По приглашению компании КНАУФ московские журналисты посетили современную достопримечательность Санкт-Петербурга – многофункциональный комплекс Лахта Центр, вошедший в топ-20 самых высоких зданий мира. Юлия Гуляк, начальник управления по проектированию, на пресс-конференции рассказала о внутренней «кухне» огромной стройплощадки и об уникальных особенностях этого сооружения.
Перемещение с Охты на Лахту
– Многие знают, что изначально возведение газпромовской башни планировалось на Охте. Прошло уже 7 лет с тех пор, как башня перенесена на Лахту; и чем дольше башня здесь находится, тем больше мы убеждаемся в том, что перенос башни с Охты на Лахту – очень мудрое и своевременное решение, мы ни разу не пожалели, что наша башня «переехала». Мне кажется, в истории не было случаев, когда объект, на который полностью разработана проектная документация и проведены колоссальные инженерные изыскания, в одночасье сместился на несколько километров - и в этом переносе заключается первая уникальная особенность башни. Место для её размещения мы искали очень долго, анализировали все возможные факторы, начиная от наличия инженерной инфраструктуры и транспортного обеспечения, до точек обзора, с которых башня с такой сложной геометрической формой выглядит просто великолепно.
Самый высокий объект в Европе
– В Лахте, нас уже ничто не сдерживало в отношении высоты объекта. Если на Охте мы были ограничены отметкой верха шпиля, чтобы башню не было видно с Дворцовой площади, то в Лахте мы запросили разрешение на превышение по высоте с запасом - на 500 метров. Из-за того, что объект поменял своё местонахождение, у нас изменились расчётные ветровые нагрузки, и как следствие, нам потребовалось изменять сечение основных несущих колонн и делать башню чуть толще, в результате силуэт башни «распух», и мы поняли, что её нужно вытянуть вверх.
Мы долго высчитывали пропорцию между диаметром основания башни и ее высотой, и, в конце концов, была зафиксирована высота в 462 метра. Башня стала самым высоким объектом на европейском континенте.
Уникальное функциональное зонирование
– Мы попытались создать объект, аналогов которому нет ни в России, ни за рубежом. Лахта Центр станет штаб-квартирой крупнейшей компании страны, при этом в инфраструктуру объекта включено большое количество зон общественного назначения. Все думали, что территория Газпрома будет окружена высоким забором, а нам хотелось создать пространство максимально дружелюбное и открытое для жителей и гостей нашего города.
При проектировании функциональных зон общественного назначения нужно было решить три глобальных задачи: грамотно распределить все потоки и избежать их пересечения, обеспечить контроль доступа, в случае необходимости, и создать удобную логистику.
Территория объекта зонирована таким образом, что люди пришедшие на работу с соответствующим дресс-кодом, не сталкиваются, например, с мамашами, которые приехали погулять с детьми. На объекте есть зоны общественного назначения, которые настолько технологически сложны в реализации, что по сравнению с этим возведение самого здания, становится уже, как ни странно, более простой задачей. Время показало, что реализованные нами логистические и инфраструктурные решения настолько удобны и безопасны, что эти наработки следует использовать на других объектах подобного масштаба.
Инновации
– Мне кажется, что мы внесли большой вклад в развитие строительной индустрии и промышленности не только в Ленинградской области, но и в России. Создано большое количество рабочих мест, востребовано огромное количество строительных материалов – стекла, бетона, арматуры, инженерного оборудования, внедрено множество инновационных разработок. Например, у нас возникла проблема с системой контроля доступа на площадку: очень хорошие турникеты и считыватели для лица не сочетались друг с другом. Мы предложили свое дизайнерское решение - в результате, в производство была запущена новая линейка турникетов. И таких примеров – много, как правило, отечественные производители отрабатывают наши запросы. И в итоге создают совершенно другую продукцию - более эстетичную и современную.
Мы внедрили более 100 инноваций, но каждый день появляются новые задачи, или, наоборот, после проведения различных исследований от каких-то идей приходится отказываться. Строительство башни можно назвать опытной площадкой по реализации российских и мировых технологических инноваций. Мы очень много времени тратим на опытное проведение работ, натурное моделирование и различные испытания, так ка несем ответственность не только за красоту, но и за надежность и безопасность.
В качестве примера, можно привести работы по архитектурной подсветке здания башни. В основе концепции архитектурной подсветки был выбран изящный и сдержанный петербургский стиль, без лишнего блеска и сверкания. Был подобран особый тип светильников, и специально разработаны узлы устройства этих светильников на саму конструкцию фасада башни. Мы отъезжали на разные расстояния от башни, смотрели, какой будет эффект от подсветки. В итоге, на объекте очень много уникальных технологических решений, разработанных специально для нас. Но все эти инновационным наработкам, конечно, найдется применение и на других объектах.
Нормативная база
– Мы взяли на себя определенный риск и предусмотрели в проекте ряд конструктивных решений, для которых нормативная база в Российской Федерации отсутствовала. Пришлось от начала до конца в экстренном порядке разрабатывать всю нормативную документацию по тем решениям, которые предусмотрены в проекте - мы разрабатывали и специальные технические условия на проектирование, и методику испытаний конструкций, и методику их расчётов, и все эти решения одобрены Минстроем и Главгосэкспертизой.
Например, благодаря тому, что мы разработали нормативную базу на несущие конструкции из стекла, у российских архитекторов появилась возможность использовать стеклянные конструкции в качестве несущих, а не только ограждающих.
Рекорд Гиннеса
В Книгу рекордов Гиннесса внесен новый рекорд непрерывного бетонирования нижней плиты фундамента, высота которой составила 3,6 метра, а площадь — 5,7 тысячи кв. м., установленный при строительстве небоскреба Лахта Центр.
В течение 49 часов в основание фундамента башни было уложено 19,6 тысячи кубометров бетона. Было очень сложно организовать поток бесперебойных поставок бетона, чтобы не было пробок на дорогах. Одновременно на заливку фундамента работало около десятка городских заводов, а машины-миксеры совершили более 2,5 тысячи рейсов к стройплощадке. Бетоновозы – они как муравьи, даже по форме были похоже – один за другим подъезжали и сливали эту бетонную смесь.
Для Лахта Центра была разработана специальная марка бетона с необходимыми характеристиками прочности, морозостойкости и водонепроницаемости.
Такая масштабная монолитная плита необходима для устойчивости башни в условиях петербургских грунтов и ветровых нагрузок. И те усадки, которые мы сейчас наблюдаем, те замеры, которые проводим по крену, по отклонению, по деформациям, они говорят о том, что все нагрузки на перекрытия учтены с запасом и все сделано правильно.
Инновационные технологии управления
– Управлять таким масштабным и разноплановым строительным процессом – очень сложная задача. Но у нас есть жёсткое требование к скорости принятия решения. У каждой проблемы, сложной или простой, есть своя дата принятия решения. Если не хватает времени на дополнительный анализ, то лучше принять неправильное решение, а потом его скорректировать, чем не принять его вовсе. Оперативное принятие решений на любом уровне – от прораба до главного инженера – стимулирует и нас, и наших подрядчиков брать на себя ответственность за принятие этих решений, особенно когда счёт идёт действительно на часы.
Колоссальную помощь в управлении процессом приносят технологии информационного моделирования. Основная проблема, которую приходится решать проектировщикам на объекте – это координация и увязка решений, которые заложены в смежных разделах. В 2D-формате проверить эту координацию сложно даже самым высококвалифицированным проектировщикам. БИМ-технологии позволяют контролировать все процессы, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией объекта и автоматически вносить корректировки в чертежи, расчеты и т.д. при наличии изменений в проекте. Это, конечно, очень удобно. Каждый месяц модель обновляется, в нее вносится и анализируется вся текущая информация со стройки, что помогает находить самые оптимальные и рентабельные решения на каждом этапе производства работ. Такой объект реализовать без 3D просто нереально.
К хорошим результатам приводит не очень еще распространенная система «Пакетного контрактования на основе рабочей документации». Как правило, контракты заключаются только на основе проектной документации, или вовсе без нее. А у нас контракт на проведении работ заключается только при наличии детально проработанной рабочей документацией, с точно выверенными объёмами работ.
Нам часто задают вопрос – «Действительно ли объект будет сдан в этом году?». Да, работы ещё много, но задача поставлена – значит, она будет выполнена. Объект будет введен в эксплуатацию вовремя и единовременно, без деления на очереди и этапы строительства. Никто объекты такого масштаба не вводил разово – и это будет очередной наш очередной рекорд, внесенный в книгу Гиннесса.
Пожарная безопасность
– Наша башня, пожалуй, самое пожаробезопасное сооружение в мире. С противоположных сторон ядра башни расположены две эвакуационные не задымляемые лестничные клетки, по которым могут эвакуироваться все, у кого есть для этого физические возможности. Ширина эвакуационных путей к лестничным клеткам учитывает, в том числе, присутствие в здании инвалидов-колясочников.
На каждом этаже в башне оборудована зона пожаробезопасности для людей, которые по каким-то причинам не могут эвакуироваться по лестничной клетке. Эта зона оснащена всеми необходимым оборудованием, в том числе системой связи со спасателями. На каждом этаже предусмотрено не менее двух - трех выходов из пожарных лифтов. Причем из лифтов пожарные выходят сразу в пожаробезопасную зону, где могут укрываться люди. В лифтах можно разместить носилки с лежащим человеком.
На объекте будет постоянно дежурить пожарный пост в количестве 10-8 человек, задача которого не только реагировать на возникновение пожароопасных ситуаций, но и отслеживать работу оборудования.
Здание по высоте разделено на пожарные отсеки и огнестойкость перекрытий составляет 4 часа. То есть при пожаре фактически стоит задача спуститься не с 83 на 3 этаж, а в другой пожарный отсек, в котором нет опасности возникновения пожара.
Для пожаротушения в башне используется тонкораспыленная вода. Вместо потока воды с потолка, заливающего несколько нижних этажей, мы используем тонкораспыленную воду, это похоже на туман или пар, в котором горение не осуществляется. При этом решены все вопросы дымоудаления и компенсации воздуха. Нормативная база и опыт использования таких систем отсутствовал, но проведенные испытания, говорят о том, что было принято правильное решение.
Лифты во время отключения электроэнергии, конечно, не работают, за исключением пожарных лифтов. Категория электроснабжения нашего объекта – первая, особая, то есть мы запитаны на двух источниках, кроме того у нас имеются свои бесперебойные источники питания и своя дизель-генераторная станция, которая обладает необходимой мощностью, чтобы лифт дотянул до того этажа, с которого возможна эвакуация.
У нас в спехтехусловиях прописаны очень жесткие требования к огнестойкости конструкций и отделочных материалов. Мы выбрали абсолютно негорючие материалы на путях эвакуации. Так что пожаробезопасность на нашем объекте – это всё. После красоты. Нет, сначала безопасность, потом красота. Вопросы безопасности сейчас становятся, к сожалению, приоритетными.
Безопасная система обслуживания фасадов
– У башни очень сложная спиралевидная геометрия, размеры ее граней меняются – из-за этого для комплекса наших зданий была разработана совершенно уникальна система обслуживания фасадов. Вдоль ребер башни на крепежных элементах располагаются трубы, на которых установлен механизм, позволяющий поднимать вверх и опускать вниз по грани специальную тележку с мойщиком окон. Спускать человека на тросе для мытья окон - опасно, так как через какое-то время трос перетирался бы граней башни. С помощью альпинистов придется мыть верхнюю часть башни, где нет риска перетирания канатов.
Архитектор на объекте – главный.
– В наших договорах и подрядчиками и с проектировщиками есть пункт, в котором прописано, что архитектурное решение для объекта является приоритетным. За окончательным решением все идут к архитектору, это конечно, приятно, но очень ответственно. Я отвечаю на объекте за проектирование, и каждый день моей работы связан с принятием новых решений. Конечно, это колоссальный профессиональный опыт - такой шанс даётся раз в жизни - увидеть, как реализовываются твои идеи на такой масштабной стройке. И это даёт определённые результаты - многие наши сотрудники и контрагенты на этом объекте защитили диссертации. Практически, какую бы тему ни затронули – например, с металлоконструкциями или бетоном – всё требует научного подхода и соответствующего обоснования.
Ежедневно на строительной площадке в две смены занято 12 тысяч человек. Примерно 10% из них – это ИТР. Если считать производство и наших ближайших подрядчиков, то это порядка 20 тысяч человек в общей сложности. В нашем глобальном проекте занято множество организаций. Концепция проекта при переезде в Лахту была разработана компанией «RMJM», рабочую стадию проекта разрабатывала и дорабатывает российская компания ЗАО «ГОРпроект», функцию главного инженера проекта выполняет корейская компания «Самсунг Констракшен», а управляет проектом наша российская команда «МФК Лахта Центр»». Работать в такой команде, с такими проектировщиками и подрядчиками, – это колоссальный опыт. И мне очень приятно видеть здесь наших российских коллег, которые строили высотки в Азии или в Дубаи, а сейчас приехали сюда для того, чтобы поделиться опытом. Пул специалистов, которые занимаются высотным строительством достаточно маленький – все друг друга знают.
Действительно, на объекте работают специалисты из 18 стран. Мы используем один язык – английский - отвратительного качества. Но у всех есть желание договориться, мы договариваемся, и в результате мы создали уникальный архитектурный объект. Все члены команды относятся к башне как к живому существу. Поэтому у нас и получилось реализовать то, что мы задумывали: от идей, которые поначалу казались просто безумными, до строительства.
Евгений Павлов, руководитель отдела продукт-менеджмента Северо-Западной сбытовой дирекции ООО «КНАУФ ГИПС» отметил, что при строительстве Лахта Центра в основном применялись нестандартные технологии КНАУФ, разработанные специально для этого объекта.
– В участии компании КНАУФ в строительстве комплекса Лахта Центр можно выделить два направления: решение проектных задач и реализация этих решений на строительной площадке. Что касается проектных задач, то на этом объекте не используется ни одной из типовых системных разработок компании КНАУФ. Все технологические решения КНАУФ, одобренные проектировщиками Лахта Центра к применению, – уникальные. В связи с этим следует сказать, что все предлагаемые нами системы, те, которых раньше в ассортиментной программе КНАУФ просто не существовало, в обязательном порядке прошли лабораторные испытания на звукоизоляцию и пожаробезопасность. Таким образом, участвуя в строительстве Лахта Центра, мы также развиваемся и нарабатываем опыт для дальнейшей деятельности сфере высотного строительства, который в дальнейщем можно будет использовать и в других проектах.
Специально для проекта были разработаны и испытаны в сертифицированных лабораториях каркасно-обшивная перегородка на одинарном стальном каркасе из КНАУФ-профилей с двухслойными обшивками из гипсовых строительных плит ГСП-DFH3IR 12,5 мм с каждой стороны и минераловатным заполнением, предел огнестойкости которой EI 120, а индекс изоляции воздушного шума (Rw) 55 Дб, и каркасно-обшивная перегородка на двойном стальном каркасе с ассиметричной обшивкой из двух КНАУФ-листов ГСП-DFH3IR с одной стороны и трех КНАУФ-листов ГСП-DFH3IR с другой, с заполнением изоляционным материалом, предел огнестойкости которой также EI 120, а индекс изоляции воздушного шума (Rw) уже 64 Дб.
Совместная работа с командой Лахта Центра началась с участия в сертификации проекта по зеленым стандартам. Несмотря на то, что наша помощь в этом процессе была небольшой, тем не менее, мы внесли некоторый вклад в общую копилку баллов. Компания КНАУФ предоставила заключение о соответствии гипсовых штукатурок, и гипсовых строительных плит требованиям стандарта LEED. Стоит отметить, что материалы КНАУФ, предоставленные для стройки, в основном, российского производства. Они не только позволяют добиться высокой энергоэффективности объекта в ходе его эксплуатации, но и экологичны в процессе производства – на их изготовление затрачивается минимальное количество ресурсов и энергии.
Очень рационально на этом строительном объекте используются свойства цементно-минеральных плит АКВАПАНЕЛЬ. Они теперь производятся и в России на недавно открытом заводе в Новомосковске. Специально для Лахта Центра были разработаны комплектные системы с использованием плит АКВАПАНЕЛЬ в технологическом «пироге» эксплуатируемой кровли и фасадах МФК. Примененные системы не нарушают целостного восприятия здания – они закрыты фасадным остеклением и архитектурными элементами.
Вот еще один пример разработки специальных технологических систем для башни Лахта Центр. На начальном этапе строительства, чтобы не нарушить целостность огнезащитного покрытия металлических балок внутри здания, нельзя было крепить к ним перегородки. Специалистами КНАУФ был разработан силовой каркас из КНАУФ-профилей усиленных (UA), к которым монтируются перегородки, потолочные системы и другие конструкции из ассортимента КНАУФ.
План производства строительных работ на объекте содержал определенные особенности. Например, заливка полов подразумевалась после возведения перегородок. Для того чтобы влага не повредила гипсокартонные листы, нижняя часть перегородок выполнена из цементно-минеральных плит АКВАПАНЕЛЬ, которые не боятся влаги, не подвержены образованию плесени и грибка. Основная облицовка перегородок смонтирована из огнестойких КНАУФ-листов. Эта мера необходима для соблюдения жестких требований по пожарной безопасности.
Помимо обеспечения высочайшего уровня пожарной безопасности, к объекту предъявляются очень строгие требования по звукоизоляции перегородок и потолков. В башне и в МФЗ много смежных офисных помещений, и перегородки между ними должны обеспечивать не только акустический комфорт, но и конфиденциальность общения в комнатах различного функционального назначения. Мы предложили использовать наш новейший материал – КНАУФ-лист ГСП-DFHЗIR, сочетающий в себе целый ряд характеристик, необходимых для успешного решения данной задачи.
Комментарии (0)