Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

Сергей Эстрин. Авторские практики

30 ноября 2017 года в Центральном доме архитектора перед студентами МАрхИ выступил Сергей Эстрин, основатель и руководитель Архитектурной мастерской Сергея Эстрина.

66c08358b3097c8003af627e998c7a54.jpg

О себе и о бюро

Я родился в Москве, окончил МАрхИ, работал у А.Д.Меерсона, у В.С. Кубасова, работал в Ирландии… Почему я выбрал профессию архитектора? Потому что она очень интересна сама по себе и сталкивает с интересными людьми. Кроме того, мой дед был архитектором и в свое время работал в мастерской А.В.Щусева.

Собственное бюро я открыл в 2002 году, когда мне уже было 40 лет и появилась возможность оптимально использовать собственные связи с заказчиками и накопившийся опыт. Тогда же и появилось желание обрести творческую и экономическую самостоятельность. Я никогда не планировал создавать крупную компанию, считаю предпочтительным небольшой формат, порядка 25 человек в штате.

О сложностях дебюта

Главная проблема, с которой сталкиваются начинающие архитектурные бюро, связана с большими трудностями в получении оплаты за первые выполненные проекты. Эта проблема существует не только у нас – я слышал от американских архитекторов, что в США именно по этой причине 90% новых архитектурных компаний погибает в первый же год существования. Есть трудности с получением заказов. Это очень серьезное дело, и просто счастье, когда в период становления у мастерской есть постоянный бюджетообразующий заказчик.

О диверсификации

У нас широкий спектр услуг. Мы работаем в разных направлениях, занимаемся и объемным проектированием, и интерьерами, ведем управление проектами. Готовы решать непростые проблемы нестандартными способами. Мы безболезненно проходили все кризисы благодаря разнообразию видов нашей деятельности.

О миссии, географии и планах

Миссию нашей профессиональной деятельности мы не формулируем. Жизнь показывает, что нужно быть приличным человеком, держать слово, делать свое дело. А что дальше – жизнь покажет…

Географический охват работы нашего бюро – Москва, Новороссийск, Санкт-Петербург, Астана, Алма-Ата, Рим. Удалённое ведение проекта в Риме – это серьезная нагрузка, очень отвлекающая от основной работы. «Проникновение» в другие страны для нас не самоцель. Но если появляется интересный заказ в другой стране – не отказываемся.

Планы дальнейшего развития мастерской очень рациональны. Росту компании препятствует тот очевидный факт, что никакой прямой зависимости между ее размерами и прибыльностью на самом деле нет. Конечно, расширяя штат, вы получаете возможность участвовать в более крупных проектах, но, в то же время, значительно увеличиваете текущие расходы на оборудование, зарплаты, аренду. Кроме того, расширяя бизнес, часто теряешь возможность заниматься непосредственно проектированием.

5b329117c0b21f5f8434611311099ef8.jpg

О профессиональном становлении

Моя рекомендация начинающим архитекторам –не пытаться обрести опыт, включаясь в дополнительные учебные программы после института. На мой взгляд, это тупиковый путь. Самое интересное - когда уже начинаешь работать. Нужно увидеть и осмыслить горизонты, которые перед вами открываются. В ходе практической работы процесс погружения в творческую жизнь происходит гораздо быстрее. Любой профессиональный опыт будет полезен. Руководители проектных мастерских, в которых я работал после МАрхИ, В.C. Кубасов и А.Д. Меерсон, - очень разные люди. очень разные архитекторы со своими особенностями, стали моими учителями. А моя работа в Ирландии позже очень повлияла на схему организации, которую я выбрал для собственного офиса.

В Ирландию я попал в 1991 году. Это был другой мир. Там вопрос о миссии прозвучал бы совершенно неуместно: люди просто зарабатывают деньги. В какой-то степени были утрачены студенческие романтические иллюзии. В Москве все же оставался шанс не превратиться в сервильного исполнителя. Здесь на пути от получения заказа к реализации проекта, всегда происходит много интересных и ярких событий. Там, в Ирландии, все было гораздо прозаичнее.

Сейчас, более четверти века спустя, наши прежние московские заказчики сильно повзрослели. Период сложный, происходит переход к новой модели…

Об устройстве мастерской

Для меня важно чтобы моя работа оставалась творческой. Основной принцип управления мастерской – я сам проектирую и сам принимаю ключевые решения. Я за всё несу полную ответственность, включая материальную, поэтому о демократии в нашем проектном офисе речи нет. У архитекторов всегда есть возможность проявить инициативу, но, в конечном итоге, всё решаю я.

Административные функции делегированы генеральному директору, я же с большим удовольствием исполняю функции главного архитектора. Производственные задачи постоянно меняются, поэтому всё время нужны разные специалисты. Наши менеджеры – не архитекторы, а люди со строительным образованием, их задача – контроль за выполнением работ и соблюдением графика, оформление документации. Наши визуализаторы и некоторые другие специалисты – фрилансеры. Что касается инженеров, мы работаем только с профессиональными компаниями. C некоторыми из них – постоянно.

Очень важная вещь – междисциплинарный подход. Если вы проектируете лабораторию, обязательно нужно привлечь к сотрудничеству технологов, иначе возможны очень серьезные ошибки, исправлять которые придется за свой счет. Без междисциплинарных связей вообще невозможно работать.

Принципиально важный момент – стимулирование сотрудников. Любой зарплаты недостаточно: нужны премии, о которых их будущий получатель знает заранее. Размер премиального вознаграждения в нашем бюро зависит от главных архитекторов проектов. Как только мы ввели систему премий, у нас исчезла кадровая текучка. Честная открытая система стимулирования удерживает людей.

Люди в мастерской постепенно растут, отношения с ними у меня более или менее доверительные. Наша профессиональная деятельность - командная, поэтому я резко против удаленной работы и скользящего графика. У нас есть настоящие лидеры, всё это очень здорово, но – внутри команды. Все, кто в ней вырос – очень надежные люди.

Все эти годы мы занимаем хороший офис на Малой Дмитровке. И дело не только в имидже компании – в офисе просто приятно находиться. Его площадь – около 300 метров. Предпочитаю, чтобы люди работали в открытом пространстве за сплошными рядами столов.

3091f57e1d542aad0cc823155ad17db0.jpg

О взаимоотношениях с заказчиками и строителями

С клиентами крайне необходимо иметь хорошие отношения– они могут пригодиться не только во время работы над текущим проектом, но и в будущем. Заказчик подчас ждет от вас общения 24 часа в сутки.

Нужно очень тщательно продумать все детали договора. Есть нюансы. Например, важно помнить, что безналичный аванс всегда может быть отозван заказчиком. Оптимально предусмотреть разбивку работы на этапы с выплатами по окончании каждого– подготовки концепции, эскизного проекта, создания рабочей документации. В договоре должна быть масса пунктов, оговаривающих все детали – от метража отдельных помещений до времени, выделяемого на каждую стадию проектирования. Необходимо не допускать ситуаций, когда в процессе работы заказчик требует сделать нечто более сложное, чем предполагалось первоначально, не выходя при этом из договорного бюджета - это означает увеличение сроков проектирования и, соответственно, финансовые потери. Категорические не годится использование в договоре понятия «упущенная выгода» - оно открывает возможность запустить механизм разорения мастерской. Вопрос о том, будет ли включен в договорную сумму налог на добавленную стоимость, целесообразно уточнять уже при составлении коммерческого предложения. Говорить обо всем этом с заказчиком нужно как можно раньше, лучше с самой первой встречи.

Вести стратегическое планирование в тех условиях, в которых мы работаем здесь и сейчас, практически невозможно. Мы участвуем в огромном количестве тендеров. Опыт работы с госструктурами и крупными банками у нас, как и у многих коллег, резко негативный. В определенный момент, когда приходит пора подписывать итоговую документацию, менеджеры, представляющие заказчика, начинают от нас буквально убегать и рассказывать при этом кучу сказок, чтобы не было оснований для оплаты. Судиться приходилось не раз, успех – частичный… По этой причине наша мастерская вынуждена отказываться от проектирования социальных объектов: мы никогда не знаем, выйдем ли хотя бы в ноль…

Строители – наши антагонисты вплоть до момента сдачи объекта: они стремятся сохранить больше денег для своей компании за счет упрощения архитектурных решений. Строителей стоит воспринимать как врагов до тех пор, пока они не стали настоящими друзьями. Отношения с ними нужно продуманно выстраивать так, чтобы не позволить манипулировать вами. По мере работы над проектом ваша роль в этих коммуникациях все время меняется, нужно все время иметь это в виду. Существует ли в работе архитектора и связанном с ней профессиональном общении с организациями-партнёрами деловая этика? Надеюсь, что да.

Об авторском праве

Это очень серьезный момент. Авторское право далеко не всегда соблюдается. Сантьяго Калатрава получил денежную компенсацию по суду от мэрии Бильбао за то, что спроектированный им мост был «испорчен» при строительстве. У нас я не помню таких прецедентов.

5439fb5fb2d2c0d824561cafb1812072.jpg

Об архитектуре как бизнесе

Если вы нацелены не на творчество, а исключительно на зарабатывание денег, лучше вообще не заниматься архитектурой. В Соединенных Штатах, где я некоторое время стажировался в девяностых, то же самое. Профессия архитектора там на третьем месте по престижности, но по доходности – только на двадцатом. Архитектурный бизнес, как и любой другой, зависит от отношений с государством, c чиновниками. А еще для успешного бизнеса очень важно, чтобы у вас были хорошие партнёры –в одиночку вы не сможете заниматься всем с равным успехом.

О современном архитектурном рынке

Заказчики предпочитают известные имена. У нас хорошая репутация. Знаем по практическому опыту, что не нужно переоценивать значение публикаций и наград: в нашем случае публикации на новые заказы не работают. Методы поиска новых клиентов могут быть самыми разнообразными. Основной и важнейший источник хорошей или плохой информации о вас – это профессиональное сообщество.

Главный принцип конструктивного взаимодействия с заказчиком, с которым вы уже работали раньше, очень прост – предыдущий договор должен быть полностью оплачен.

Об авторской архитектуре

Есть постоянный интерес к чему-то новому, стремление к разнообразию. Первая идея далеко не всегда самая удачная. Очень важно следить за новостями и тенденциями мировой архитектуры, но лучше ориентироваться прежде всего на собственные предпочтения – так гораздо больше шансов создать что-то интересное. При этом надо иметь в виду, что когда проект по-настоящему необычный, он не сразу воспринимается заказчиками и начинает «съедать» деньги из-за необходимости дополнительных затрат на презентацию, например, на создание нескольких макетов разного типа. Поэтому для зарабатывания денег больше подходят заурядные объекты, с которыми всё заранее понятно.

9d5d0453968320ed698435c5d575a710.jpg

О BIМ-технологиях

Они очень полезны для внесения оперативных изменений в готовый проект, но архитекторам невозможно проектировать одновременно с инженерами. Конструкторы могут нанести урон архитектурному решению. Кроме того, при получении заказа вы в 95% случаев находитесь в ситуации конкурентной борьбы, поэтому идете на уступки по срокам и по деньгам. Предложение работать в сложной программе вступает в противоречие с экономикой. ВIM далеко не всегда реально нужны, для многих проектов детализации такого уровня не требуются.

О менеджменте в архитектуре

Обязательно должны быть люди, которые разбираются во всех процессах от начала проектирования до сдачи объекта. Менеджер – это человек, который отвечает за успешность проекта с точки зрения бизнеса. Он контролирует соблюдение сроков, пунктов контракта и многое другое.

Об общественных связях мастерской

На рекламу мы не тратимся. Профессиональные СМИ заинтересованы в публикации интересных, качественных проектов, поэтому наши проекты публикуются бесплатно. К public relations относимся серьезно: выступаем с лекциями, говорим о себе.

Об архитектурных конкурсах

Мы принимаем в них участие, если они оплачиваются хотя бы минимально и есть возможность окупить расходы на визуализацию: это проявление уважения со стороны организаторов. В открытых конкурсах интересно участвовать, но только при условии, что их результаты не предрешены, а сами конкурсы вызывают общественный интерес.

Об успехе

Успех – это когда все получилось при неоднозначных прогнозах в начале дела.

О жизни в профессии

Оглядываясь назад, могу сказать, что меня всё устраивает. Заказчики, проекты, рабочие ситуации настолько разнообразны, что нет той колеи, которая стала бы унылой рутиной. Специфика профессии архитектора в том, что она наполняет жизньи делает ее интересной.

Комментарии