Пресс-завтрак с управляющим группы
КНАУФ СНГ Янисом Краулисом
24 апреля 2018 года
О 25-летии инвестиционной деятельности группы КНАУФ в России
Те планы, которые совладельцы компании строили, когда принимали решение о начале деятельности в России, в основном были реализованы. Конечно, не все. В бизнесе, как и в любой другой сфере жизни человека, никогда не может быть такой ситуации, когда реализовано все. И у компании КНАУФ в России есть планы на будущее, есть желание воплощать их в жизнь, есть надежда, что все получится, и есть будущее. Уверен, что залог успеха КНАУФ в том, что он принципиально всегда следовал своим базовым ценностям. Это верность делу, дух предпринимательства, человечность и партнерство. Эти ценности открыты и доступны для всех, разделяются теми, кто работает в компании, и являются основополагающими. Руководствуясь этими ценностями, КНАУФ удалось успешно начать и продолжить работу в Российской Федерации. Уверен, что это продлится долгие годы, и вы еще многое услышите о новых достижениях компании на территории России.
О санкциях
Политика санкций, конечно, оказывает дестабилизирующее влияние, так как невозможно предсказать, как будет развиваться ситуация. Для компании КНАУФ я не вижу особого повода для изменений, потому что мы локализовали свое производство, сырье, которое мы используем, больше чем на 90% российское, у нас работают российские граждане. Продукцию мы производим для российского рынка. Поэтому санкции, я думаю, особенно нас касаться не будут.
Руководители немецких компаний, работающих в России, в том числе КНАУФ, по инициативе Российско-Германской Внешнеторговой палаты и Восточного комитета немецкой экономики в совместном меморандуме выразили согласованное мнение, что усилия международной политики должны быть направлены не на углубление конфронтации, а на скорейшее разрешение конфликта, и также поддержали идею по образованию единого экономического пространства, которое будет тянуться от Лиссабона до Владивостока. Цель этого проекта – улучшить бизнес-среду на всем континенте. Этой идее уже не один год, но, конечно, все эти политические пертурбации, особенно те, которые совсем недавно произошли, мешают его реализации.
Компания КНАУФ продолжит работать в России, таково однозначное мнение владельцев компании, это мое личное мнение и мнение наших сотрудников. Мы являемся бизнес-структурой, и наши интересы, конечно, в первую очередь и в основном – это бизнес-интересы. Политические вопросы – это не наша прерогатива. Наши вопросы – строительство. Строительство – это наше будущее. Это связано с хорошими делами для людей и общества.
Об итогах продаж продукции в 2017 году и первом квартале 2018 года
Продажи нашего основного продукта – гипсовых строительных плит (или как все привыкли говорить, гипсокартона) в 2017 году сохранились примерно на уровне 2016 года, несмотря на то, что российский рынок гипсокартона сокращается, и в прошлом году снижение в целом составило 3 – 4%%. В первую очередь это связано со снижением объема строительства коммерческой недвижимости, где в основном применяется этот материал. Ситуация с продажами сухих гипсовых смесей лучше: и рынок растет, и наши продажи растут в пределах 3 – 5%%. Также неплохо развивался сбыт металлических профилей, которые используются для создания каркасов систем сухого строительства. Хороший рост показали продажи линейки цементных плит АКВАПАНЕЛЬ, завод по производству которых уже начал работу в Новомосковске в Тульской области. Весомый вклад в этот результат внесло в том числе строительство спортивных объектов, где активно применяются эти продукты. Тем не менее, больший объем поставок пришелся на проекты, не связанные со спортивными сооружениями, что вселяет уверенность, что результат не изменится с окончанием строительства объектов, связанных с Чемпионатом мира по футболу. В прошлом году мы продали более миллиона квадратных метров плит АКВАПАНЕЛЬ. И заняли первое место в группе КНАУФ в мире по продаже цементных смесей.
Сейчас уже можно сказать, что результаты первого квартала 2018 года примерно соответствуют продажам аналогичного периода 2017 года.
Следующие несколько месяцев трудно будет сравнивать с показателями прошлого года. Во-первых, очередное резкое изменение курса рубля привело к тому, что многие люди отложили ремонты и строительство нового жилья, а значит и покупку строительных материалов. Придерживают свои финансовые средства, ждут, как будет дальше развиваться ситуация.
Во-вторых, проведение Чемпионата мира по футболу будет сопряжено с некоторыми транспортными ограничениями, которые естественно повлияют на бизнес, и, конечно, эти два месяца трудно будет сравнивать с прошлым годом из-за логистических трудностей.
О применении материалов КНАУФ на спортивных объектах Чемпионата мира по футболу и других
Продукты и решения КНАУФ применяются на очень многих, если не на абсолютном большинстве, спортивных объектов. Самый значимый объект, связанный со спортом – это, наверное, Большая спортивная арена «Лужники», где активно и в больших объемах применялись материалы КНАУФ. Для компании это имеет большое значение, все-таки «Лужники» – это центральная арена Чемпионата мира по футболу 2018 года. Уверен, что на примере этого объекта мы еще долгие годы будем показывать успешное применение наших материалов, и это будет знаковым объектом не только для российского подразделения, но и для международной группы КНАУФ. Также важный показательный объект – стадион футбольной команды «Спартак», здесь также активно и много применялись наши материалы. И, конечно, стадион в Краснодаре.
На всех этих объектах в основном используются плиты АКВАПАНЕЛЬ, гипсовые строительные плиты (гипсокартон) различных типов, системы сухого строительства КНАУФ.
О пользе кризиса
Движение вперед и жизнь в целом – это не легкость и не простота, а как раз наоборот, преодоление трудностей. Кризис иногда помогает в поиске решений, которые позволяют в дальнейшем совершить заметный рывок вперед, искать которые в благополучное время было бы сложнее. Таким хорошим сдвигом для развития компании и для развития нашего бизнеса на территории России, для развития наших сотрудников, изменения рабочего климата и отношения, стал кризис 2014 года. Мы стали пристальнее искать возможности использования внутренних ресурсов. Мы, однозначно, стали больше доверять себе, и я могу сказать, что мы нашли много решений, которые, может быть, в хорошее, благополучное время, не нашли бы. Это относится и к локализации, и экономическим решениям, и бизнес-решениям, и к отношению к работе.
О будущем
В планах КНАУФ дальнейшее развитие тех направлений, в которых мы сильны. В частности, производство традиционных строительных отделочных материалов, в первую очередь, гипсовых смесей с дальнейшей его локализацией на территории РФ.
Россия – огромная страна, и в этой ситуации, когда логистические затраты с каждым годом играют все большую роль, если мы хотим быть ближе к рынку и быть более доступными, мы должны размещать заводы ближе к потребителю. Скоро состоится официальное открытие двух новых заводов по производству сухих строительных смесей КНАУФ. Один – в Чапаевске под Самарой – в середине осени. Второй – это завод в Звенигово в республике Марий Эл – скорее всего, уже в следующем году.
На 16 мая запланировано открытие после расширения и модернизации производства гипсокартона в Узбекистане. К концу года планируется совместно с Юрием Гончаровым завершить строительство гипсокартонного завода в поселке Гатово под Минском.
Самый крупный инвестиционный проект, который в настоящий момент находится в стадии реализации, это реконструкция производственного предприятия «КНАУФ ПЕТРОБОРД» в Ленинградской области. Это крупнейший в России производитель картона из макулатуры. Общий объем инвестиций в проект составляет порядка 3,6 млрд. рублей. Проект состоит из нескольких частей. На 2018 год намечен запуск новой картоноделательной машины. Это один проект. Второй – это создание новых очистительных сооружений и полигона. Полигон мы уже закончили. Очистительные сооружения готовы примерно на две трети, сейчас идет активная работа по установке картоноделательной машины. Процесс будет закончен в сентябре – октябре этого года. И это даст нам возможность снабжать картоном не только российский рынок, но и экспортировать его в страны СНГ и за их пределы.
Значительный потенциал заложен в расширении применения средств механизации отделочных работ. КНАУФ предлагает очень интересные решения: штукатурные машины, насосы, поставку в силосах, машинные штукатурки, полы и так далее. Здесь есть возможность использовать цифровые технологии для оптимизации процессов, оптимизации затратной части, получить в итоге лучшую цену и так далее.
О модульном малоэтажном строительстве
Уже очень активно развивается проект КНАУФ в области малоэтажного модульного строительства. Оборудование для опытного производства в Красногорске уже заказано и должно быть поставлено в июле – августе этого года. Объем финансовых вложений примерно 6 миллионов евро.
В прошлом году мы занимались документацией и получением всех необходимых для строительства разрешений. К настоящему моменту этот этап пройден благодаря деятельной поддержке администрации Московской области и города Красногорска. Сейчас активно идут строительные работы, производится закладка фундамента. Уверен, что в конце третьего – четвертом квартале этого года мы начнем выпуск продукции, как было запланировано.
Цель остается прежней – производство элементов для строительства модульного малоэтажного жилья со стоимостью квадратного метра примерно 35 – 40 тысяч рублей без учета инфраструктуры в зависимости от проекта. Это цена самого недорого варианта. При желании и наличии возможностей заказчик может выбрать более дорогое решение. Модульное строительство – это не только готовый модуль. Модуль – это “3D” элемент, мы также сможем производить и “2D” элементы, например готовые элементы для устройства фасадов.
Модульное строительство, на мой взгляд, обеспечит новый прорыв в строительстве. Строительный бизнес, если сравнивать его с другими видами бизнеса не только в России, но и в Европе, и в мире, несколько отстает от передовых отраслей. Большая часть технологических решений, продукты, системы существуют уже по 30 – 50 лет.
Убежден, что одним из факторов, с помощью которых мы можем это изменить (и это показывает опыт других стран, скажем, Японии и США) – это унификация процессов, как это происходит при модульном строительстве. Это позволит снизить затраты на планирование и обеспечит стабильное и высокое качество.
Наш функционал как производителя – это производство модулей и модульных элементов и их поставка с завода. Остальное – ответственность и функционал наших партнеров. Они будут отвечать за инфраструктуру, за подведение всех коммуникаций, за строительство фундамента и сборку здания из элементов, и его продажу
О цифровых технологиях
Цифровые технологии – это уже неотъемлемая часть современной жизни и в дальнейшем они будут только развиваться, нравится это кому-то или нет. Любые компании, и это, конечно, также относится к компании КНАУФ, должны, если они хотят продолжать свою деятельность, использовать эти технологии. Без них не будет развития.
Когда мы говорим о производстве, это оптимизация процессов, планирование, увеличение эффективности. Простой пример: при производстве работ в карьерах по добыче гипсового камня, где работает тяжелая техника, огромные машины, потребляющие колоссальные объемы топлива мы при помощи компьютерных технологий моделируем передвижение этих машин, выбираем оптимальные маршруты их передвижения, что позволяет нам экономить средства на покупку горючего, обслуживание этих машин, что в конечном итоге делает их использование максимально эффективным.
Если мы говорим о сбыте, мы видим, что наши клиенты по всей стране, но в первую очередь в больших городах, все чаще пользуются электронными сервисами заказа и поставки товаров. И, конечно, мы тоже активно в этом участвуем. У нас есть программа e-commerce, благодаря которой клиент КНАУФ может удаленно через личный кабинет заказать необходимый ему объем и перечень материалов, в любой момент узнать статус и состояние заказа.
Второе, если мы говорим о сбыте, это использование электронных решений для поддержки наших сотрудников, чтобы они могли на стройке, посредством своего планшетного компьютера получить полную информацию о решениях КНАУФ, технических параметрах, результатах испытаний, уточнить какие-то нюансы. Все данные возможно получить на месте, например, прямо на стройке. Это большая программа, которую мы активно используем и которую мы будем расширять. Бывает, что наши сотрудники работают в отдаленных и даже труднодоступных районах, у них все равно должна быть полная информация, должно функционировать удаленное получение данных, которые они моментально дальше передадут клиентам.
Третье – это перспективный проект – создание onlinemarketplace КНАУФ, в результате реализации которого мы хотим дать нашим конечным потребителям возможность получить оперативную информацию, где и по каким ценам с какими условиями доставки можно купить нашу продукцию.
О ФГИС ЦС
В отношении ФГИС ЦС у меня двоякое чувство. С одной стороны, это очень хорошая идея – для государства получить четкую всеобъемлющую картину о положении дел на рынке. Вопросы возникают к тому, как это реализовано. Очень много формализма и упрощений. Кажется, что не до конца продумана система сбора информации. Например, производитель, который сам не продает на рынке строительные материалы, должен подавать информацию о ценах. Это не показывает реальных цен на рынке. И, конечно, это очень большая административная работа внутри компаний, документы нужно подготовить на это требуется время, люди этим заняты, и, я считаю, что их труд можно было бы использовать намного эффективнее. И второе, у меня нет убежденности, что все эти данные (а это очень большой объем) кто-то способен и готов переработать и проанализировать.
В других странах решением сходных вопросов занимаются профессиональные ассоциации, в основном объединения строителей на основе данных, которые предоставляют их участники. Информация обновляется с определенной периодичностью, в части материалов и в части производства работ. Стоимость квадратного метра готового объекта складывается из этих двух частей. Профессиональная ассоциация эту информацию раз в год обновляет для зданий различного назначения, построенных в разных регионах. Это служит исходными данными для регионального муниципального строительства, чтобы, с одной стороны, цена за квадратный метр не была слишком высокой и одновременно не была слишком низкой.
Комментарии (0)