Владимир Шидловский — экономист и строитель городских и спортивных пространств — рассказал о том, почему изменяется российская архитектура и как это отражается на ментальности горожан
Владимир Шидловский, заместитель руководителя фонда “Талант и успех”, по строительству, экономист – часто летает по российским городам, исследуя местные культурные традиции и особенности архитектуры “новой волны”. Служебный график, конечно, не располагает к свободе распоряжения личным временем, однако в промежутках находится пара незаполненных часов, которые получается провести в наблюдениях за бытом людей и архитектурными изменениями городов. Владимир изучает насколько тенденции современного градостроительства соответствуют потребностям городского жителя и обновляют образ мышления людей.
— Есть ли лицо у российских городов? Какая архитектура наиболее полно отражает исторические особенности российской культуры?
— Строительство российских городов всегда имело своё лицо. Задатки были заложены ещё в советскую эпоху, когда в городах стали появляться панельные многоэтажные дома, которые постепенно распространились и в другие коммунистические страны. К примеру, попадая в Пекин, испытываешь эффект дежа вю.
Так что в этом плане Советский Союз можно назвать своеобразным “законодателем мод”. Но если говорить об особенностях российской архитектуры, то они отражены в объектах культурного наследия. Произведения монументального искусства, исторические ансамбли, а также удивительной красоты соборы и церкви, как были, так и останутся лицом российской культуры. Это наше материальное и духовное наследие. А ещё, там другая аура - древнерусская, традиционная.
— А каким образом совместить новые потребности городов с русскими традициями?
— Изменить облик современного города вообще задача нетривиальная. Вы же понимаете, что при основании Москвы не было предусмотрено решения тех задач, которые появились сегодня. Тогда необходимо было защищаться от вторжений, а сейчас важно обеспечить мобильность. Изменения в облике городов происходят с учетом градации расположения основных точек жизни города: где-то возможно гармонично разместить объект, не мешая историческим архитектурным особенностям организации города, а где-то - нет. Посмотрите на Санкт-Петербург. Город со своим неповторимым характером, династией культуры и человеческих ценностей. Вот и стоит дилемма о сохранении улочек при изменении инфраструктуры.
Вообще, городские пространства не могут создавать разрыв между ценностями поколений, но привносить новый опыт просто необходимо. Поэтому нужно находить компромисс, что и получилось реализовать в парке “Зарядье”. Атмосферная архитектура, многоярусность, российская природа — всё в одном месте. Но, на мой взгляд, самое интересное в том, что после посещения парка люди оттуда выходят другими. Они впечатляются, вдохновляются, им становится интереснее жить. Причём не важно какого возраста человек, каждый находит там что-то своё. И это самое важное в современных общественных пространствах — всем должно быть любопытно.
— Вы хотите сказать, что посещение таких мест расширяет внутренний мир людей?
— В какой-то мере да. Но не будем идеалистами в розовых очках. Каждый сам выбирает кем и где быть, а простой визит в парк не изменит жизнь. Но то, когда человек попадая в новую реальность запускает в воображении творческий процесс - давно доказанный факт. А сегодня без богатого воображения никуда. Поэтому общественные и культурные пространства просто необходимы современному человеку. Они прививают культуру, с которой сегодня далеко не всё в порядке, расширяют сознание и позволяют мыслить по-новому.
— Москва меняется. Она становится более комфортной, более зрелищной, с архитектурной точки зрения. Здесь переплетаются и классика, и модерн, и хай тек. А что происходит в регионах?
— Поверьте, регионы тоже не стоят на месте. Там всё в порядке и с архитектурой и со строительством. Во многих городах изменяют инфраструктуру, возводят новые спортивные объекты и объекты городского благоустройства. В приоритете стоят города, в которых планируется проводить крупные мероприятия международного масштаба. Так появились Олимпийские объекты в Сочи, спортивные объекты в Казани для Универсиады, в следующем году состоится Чемпионат Мира 2018. И эти глобальные события держат в тонусе всю страну.
— Следовательно, развитие российских городов напрямую зависит от графика проведения таких событий?
— Бесспорно, это в приоритете. Но я назвал лишь ключевые государственные моменты, которые определяют общий вектор развития архитектуры в российских городах. Но есть ещё и вопросы развития регионов. Сейчас стремительно развивается процесс урбанизации. Люди переселяются в города, где есть возможность реализовать свой потенциал. И это процесс мировых масштабов, его не остановишь. А это диктует совсем другие принципы организации городских территорий. В любой точке города должно быть комфортно и безопасно. Поэтому пересматривают все процессы городской жизни: от того как человек передвигается на работу до того где он может быстро реализовать все свои жизненные потребности.
— Как будут развиваться российские города дальше?
— Быстро и стремительно (улыбается). А если серьёзно, то ведётся колоссальная работа в сфере образования, здравоохранения, спорта и туризма. Изменяются подходы и возникает потребность в подготовке новых творческих кадров, которые могут быстро сконцентрироваться, быстро освоить большой объём информации и быстро выдать чёткое решение. Собственно этому и обучает в образовательном фонде “Сириус”. Здесь ищут и находят одарённых детей, чтобы помочь им раскрыть свой потенциал. Помните, как раньше говорили “Кадры решают всё”. Так это сегодня особенно актуально. И никакой искусственный интеллект никогда не заменит широкие возможности человеческого мозга.
Комментарии (0)