Евгений МУХИН: «Для лучшего взаимодействия строителей и власти нужен цифровой градостроительный кодекс»

Подпишитесь на канал

На прошедшей недавно первой Всероссийской отраслевой конференции «Строительный навигатор 2021. Курс на сокращение сроков строительства» начальник отдела технической политики и нормирования Комитета госстройнадзора Москвы Евгений Мухин не стал рассказывать о достижениях ведомства, а остановился на проблемах, которые мешают работать. И предложил, как их исправить.

a3949a7786ebb2a8eb2e2474e58e0e61.jpg

«Мосгосстройнадзор фактически оцифровал все процессы, которые позволяет текущая нормативная законодательная база. Однако процесс развития бесконечен, и предела совершенству нет. Поэтому хотелось бы остановиться на вопросах, которые волнуют все региональные органы Госстройнадзора, в части цифровизации и использования BIM-моделей.

Без сомнения, цифровая трансформация надзорных процедур позволит сократить сроки строительства и снизить административные барьеры, избавившись от ряда избыточных процедур. В частности, уменьшится объём проверок. Данные по исполнительной документации, её своевременном оформлении, подписании уполномоченными лицами и прочие сведения станут доступны в электронном виде. Это позволит отказаться от части выездов на объекты, перевода части проверок в формат документарных, которые можно проводить с рабочего места.

Также сократить общие сроки надзора позволит проактивная выдача заключений о соответствии объекта капстроительства на основании уже имеющейся информации об отсутствии нарушений при проведении последней проверки, что позволит сократить общую процедуру надзора примерно на 10 дней. В скором времени необходимые изменения должны быть реализованы в Градостроительном кодексе через изменения в закон-спутник в рамках реализации требований ФЗ-248 «О контроле и надзоре в РФ и муниципальном контроле».

При этом полностью отказаться от выездных проверок невозможно. Без визуального и инструментального осмотра выполненных работ и применяемых материалов невозможно обеспечить подтверждение их соответствия проектным требованиям. Перевести их в дистанционный формат с учётом текущего технического развития строительной отрасли пока нельзя.

Основой успешного внедрения любых реформ и изменений является информирование. Но, несмотря на множество публикаций в прессе, информированность о внедрении ТИМ на текущий момент очень низкая. Мало официальной информации о государственном регулировании данной деятельности. Активно обсуждается информационная модель, порядок её формирования, требования к специалистам-разработчикам, участникам строительства, работающим с ней. При этом, информация о государственной системе, в которую должна попадать модель после её утверждения застройщиком и, в которой будут реализованы все процессы взаимодействия государственных органов с участниками строительства не является общедоступной.

Не ясно, кто будет «держателем» информационной модели для обеспечения онлайн взаимодействия и формирования контролируемой среды по актуальной версии модели, а также требования к аппаратным средствам, которые позволят в мобильных условиях осуществлять формирование документов по результатам надзора непосредственно на месте осуществления проверки – площадке строительства. Особенно это важно там, где нет доступа к интернету: вне населённых пунктов, при подземном строительстве и т.д.

db8628a55678f7eadc0346a04bf489cb.jpg

Однако больше всего волнует другой вопрос.

На текущий момент информационная модель формируется в корпоративных системах участников строительства, которые каждая организация разрабатывает самостоятельно, либо использует типовые решения с доработкой под свои нужды. Фактически это ERP системы, т.е. системы планирования ресурсов предприятия, на которые накладывается цифровая схема потенциального к выпуску продукта в виде объекта капстроительства в формате информационной модели. 

Пока данная модель находится в корпоративной системе – она динамичный, живой продукт, который реализует онлайн формат учёта всех изменений. Если этот же продукт попадает в государственную информационную систему, в том числе для проведения экспертизы – он становится статичным и фиксирует состояние на определённый временной период.

Чтобы снизить административное давление, реализовывать проверочные мероприятия на основе последних изменений надзорным органам необходимо иметь доступ к живой, динамичной версии модели, которая имеет отметки об утверждении вносимых изменений, причём уполномоченными на то лицами.

Работа в различных корпоративных системах со своими точками входа, идентификационными данными, с каждой строительной организацией согласовывая условия входа в системы и разграничение ролей – неприемлема.

Здесь перспектива развития кроется в коллаборативных технологиях, которые обеспечат совместную работу в единой среде и с определёнными условиями работы в ней. Это может быть своеобразный цифровой градостроительный кодекс. Система логик в нем позволит избежать коллизии в градостроительном законодательстве, а также устранить дублирующие и избыточные процессы.

e32f6cc56c1806d302755ce6658642ae.jpg

Такие условия работы, в единой среде, особенно актуальны для учёта выполненных работ и фиксации замечаний к их исполнению, которые сейчас вносятся в журналы общих и специальных работ.

Кроме того, существуют проблемы в реализации законодательных процедур. Так, например, в Градостроительном кодексе в рамках госстройнадзора определена возможность использования информационной модели, однако, как она попадёт в надзор, если возможность работы с моделью не реализована при выдаче разрешения на строительство, а в дальнейшем и при вводе объекта в эксплуатацию?

Одновременная реализация множества реформ, касающихся процедур надзора, цифровой трансформации, градостроительной деятельности также накладывает негативный отпечаток на качество проработки системной логики в реализации перспективных задач. В частности, при обсуждении стратегии развития строительной отрасли в отношении Госстройнадзора предлагаются кардинально противоположные сценарии изменений. Одни предлагают отменить надзор, другие – наоборот, дополнить его полномочиями или расширить функционал, например, осуществлять проверку на соответствие рабочей документации. Возникает вопрос: чем в этом случае Госстройнадзор будет отличается по сути и содержанию от строительного контроля?

Контроль, надзор в процессе строительства не являются самоцелью, это способ избежать неразрешимых, либо трудноразрешимых проблем как в процессе строительства, так и на последующих этапах жизненного цикла объекта, а также разобраться в причинах нарушений законодательства, которые в том числе приводят к трагическим последствиям. 

Цель надзора – обеспечить соблюдение исполнения законодательных процедур, влияющих на безопасность, а также соответствие объекта строительства требованиям проекта, но не всем, а только тем, что ограничены рамками технического регулирования, где и заложены истоки госстройнадзора как формы оценки соответствия.

Наконец, региональным органам госстройнадзора не хватает координации нормативно-правового регулирования и информационного сопровождения со стороны Минстроя. Тем более что ФЗ-247 «Об обязательных требованиях», законодательство о техническом регулировании и закон о государственном контроле и надзоре определяют основополагающую роль в этом вопросе органу федеральной исполнительной власти, который осуществляет нормативно-правовое отраслевое регулирование. В нашем случае это Министерство строительства и ЖКХ РФ».

Первая Всероссийская отраслевая конференция «Строительный навигатор 2021. Курс на сокращение сроков строительства», организованная по инициативе Комитета по градостроительной политике, строительству и промышленности строительных материалов «Московская конфедерация промышленников и предпринимателей», прошла 12 апреля на площадке ГБУ «Мосстройинформ».

30e26511268d9b82a6a1d2b5660284eb.jpg

В работе конференции прияли участие руководитель Комиссии по вопросам реализации внедрения технологии информационного моделирования при Общественном совете при Минстрое России Михаил Викторов, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков, руководитель департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин, вице-президент НОСТРОЙ Александр Ишин, вице-президент по региону Москва Группы «Эталон» Максим Берлович, руководитель направления BIM-технологий в ООО «КНАУФ ГИПС» Дмитрий Цюрупа, другие представители власти, бизнеса и общественных объединений.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!