Проектирование и строительство транспортной инфраструктуры в России: стратегии и инновации

Подпишитесь на канал

Современная реальность требует как минимум удвоения объемов дорожно-транспортного строительства в ближайшие пять лет. Перед российскими дорожными ведомствами стоит задача: довести до нормативного состояния 80-85% дорожной сети. Если же говорить о более далеких перспективах, то прогноз ООН показывает рост населения планеты более чем до 9 млрд. человек к 2050 году. Ожидается, что 70% населения к тому времени будут городскими жителями. Все эти люди будут ездить на 4 миллиардах автомобилей.

89cf9f9be829b03c4a62772432da42ab.jpg

По мнению ряда экспертов, порядка 25% населенных пунктов России не имеют круглогодичной связи с общей дорожной сетью. Это требует строительства сотен тысяч километров новых дорог местного значения.

Как к этому прийти? В первую очередь в регионах должны быть созданы условия для энергичной разработки эффективных проектов, привлекающих как частных, так и федеральных инвесторов.

Такие проекты должны предполагать активное внедрение современных строительных технологий. Однако на пути инноваций в дорожном строительстве стоит немало препятствий, таких как устаревшие нормативные требования, методики и подходы. Это очень сильно отражается на скорости прохождения государственной экспертизы и сопутствующих расходах.

Однако в последние годы наметились серьезные сдвиги в лучшую сторону. Например, принятый в 2015 году нормативный документ «Проектирование дорог с низкой интенсивностью движения» стал шагом вперед в развитии местных дорог, требования к которым совсем не такие строгие, как к автострадам, а значит, их можно строить быстрее. Среди подобных документов также можно выделить «Мосты в условиях плотной городской застройки», в котором наконец-то были проработаны новые подходы к созданию развязок, коммуникаций, подмостовых пространств и так далее.

В самих же инновациях недостатка нет. Это и технологии усиления слабых грунтов с помощью щебеночных свай, и новые виды монолитных бетонных форм, и современные бетонные, цементные смеси с новыми химическими свойствами. Скорость внедрения этих и множества других разработок целиком зависит от развития законодательной базы.

Другой важный документ, требующий пристального внимания и тщательной проработки – Постановление Правительства РФ от 23 января 2016 года №29, регламентирующее нормы обеспечения транспортной безопасности на этапе проектирования и строительства. Трудности применения этого закона встречаются уже в момент отнесения видов транспорта к той или иной категории транспортной безопасности. Детальных механизмов в законе нет. А это значит, что исполнители должны разрабатывать эти механизмы в виде внутренних регламентов самостоятельно, на свой страх и риск.

Помимо законодательных изменений, есть еще ряд направлений, в которых может развиваться транспортное строительство как в России, так и во всем мире в ближайшем будущем.

Пока мы разбираемся с нормативами строительства дорожного покрытия, в мире может произойти транспортная революция, которая уведет существенную долю машин с дорожного полотна, а другую долю сделает легкой и безопасной. Уже сейчас в Голландии, например, начали собирать дороги из пластмассовых плит. Появляются дороги, аккумулирующие солнечную энергию, фильтрующие воздух за счет фотокаталитических приспособлений и т.д.

Как проектировщики, так и разработчики нормативной базы должны действовать на опережение. Уже совсем скоро могут появиться такие новые элементы дорожного строительства, как многоуровневые развязки, позволяющие пользователям переходить с одного вида транспорта на другой (например, с воздушного на наземный), многоэтажные дороги с различными режимами движения и т.д.

Дорогу осилит идущий. А начать все же стоит с того, чтобы соединить эти наши 25% почти отрезанных от цивилизации населенных пунктов с основными дорогами. И для этого нужно привлечь поток инвестиций, предложив конкурентные, экономически эффективные и экологически безопасные проекты развития транспортной инфраструктуры ближайшего будущего. 

9e81760eb8724867cf0db9851fd30cfb.jpg

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!