КНАУФ в России. Перспективы развития

В конце марта состоялся расширенный пресс-тур для представителей отраслевых СМИ, организованный международной группой КНАУФ. В программу мероприятия входил бизнес-завтрак с участием Яниса Краулиса – управляющего группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ, а также поездка в подмосковный г. Ступино, где журналисты смогли познакомиться с гостиничным комплексом, возведенным из модульных конструкций, изготовленных по технологии «Новый дом».

ead32330a22147ed18fa7b552caaa95e.jpg

Производство строительных модулей в индустриальном масштабе – это новое направление деятельности группы КНАУФ, ориентированное на освоение перспективного рыночного сектора быстровозводимых зданий различного функционального назначения.

В своем выступлении г-н Краулис отметил, что 2018 г. был в первую очередь годом 25-летия присутствия КНАУФ в России. К официальному празднованию этой знаменательной даты было приурочено открытие двух заводов. В г. Чапаевске под Самарой был открыт завод по производству сухих смесей, и в г. Новомосковске Тульской области – завод по производству цементных строительных плит АКВАПАНЕЛЬ.

Плиты АКВАПАНЕЛЬ по праву считаются одним из самых перспективных материалов в современном строительстве и широко используются, в том числе, в производстве модулей для быстровозводимых зданий. С первого года работы предприятие в Новомосковске продемонстрировало лучшие в мире результаты по объемам выпускаемой продукции.

В настоящее время оба завода – в Новомосковске и Чапаевске работают в две – три смены, что с учетом нынешней экономической ситуации, несомненно, хороший результат.

Далее г-н Краулис рассказал о других инвестиционных проектах КНАУФ, уже реализованных или ориентированных на ближайшую перспективу:

– Следующий большой проект, начало которому было положено в 2018 г., а завершение запланировано в этом году, – инвестиции в модернизацию установки по выпуску облицовочного картона на нашем заводе в Ленинградской области. Скорейшее окончание работ по обновлению технологических мощностей картонного завода в интересах не только российских, но и зарубежных производителей гипсовых строительных плит, нуждающихся в высококачественном облицовочном картоне. В дальнейшем компания планирует увеличение экспортных поставок и других материалов КНАУФ, так как экспорт – это увеличение валютных поступлений в страну и ощутимый стимул для сотрудников предприятий компании.

Общая экономическая ситуация, сложившаяся в России в течение последних трех лет, характеризуется тем, что прирост валового продукта опережает существующий спрос. Пока рано говорить о росте экономики, но в целом ситуация отличается стабильностью. То же самое наблюдается и в КНАУФ: объем продаж грунтовочных составов вырос на 20%; пазогребневых плит – на 15%; гипсоволокнистых листов – примерно на 10%. Увеличение оборота в 2018 г. составило примерно 5% в сравнении с 2017 г. Это частично связано с повышением цены, частично – с приростом некоторых видов продукции.

Несколько беспокоит то, что 4-й год подряд продолжается снижение объемов рынка по гипсокартону. Наверное, это связано со спадом в сфере коммерческого строительства, где гипсокартон востребован больше всего. Надеюсь, что в этом году ситуация в коммерческом секторе строительства изменится к лучшему.

Вызывает озабоченность увеличение 2018–2019 гг. производственных и транспортных затрат, связанных с ростом цен на газ, электричество, топливо. Конечно, это влияет на экономику производства: повышает себестоимость, удорожает продукцию. Мы, производители, должны в какой-то мере компенсировать последствия этих процессов.

Затем г-н Краулис ответил на вопросы журналистов.

Какие цели группа КНАУФ поставила перед собой в 2019 г. в производственной и маркетинговой политике?

– Если мы говорим о потребностях рынка, то понимаем, что люди должны иметь возможность купить недорогое, но качественное жилье или коммерческую недвижимость. Чтобы этого добиться, нужно строить быстро, хорошо и с минимальным количеством трудозатрат.

Одна из проблем строительства состоит в расхождении прогнозируемых финансовых и временных затрат. Этих неприятностей не произойдет, если строить дом из стандартизированных элементов или модулей заводской готовности. В этом случае строительство превращается в сборку дома, которая завершается чистовой отделкой. При этом заказчик получает не подлежащую корректировке информацию о стоимости дома и сроках его возведения. Наилучшего результата можно достичь, если все процессы компьютеризированы: от проектирования и комплектации дома по желанию заказчика, до заводского производства сборочных единиц будущей постройки.

Есть ли средство для сдерживания роста цен на строительные материалы?

– Растущие цены на газ, электроэнергию и т.д. отражаются на ценообразовании строительных материалов. При этом компании-производители не могут работать без прибыли, которую они вкладывают, в том числе, в развитие собственного производства, которое в противном случае просто остановится.

В качестве выхода из сложившейся ситуации мы видим развитие сферы модульного строительства. Современные технологии позволяют оптимизировать как затратную часть самого производства модулей, так и собственно строительство домов.

С другой стороны, нужно тоже принимать во внимание затраты производителя на сырье и персонал. Если есть инфляция, то люди ждут от нас повышения зарплат. Если мы индексируем зарплаты, то это отражается и на производственных затратах.

Можно ли снизить себестоимость продукции за счет размещения производства на территории России?

– Да, это действенное средство снижения производственных затрат. На сегодняшний день группа КНАУФ в России локализовала более 95% производства и источников сырьевых поступлений. Ввозится только то, что не производится в России – некоторые химические ингредиенты.

В структуре жилого фонда России преобладают многоквартирные дома, рассчитанные на людей со средним и высоким достатком. Качественного и доступного малоэтажного жилья мало, несмотря на все его преимущества. Что должны предпринять бизнес и власть чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону?

- Главное, и здесь я не скажу ничего нового, – малоэтажное жилье должно быть финансово доступным, на что в принципе нацелено ипотечное кредитование населения. В этом заинтересованы потенциальные потребители малоэтажного жилья, производители материалов и конструкций для его возведения, представители строительного бизнеса. Государство и банковские структуры предпринимают определенные шаги в сторону строительства доступного жилья. Хотелось, чтобы ускорить этот процесс.

Еще один фактор, который мог бы снизить стоимость квадратных метров в малоэтажных домах – сокращение расходов строителей на инфраструктурные объекты. Самое дорогое в строительстве – инженерная инфраструктура, дороги, школы, поликлиники, детские сады и т.д. Здесь тоже нужна поддержка со стороны государства.

Известно, что существуют нестыковки между европейскими и евразийскими нормами по техническому регулированию в части производства и оборота строительных материалов. Что следует предпринять для преодоления этой проблемы?

– Да, действительно, в Европейском союзе действуют единые нормы. Есть и национальные, но все же доминируют общеевропейские стандарты, чего, к сожалению, нет в Евразийском экономическом сообществе.

Прежде всего, следует как можно скорее унифицировать евразийскую нормативную базу. Затем последует этап гармонизации европейских и евразийских стандартов. Но чтобы эти процессы сдвинулись с мертвой точки, необходимо политическое решение лидеров заинтересованных стран. Затем к формированию единого нормативного поля следует привлекать представителей отраслевого бизнеса, которые прекрасно знают рынок и, уверен, уже сейчас готовы предложить свои способы решения существующей проблемы с нормированием. Это очень важно, потому что система стандартизации, бизнес и жизненные реалии должны существовать в одной параллели.

На чем будет делаться акцент в производственной политики КНАУФ в ближайшей перспективе: на инновационной продукции или на материалах уже пользующих устойчивым спросом?

- В общем объеме продаж компании КНАУФ лидируют наши традиционная продукция: гипсокартон, гипсовые строительные смеси. Несмотря на то, что эти материалы давно выведены на рынок, мы их постоянно улучшаем. Среди инновационных материалов для сухого строительства хотел бы отметить КНАУФ-лист Сапфир – высококачественный гипсокартон с уникальным набором свойств: повышенная прочность, ударостойкость, звукоизоляция, влагоогнестойкость. Предложили рынку специальные гипсокартонные листы для домашних мастеров – их удобно перевозить и легко монтировать в одиночку.

Кроме того, активно развивается новое направление деятельности КНАУФ в России – модульное строительство. В целом планируется в большей степени сосредоточиться не на отдельных материалах, а на формировании комплексных технологических систем с обязательным включением дополнительных сервисных услуг, поднимающих на качественно иной уровень удобство работы проектировщиков и строителей. Эти новые задачи будут решаться с применением BIM-технологии. Думаю, будущее в производстве строительной продукции за повсеместным внедрением принципов информационного моделирования.

Группа КНАУФ на протяжении своей 25 летней деятельности в нашей стране постоянно доказывает приверженность российскому рынку. Вместе с тем, бытует мнение, что в ближайшем будущем экономическая ситуация в России будет только ухудшаться. Что Вы думаете по этому поводу?

Самый лучший ответ на заданный вопрос – это постоянный рост инвестиций в российские предприятия КНАУФ. В этом году мы откроем новый завод по изготовлению сухих смесей в Республике Марий Эл, в г. Звенигово, уже в мае будет открыто производство строительных модулей для быстровозводимых домов в подмосковном Красногорске. Кроме того, и об этом уже говорилось, в 2019 г. завершится модернизация картонного производства под Санкт-Петербургом.

За прошедшие 25 лет инвестиции КНАУФ в российскую экономику составляют 1,5 млрд евро. Через 5 лет сумма инвестиций достигнет 1,75 млрд евро.

Спрашивается, если бы компания КНАУФ намеревались в ближайшее время уйти из России, стала бы она вкладывать такие деньги в местное производство?

Мы верим, что у России большой экономический потенциал. Все нынешние трудности носят временный характер, поэтому нужно уже сейчас всем вместе уверенно смотреть в будущее.

Комментарии