Владимир Плоткин. Авторские практики

Подпишитесь на канал

«Строительный Эксперт» продолжает серию публикаций по материалам выступлений ведущих российских архитекторов, прозвучавших в лекционной части курса «Авторские практики» кафедры «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ.

Владимир Плоткин известен не просто как архитектор, в чьем портфолио имеются узнаваемые и знаковые для современного российского зодчества проекты. В эпоху глобальных изменений и реформ он остался бессменным творческим руководителем одного из первых негосударственных архитектурных бюро страны, выросшего из маленького кооператива в крупную проектную организацию.

Владимир Ионович сегодня — главный архитектор ТПО «Резерв», член Союза архитекторов России, профессор Международной академии архитектуры, заслуженный архитектор Российской Федерации, победитель конкурса фестиваля «АрхМосква-2010» в номинации «Архитектор года», член жюри Всемирного архитектурного фестиваля в Барселоне (2008, 2009).

888533d1fe3b92f41817fed20cd8a694.jpg

В своей беседе со студентами МАРХИ, зодчий много говорил о созданных объединением объектах, параллельно рассуждая о текущих тенденциях в проектировании, взаимоотношениях с заказчиками, стилистике и структуре работы самого объединения.

«РЕЗЕРВ» АРХИТЕКТУРЫ

Творческо-производственное объединение «Резерв» появилось в 1987 году как результат закона о кооперативной деятельности. Фактически это было первое в СССР частное архитектурное бюро, в котором трудились несколько молодых архитекторов. Хотя вплоть до 1995 года приходилось совмещать работу с должностью ГАПа в Моспроекте — жалко было бросать начатые там проекты.

Сегодня в команде в среднем 300 человек, имеющих соответствующую компетенцию работать в любой тематике, за исключением промышленной архитектуры.

Браться почти за любой проект нам позволяет комплексная структура самого объединения, в котором, помимо 100 архитекторов, есть еще сильный отдел инженеров, что не очень характерно для большинства архитектурно-проектных организаций.

Учитывая современную ситуацию, отдельного упоминания заслуживает специальный отдел визуализации. Сегодня это очень важно. Раньше я лично занимался визуализацией и архитектурной подачей. Но так сложилось, что в наши дни заказчик избалован фотореализмом, которому нужна суперподача. Как говорится, «камень должен ощущаться», «дерево можно погладить» и т. д.

АРХИТЕКТУРА ТРЕХ СТАДИЙ

Работая с сотрудниками и студентами, я всегда стремлюсь донести правило трехстадийного проектирования. Вероятно, это банально, но я убежден: первую неделю работы над проектом вообще ничего не следует рождать — ни эскизов, ни набросков. Это время осмысления: анализа строительной ситуации, мирового опыта на заданную тему, составления программы проекта, если задание заказчика оказалось не слишком четким. Финал этапа — выработка задачи. То есть мы еще не знаем, как здание будет выглядеть, но уже понимаем его примерные параметры, пространственную ориентацию и т. д.

Второй этап — рождение идеи здания без отступления от условий, выработанных на первом этапе. Это важно, иначе результат будет непредсказуемым. Причем идея может быть визуализирована как тремя линиями, так и подробно сделанным эскизом. Главное, чтобы она была понятна и ясна участникам процесса, включая заказчика.

Иногда мы делаем очень подробный эскизный проект, который позволяет обойтись без последующих стадий, за исключением инженерных коммуникаций.

Конечно же, в большинстве случаев архитектуру подсказывает сама жизнь — функция здания и градостроительное окружение. Поэтому неважно, какую оболочку будет иметь будущее здание, главное, как будет работать его форма.

Следующий этап — разработка проекта. И здесь важно сказать о BIM-технологиях, которые стали активно входить в нашу практику, в том числе благодаря требованиям заказчиков. Хотя, на мой взгляд, эта технология не так интуитивна, как прежние, но за этим стоит будущее. Технологии информационного моделирования сегодня — это путь успеха. Тем более что у них есть много преимуществ при проектировании сложных, по-настоящему серьезных объектов.

Для меня разницы в типологии нет. Если тема интересная, задание и заказчик хорошие, любую, даже суперскучную тему можно превратить в нечто невероятное и удивительное.

d149dbbe0c7e12497b2320372e404b20.JPG

АРХИТЕКТУРА ЦЕНЫ

Управление проектом, в том числе ценообразование, — тема очень тяжелая. Особенно теперь. Если раньше были определенные расценки на проектирование, то сегодня на них никто не смотрит и с заказчиком становится сложно договориться.

Не открою Америки: все заказчики хотят сумасшедшего качества, но за предельно низкую цену. И ситуация сегодня такова: за проектом и эскизным проектированием обращаются к нам, а рабочую документацию по воле заказчика может делать уже совсем другая команда из весьма отдаленных регионов, где расценки на данный этап объективно ниже. В этой ситуации конкурировать с регионами очень сложно.

АРХИТЕКТУРА ЖИЛЬЯ

Чем сегодня живет рынок проектирования? Если в конце 90-х годов преобладали проекты элитных жилых комплексов, в 2000-х — офисных зданий, то сейчас наибольший спрос приходится на жилые дома эконом-класса. На первый взгляд тема массового жилья не представляет для архитектора большого интереса. Но это не так.

На самом деле работа над крупными жилыми комплексами — очень сложная архитектурная проблема. И вот почему. В жилье существуют четко определенные конструктивные модули, чаще всего это конструктивный шаг в размер комнаты плюс повторяющиеся элементы перфорации стены. Создать в этой ситуации суперсложные композиции не получается. Поэтому придумываются всевозможные разные «рубашки», которые надеваются на совершенно одинаковую планировку. Печальный итог: глядя на жилое здание, сложно узнать авторство.

С одной стороны, работа над более доступным жильем радует. Это безумно интересная тема, и она меня волнует. С другой — раздражает, потому что за последние 15 лет во всех видах жилья ничего нового в России сделано не было. В основном потому, что заказчики, девелоперы ничего, кроме подъездного секционного дома, в котором есть 3–6 квартир на этаже, не воспринимают.

Сделать здесь что-то интересное и достойное очень сложно. То есть достойное еще можно. А вот по-настоящему интересное реально трудно, почти невозможно. Но ситуацию надо менять: работать с заказчиками, приводить примеры из других стран. В данном контексте очень нагляден опыт голландских архитекторов. Многие восхищаются их творчеством, но на самом деле оно в основном связано с жильем эконом-класса, в котором мы видим массу самых различных типологий, проектных и пространственных решений.

bdb526ca332d3dfa865d0c1baef2e936.jpg

АРХИТЕКТУРА ГОРДОСТИ

Убеждать заказчика в чем-то надо всегда, но, к сожалению, очень часто приходится наступать песне на горло, потому что на самом деле профессия архитектора — это сервис, услуга по выполнению заказа, то есть определенного набора требований. Да, архитектор вправе отказаться от предложения, но делать этого не стоит: один раз отказался, второй раз не предложат.

Хотя с годами, когда проектное объединение обретает репутацию и опыт, туда уже обращаются заказчики, которые знают стилистику бюро и его возможности. Тем не менее, судя по нашему опыту, бывают просьбы за пределами наших предпочтений. Но эту работу тоже надо делать. Главное — профессионально. Любой проект надо выполнять максимально хорошо, чтобы он давал возможность гордиться.

Главное качество архитектора — быть упорным и не убить в себе художника.

И все же в каждом новом проекте я пытаюсь реабилитироваться за ошибки в предыдущих. Поэтому у меня нет проектов, которыми я был бы полностью доволен. Возможно, поэтому самые любимые проекты оказывается в разделе нереализованных, ведь в творчестве нельзя рассчитывать на нечто невероятное. Профессия архитектора — далеко не ясный и широкий путь. Это в первую очередь тяжелый труд, в котором бесконечно важен результат. При этом не стоит делать что-то невероятное — это всегда огромный риск, который возможен только на конкурсах. Но в работе над конкретным заказом рисковать не стоит, потому что строительство — очень затратная вещь. 

Надо делать только то, в чем уверен на 100 %. Любой риск должен быть обоснован.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!