«Строительный Эксперт» продолжает серию публикаций по материалам выступлений ведущих российских архитекторов, прозвучавших в лекционной части курса «Авторские практики» кафедры «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ.
Архитектор Алексей Воронцов, академик Московского отделения МАА, профессор МАрхИ, вице-президент НОПРИЗ, и.о. генерального директора ГУП МО «НИиПИ градостроительства».
Путь в архитектуру
Еще в детстве у меня проявились способности к изобразительному искусству. По совету знакомой нашей семьи, прославленной советской оперной певицы Ирины Архиповой, закончившей в свое время МАрхИ и успевшей поработать архитектором до начала своей певческой карьеры, было решено, что я буду учиться на архитектора. Ирина Константиновна рассудила так: «В МАрхИ дают хорошую общехудожественную подготовку. Если мальчик захочет быть художником – он им будет, если нет – станет архитектором». Так я пришел в архитектуру.
О профессии
Начинающий архитектор должен понимать, что сразу «праздника» не будет. Сначала нужно очень много работать и только потом придет ощущение счастья от сознания того, что архитектор делает что-то очень интересное. Чем больше архитектор будет посвящать времени работе, тем больше в его жизни будет радости. Наверное, этим архитектор отличается от большинства других людей, которые обычно работают «от звонка до звонка».
Наша профессия располагает к размышлениям, к овладению новыми культурными знаниями, к путешествиям внутри себя, к чтению. Архитектор должен много читать и не только специальную литературу, но и хорошую беллетристику – произведения Э.М. Ремарка, Э. Хемингуэя...
В архитектуре все начинается с карандаша, с рисования. Конечно, есть такие «мастера высшего пилотажа», которые приступая к проектированию, сразу садятся за компьютер, но это скорее те, кто потом будет заниматься презентациями.
Если проводить параллели с оперным искусством, то даже поставленный от природы голос все равно требует определенной доводки, а его обладатель должен наработать исполнительскую технику. Также и обучение архитектуре. Необходимо, чтобы у будущего архитектора выработалась способность изображать то, что открывается перед его внутренним взором. При этом самое главное, что он должен мыслить объемными категориями и уметь компоновать эти объемы на листе бумаги.
Архитектура, как и политика – это «искусство компромисса». Архитектор постоянно пребывает в поиске компромиссных решений. Большое счастье, когда удается сохранить идею первоначального, еще интуитивного эскиза и донести ее до реализации. К сожалению, это не всегда получается. Вообще наша профессия интересна тем, что при определенном стечении обстоятельств, архитектор может себе при жизни поставить памятник, причем за чужие деньги.
Отношение к BIM-проектированию
Мы, архитекторы, существуем и работаем в трехмерном пространстве, мыслим такими категориями, как «объем» и «пространство». То же самое относится к инженерам, которых архитекторы привлекают к проектному процессу, а также к инженерам-строителям. Вот почему BIM-технология для нас – не открытие. Проект, выполненный в BIM, это скорее презентация, способ подачи графических материалов, доступный для восприятия тех, кто ничего не понимает в архитектуре, но решает судьбу проекта.
Кому действительно нужен BIM-проект, так это представителям эксплуатирующих организаций.
Трудная архитектура
Сегодня в нашей стране есть преуспевающие архитекторы, но их мало и они вынуждены работать в таком бешеном ритме, на который далеко не каждый способен. Подавляющее большинство представителей архитектурной профессии озабочено элементарным выживанием – налоги, аренда, зарплата сотрудникам… Архитектурная деятельность не предполагает привлечения неквалифицированный рабочей силы вроде гастарбайтеров из бывших республик СССР, которых, в крайнем случае, можно прогнать и не заплатить им денег за выполненную работу. В архитектуре так нельзя, потому что такое понятие как мораль, отнюдь не лишнее в нашем деле.
Кадровая политика
Нелегко создать дееспособную проектную команду, которая бы понимала, что хочет руководитель и отдавала себя работе на столько, на сколько это нужно для получения качественного проекта.
Прием новых сотрудников в бюро всегда происходит по результатам собеседования. Приходит соискатель – нужно послушать, как звучит его речь, насколько она правильна, убедительна. Прическа, ногти на руках, состояние обуви – начищена или нет, одежда – она должна быть в меру скромной, но «стильной», – все это имеет значение. Дальше – портфолио.
О деньгах и мастерстве
Работодатель всегда стремиться заплатить как можно меньше за работу, выполненную качественно и в полном объеме. Начинающий работник, наоборот, хочет получить за то же самое по максимуму. В такой ситуации перед «новобранцем» возникает дилемма: или он сознательно соглашается работать за малые деньги, рассчитывая при этом получить большой опыт, или уходит.
Практика показывает, что большинство из известных ныне в нашей стране и за ее пределами архитекторов изначально выбирали первый путь и, скрипя зубами, продавали себя за гроши, получая взамен нечто гораздо более ценное, что нельзя приобрести ни за какие деньги.
Этика
В архитектурной профессии, как видимо и в любой другой, нужно вести себя прилично и ни с кем не конфликтовать. Дело в том, что ситуация, в которой сегодня пребывает человек, может вдруг измениться, и он окажется в зависимости от того, с кем когда-то испортил отношения. Это может плохо отразиться и на карьере, и на здоровье…
Есть ли в России хорошие архитекторы?
Все, кому я готов пожать руку – достойные архитекторы и их достаточно много. Конечно, у каждого из них собственные проблемы, каждый платит свою цену за успех, но я никого не осуждаю.
О конкурсах
Моя практическая деятельность в архитектуре началась с участия в архитектурном конкурсе на проектирование Олимпийского велотрека в Крылатском. Мы выиграли конкурс, и этот объект был построен по нашему проекту с сохранением авторства. Возможно, если бы не конкурс, то проектирование велотрека было бы поручено каким-то другим людям…
В ходе этой работы, продолжавшейся 5 лет, я и мои коллеги приобрели неоценимый опыт и профессиональную репутацию. Кстати, для советского времени такой большой объект был спроектирован и построен в рекордно короткие сроки.
Моральная ответственность
Каждый архитектор знает о своих недоделках. Когда дом построен, с одной стороны, архитектор испытывает чувство удовлетворения, с другой – ему кажется, что недостатки видны всем и это очень неприятно. Лично меня боязнь испытать это ощущение сопровождает всю жизнь потому, что даже самый плохой дом после смерти архитектора, будет стоять еще 100 лет и все это время он будет кому-то портить жизнь.
Ответственность – очень важный моральный аспект архитектурной деятельности. Он проявляется и в процессе рисования, и в ходе общения с заказчиком, взаимодействия со смежниками, на всех этапах строительства. Конечно, есть товарищеская критика, но главный критик – сам автор потому, что только ему известно, где получилась недоработка, а где он действительно выложился и что сделано по-настоящему хорошо.
Портфолио: http://www.aburov.ru/about/
Комментарии (0)