Елена Баженова. Для чего нужен курс «Авторские практики»?

Подпишитесь на канал

С 2015 г. в МАрхИ на кафедре «Комплексная профессиональная подготовка» (КПП) ведется преподавание курса «Авторские практики». Сегодня уже очевидно, что идея создания нового обучающего курса оказалась удачной: лекции нравятся студентам, работа кафедры получила общественный резонанс. Вместе с тем нашлись и противники новой формы образования потому, что деятельность КПП и программа курса «Авторские практики» не укладываются в привычные академические рамки обучения архитектурной профессии.

О причинах появления курса и его задачах мы попросили рассказать Елену Сергеевну БАЖЕНОВУ, вице-президента СМА, вице-президента САР, заведующую кафедрой «Архитектурная практика» МАрхИ.

После подписания Болонской декларации в 2003 г. Россия перешла на 4-ступенчатую систему высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторат. Поскольку в нашей стране возможность получить высшее образование предоставляют государственные структуры – их более 90%, то ныне единственный в нашей стране архитектурный вуз – МАрхИ и вместе с ним архитектурные факультеты при университетах, адаптировали свои программы в соответствии с условиями участия в Болонском процессе, и указаниями Министерства образования и науки РФ. Однако далее разделения архитектурного образования на бакалавриат и магистратуру в нашей стране дело пока не пошло. Как справедливо отмечает в своей статье «Архитектурная магистратура в университетах США» доктор архитектуры профессор К. Кияненко «многие фундаментальные вопросы ее (магистратуры) организации до сих пор остаются без убедительных ответов, что снижает общую эффективность образовательной деятельности, ее профессиональные и академические результаты».

В последнее десятилетие в Европе и США роль основной профессиональной степени подготовки переходит к магистру. Анализ магистерских программ ведущих зарубежных архитектурных школ, проведенный проф. К. Кияненко, позволяет констатировать, что «подавляющее большинство программ имеет практическую проектную направленность и готовит выпускников к лицензированию» – т.е. сдаче профессионального экзамена на получение профессиональной квалификации «Архитектор».

Такая ситуация сложилась примерно 5 лет назад, когда члены национальных архитектурных палат пришли к выводу, что магистры имеют преимущественноеправо на получение квалификационного аттестата и звание квалифицированного архитектора.

В России система «магистратура – интернатура – экзамен на квалификационный аттестат» реализована лишь на одну треть. В нашей стране есть институт магистратуры, но преподавателей, которые должны готовить магистров, никто и никогда не учил тому, как это нужно делать. Между тем, преподавание в магистратуре методически отличается от того, как привыкли учить в нашей высшей школе. Обучение в магистратуре предполагает, главным образом, развитие навыков самостоятельного получения знаний, причем в очень широком диапазоне, приближающем будущего выпускника к практической профессиональной деятельности.

Это значит, что магистратура не только должна привить ученику умение самому добывать нужную для работы информацию, но и ставить перед обучающимся посильные профессиональные задачи, раскрывая современные алгоритмыих решения, постоянно наращивая, таким образом, профессиональную компетентность. Пока всего этого нашей магистратуре недостает, как не достает и периода практической подготовки выпускника после получения академической степени бакалавра или магистра для выхода на квалификационный профессиональный экзамен.

Обращаясь к недавней истории, следует признать, что и в советский период существовал огромный разрыв между результатами подготовки выпускников высшей архитектурной школы и требованиями профессиональной практики. Но в то время он компенсировался поэтапным получением должностей выпускником, пришедшим работать в государственную (других тогда не было) проектную организацию. Вчерашний студентпод руководством опытных архитекторов проделывал определенный путь к вершинам карьеры: младший архитектор – архитектор – старший архитектор и т.д. до должности ГАП. Подъем по этим ступенькам был прекрасной интернатурой, превосходной (по тем временам) практической подготовкой. Если человек обладал достаточной харизмой и амбициями то, в конце концов, он мог стать руководителем мастерской.

Современная система подготовки архитекторов за рубежом, по сути, ничем не отличается от того, что было в СССР. В Европе и США выпускник магистратуры обязан в течение двух лет пройти по определенной программе курс практической подготовки, иначе он не будет допущен к сдаче квалификационного экзамена. Самая сложная, «развесистая» система наблюдения за профессиональным ростом выпускника действует в США. В Европе несколько проще, но и там перед сдачей квалификационного экзамена магистр должен набрать определенное количество часов практической деятельности, подготовить отчеты, получить согласования, утверждения и рекомендации, заверенные многими подписями.

В России окончательное утверждение магистратуры совпало с началом мирового экономического кризиса. В 2008–2009 гг. в США закрылось 40% архитектурных мастерских, и с тех пор их нет. То же самое наблюдалось в это время в Европе, и продолжается до сих пор. Мало того, в Королевском британском институте архитекторов (RIBA) на фоне резкого снижения объемов строительства сейчас ведутся дискуссии о том, нужна ли вообще профессия архитектора…

В нашей стране между самой схемой устройства (не содержания!) высшего архитектурного образования и способом легального обретения статуса квалифицированного архитектора, началом работы в собственной мастерской существует «провал», шириною в 6–8 лет. Ликвидацией этой бреши никто не занимается. У Союза архитекторов России (САР) другие функции, наша Архитектурная палата существует вне законодательного поля. Деятельность СРО, на которые возлагались определенные надежды, в конце концов, ограничилась сбором членских взносов в компенсационный фонд. Вот почему инициированное Министерством образования и науки РФ обучение по Болонской системе у нас не работает.

В ноябре прошедшего года по инициативе Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга состоялась встреча экспертов с целью проведения сопоставления образовательных стандартов по направлению «Архитектура» с недавно принятым Профессиональным Стандартом «Архитектор». Оказалось, что в целом эти стандарты гармонизируются, но уровень компетентности выпускника магистратуры все же не достаточен для сдачи квалификационного экзамена. Это объясняется тем, что есть определенные уровни профессиональной компетентности, которые достигаются только практической работой.

Следует понимать, что наше государство в этой ситуации свою роль уже отыграло. Оно провозгласило переход на 4-ступенчатое высшее образование, расходует огромные деньги на разработку стандартов профессиональной деятельности, которые должны стать основой новых образовательных стандартов. Все остальные заботы должны лечь на плечи представителей профессионального сообщества.

В свое время руководство САР задумалось о том, как можно компенсировать образовавшийся разрыв между академической архитектурной подготовкой и практикой хотя-бы в Москве. Наиболее верным представилось введение в МАрхИ дополнительного обучающего курса, который даст будущим магистрам архитектуры столь необходимые им знания для сдачи квалификационных экзаменов в уже нарождающихся сегодня центрах оценки квалификации (ЦОК).

В 2015 г. между руководством МАрхИ и Союзом московских архитекторов (СМА) была достигнута договоренность о предоставлении Союзом дополнительных учебных площадей. В том же году в старейшем архитектурном вузе страны появилась кафедра «Комплексная практическая подготовка» (КПП). Кафедру возглавил Николай Иванович Шумаков, бывший в то время президентом СМА. Ныне он возглавляет оба творческих союза – московский и России. Тогда же на кафедру пришла Маргарита Александровна Демидова. Благодаря ее энергии и огромному опыту работы в иностранном бизнесе появилась идея организовать лекционный курс «Авторские практики», который будут читать студентам МАрхИ наши известные архитекторы. При этом рассказывать они должны (и уже рассказывают) не только об архитектуре, но и об архитектурном бизнесе.

Всякая новая обучающая программа – это своего рода эксперимент и курс «Авторские практики» не исключение. На апробацию программы курса уйдет два – три года, возможно наполнение программы претерпит определенные изменения.

Например, участие в Болонском процессе предполагает академическую мобильность, то есть информационную открытость и обмен знаниями на международном уровне. Это очень важно, потому, что архитектура изменяется постоянно и повсеместно и вариться только в собственном соку и заниматься импортозамещением в архитектурной практике в наше время недопустимо. Сейчас кафедра КПП ведет активный поиск атташе по культуре тех европейских стран, которые готовы сотрудничать с Россией в области архитектурного образования. Мы хотим установить с их помощью контакты с успешно практикующими за границей архитекторами российского происхождения, выпускниками МАрхИ. Было бы очень полезно, чтобы эти люди поделились с нашими студентами своим опытом работы за рубежом.

Предполагается также, что лекции курса будут читаться не только для нынешних студентов МАрхИ, но и для недавних выпускников, которые уже делают первые самостоятельные шаги в архитектурной профессии.

Кроме того мы рассчитываем, что в недалеком будущем лекционный курс охватит такие темы, как BIM-технологии, маркетинг и архитектура, архитектурная практика рабочего проектирования в США, (а она – с моей точки зрения – лучшая в мире), синергия пространства при переходе от градостроительства к урбанизму т.п. Важно, чтобы в этих направлениях профессиональной подготовки молодежь начинала заниматься уже в магистратуре.

Разобраться в нагромождении стоящих перед будущими архитекторами задач могут только представители молодого поколения – они из другой культуры и мыслят иными, чем мы категориями. Наша задача состоит в том, чтобы помочь им стать специалистами-профессионалами. Но для того, чтобы оказать нашим детям действительно эффективную помощь, нужно уметь самим вовремя перестроиться. Именно такие новаторы, люди, нацеленные на перспективу, и встали у истоков учебного курса «Авторские практики». 

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!