«Архитектура света. Точка зрения на освещение города»

Облик современных городов трудно представить без уличного освещения, подсветки архитектурных объектов и ландшафтных территорий, которые формируют престиж и отражают статус города. Действительно, оcвeщeниe здaний в ночное время пpимeняeтcя уже нa пpoтяжeнии мнoгиx лeт, и сегодня eму пpидaeтcя ocoбoe знaчeниe. Имeннo cвeт формирует видимое человеком пространство с его предметным наполнением. Только свет cпocoбeн выявить вce пpeимущecтвa apxитeктуpнoгo oбъeктa или парковой зоны и cдeлaть их поистине уникaльными.

Проблемам организации световой среды в Воронеже был посвящен круглый стол «Архитектура света. Точка зрения на освещение города». Инициатором данного мероприятия выступила российская светотехническая компания «ЭСКО СВЕТ», специализирующаяся на разработке и производстве светодиодных светильников, к проектированию которых привлекаются известные московские архитекторы и дизайнеры. В работе круглого стола приняли участие представители архитектурного сообщества столицы российского Черноземья.

7c1ea4b76c35dfbb7eaf5f686153ed93.jpg

Архитекторы Воронежа собрались, чтобы обсудить трудности, с которыми они сталкиваются в сфере уличного освещения. Какие задачи решаются для того, чтобы улучшить подсветку города? Есть ли положительные примеры? Что нужно сделать, чтобы у профессионалов возникло чувство удовлетворения от взгляда на город? Как сделать Воронеж более привлекательным в темное время суток? Эти и другие вопросы оказались в центре внимания участников круглого стола.

94bcb089db471e645266224919444ba7.jpg

Дискуссия началась с выступления Натальи Жерновой, генерального директора компании «ЭСКО СВЕТ». Она рассказала о направлениях и перспективах деятельности компании, принципах работы с архитекторами и конечными заказчиками, а также о способах решения задач, с которыми приходиться сталкиваться каждый день:

- Я трепетно отношусь к теме освещения, так как от этого напрямую зависит результат работы компании, которая существует на рынке уже 10 лет. К сожалению, не всегда можно увидеть качественно воплощенную идею архитектора из-за неправильной подсветки здания. В итоге, зачастую пытаясь сэкономить, заказчики получают то, что в принципе не сопоставимо с понятием «уличный свет». Поэтому я сотрудничаю одновременно с архитекторами, подрядчиками, субподрядчиками, выезжаю на стройки, для того, чтобы моя подсветка была реализована так, как это было зафиксировано в проекте, чтобы замысел архитектора не отличалась от конечного результата.

8e62cbd1e987f7b8700c65e6427fc7b5.jpg

Максим Штанько, архитектурное бюро ТМ «Вечерний Воронеж»:

- Свет это важнейший архитектурный элемент, который позволяет гармонично вписать тот или иной объект в общий контекст города с сохранением его исторической ценности и заданной стилистики. На улицах Воронежа должно быть не менее уютно, чем в наших домах, здания должны быть подсвечены так, чтобы на них было приятно смотреть. Именно такой принцип, я считаю ключевым при выполнении заказов по разработке проектов уличного освещения.

1218d86b52f4d358b7853a381a0bcc7e.jpg

Дмитрий Ключарев, архитектор «ЛС Групп»:

- Мы живем в XXI веке, что предполагает коммуникабельность людей в любое время суток. Мы должны выходить на улицу и чувствовать себя в «своей тарелке». В Воронеже, в части городского освещения действительно есть над чем работать. Сейчас строительство ведется на каждом шагу и мы стараемся возвести здания с учетом последних тенденций и технологий. Но мы не должны забывать и менять то, что уже имеем. Именно за счет света мы можем визуально скрыть недочеты и вывести городскую среду на такой уровень восприятия, который обычными средствами недоступен.

02d84a276169c3963859e1218a257115.jpg

Станислав Сорокин, директор ООО «Архитектурная мастерская Сорокина», председатель правления СА ВОСА:

- С профессиональной точки зрения, город Воронеж совершенно неправильно подсвечен – на здания просто повесили сотни тысяч лампочек, израсходовав километры кабеля. Лампочка, повешенная на фасад здания, не является архитектурной подсветкой. Архитектурная подсветка – это выявление деталей и особенностей здания осветительными приборами, которые, как правило, находится вне зоны видимости. Хотелось бы, чтобы за уличное освещение фасадов зданий брались настоящие профессионалы и подходили к своей работе с учетом всех технических особенностей и специфики данных задач.

8997812bc7d71c1d22627c3d54073ebb.jpg

Не квалифицированно выполненные светотехнические расчеты – проблема, с которой часто приходится сталкиваться. Дело в том, что программа DiaLux, которой пользуются при выполнении светотехнических расчетов, находится в открытом доступе и воспользоваться ей может любой желающий. По этой причине расчеты по освещению очень часто выполняют инженеры-электрики. Это чревато тем, что изначально могут приниматься неправильные характеристики световых приборов, их переносят в электротехнический проект, на основании которого происходит закупка светильников. В результате – масса ошибок. Одна из них, довольно типичная – неравномерность или как говорят специалисты «пятнистость» освещения дорожного полотна.

Другой часто встречающийся недочет связан с недостаточным уровнем освещенности. Это происходит из-за того, что инженер-электрик не правильно определил соответствующие характеристики световых приборов, и улица оказалась недостаточно освещенной. В темное время суток она выглядит небезопасно, что вызывает у людей ощущение психологического дискомфорта. Ситуацию усугубляет то, что в последнее время на рынке появились светодиодные светильники с широким выбором оптических характеристик. От этого ошибок при выработке светотехнического проекта становится еще больше. Вывод: к проектированию освещения – уличного, паркового, архитектурного должны привлекаться специалисты по светодизайну. Они могут дать совокупную, комплексную оценку параметров любого осветительного прибора и спроецировать ее на конкретный объект, требующий освещения.

926b1823cefbffcba9b82f41b6dfb5a4.jpg

По мнению Натальи Жерновой, в настоящее время чувствуется недостаток специалистов в области проектирования уличного освещения, поэтому проведение тематических занятий является неотъемлемой частью работы компании «ЭСКО СВЕТ». Специалисты компании читают лекции в 11 учебных заведениях Москвы – МАрхИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГХПА им. С.Г. Строганова и т.д., донося до студентов базовые принципы грамотной подсветки, формирующей и подчеркивающей эстетику городской среды.

Андрей Колесников, частный архитектор:

- Согласен с утверждением, что среди обучающихся профессии архитектора в Воронеже нет никого, кто изучает направление архитектурного освещения. Поэтому цель нашей работы заключается не только в том, чтобы разобраться в проблеме уличного освещения, создать и предложить качественную энергосберегающую и энергоэффективную модель уличного освещения нашего города, но и вырастить новых профессионалов в этой сфере.

e3eec6c54c728125ab5c299d7da01168.jpg

Юлия Солдатенко, ООО «Архитектурная мастерская Сорокина»:

- Международные требования предписывают не только максимально сохранять архитектурное наследие городов, но и улучшать облик зданий с использованием современных технологий. К ним как раз и относится уличное освещение. Я учусь на IIIкурсе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета по специальности «реставрация». За три года мы изучили достаточно много направлений в архитектуре, было много практики. Но что касается освещения города, то здесь, я считаю, нужна специализация «Архитектор-светотехник», для того, чтобы вырастить профессионалов в этой области.

b280b9a6b70b3dfb0f9c9a72383c2bbe.jpg

Валентин Фролов, лауреат Государственной премии в архитектуре:

- В Воронеже нет большого спроса на архитектурное освещение, поэтому и не требуются специалисты в области света. Мы решили исправить эту ситуацию и разработали концепцию архитектурно-художественной подсветки города, которую направили в администрацию города. Но до сих пор никаких результатов нет. Получается, что данное направление в Воронеже не рассматривается должным образом. А что касается подготовки специалистов, то они так или иначе будут переориентированы на другую, более востребованную сферу деятельности.

83becc2c21279e8ae40961506de9d8a8.jpg

Сергей Морозов, ПТМ, главный архитектор проектов:

- Свет – главная составляющая архитектурного проектирования, и то, каким оно будет, напрямую зависит от архитектора. Только профессионал сможет показать «внутреннюю» красоту здания, которую без правильного освещения невозможно разглядеть. Чтобы в нашем городе было как можно больше таких профессионалов их нужно растить, давать студентам как можно больше практики. Делиться знаниями, показывать, как лучше сделать в той или иной ситуации. И я уверен, он даст больше возможностей для развития этого направления.

2c14acf66e8018a5a6751a62e95be525.jpg

Евгений Барсуков, профессор, председатель правления Союза дизайнеров Воронежа:

- Я считаю, что вуз не делает специалиста, а лишь только определяет способы, как им стать. Студент должен уметь ими пользоваться. Что касается специалиста в области светодизайна, то этот человек должен иметь объемный опыт в различных областях, но нацеленный на конкретное направление деятельности. Для этого необходимо разделить факультеты на несколько узкопрофильных специализаций. Только тогда мы сможем увидеть высококлассных профессионалов в сфере уличного освещения.

86ff9681f273884c209135de91cacfb6.jpg

Круглый стол в Воронеже показал безусловный интерес, как студентов, так и практикующих архитекторов к теме уличного освещения. В результате многочисленных рассуждений, дебатов и обмена опытом, встреча определила конкретные ориентиры в сфере уличного освещения города.

Организатор круглого стола - ИД "Строительный Эксперт".

8e6ed58e94de04a31ca848dce7746cdd.jpg

c328df29dc93ad4cdcb900d6d720c3a2.jpg

9c99ce186085493b15be81fae6c7dfb9.jpg

811e151374902a3fa5dd6d5b1fe140da.jpg

64b09f777739599db938c962ae42a7f5.jpg

Комментарии