Памятую о мощи и боеспособности нынешней армии России, необходимо отметить и возросшую ответственность Министерства Обороны за организацию тыла. Министерство обороны уделяет большое внимание истинному возрождения своего военно-строительного комплекса в контексте задач поставленных Верховным Главнокомандующим.
«Принимаемые меры в развитии военно-строительного комплекса позволили добиться синхронизации создания инфраструктуры со сроками поступающего в войска вооружения и военной техники» – такова цитата из выступления министра обороны России, генерала армии Сергея Шойгу на последнем заседании коллегии военного ведомства.
Скептики утверждают, что возвращаются недоброй памяти «потешные войска» – в просторечии «стройбат».
В народе существует множество анекдотов, мифов и легенд, связанных со строительными войсками. В основном это происходило из-за специфики формирования личного состава – порядка 90% военнослужащих этих войск представляли собой призывников из Средней Азии и Кавказа. Поэтому основная масса русских молодых людей старалась избежать службы в подразделениях стройбата. Ведь уже тогда временами возникал вопрос, касающийся напряженных международных отношений, только это не выставлялось напоказ.
Но несмотря на такое отношение, военно-строительные отряды (ВСО) выполняли вполне серьезные задачи, возводя объекты как оборонного значения, так и народного хозяйства.
Необходимо добавить, что военно-строительный комплекс МО СССР напрямую и непосредственно связан с инженерными войсками, в обязанности которых всегда входило возведение различных фортификационных сооружений и объектов специального назначения.
Стройбат взял на себя 70 % задач, которые до того выполняли подразделения инженерных войск. Это исторический факт. И об этом автор настоящей публикации неоднократно писал ранее. Поэтому не будем повторяться, а лишь ограничимся вопросами тематики очерка.
Что такое Военно-строительный комплекс Министерства обороны Российской Федерации
Военно-строительный комплекс Министерства обороны (ВСК МО РФ) уже сегодня – национальный лидер в области строительства специальных, стратегических и социально-значимых объектов Министерства обороны России.
Верховным главнокомандующим перед ВСК МО РФ поставлены следующие задачи – собственными силами и с привлечением надежных партнеров вести эффективную деятельность в интересах Вооруженных сил Российской Федерации по следующим направлениям:
- создание особых, концептуальных, типовых проектов военных и гражданских объектов с учетом инженерной и транспортной инфраструктуры, климатических и географических особенностей местности;
- строительство под «ключ» любых зданий, комплексов и специальных армейских сооружений;
- создание современной инфраструктуры и благоустроенной среды возводимых объектов, их полное оснащение новым, высокотехнологичным оборудованием согласно назначению;
- эксплуатация жилого и жилищно-казарменного фондов.
Деятельность ВСК МО РВ преследует достижение следующих целей:
- Создание профессиональных кадровых ресурсов и производственно-промышленной базы для реализации в кратчайшие сроки любых проектов собственными силами.
- Улучшение результатов во всех сферах деятельности за счет: снижения издержек, контроля выполняемых работ, обновления основных фондов, антикоррупционной политики, привлечения инвестиций, внедрения современных методов управления.
- Разработка и реализация инновационных технологий.
- Экологическая безопасность объектов и соблюдения правил охраны окружающей среды.
В Военно-Строительный комплекс Министерства Обороны России входят органы военного управления, а также предприятия и организации разных форм собственности, которые действуют в интересах Вооруженных сил Российской Федерации на всей территории страны.
Первоочередная цель – жильё для военнослужащих
С начала 2016 года Минобороны перешло на плановый режим обеспечения постоянным жильем. Также выдерживаются высокие темпы обеспечения военнослужащих служебным жильем. В 2016 году квартиры получили 28 500 человек. Дополнительно в специализированный жилищный фонд Минобороны включено 12 100 жилых помещений.
По итогам 2017 года подходит к своему решению острый наболевший вопрос жилищного обеспечения военнослужащих и военных пенсионеров. С 2012 года служебное жильё по линии Минобороны получили 142,5 тысячи военных, а с учётом членов их семей — это более полумиллиона человек.
В 2017 году в Москве переданы для заселения оставшиеся жилые дома — более 8 тыс. квартир. Это даст решение проблемы для 85% военнослужащих, избравших местом жительства Москву.
Оставшиеся военнослужащие, ожидающие квартиры в столице, будут обеспечены посредством получения жилищной субсидии. В 2017-2019 годах на нее федеральным бюджетом предусмотрено выделение 37,78 млрд ежегодно.
По чужой территории наши поезда не ходят – строительство железной дороги в обход Украины закончено.
До середины декабря 2017 года небольшой участок железной дороги, связывающий Москву с Адлером, проходил по территории Украины. Длина участка составляет 37 км, на нём расположена железнодорожная станция Зориновка.
В 2010 году рассматривался проект строительства железнодорожной линии: Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск в обход Украины протяжённостью 748 км, который должен был повысить пропускную способность железных дорог на направлении Центр – Юг.
В итоге в 2015 году был утверждён вариант протяжённостью 137,5 км, который позволяет отодвинуть ход магистрали от государственной границы без существенного удлинения пути.
На новом участке магистрали построены новые станции. Одна из которых (ст. Зайцевка) находится в Воронежской области, остальные шесть (ст. Сергеевка, ст. Сохрановка, ст. Кутейниково, ст. Виноградовка, ст. Колодези и ст. Боченко́во) — в Ростовской области. Также был построен мост через реку Белая Калитва.
20 сентября 2017 года открыто регулярное движение грузовых поездов.
5 октября 2017 года — первый пассажирский поезд проследовал по новому участку.
С 15 ноября 2017 года начато регулярное движение пассажирских поездов на построенном в обход Украины участке Журавка — Миллерово.
К 10 декабря 2017 года был завершён перевод всех маршрутов пассажирских поездов на регулярное движение по новой железной дороге в обход Украины.
С 11 декабря 2017 года все российские пассажирские и грузовые поезда перешли на движение по новой железнодорожной линии Журавка — Миллерово в обход Украины.
После этого со станции Чертково курсирует лишь 2 пары электропоездов в сутки Чертково — Глубокая — Ростов-на-Дону.
Сообщалось, что новая ветка, длина которой составляет 137 километров, будет обслуживать 62 пары пассажирских и 30 пар грузовых поездов.
«Таким образом, поставленная президентом России задача по строительству железной дороги Железнодорожными войсками и ОАО «РЖД» выполнена досрочно, более чем за год до установленного срока» – докладывает генерал армии Дмитрий Булгаков, замминистра обороны РФ.
Строительство второй очереди космодрома Восточный
Космодром Восточный — первый российский гражданский космодром, расположенный в Амурской области вблизи будущего наукограда Циолковский.
Строительство, начавшееся в 2012 году, заняло менее четырех лет: в апреле 2016 года с космодрома был произведен первый успешный пуск с выводом на орбиту трех спутников. На 2017 год запланировано строительство второй очереди Восточного.
В декабре 2016 года стало известно об упразднении Спецстроя России. Вместо него будут созданы восемь ФГУП, которые будут строить только специальные объекты Минобороны РФ. Поводом для ликвидации стали многочисленные претензии заказчиков и органов власти к срокам исполнения работ и финансовой дисциплине подведомственных агентству ФГУП, в частности, недовольство было вызвано большим количеством нарушений на строительстве космодрома Восточный.
ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ) будет достраивать стартовый и технический комплексы, а также водозаборные сооружения для обеспечения пусков с космодрома Восточный в 2018 году. ЦЭНКИ уже заключил восемь договоров с субподрядными организациями.
Укрепление арктических рубежей
Министерством обороны РФ комплексно развиваются арктические территории. До 2018 года будет построено более 100 объектов инфраструктуры. Сдаваемые объекты расположены на территории арктических военных баз, дислоцирующихся на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, островах Среднем и Котельном, мысе Шмидта, острове Врангеля.
«Строительство в Арктике — уникальный по организации логистики, доставки, проведения строительно-монтажных работ проект. Впервые в истории современной России ведется такая масштабная работа в условиях Крайнего Севера» – так утверждает Тимур Иванов, замминистра обороны РФ.
На острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) до конца 2017 года будет возведено более 30 объектов, в том числе аэродром Нагурское. В настоящее время строители выполнили расчистку площадки, устройство временных дорог. После завершения модернизации аэродром будет способен круглогодично принимать большинство типов военно-транспортных самолетов.
Как отметили в военном ведомстве, «здесь же ведется строительство административно-жилого комплекса «Арктический трилистник», который является единственным в мире объектом капитального строительства, возводимым на 80-м градусе северной широты».
В поселке Рогачево (архипелаг Новая Земля) ведется строительство технических позиций и социальной инфраструктуры, а также аэродрома.
На мысе Шмидта (Чукотский автономный округ) до конца года планируется сдать более 30 объектов военной и социальной инфраструктуры. Продолжается строительство стационарных объектов радиолокационного отделения и пункта наведения авиации.
Еще порядка 30 объектов капитального строительства сдадут до конца текущего года на острове Врангеля.
Ряд объектов, предназначенных к сдаче в 2017 году, расположен на острове Среднем (архипелаг Северная Земля).
В 2017 году в рамках экологической очистки Арктики подразделения российской армии собрали 6054 тонны металлолома, из которых 4778 тонн было вывезено на материк. Общая площадь очищенной территории составила 161 га.
По данным Минобороны, сегодня в стадии проектирования и на этапе подготовительных работ — создание и модернизация ряда аэродромов в арктической зоне, таких как Тикси, Анадырь, Воркута, Темп и другие. Работы по обустройству подразделений Минобороны в Арктике продолжатся до 2020 года.
Обустройство военно-морских баз
В Вилючинске на Камчатке к приходу первых атомных субмарин класса «Борей» сдан ряд важнейших объектов причального фронта и береговой инженерной инфраструктуры.
В настоящее время в составе флота три подлодки проекта 955. Всего до 2021 года запланировано построить восемь таких ракетоносцев, причем пять из них – модернизированного проекта 955А. В декабре 2016 года на «Севмаше» была заложена восьмая субмарина этого проекта.
На юге страны в Новороссийске построен причальный фронт для подлодок проекта 636. Это новейшие дизель-электрические подлодки типа «Варшавянка». Шесть субмарин уже несут службу на Черноморском флоте.
Командующий флотом адмирал С.В. Витко отметил, что общая длина уже возведенных оградительных сооружений составляет почти 2,5 км, строительство ведется на глубинах до 27 метров. По его словам, эти сооружения по протяженности и глубине входят в первую пятерку самых масштабных гидротехнических объектов в мире.
Кроме того, в Новороссийском порту идет строительство здания штаба Новороссийской военно-морской базы.
В интересах Балтийского флота планируется построить казармы и столовые в военных городках Советска и Балтийска, а также тентомобильные укрытия для вооружения в парковых зонах военных городков Черняховска и поселка Донское.
По плану идет реконструкция пункта базирования флота в Балтийске. Работы на причальном комплексе начались в 2012 году после того, как инженерное обследование выявило аварийное состояние объектов, которые использовались 60 лет без должного обслуживания.
Ожидается, что в результате проведения реконструкции будет заново воссоздан пункт базирования флота, способный обеспечивать стоянку и обслуживание самых современных кораблей, поступающих на вооружение в настоящее время и на перспективу. Всего в рамках дальнейшего обустройства Балтийской военно-морской базы предусмотрен широкий фронт работ сроком до 2020 года.
Крым наш. Масштабное обустройство венных объектов
«Всего на территории Крымского федерального округа за год введено в эксплуатацию 23 новых объекта, включающих в себя 25 зданий и сооружений, еще на девяти объектах ведутся строительно-монтажные работы», – прокомментировал командующий черноморским Флотом С.В. Витко.
Витко пояснил, что доставшаяся от прежних властей полуострова инфраструктура большинства воинских частей «не соответствовала даже минимальным требованиям, которые предъявляются к жилым или бытовым помещениям, местам стоянки и хранения техники».
«Перестраивать все стоило огромных средств, поэтому проще было отстроить военные городки заново с применением новых технологий», – подчеркнул командующий.
В Крыму и Севастополе также ведется реконструкция восьми причалов и шести военных городков, для базирования новой авиации предполагается реконструировать два аэродрома.
«Планируем проведение значительных работ на территории двух полигонов береговых войск и морской пехоты. В планах продолжение строительства жилья для военнослужащих, завершение работ по проектированию реконструкции главного госпиталя флота и начало реконструкции военного санатория «Крым» в Партените», – добавил Витко.
Курилы – острова надежды нашей
На Курильских островах Итуруп и Кунашир строится ряд новых военных объектов, а также социальная инфраструктура: общежития для военнослужащих, культурно-досуговые и спортивные центры. Общая площадь строительства достигает 400 тыс. кв. м, всего планируется построить 392 здания и сооружения.
В 2016 году совместно с Русским географическим обществом военные провели экспедицию на острова Матуа и Парамушир (входят в Курилы), во время которой изучили возможность размещения там войск. Участниками было проведено обследование взлетно-посадочной полосы острова, развернуты мобильные аэродромные комплексы и аппаратура для обеспечения передвижения летательных приборов. (см. Оборонная ипостась «таинственного острова» Матуа)
В рамках планируемого укрепления восточных рубежей российское военное руководство намерено создать на острове новый пункт базирования сил Тихоокеанского флота.
Объекты РВСН
Введены в эксплуатацию объекты инфраструктуры первых полков Ракетных войск стратегического назначения, оснащенных подвижными и стационарными ракетными комплексами «Ярс».
В 2016 году мобильные комплексы поступили в количестве 23 единиц в полки РВСН в Тейково, Нижний Тагил и Новосибирск. В 2017 году мобильные и шахтные «Ярсы» также продолжат поступать в Козельское, Йошкар-Олинское, Новосибирское и Иркутское ракетные соединения.
Южном военном округе завершено обустройство военных городков двух ракетных бригад, оснащенных оперативно-тактическими ракетными комплексами «Искандер-М».
Также закончено обустройство ракетной бригады в Шуе (Ивановская область). В 2016 году Сухопутные войска получили два бригадных комплекта этого комплекса.
Аэродром в Ахтубинске
Главное управление строительства дорог и аэродромов заключило контракт на второй этап реконструкции аэродрома Ахтубинск в Астраханской области. На этом аэродроме базируется Государственный летно-испытательный центр имени Валерия Чкалова.
Еще более масштабным запланировано строительство новых объектов на этом аэродроме: несколько специализированных площадок, здания, системы отопления, канализации, электроснабжения. Предусмотрено строительство сети автомобильных дорог и других объектов.
На западных полигонах и границах
В Западном военном округе началась масштабная реконструкция полигонов. Соединения и воинские части в Ленинградской области получат обновленные танковые директрисы и войсковые стрельбища, а полигоны Нижегородской и Воронежской области — новые танкодромы.
Войсковые стрельбища и танковые директрисы будут оснащены тактическими комплектами по созданию дистанционно управляемой мишенной обстановки и компьютерными тренажерами для моделирования любых учебно-боевых ситуаций.
Как заверяют военные, «новые танкодромы будут отвечать современным требованиям подготовки механиков-водителей танков различной модификации», а реконструкция полигонов и строительство новых объектов значительно сократят сроки обучения специалистов и боевое взаимодействие подразделений.
Министерство обороны РФ начинает строительство военной базы в Богучаре. На данном месте уже расположен старый военный склад, но теперь здесь будет база с десятками зданий и военных сооружений. По плану здесь будет размещено более 1,3 тысяч единиц боевой техники и более 5,2 тысяч военнослужащих. Будут также склады для боеприпасов, медсанчасть, бассейн и большой учебно-тренировочный комплекс. Объект сможет противостоять биологической, химической и ядерной атаке.
Комментарии о начале строительства Минобороны пока не дают. Однако решение о строительстве принято в соответствии с суверенным правом страны.
Также известно, что ещё одну базу планируется построить недалеко от населённого пункта Валуйки в Белгородской области, примерно в 20 километрах от границы с Луганской областью Украины. Городок рассчитан на 3500 военных и займёт примерно площадь в 300 гектаров.
По проекту будут построены склады для хранения ракетно-артиллерийских вооружений и других боеприпасов общей площадью более 6.000 квадратных метров. Также будет возведён медицинский центр и учебный комплекс.
По проектной документации, военные намерены возвести большой комплекс зданий и площадок для подготовки специалистов, в частности, артиллерии, ПВО, а также обучения работе с танками, БМП и БТР.
Горные переходы Кавказа
Войска Южного военного округа в этом году построят восемь горных переходов в Чечне и Ингушетии для развития туризма. Они будут использоваться для доставки строительных материалов в высокогорье, где будут создаваться туристические зоны.
Переходы строятся через горные ручьи и речки, которые не позволяют подняться на горные плато. Планируется пять переходов в Чеченской Республике и три перехода в Ингушетии. Это позволит организациям республик зайти на участки строительства в труднодоступные местности на высоте до 2,6 тыс. м, где будет развертываться строительство горных туристических кластеров.
В 2017 году уже началось строительство. В некоторых случаях для доставки материалов и продовольствия военные используют вьючных животных – лошадей и ослов. После строительства эти переходы будут переданы гражданским организациям.
Развертывание военных училищ и кадетских корпусов
В 2016 году всего за пять месяцев с нуля отстроено Тульское суворовское военное училище. Возведенное на юго-востоке города силами «Оборонстроя» и Главного управления обустройства, 1 сентября оно приняло 240 суворовцев пятых, шестых и седьмых классов.
Решение о воссоздании училища принял в марте прошлого года президент РФ Владимир Путин. Ожидается, что после завершения всех очередей строительства в нем будут жить и учиться порядка 560 детей.
Начато строительство Петрозаводского президентского кадетского училища. Работы ведутся собственными силами в количестве примерно 30 тыс. человек. Стоимость всего комплекса работ по созданию училища составляет 4,1 млрд рублей.
Решение о его создании было принято президентом РФ по предложению Государственной комиссии по подготовке к празднованию 100-летия образования Карелии. Место было выбрано в военном городке №6, расположенном на Комсомольском проспекте в Петрозаводске. В сентябре этого года училище должно открыть свои двери для новых воспитанников.
По словам замминистра обороны РФ Тимура Иванова, создание подобных образовательных учреждений и возрождение славных традиций кадетства является для Министерства обороны приоритетной стратегической задачей.
В Сирии всерьез и надолго
На сегодняшний день Россия использует в Сирии два крупных военных объекта – авиабазу Хмеймим в провинции Латакия и пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ в городе Тартус на побережье Средиземного моря.
Последний до конца 2012 года представлял собой достаточно скромный причальный комплекс с системой подачи пресной воды, техническими помещениями и штатом в четыре человека.
Полноценная реконструкция ПМТО началась в 2015 году. Штат специалистов на объекте стремительно увеличился до 1700 человек. Что именно происходит в Тартусе сейчас – тайна за семью печатями.
Известно лишь, что 3 декабря 2016 года Владимир Путин подписал «Распоряжение о подписании соглашения между Сирией о расширении территории пункта обеспечения ВМФ России в районе порта Тартус и заходах военных кораблей России в территориальное море Сирии» и это, вероятно, говорит о строительстве полноценной военно-морской базы.
По данным из открытых источников, порт после реконструкции будет иметь возможность принимать одновременно надводные корабли первого и второго рангов, крупнотоннажные баржи, подводные лодки, в том числе атомные.
Авиабаза Хмеймим, напротив, уже давно полностью обустроена. Российские военные неплохо обжились в Латакии, а небольшой палаточный лагерь, разбитый вблизи взлетно-посадочных полос, за два года превратился в полноценный город. Здесь есть все для максимально комфортного несения службы в непростых условиях жаркого засушливого климата.
На базе имеются склады хранения боеприпасов и топлива, пункты заправки и ремонта техники, современные полевые пункты питания, банно-прачечные комплексы, хлебозаводы, медпункты и многое другое.
Личный состав размещается в специальных комфортабельных блоках-контейнерах. Вокруг базы развернуты мощные оборонительные рубежи, состоящие, в том числе, из современных средств ПВО и радиоэлектронной борьбы.
«Надо понимать, что Хмеймим — достаточно развитая авиабаза, способная принимать все типы самолетов, — комментирует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. — Базироваться там могут не только истребители, но и, скажем, дальние бомбардировщики Ту-22М3. Или даже стратегические ракетоносцы Ту-95 и Ту-160. Это открывает России возможности для парирования широкого спектра угроз. Крылатые ракеты авиационного базирования Х-101 смогут достать в регионе любую цель. То же самое можно сказать и о «Калибрах», которыми вооружены корабли, базирующиеся в Тартусе. С одной стороны, мы, по сути, берем под контроль весь Ближний Восток. А с другой — парируем угрозы, которые могут быть для нас актуальными на южных флангах НАТО. Это исключительно удобная комбинация».
В заключение о современном облике ВСК МО РФ
В любой точке страны, на отдаленных территориях, в сейсмоактивных регионах, горных и пустынных местностях, районах вечной мерзлоты – военные строители проектируют и создают современные объекты военного и гражданского назначения: базы и гарнизоны, арсеналы и полигоны, казармы и штабы, аэродромы и порты, производственно-логистические и учебно-тренировочные комплексы, жилые дома и парки, госпитали и клиники, школы для одаренных детей и кадетские, суворовские училища.
В масштабах нашей страны это тысячи объектов разного назначения: от быстровозводимых укрытий для техники до инженерного «чуда» — военной базы «Арктический трилистник».
Как отмечают в военном ведомстве, применение современных технологий в два раза позволило сократить сроки возведения укрытий для техники и объектов казарменно-жилищного фонда и добиться стоимости строительства 1 кв. м объектов Минобороны, не превышающей 30 тыс. рублей, что ниже, чем по стране в целом.
«Современное военное строительство — это многопрофильная индустрия. Образно её можно сравнить с высокотехнологичной, мощной военной техникой, которая должна оперативно и максимально эффективно выполнять задачи в интересах Вооруженных Сил везде, где понадобится. Включая территории со сложными географическими и климатическими условиями: в сейсмоактивных регионах, горных и пустынных местностях, районах вечной мерзлоты», — утверждает генерал-лейтенант Тимур Иванов, заместитель министра обороны, курирующий строительную отрасль военного ведомства.
Результативность военно-строительного комплекса МО РФ по своим показателям впервые достигла уровня послевоенного периода. Общая площадь сооружений составляет 3.2 млн кв. м. Набранные темпы строительства на 18% превышают показатели 2016 года и более чем в 10 раз период 2010–2012 годов, когда было введено лишь 210 объектов.
Это вызвано правильными управленческими решениями и определением новой эффективной структуры военного строительства, при которой необходимо создание и использование собственных сил, а не субподрядных или подрядных организаций. Ибо военно-строительная деятельность имеет в конечном остатке результат: т.е. вступивший в эксплуатацию объект, а не получение коммерческой прибыли.
Благоприятно стали сказываться и разрывы контрактов с недобросовестными исполнителями. «Такие примеры и прецеденты уже были, в частности по так называемой островной и Арктической зоне. Это и Курильская гряда, и Новосибирские острова в Арктике. Кстати, это дало серьёзный эффект», — также поделился Иванов.
Однако по его словам, на данный момент общая потребность армии в объектах инфраструктуры с учетом изношенности фондов составляет 30 млн кв.м. В 2017 году планировалось ввести в эксплуатацию 3290 зданий и сооружений, а в конечном итоге ожидается увеличение данного показателя почти до 4 000.
Естественно о полной реинкарнации Военно-строительного комплекса МО РФ речи не идет. Но то, что руководство нашего военного ведомства на верном пути, принимает продуманные управленческие решения и действует эффективно – признать необходимо.
Борис Скупов
Комментарии (0)