В апреле этого года мы узнали о назначении на должность главного архитектора ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Юрия Геннадьевича Виссарионова, члена правления СА Москвы и России, академика МААМ. Это событие стало приятным поводом для беседы с новым главным архитектором ведущего отечественного научно-проектного учреждения в области градостроительства о перспективах развития современной России.
Юрий Геннадьевич, что привело Вас к должности главного архитектора ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»?
– После завершения обучения в вузе по собственному желанию отправился работать в Сочи. В то время это был город коммунистического завтра, город-сад. Мне было очень интересно работать на будущее Сочи. Мы проектировали не только здания, но и пешеходные коммуникации – город был совершенно лишён традиционных пробок. Сочи строился на моих глазах почти на пустом месте, красивый, белокаменный, не хуже, чем Канны или другой самый лучший зарубежный курорт. Таким образом, сразу после института я попал в эту градостроительную «кашу», объемную, огромную стройку.
Потом в 27 лет оказался на посту главного архитектора города в подмосковном Егорьевске – заштатном городке, но довольно уютном и красивом. Все проблемы, какие есть в градостроительстве, упали на меня, совсем молодого человека, который, по сути, не знал, как с ними справляться. Тем не менее, работал с увлечением.
В тот период градостроительная профессия показалась мне наиболее почетной. Я и сейчас так считаю, потому что не только Создатель творит мир, но и архитектор – он создает города, огромные агломерации. Основная задача архитектора – служение обществу и не только в мелком, локальном масштабе, но и в большом. А чем крупнее масштаб, тем больше проблем.
Процесс градостроительного проектирования, создания комфортной среды для человека - не только творчество, но и еще наука, философия, экономика и всё это - единый комплекс. В конечном счете, среда, созданная на комплексной основе, может развивать человека всесторонне, и в советский период это было целью.
Но и в наше время основная задача общества – это развитие личности. Самое правильное, самое справедливое, самое красивое общество – то, которое развивает человека всесторонне, к этому и надо стремиться.
Какой Вам видится парадигма развития современной России?
– Одна из самых интересных тем сейчас – это стратегия пространственного развития нашей страны. Периодически в процессе развития любой страны возникает необходимость упорядочить активы – хозяйственные, экономические, политические с целью наиболее эффективного их использования. Обычно это случается, как правило, в тяжелой для страны ситуации, в ответственные периоды, в условиях мирового экономического кризиса. Возникает необходимость мобилизовать ресурсы, оптимизировать их. Вот и сейчас подобная задача стоит перед нашей страной.
В России есть определенная специфика: она очень большая, многосторонняя, протяженная. Вот почему первые советские градостроители, начиная от Николая Ладовского, ставили на первое место проблему коммуникации. Не утратила она своей главенствующей позиции и в наше время. Не зря некоторые градостроители, включая молодежь, парадигму развития России связывают с решением проблемы транспортерного каркаса.
До этого одной из основных задач считалась электрификация, сейчас – транспортизация всей страны. Потом будет что-то еще. Но самое главное это человеческий ресурс и основная задача состоит в его правильном распределении и создании людям подходящих условий для проживания и труда.
Почему это так важно сейчас? Вот пример: на всей территории Дальнего Востока и Якутии осталось всего 6 млн человек, а когда-то было 9 млн. Если разделить эту цифру на коэффициент 3, то получим 2 млн работоспособных мужчин. Если же убрать возрастные коэффициенты, то окажется 1,5 млн, а то и 1 млн на такой огромной территории.
В связи с этим основная проблема, как мне кажется, состоит в том, как привлечь людей в эти и другие обезлюдившие регионы. Вместе с тем мы видим, что Москва перенаселена, а это – диспропорция.
Если мы рассматриваем в качестве главного принципа развития страны предпринимательство, то тогда все совпадает: люди живут в одном городе, страна пустая. Стратегия развития страны должна заключаться в улучшении жизни её населения.
Какие задачи сегодня стоят перед «ЦНИИП Минстроя России»?
– На мой взгляд, задачи остались прежними. Институт всегда занимался не только практикой, но также исследованиями, в его стенах была блестящая научная база, аспирантура, и сотрудники до сих пор этим гордятся. Конечно, основная задача института – производство, то есть выпуск проектной документации. И все же самое главное для нашей организации – вернуть некогда утраченную школу градостроительной науки. Без этого трудно себе представить стратегическое развитие России, благоустройство и реновацию городов России.
Наш институт, который всегда фактически аккумулировал все знания, накопленные в этом направлении, должен возглавить эти процессы. Потенциал у института для этого есть, он не разрушен. По сути, это один из немногих сохранившихся планировочных институтов, которые пережили тяжелое время.
«ЦНИИП Минстроя России» во многом держится на специалистах-ветеранах, и еще можно восстановить связь поколений, разорванную по тем или иным причинам. Это необходимо сделать, поскольку архитектура, градостроительство, урбанизм – профессии преемственные, и они строятся на знаниях и опыте предыдущих поколений.
Вместе с тем, при демократическом развитии страны, общественность, безусловно, должна привлекаться к выработке и реализации стратегии пространственного развития России. Общество может давать импульсы, толчки, обозначать точки роста.
Мы знаем, что в 1930-е гг., когда в США сложилась острейшая кризисная ситуация, там продолжали развивать дорожную сеть и страну в целом. Если провести параллели с Россией, то по причине некоторых избыточных санкций мы, может быть, сейчас начнем заниматься страной. Меньше бизнесом, больше страной.
Однако к стратегическому развитию России подходить с одним общим аршином нельзя. Страна разная, ее населяют различные этносы, практикующие свои жизненные уклады, плотность населения тоже не одинаковая. Само название нашего материка – Евразия, диктует дифференцированный подход к развитию России. Азиатская модель проживания – традиционно ассоциируется с довольно жесткой централизацией, европейская – тяготеет к полицентризму. То, что хорошо для Липецкой области, совершенно не подходит для Якутии, где другая жизнь, плотность населения, климатические условия. Планирование, урбанистика, знание сегодняшней ситуации в стране, понимание жизни человека, тончайшее управление страной – все это величайшее искусство. Но самая главная задача – угадать будущее России.
С чего следует начать?
Первое – провести инвентаризацию, чтобы понять, чем мы располагаем.
Второе – обеспечить диспетчеризацию страны, то есть правильно распорядиться имеющимися ресурсами, использовать их грамотно, по-немецки, если хотите. Это не в крови русского народа, но этим придется заниматься. Во всем мире принято считать деньги, и мы должны это делать и уже начали.
Третье – необходимо наращивание мощностей и их перераспределение. В данном случае речь идет не только о производственном потенциале. Это касается жилого фонда, инфраструктуры, транспортного каркаса и т.д. Если есть понятие «умный дом», то должна быть и «умная страна».
Четвертое – определить границы агломераций, вернув районную планировку, планирование вообще. Оно существует и при капитализме.
Пятое – повысить теоретический уровень планирования территории, юридическую и практическую базу их реализации.
И много что еще, чем в настоящее время занимается наука градостроения.
Комментарии (0)