран. По единодушному мнению жюри I место занял наш проект «Новый Баку». Рецепт успеха был прост и сложен одновременно: мы сразу поняли, что городские власти нефтегазодобывающей республики хотят получить на этом участке интересную архитектуру в дорогом исполнении.
Одним словом, нужно участвовать в процессе, не опускать и не складывать руки, пытаться действовать по обстановке. Но при этом всегда занимать твердую достойную и честную позицию. Это всегда, в конечном итоге приносит пользу. Поэтому мы все время находимся в творческом поиске и много работаем.
Архитектура творчества
Принцип мышления у всех людей отличается, как почерк. А принцип мышления творческого человека отличается еще больше. Конечно, необходимо видеть новые интересные тенденции в мировой архитектуре. Хотя надо четко понимать - тенденции, это всего лишь направления развития, которых одновременно может быть много. И не всегда направление "большинства" может быть единственно правильным. Да, большинство, конечно, формирует тенденцию, но и обезличивает ее своим количеством. Но время расставляет все на место. Поэтому не надо бояться выразить себя и искать свое лицо.
Работая над объектом, необходимо попробовать сформировать свою идеологию того, что предстоит сделать. И путь компиляций здесь ведет в тупик. Ни в коем случае нельзя становиться заложником понравившегося объекта, пытаясь использовать его композиционные приемы и детали в своем проекте. Будет плохое подобие и никакого удовлетворения от проекта.
С годами у меня сложился свой алгоритм творческого процесса. Начиная работать над проектом, не стоит загружать себя мыслями рисунка - формами или образами. Сперва необходимо максимально собрать исходный материал, изучить историю места, понять пожелания и условия заказчика.
И только потом погрузиться в поиск образных решений, философского осмысления и визуализации – рисунков. Спустя пару часов работы отложить этот процесс на несколько дней. Дальше в ход событий вступает подсознание. Несколько дней голова занята только проектом. Это состояние, когда не можешь больше ни о чем думать - образы и путешествия по виртуальному объекту не дают спать.
Зато через какое-то время ты уже знаешь про этот объект все. Остается только сесть и начертить.
Архитектура качества
У архитектуры должно быть своё неповторимое лицо архитектуры, почерк автора. При этом архитектура объекта не должна быть чужеродной в среде, где она появляется. Да, она может быть другой, но не чужеродной. Это и есть полноценное качество архитектурного объекта, принимая во внимание то, что и архитектурная (или природная) среда и рассматриваемый объект достойны называться архитектурой. Наглядный пример - новое здание английского посольства. Объект хорошей архитектуры, но во фронте набережной сталинских построек – неуместный. Нарушение гармонии нанесло вред всей набережной и самому объекту.
Архитектура честности
К сожалению, современная ситуация в российской, и, в частности, московской, архитектуре не позволяет честно и открыто находить лучшее решение в той или иной градостроительной ситуации.
В идеале, деловая этика в нашей профессии - это организация открытых конкурсов на архитектурную идею (концепцию). Такая практика всегда способствует честному выявлению лучших решений, дает возможность проявить себя молодежи. В открытом конкурсе на «Большую триумфальную арку в Париже» участвовало более 400 архитектурных команд со всего мира. И какой потрясающий результат!
Практика, организованная в Москве – система закрытых конкурсов, прямо противоположна деловой этике. На мой взгляд, столичный рынок архитектурных услуг провалился, его фактически нет в силу сформировавшейся негласной монополизации.
Архитектура маркетинга
Как бы ни складывалась ситуация на рынке, мы всегда должны иметь работу, находить заказчика, заниматься маркетингом, хотя времени на это, чаще всего не хватает. Формирование связей, друзей, коммуникаций требует много времени и сил. Когда есть много работы, о маркетинге не думаешь. Думы о нем настигают, когда работа заканчивается, а денег на маркетинг уже нет.
Для продвижения наших интересов стоит кооперироваться в объединения (консорциумы) с другими архитектурными мастерскими и нанимать профессионалов. Консолидируемое движение всегда более успешно. Тем не менее, архитектурная мастерская, это, прежде всего, имя мастера. Необходимо продвигать его имя, участвуя в различных профессиональных конкурсах, общественных обсуждениях, дискуссиях.
Большое значение для продвижения на рынке имеют профессиональные мероприятия, выставки, семинары, круглые столы и т.п., то есть те места, где встречаются архитекторы, потенциальные заказчики. Это важно.
Успех деловой коммуникации зависит от профессиональных знаний, опыта и потребности общения. Нужно ли этому учиться? Конечно! Совершенствовать профессиональные знания необходимо всегда.
В теченье праздной суеты,
Высот познаний не возьмешь,
Ведь опыт жизни обретаешь ты,
Когда все в кровь стопы собьёшь...
(Архитектор В.А. Осипов)
Не менее важно использовать и другие средства современной коммуникации. Например, через постоянную поддержку и развитие корпоративного сайта мастерской.
Комментарии (0)