Спустя 72 года со дня Великой Победы в Великой Отечественной войне, некоторые «прогрессивные» идеологи зарубежья, да и некоторые наши сограждане, навязывают российскому и мировому сообществу вывод о том, что не было никакого великого подвига советского народа, да и быть не могло, поскольку этот народ совершал разрушительные и деструктивные деяния наравне с гитлеровской Германией и поэтому… ну дальше вы и так знаете.
А. С. Пушкин был безусловно прав, когда утверждал, что гений и злодейство — «две вещи несовместные». В самом деле, что такое гений? Это творческая, а значит, созидательная, конструктивная способность. Злодейство же, как и любое зло — это, безусловно, разрушительное, деструктивное деяние. Гений не разрушает, а созидает. Зло не созидает, а разрушает.
Война безусловно злодейство, хотя бы по потому, что она несет смерть, материальные разрушения и бессмысленные жертвы. Но это в том случае, если ведут ее агрессоры, пытаясь физически уничтожить соседей или навязать им свой образ жизни.
Оборона страны и строительство
Нас потомков победителей Великого противостояния, пытаются убедить в том, что Советский Союз был частью сил мирового зла. При этом опыт тысячелетней истории Руси, Московского царства, Российской империи, Советского Союза и современной России – это борьба и противодействие этому самому злу.
Может имеется в виду «злой город» Козельск, который стоял насмерть и тогда, когда было совершенно очевидно, что враги его одолеют? А «злой» он стал называться потому, что русские зодчие искусно выбрали для него «стройное место» и воздвигли «град крепкий».
В первой половине Великой Отечественной войны, вплоть до Курской дуги, наша победа была в высшей степени проблематична, однако это не помешало советскому народу проявить чудеса самопожертвования и массового героизма.
При этом, все разговоры, что происходило все это под дулами заградительных отрядов и под «гулаговским» конвоем, нелепы. Какой заградотряд гнал Александра Матросова и еще более 300 советских воинов на амбразуру? А какой воздушный надзиратель управлял самолетами Гастелло и Талалихина? Подсчитайте какой конвой нужен, чтобы заставить производительно трудить почти три миллиона фортификаторов, дорожников и транспортных строителей в районе боевых действий.
Однако для сооружения оборонительных рубежей в прифронтовых районах и в глубине страны, куда могла продвинуться линия фронта, было недостаточно одних армейских сапёрных и инженерных частей.
Пришлось широко привлекать к этому делу население городов и сёл — мужчин в возрасте от 15 до 55 лет и женщин – от 16 до 50 лет, за исключением лиц, занятых на предприятиях, выпускающих оборонную продукцию. На практике же к оборонительному строительству часто привлекались женщины в возрасте до 55 лет, мужчины – до 60.
Обвинять этих людей а том, что они содействовали силам мирового зла, смогут только люди, убогие умом и совестью.
Не нравится этим людям историческая фигура Дмитрия Михайловича Карбышева (1880–1945) – русского и советского военного инженера, профессора, автора свыше 100 научных трудов но военно-инженерному искусству генерал-лейтенанта инженерных войск и Героя Советского Союза. Хотя курс лекций о его военно-инженерном и педагогическом наследие до ныне чрезвычайно популярен в Вейст-Понте и иных зарубежных военных ВУЗах.
Особенно восхищает наших иностранных коллег его практическая формула расчёта сил и средств при оборудовании позиций заграждениями из колючей проволоки: «Один батальон, один час, один километр, одна тонна, один ряд». Независимо от национальности, шутники-острословы непременно переиначивают ее: «Один сапер, один топор, один день, один пень».
В июне 1941 г. Дмитрий Михайлович находился в командировке в Белоруссии, чтобы собрать материалы для разработки проекта укрепрайона нового типа, и, будучи раненым, был захвачен в плен. Ни долгие переговоры, ни жестокое обращение не склонили его к сотрудничеству с фашистами.
В отличие от отечественных пацифистов, беспартийный генерал отвечал своим мучителям: «Мои убеждения не выпадают как зубы от недостатка лагерного рациона». В ночь с 17 на 18 февраля 1945 г., после зверских пыток обливания водой, палачи превратили старого генерала в ледяную статую.
Видимо оборона государства и строительство вещи настолько совместимые, что люди готовы отдать за это жизнь.
Созидатели оперативно-стратегических рубежей обороны страны
В истории нашей Родины период Великой Отечественной войны насыщен многими драматическими событиями, оставившими глубокий след в сознании людей. Основное содержание первой летне-осенней кампании 1941 г. составили стратегическая оборона на всем фронте и вынужденное отступление.
На оборонительных действиях Красной Армии с первых дней войны тяжело отразились просчеты и ошибки высшего политического руководства в области военно-инженерного обеспечения обороны государства.
Подготовка территории военных действий – одно из важных условий, необходимое для изменения хода вооруженной борьбы и, в конечном итоге, победы. Остановить или затормозить продвижение войск противника инженерным обеспечением и участием в боях на всех направлениях фронта должны были военно-строительные формирования.
В ходе неудачного для Красной Армии начального периода войны войска первого стратегического эшелона потерпели крупное поражение. Строительные организации и батальоны оказались в чрезвычайно тяжелом положении. Занятые работами в укрепрайонах западной границы, они попали под удары авиации, артиллерии и передовых частей вермахта и сразу же понесли большие потери в людях и технике.
При этом трагично сложилась судьба оказавшихся безоружными военных строителей, которые оборудовали укрепрайоны на западной границе. Из 37 строительных батальонов Прибалтийского ОВО, преобразованного с началом войны в Северо-Западный фронт, удалось вывести менее половины. Безоружные люди, конечно, не могли оказать организованного сопротивления лавине немецких танков
Важнейшая проблема, которую пришлось оперативно решать в это суровое время, – создание многочисленных, глубоко эшелонированных (противопехотных, противоартиллерийских, противовоздушных, противотанковых) систем укреплений, предназначенных для прикрытия главных стратегических районов, экономических и административных центров, военно-морских баз.
При непосредственном участии руководителей инженерных управлений действующих фронтов решались задачи восстановления управления и сосредоточения на новых рубежах, отходящих от западной границы строительных органов, формирования новых частей и постановки им задач
Военно-строительные части при отступлении, под вражеским огнем, строили полевые укрепления, рыли противотанковые рвы, устанавливали мины, возводили водные переправы. Для выполнения земляных работ по рытью противотанковых рвов, эскарпов и контрэскарпов привлекалось и гражданское население, в основном, женщины.
Во второй половине декабря 1941 г. на оборонительных рубежах одновременно работали более 2,1 млн. человек, в том числе 1,6 млн. местного населения и свыше 0,5 млн. личного состава 10 саперных армий, военно-строительных управлений и частей (УОБР, УОС, УВПС, строительных, рабочих батальонов, колонн).
Наиболее квалифицированные бойцы строили дзоты, доты и другие инженерные сооружения. Результат их тяжелого труда – десятки километров противотанковых рвов, отрытые и замаскированные километры траншей, окопы, ходы сообщения, сотни артиллерийских и пулемётных позиций.
Серьёзный вклад в отражение ударов гитлеровцев внесли доты дзоты. Грамотно выстроенная оборонительная линия, периодически поддерживаемая авиацией и дальнобойной артиллерией, малыми силами сдерживала наступление врага. «Следует отметить, – писал в своем военном дневнике 24 июня 1941 г. гитлеровский генерал Ф. Гальдер, – упорство отдельных русских соединений в бою. Имели место случаи, когда гарнизоны дотов взрывали себя вместе с дотами, не желая сдаваться в плен».
Для ведения боевых действий на построенных рубежах формировались многие десятки пулеметно-артиллерийских батальонов, которые организационно сводились в укрепрайоны.
Война заставила решить и другие задачи, требующие высокой инженерной квалификации военных строителей – разминирование минных полей, строительство мостов, организация переправ тяжёлой техники.
К 5 декабря 1941 г. силами военно-строительных частей и местного населения в тыловых районах страны возводилось 10 тыс. км оборонительных рубежей. К обороне было подготовлено около 100 крупных городов.
Если приграничные укрепрайоны сыграли относительно небольшую роль в ходе военных действий, то вновь сформированные полевые укрепрайоны оправдали себя и с честью прошли всю войну.
Архитекторы и строители в борьбе против немецкой авиации
Прогресс средств противовоздушной обороны всегда значительно отстает от прогресса самолетостроения. Военно-политическое руководство Советского Союза понимало, что в случае начала большой войны глубокого проникновения вражеских самолетов в наш тыл никак не избежать.
Но даже самые отъявленные скептики в Генеральном штабе Красной Армии не предполагали, что крупные города страны и сама столица СССР, расположенная в тысяче километрах от государственной границы, могут быть подвергнуты эшелонированным атакам вражеских бомбардировщиков.
Вопрос – удастся ли защитить от возможных атак с воздуха Москву, Ленинград, крупнейшие промышленные центры, транспортные узлы, военные объекты назрел в первые же дни войны.
Допустить разрушение ключевых военных и гражданских объектов было смерти подобно. А значит, на случай бомбежки, требовалось в кратчайшие сроки организовать их маскировку.
Действовать пришлось «в ритме ошпаренной кошки»: уже 22 июня экипаж из авиагруппы немецкой стратегической разведки с высоты 10 000 м сделал первые фотоснимки советской столицы. Полет не был обнаружен войсками ПВО, а узнали о нем спустя примерно месяц, когда в сбитом над Подмосковьем вражеском бомбардировщике нашли фотопланшет, изготовленный на основе этих снимков. Дело маскировки было не только важным и срочным, но и совершенно новым для наших специалистов.
На Москву, Ленинград и крупные промышленные центры нацелились лучшие асы Германии. Их машины, оснащенные новейшей радиоаппаратурой и навигационной техникой, способны были обрушить на объекты бомбардировок настоящий огненный шквал.
В эти тяжелые дни руководством страны были приняты оперативные меры по противовоздушному камуфлированию Москвы. Да и не только Москвы. По сути, предполагалось создать как бы «искусственный город» (на взгляд с воздуха), где реальные сооружения изменяли свой вид, а на пустых территориях столицы и Подмосковья вырастали макеты стратегических объектов. Активнейшее участие в этой работе принимали московские архитекторы, художники, театральные декораторы и бутафоры, инженеры, рабочие многих строительных специальностей.
Работа на фронта, созидание для победы
То, что не было сделано в мирное время, пришлось осуществлять ценой огромного напряжения всех сил народа в военный период.
В сложных условиях отступления советских войск ограниченные по численности и возможностям органы оборонительного строительства были не в состоянии без срочной помощи развернуть работы на тыловых оборонительных рубежах. Начались интенсивные поиски новых организационных форм дня строительных органов и частей.
В числе задач, решенных в ходе этой работы, стало создание организационной структуры военно-инженерного руководства оборонительным строительством. Просчет в предвоенной оценке военно-строительных организаций, входивших в систему инженерных войск в целом, привел к тому, что уже в ходе войны в самые сжатые сроки методом проб и ошибок пришлось создавать полевые военно-строительные части и объединения, вплоть до саперных армий, организовывать руководство оборонительными работами на громадной территории, мобилизовать огромные материальные ресурсы народного хозяйства страны.
В третьей декаде августа 1941 г. военно-политическое руководство страны выработало ряд организационных мер, направленных на устранение недостатков начального этапа оборонительного строительства. В соответствии с решениями Государственного комитета обороны от 22 и 27 августа 1941 г. были проведены реорганизация системы руководства оборонительным строительством и дополнительная мобилизация на оборонные стройки трудовых и материальных ресурсов, разработаны новые планы строительства рубежей и сооружений.
Привлечение на строительство тыловых оборонительных рубежей гражданских специалистов, многих строительных организаций, главных управлений наркоматов, населения, а также военно-строительных организаций, занимавшихся в мирное время сооружением оборонных предприятий, стало важным шагом в поиске лучшей формы управления военно-полевым строительством.
Как показывают исследование, на строительство тыловых фортификационных систем в первые месяцы войны были направлены в полном составе более 100 крупных строительных организаций и трестов. В последующем они стали основным костяком большинства военно-строительных частей, соединений и объединений.
Новая реорганизация органов оборонительного строительства, вызванная резким ухудшением стратегической обстановки на фронте, произошла на основании постановления ГКО от 13 октября 1941 г. Данное решение о создании Главного управления оборонительного строительства (ГУОС) НКО положило начало объединению всех сил оборонительного строительства в одном органе.
К началу января 1942 г. в составе ГУОС НКО функционировало 17 периферийных организаций, которые насчитывали 146 полевых строительств. В них трудилось 20 тыс. инженерно-технических и административных работников. Только в течение 1941 г. в оборонительных работах участвовали около 10 млн. человек, в том числе 6 млн. жителей Российской Федерации, по 2 млн. тружеников городов и сел Белоруссия и Украины.
Студентов и учащихся старших классов средней школы можно было использовать на строительстве оборонительных рубежей только в летнее время, а к 1 сентября, то есть к началу учебного года, они освобождались от этих работ. Но уже в июле-августе 1941 года от занятых на оборонительном строительстве студентов и старшеклассников в массовом порядке стали исходить патриотические инициативы по закреплению их на этих работах до конца войны.
Так, в конце июля 1941 года в адрес начальства, отвечавшего за строительство Брянского оборонительного рубежа, поступило от группы студентов письменное заявление (под ним стояло более 200 подписей) следующего содержания: «Мы, комсомольцы московских, брянских и орловских учебных заведений, просим зачислить нас в постоянные кадры военных строителей и призываем всех студентов и учащихся последовать нашему примеру и остаться на строительстве оборонительных рубежей до конца войны».
Такого рода заявления (коллективные и индивидуальные) в большом количестве поступали от мобилизованных на оборонительное строительство студентов и старшеклассников.
Молодёжь, студенты, старшеклассники самоотверженно возводили оборонительные рубежи. Там, где они трудились, всегда были слышны песни, шутки. Но результаты были не всегда успешными, сказывалось отсутствие опыта, сноровки, выносливости. Многие молодёжные звенья перевыполняли задания, но были и отстающие.
Бригадир комсомолец Николай Громов несколько раз менял состав звеньев, чтобы вывести отстающих из прорыва, но безуспешно. Тогда он из сильных парней организовал так называемое «буксирное» звено. Получив трудное задание, этот коллектив за два часа справлялся с его выполнением. Группа Громова переходила на отстающие участки и брала их на «буксир». Звенья подтягивались, воодушевляясь трудовым примером, так как не хотели прослыть немощными.
В тылу строили всем миром
С первых дней войны экономика Советского Союза стала перестраиваться на первоочередное удовлетворение насущных потребностей фронта, на укрепление обороноспособности страны. Тыл страны сыграл немаловажную роль в победе над фашистско-германским государством. С первых дней войны Советский союз начал перебазирование промышленных предприятий в восточные районы СССР, чтобы не позволить врагу захватить огромный промышленный потенциал, материальные и людские ресурсы Советского Союза.
Главной задачей советских строителей в этот период являлось наращивание военно-промышленного потенциала страны. Это происходило за счет перевода действующих предприятий на выпуск военной продукции, а также посредством нового строительства и восстановления заводов, эвакуированных на Урал и Поволжье, в Сибирь и Казахстан.
В первые же дни войны был принят «Мобилизационный народнохозяйственный план» на III квартал 1941 г., вскоре дополненный военно-хозяйственным планом на последний квартал года. В них предусматривалась концентрация капитальных работ, материально-технических резервов и рабочей силы в ближнем и глубоком тылу восточных районов. Ставилась задача сосредоточить усилия на относительно небольшом количестве «ударных строек».
В период Великой Отечественной войны условия и цели строительства резко изменились. Основной задачей было сооружение новых и реконструкция существующих производственных зданий на востоке страны для эвакуированных предприятий и восстановление промышленных сооружений в освобожденных районах.
В годы войны архитекторы стремились освоить все экономические резервы, широко применять местные строительные материалы, рационально использовать территорию, сокращать сроки возведения зданий. В 1941-1945 гг. создаются новые, более рациональные конструкции и методы производства работ.
-Из-за нехватки средств и материалов здания возводились в основном из дерева. Строительство велось в сжатые сроки, упрощались планировочные решения и объем монтажно-отделочных работ.
Проблема кадров в условиях войны стала особенно острой. Призыв в армию, выключение из сферы производства населения, оказавшегося на оккупированной территории, привели к сокращению численности рабочих и служащих.
Нехватка рабочей силы в ведущих отраслях промышленности восполнялась частично за счет других отраслей народного хозяйства, введение обязательных сверхурочных работ, отменой очередных и дополнительных отпусков. Это позволило увеличить загрузку оборудования примерно на треть.
Успехи в развитии строительного производства были достигнуты в результате больших усилий работников отрасли. Трудовой героизм в годы войны стал массовым, повседневным, широко распространенным явлением.
Во время войны строитель делит труды и славу с воином
На основании приказа Наркома оборона от 21 июля 1943 г. в Советской Армии были созданы Главное управление оборонительного строительства, УОС РВГК, ФУОС, отдельные УВГТС. Таким образом, в руках оперативного и стратегического руководства были сосредоточены значительные мобильные возможности для закрепления достигнутых в ходе наступления рубежей, выполнения других военно-инженерных работ.
Вместо упраздненных участков военно-строительных работ и строительных колонн были сформированы 190 военно-строительных отрядов, в которых объединялись техническое руководство со штатной рабочей силой. Постоянство состава вело к росту навыков и накоплению опыта в работе военных строителей.
На фронте и в тылу активно внедрялись скоростные методы строительства. Сокращение сроков сооружения объектов в этот период являлось насущной необходимостью. С этой целью пересматривалась проектная документация.
Насколько возможно упрощались конструкции, габариты, устранялись любые «излишества», предусматривалась возможность использования имеющихся в распоряжении строительных организаций местных материалов. Пересмотр проектной документации давал большую экономию времени и средств.
Объединение организационных, контрольных и хозяйственных функций способствовало накоплению у офицеров командных навыков. Органы оборонительного строительства такой структуры просуществовали до конца войны. Они решили большой комплекс фортификационно-строительных, военно-инженерных задач и организационных задач.
На практике участие привлечённого к оборонительному строительству гражданского населения вовсе не ограничивалось рытьём противотанковых рвов и иными подобного рода работами. Оно также участвовало в железнодорожном и аэродромном строительстве.
Так, на Сталинградском направлении совместными усилиями железнодорожных и строительных войск и мобилизованных на возведение оборонительных рубежей местных жителей в короткие сроки были построены железнодорожные линии «Саратов — Иловля», «Кизляр — Астрахань», «Сталинград — Владимировка — Баскунчак» и одновременно сооружены 45 аэродромов и 11 взлётно-посадочных площадок и укрытий для фронтовой авиации.
Причём многие из этих людей оказались на строительстве укреплений не по мобилизации в порядке выполнения трудовой повинности по законам военного времени, а по своему личному добровольному волеизъявлению.
Ветеран военного строительства А.С. Корнев утверждал, что на участке Курской дуги, где он лично руководил работами по возведению укреплений, не было необходимости проводить мобилизации местного населения на эти работы, так как «люди приходили на рубежи без всяких призывов, по собственной инициативе».
На уровне бытового сознания в массах людей, занятых на возведении оборонительных рубежей, грани между понятиями «мобилизованные» и «добровольцы» были предельно нивелированы.
Сила духа этих людей особенно ярко проявлялась в те минуты, когда противник подвергал районы строительства фортификационных сооружений на Курской дуге ожесточённым ударам с воздуха. Переждав очередной авиационный налёт и похоронив павших товарищей эти простые и мужественные люди, привлечённые к оборонительному строительству, вновь принимались за прерванную работу, трудились ещё упорнее, стремясь наверстать упущенное из-за воздушных налётов.
Лучшие органы и части оборонительного строительства были отмечены правительственными наградами. Наград Родины удостоились более 1 500 военных строителей, сержантов, офицеров, а также мобилизованных на возведение оборонительных рубежей рабочих, служащих и колхозников.
Создание оборонительных рубежей вокруг городов и других населённых пунктов на больших пространствах европейской части СССР стало поистине всенародным делом. В течение 1941—1943 годов к этому строительству в той или иной форме привлекалось не менее 12 млн. человек.
Это был настоящий народный подвиг. Активное участие миллионов городских и сельских жителей в оборонительном строительстве являло собой яркий пример эффективного взаимодействия вооружённых сил и гражданского населения, единства армии и народа.
В годы Великой Отечественной войны был накоплен огромный опыт выполнения оборонительных работ в экстремальных условиях, выросли кадры руководителей, способные решать военно-инженерные задачи любой сложности.
Заключение
Идею Пушкина о том, что гений и злодейство несовместимы, Л. Н. Толстой в своем романе «Война и мир» сформулировал следующим образом — «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Как уже говорилось выше в общественном подсознании простых советских людей, исповедующих принципы добра, справедливости и правды, идея совместимости обороны страны и гуманитарных целей строительства не вызывала сомнений.
В условиях современной обстановки круг задач, стоящих перед военно-строительным комплексом Министерства обороны Российской Федерации, значительно вырос и усложнился. Однако и ныне опыт оборонительного строительства, накопленный в годы войны, не утратил своего значения.
Осуществить программу оборонительных работ строительного фронта Великой Отечественной войны удалось благодаря трудовому героизму и мужеству советских людей. В основе такого героизма и мужества лежал патриотизм народа, который в годы войны превратился в одну из движущих сил Победы.
Не только 9 мая в День Победы надо вспоминать о ветеранах Великой Отечественной Войны, угощать их гречневой кашей и наркомовской порцией водки. Профессиональному строительному сообществу необходимо консолидировать свои усилия в сохранении остатков здоровья воинов и тружеников тыла Великой Отечественной Войны и обобщить их воспоминания, их бесценный опыт.
С Днем Победы вас, уважаемые коллеги! Призываю всех принять активное участие в марше «Бессмертного полка», дабы в едином строю живых и мертвых, ощутить святое понятие неразрывности дела обороны государства и гуманитарных целей строительной деятельности.
Борис Скупов
Комментарии (0)