Настоящая публикация – четвертая из «сингапурского» цикла автора. С предыдущей можно познакомиться здесь (https://ardexpert.ru/article/11095 ). Сегодняшняя статья посвящена еще одному из знаковых BIM-объектов Сингапура, ставшему его визитной карточкой – Музею искусства и науки (ArtSciense Museum), входящему в комплекс зданий Марина Бэй Сэндс, но занимающему там особое положение.
Краткая информация о Музее искусства и науки
Это здание замышлялось как музейно-выставочный павильон (комплекс помещений) с постоянными и сменяемыми экспозициями, а также возможностью проводить общественные мероприятия. В нем находится несколько постоянных экспозиций, остальные залы предоставляются под временные выставки и массовые мероприятия, которые в одном только комплексе Марина Бэй Сэндс проходят постоянно в виде международных конференций разной тематики. Музей ставит своей главной задачей изучение роли творческого процесса в науке и искусстве и его влияния на сознание общества. Насколько это удается, пока сказать сложно, но как место, привлекающее туристов, он работает отлично.
Здание Музея имеет 21 выставочное помещение на двух уровнях и опирается на десять наклонных колонн, смыкающихся карнизоподобным кольцом. Благодаря такому конструктивному решению и открытому водоему на нулевой отметке с внешней стороны сооружения создается ощущение, что здание (высотой 60 метров над землей и 11 метров под землей) парит в воздухе. Внешняя сторона здания покрыта армированным полимером, взятым из судостроительной промышленности, и это усиливает впечатление монолитности конструкции. Приведем еще одну весьма показательную цифру – на каркас здания ушло 4912 тонн стали.
Пресная вода – один из важнейших и дорогих расходных материалов в Сингапуре. Поэтому чашеобразная крыша здания собирает дождевую воду, которая через воронку в центре попадает в специальный резервуар и используется затем в системах жизнеобеспечения здания.
Лепестки цветка лотоса на жаргоне проектировщиков назывались «пальцами». Каждый такой «палец» содержит индивидуально разработанное галерейное помещение, а на кончиках «пальцев» располагаются «фонари» для естественного освещения внутреннего изогнутого пространства.
Участие проекта Музея искусства и науки в конкурсе Be Inspired 2011
В 2011 году конкурс Bentley Be Inspired, как и предыдущий, проходил в Амстердаме. И снова среди финалистов оказалась британская компания Arup с проектом Музея искусства и науки в Сингапуре, выполненном средствами информационного моделирования. Работа была представлена в номинации «Инновации в порождающем дизайне» (Generative Design), поскольку этот раздел моделирования явился основополагающим для итоговой модели и успешного выполнения всего проекта, причем в кратчайшие сроки.
Автору этих строк посчастливилось быть на указанном мероприятии (http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=14858) и даже присутствовать на конкурсном докладе компании Arup по Музею в Сингапуре. Однако внутреннее освещение зала не позволило мне тогда сделать качественные снимки, поэтому я с удовольствием воспользовался информацией, любезно предоставленной организаторами конкурса Be Inspired 2011, чтобы подробно проиллюстрировать это очень интересное выступление.
Архитектурная проработка идеи
Начнем с того, что в процессе работы над проектом, вернее, в процессе информационного моделирования несущего стального каркаса будущего здания, использовалось разное программное обеспечение, причем не только компании Bentley.
Эскизная проработка геометрической формы здания и основных концептуальных решений проводилась специалистами компании Moshe Safdie Associates (MSA), то есть тем же коллективом, который разрабатывал весь комплекс Марина Бэй Сэндс.
Все десять «пальцев» здания при всей их внешней сложности на самом деле илейно были весьма просты, поскольку их поверхность описывалась сферами или приплюснутыми сфероидами, то есть форма каждого пальца описывалась несколькими радиусами. Это весьма разумное концептуальное решение архитекторов в дальнейшем существенно упрощало и ускоряло создание трехмерной модели объекта.
Однако другое решение тех же архитекторов, а именно выбранный ими образ цветка лотоса, делало здание явно асимметричным и увеличивало объем работы при проектировании строительных конструкций. С другой стороны, именно в этом и проявляется профессионализм конструкторов – самую невероятную архитектурную идею воплотить в реальное здание, а профессионализм архитекторов – в формировании осуществимых идей. При этом обе компании, и Arup, и MSA, видели решение своих проблем в использовании технологии информационного моделирования.
Однако сложность формы здания была при работе с ним не единственной проблемой. Как всегда, здесь появлялось еще и ограничение по времени: специалисты компании Arup, приступившие к следующей стадии работы, должны были за четыре месяца детально разработать и представить на конкурс модель несущего каркаса здания, а еще через три месяца выдать подрядчикам точную документацию на изготовление стальных конструкций. Забегая вперед, скажем, что все эти задачи были успешно решены, причем, по мнению специалистов Arup, на изготовление документации ушло времени в два раза меньше, чем при использовании традиционных способов, но точность при этом была стопроцентной.
Параметрическое моделирование
Высокая сложность геометрии здания сразу привела его создателей к пониманию необходимости разработки многопараметрической модели стального несущего каркаса, которая бы затем могла гибко реагировать на многочисленные проектные изменения. В качестве основного инструмента для построения схематической основы этого каркаса использовалась программа Bentley Generative Components.
Построенная в Generative Components схематическая (в осевых линиях) модель позволяла не только эффективно работать по совершенствованию геометрии здания, но и «тиражировать» полученные решения на сходные элементы (например, другие «пальцы»), а также проверять все варианты формы конструктивными расчетами, проводимыми по этой самой модели. Для общих расчетов несущего каркаса здания специалистами Arup использовалась программа собственной разработки.
После проведения всех необходимых расчетов и подбора сечений металлоконструкций окончательная схематическая модель передавалась в программу Bentley Structural для построения уже полноценной модели несущего каркаса здания с точным указанием всех используемых конструкций.
По этой модели затем в Bentley Structural прорабатывались узловые соединения конструкций и с помощью средств MicroStation выдавалась необходимая чертежная документация.
Для формирования задания на производство стальных конструкций была задействована программа Tekla Structure, имевшая хороший выход на станки с ЧПУ. Поскольку эффективная передача модельных данных между используемыми программами в период реализации проекта отсутствовала, в Tekla Structure пришлось практически перемоделировать несущий каркас здания, используя модель из Bentley Structural в качестве трехмерной подложки для проверки результатов работы.
В итоге, в условиях реалий 2006 – 2010 годов по существовавшему тогда программному обеспечению моделирование каркаса здания Музея искусства и науки проводилось в два этапа:
Эскизная модель для конкурса (определение и анализ геометрии, расчет конструкций, оформление конкурсной документации). Срок выполнения – 4 месяца.
Моделирование для производства (задание на производство после окончательного утверждения всех конструкций). Срок выполнения – 3 месяца.
Это впечатляет, особенно если учесть, что использовались программы десятилетней давности, по нынешним меркам – устаревшие!
Кстати, все упоминавшиеся здесь программы компании Bentley в более совершенном виде сейчас входят в единый BIM-пакет Bentley AECOsim Building Designer.
P.S. Кто же стал победителем конкурса Be Inspired
2011?
Представленный нами инновационный проект Музея искусства и науки в Сингапуре был финалистом конкурса Be Inspired в Амстердаме (что является очень высоким достижением), но не стал там лучшим. Так что осталась интрига: кому же тогда авторитетнейшее международное жюри присудило пальму первенства?
Победителем конкурса Bentley Be Inspired 2011 в номинации «Инновации в порождающем дизайне» стали американская компания HOK и британская PLP Architects с совместным проектом здания Института медико-биологических исследований имени Фрэнсиса Крика в Лондоне. Думаю, этот проект также очень интересен и заслуживает отдельного рассказа, но для этого придется сначала съездить в Лондон.
Третьим финалистом конкурса Bentley Be Inspired 2011 года в номинации «Инновации в порождающем дизайне» была американская архитектурная мастерская Tvsdesign с проектом культурного центра Music City Center в Нашвилле, США.
Комментарии (0)