Строительство и поддержание сухопутных дорог в России всегда являлось одной из трудноразрешимых проблем, но особо остро эта проблема вставала при военных конфликтах.
Значение дорожной службы в военное время стратегически велико:
- восстановление, ремонт и строительство новых автомобильных дорог и мостов;
- обеспечение интенсивного движение войск и автомобильного транспорта,
- своевременное обеспечение войска боеприпасами, топливом, продовольствием и другими необходимыми грузами для успешной обороны и продвижения вперед.
В преддверии 75-ти летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне необходимо отметить, что монумент в честь воинов- дорожников приведенный в иллюстрации не единичен. Вдоль бывших фронтовых дорог России, Украины, Белоруссии, государств Прибалтики и Восточной Европы их воздвигнуто около двухсот.
Невозможно забыть, что Великая Отечественная Война многонационального советского народа 1941-1945 гг. против немецко-фашистских оккупантов и японских милитаристов навечно запечатлена в истории нашей Родины и всего человечества как небывалая по размаху и напряжению, по глубине трагических испытаний народа, величию его духа, нравственной красоте и героизму беспримерного подвига и огромных жертв, принесенных на алтарь Победы.
Свой и весьма весомый ратный вклад на алтарь Победы внесли и воины дорожных войск. К великому сожалению он до сих пор по достоинству не оценен. Командование дорожных частей и соединение при оформлении наградных документов явно скромничало, а вышестоящие штабы рассматривали их в последнюю очередь, ибо по их мнению ни в боевые, огневые и иные контакты противником дорожники не вступают.
В данной небольшой работе автор попытался осветить несколько эпизодов героической деятельности дорожных войск, но и это лишь амальгама огромного массива коллективного подвига воинов дорожников во время Великой Отечественной войны.
Об успешности ратной деятельности дорожных войск
Как учат во всех военных академиях мира степень успешности дорожной службы в условиях военных действий можно определить сквозь призму факторного подхода.
Это ряд условий, причин, параметров и показателей для достижения успеха в подготовке, реализации военных операций. Такими факторами можно признать:
- Тактические факторы. Без участия дорожной службы не обходилась ни одна военная операция. При планировании военных действий участие руководителей дорожной службы являлось обязательным.
- Организационные факторы. Организация военно-дорожной службы на стратегическом нормативном уровне является основой для функционирования всего комплекса дорожного управления.
- Технологический фактор. Для решения задач восстановления и строительства, автомобильных дорог и мостов требуется внедрять новые технологические решения или модернизировать существующие.
- Личностный фактор. В вооруженной борьбе против противника дорожники должны проявить высокое индивидуальное ратное и трудовое мастерство, мужество и храбрость, а также быть способными на коллективный подвиг и героизм.
В годы Великой Отечественной войны в результате многочисленных ожесточенных боев были разрушены не только города и села, но и автомобильные дороги.
Восстанавливали разрушенные трассы, следовавшие за нашими войсками, военные дорожники, объединенные под общим названием ВАДовцы. Они расчищали трассы от хлама, оставленного вражескими войсками, строили колейные дороги, реконструировали проезжую часть разрушенных основных дорог, строили и восстанавливали мосты.
Кроме того, ВАДовцы принимали меры для обеспечения безопасности движения, одной из которых была маскировка – для дезориентации противника делали ложные военные объекты и целые аэродромы.
Что есть что личностный фактор дорожных войск
Значение своевременной доставки груза воинским частям понимали прежде всех дорожники и автомобилисты, отсюда их самоотверженность, инициативность и творчество. Дорожники наряду с боевыми частями завоевывали победу, нередко под обстрелом врага они возводили мосты и переправы, строили и восстанавливали автомобильные дороги.
Немецкие войска при отступлении разрушали мосты, минировали и взрывали дороги, пытались любым способом задержать наступление советских войск. Дорожники работали в жару и в тридцатиградусный мороз, при постоянной опасности нападения просочившихся в тыл немцев, налете авиации.
Высокие темпы восстановительных дорожных работ советских войск был вынужден признать и противник. Генерал-фельдмаршал Э. Манштейн отмечал в своих воспоминаниях, что «русские были мастерами восстанавливать дороги...
Конечно, дорожники, как тыловые части, намного реже боевых подразделений получали ордена и медали, не так прославились громкими подвигами. Но были и подвиги.
Например, во время Сталинградской битвы, когда ледоходом были уничтожены все возведенные мосты, дорожники «построили настильную переправу по льду и организовали по ней двустороннее движение автомашин и гужевого транспорта, движение воинских подразделений. За этот подвиг 73 воина-дорожника были награждены орденами и медалями».
При переходе через Большой Хинган воины всех подразделений самоотверженно обеспечивали продвижение войск. Под проливным дождем они строили мосты через горные потоки из заготовленных деревянных ферм, закрепляли камнем болотистые участки, оборудовали броды.
По мнению Внотченко Л.Н., «действия войск Забайкальского фронта по сей день остаются непревзойденными. Этот подвиг вполне сопоставим с Альпийским походом Суворова и переходом Скобелева через Балканы. В результате наши танкисты совершили глубокий прорыв в тыл Квантунской армии и тем самым решили исход всей операции».
Если рассмотреть статистику, то можно привести следующие сведения: «за образцовое выполнение заданий командования 39 дорожным частям присвоены приказами Верховного Главнокомандующего наименования: Днепровские, Неманские; 59 были награждены орденами Кутузова, Александра Невского, Красного знамени и Красной звезды.
За героические подвиги и самоотверженный труд 21 256 солдат, сержантов, офицеров, генералов и политработников награждены орденами и медалями, Много тысяч человек отмечены грамотами и ценными подарками начальника тыла Советской Армии, главного дорожного управления Советской Армии, военных советов фронтов.
Дважды орденоносный 126-й мостостроительный батальон 3-го Украинского фронта в 1945 году представлял дорожные войска на Параде Победы на Красной площади в Москве.
Кадры решают всё
Маршал Советского Союза Г.К. Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» писал: «Поистине титаническую работу проделали тылы фронтов, армий, соединений. К сожалению, у нас мало пишут о тылах, о работниках тыловой службы, которые своим трудом, своей творческой инициативой помогали войскам и командованию всех степеней бороться с противником, громить его и завершить войну всемирно историческими победами».
Эта оценка полностью относится и к военным дорожникам. В ходе войны закалились и выросли кадры организаторов дорожного обеспечения войск в сложных условиях обороны и наступления.
Здесь следует отметить заслуги генералов:
3.И. Кондратьева и В.Т. Федорова, возглавивших дорожную службу Красной Армии в годы войны, генералов и офицеров — начальников управлений и отделов ГДУКА: И. Н. Коровякина, Я. Н. Усенок, Н. Н. Степанова, И.А. Засова, A.К. Бируля, начальника политотдела А. Я. Самодумова, парторга ГДУКА Н. Ф. Костина, И. С. Быкова, Б. И. Трушина и др.
Прекрасными организаторами действий дорожных частей были:
начальники дорожных управлений фронтов (и их заместители) : Г. В. Монахов, М. В. Олехнович, Н. В. Страхов, И. А. Хотимский, Г. Т. Донец, Н. Н. Бухарев, В. С. Мичурин, С. И. Климко, С. М. Чемерис, Г. А. Голодов, Н. Ф. Хорошилов; начальники ВАД: А. Е. Данилян, В. Д. Смирнов, М. Е. Оприц,Н. М. Содман-Михайлов, Н. Т. Яблонский и др.;
начальники ВДУ, ВСУ, ВМУ; М. Г. Басс, Д. А. Руденко, В. В. Михайлов, Г. А. Саркисянц, И. А. Хазан, Д. А. Русаков, С. М. Коган, С. П. Демченко, Г. С. Фишер и др.;
командиры батальонов и отрядов: Г. И. Федоров, А. П. Бриков, А. С. Можаев, Л. Б. Гончаров, Г. Н. Ярцев, С. И. Мешков, С. Л. Белов, И. Д. Нечаев и др.
Многие из военных дорожников в послевоенные годы стали руководителями дорожного хозяйства в республиках: министры автомобильных дорог Л.Б. Гончаров (Казахская ССР), Г. В. Робиташвили (Грузинская С СР), заместители министров B. А. Бочин, К. П. Староверов, 3. Я- Харченко.
Крупными специалистами и учеными, докторами технических наук, профессорами стали Л. Л. Афанасьев, В. Ф. Бабков, А. Я. Тулаев, В. В. Михайлов, В. М. Могилевич, Н. Ф. Хорошилов, Н. X. Толмачев, С. В. Коновалов, А. Н. Защепин, А. Я. Калужский и др.Трудно перечислить всех, кто своим беззаветным трудом ковал победу над врагом.
Имя им собирательное и славное — солдаты Красной Армии.
Подвиг воинов-дорожников на Минском шоссе
23 апреля 1942 года свой подвиг совершили семеро воинов-дорожников. На 134-м километре Минского шоссе ныне стоит обелиск в честь их героического поступка.
Наши части, действующие вдоль автомагистрали, под натиском превосходящих сил противника временно отступили. На военно-автомобильной дороге (ВАД) Западного фронта, как тогда называли Минское шоссе, в это время дорожники производили ремонтные работы на мосту через ручей. Они оказались лицом к лицу с врагом.
Пилы и топоры пришлось сменить на винтовки. Горстка героев держала врага до тех пор, пока не погиб последний из дорожников. Их имена: старший сержант Иванов, сержант Гасилов, рядовые Серов, Сапронов, Сергеюк, Кузьмин и Пышнов.
В канун 65-летия Победы у основания монумента появилась рамка с фотографией одного из семи бойцов, найденных поисковиками, – Сапронова Николая Ивановича, уроженца города Иванова. Он смотрит с довоенной фотокарточки как раз на безымянную речушку у деревни Цуканово, у которой принял свой последний бой.
Подвиги дорожников ледовой переправы
22 ноября 1941 г. в окруженный Ленинград по Ладожскому озеру прошла первая колонна гужевого санного транспорта и одиночные полуторатонные автомобили. Дорогу по льду разведали, проложили и освоили дорожники Ленинградского фронта. Она имела четыре полосы для раздельного движения, была оборудована телефонной связью, постами регулирования через каждый километр, пунктами обогрева, медицинской и технической помощи, а также пунктами заправки ГСМ.
Одними из непосредственных организаторов Дороги жизни были выпускники Военно-транспортной академии начальник Управления автотранспортной и дорожной службы Ленинградского фронта В.Г.Монахов, заместитель начальника тыла фронта и начальник ВАД -101 генерал-майор интендантской службы А.М. Шилов, а также бригадный комиссар И.В. Шишкин.
К обоснованию необходимой прочности ледяного покрова, достаточной, но без излишнего запаса, были привлечены научные силы Ленинграда, а также профессор МАДИ И.Н. Иванов.
По легендарной Дороге Жизни, проложили которую лучшие дорожники Ленинградского фронта, из блокадного Ленинграда в 1942 году было эвакуировано более 550 тысяч человек (стариков, женщин, детей и раненых). В первую зиму работы переправы в осажденный город доставлено более 61 тысячи тонн грузов, свыше 500 танков, тракторов и автомобилей.
За первую зиму (движение прекратилось при таянии льда 21 апреля 1942 г.) в Ленинград и обратно проследовало более 300 автомобилей, 19 тыс. подвод, 500 тракторов и танков. Городу и фронту было доставлено 61 тыс. тонн грузов. Из осаждённого города было эвакуировано свыше 550 тысяч детей, женщин, стариков, раненых и больных.
С 19 декабря 1942 г. по 30 марта 1943 г. продолжалась вторая полная героизма зима «Дороги жизни». На этот раз по ней было перевезено уже 200 тыс. тонн грузов и около 133 тысяч человек, в основном, войсковых пополнений.
Последний бой он трудный самый
3 тысячи вражеских мин было снято и обезврежено с местных дорог в ходе Берлинской операции. Для форсирования реки Одер дорожниками было построено 34 моста, которые обеспечили прорыв советских войск к Берлину.
20 мостов было восстановлено советскими дорожниками через каналы и реку Шпрее в Берлине. Для регулирования улиц в городе было задействовано около 2,5 тысяч солдат, установлено 26 тысяч дорожных знаков и указателей.
21 тысяча километров военно-автомобильных дорог была подготовлена войсками 1-го Украинского, 1-го и 2-го Белорусских фронтов в ходе Берлинской операции весной 1945 года. В сражениях принимали участие 185 дорожных батальонов. При подготовке к решающему штурму дорожниками было разобрано 100 тыс. куб. завалов на улицах Берлина и его транспортных узлах.
Именно тогда 59 частей дорожных войск были награждены орденами за образцовое выполнение заданий командования в период Великой Отечественной войны.
Большинство из них за трудовые заслуги получили почетные наименования своих регионов. Так на фронте появились знаменитые Днепровский, Неманский и Карпатский дорожные батальоны.
Система поощрений воинов дорожников
В энциклопедическом понимание «поощрение» есть публичное признание заслуг, похвалы, награды, выражение почета лицу или коллективу (воинскому, трудовому или образовательному) за достигнутые успехи, совершение подвига, значимого поступка, побуждение к желанию сделать что-либо.
Чисто специфическими для дорожных войск являются введенные в июле 1943 года два знака воинской доблести.
Знак «Отличный дорожник» отмечал заслуги не только солдат и сержантов дорожно-строительных, дорожно-эксплуатационных, мостостроительных войск и дорожных органов Красной Армии, но и граждан из местного населения, привлекавшихся дорожными частями и органами к дорожным работам, систематически показывавшими высокие образцы:
- отличного владения личным инструментом с высоким качеством и производительностью труда;
- отличного управления транспортом: грейдером, снегоочистителем, копром, автомашиной и другими средствами дорожно-мостовой техники и содержания их в постоянной готовности к работе;
- отличного строительства, ремонта и содержания военных, шоссейных и грунтовых дорог и мостов;
- отличного ремонта и сбережения дорожной техники и инструмента;
- отличного несения службы регулирования и дорожно-комендантской службы.
Знак вручался также:
- за ценные изобретательские и рационализаторские предложения, способствующие повышению производительности труда;
- за широкое и активное привлечение местного населения к строительству и содержанию дорог во фронтовой полосе.
Нагрудный знак «Отличный понтонер».
Им, по положению, награждались особо выдающиеся понтонеры рядового и сержантского состава понтонно-мостовых частей Красной Армии, систематически показывающие высокие образцы:
- отличной работы по наводке понтонных мостов и устройству паромных переправ в боевых условиях;
- десантом в боевой обстановке;
- отличной разведки места переправ и заграждений в боевых условиях;
- отличного выполнения работ по наводке мостов;
- инициативы и находчивости по использованию подручных средств и материалов для устройства переправ;
- отличной работы по устранению заграждений противника, умелого и инициативного применения заграждений и подрывного дела в бою;
- инициативного устройства ложных переправ, вызывающих огонь противника;
- находчивости, смелости и мужества по спасению людей, вооружения и имущества во время переправы;
- маскировки личной, маскировки произведенных работ и технических средств;
- сохранения личного оружия и инженерного имущества во всех условиях боевой обстановки;
- бережного содержания в боевой обстановке личного оружия и инженерно-технического имущества.
Наркомовские 100 граммов
Полковым резервам, подразделениям, производящим работы на передовых позициях и выполняющим ответственные задания в особых случаях (постройка и восстановление мостов, дорог в особо трудных условиях и под огнем противника выдавали по 50 г водки.
Так вот награжденным знаками «Отличный дорожник» и «Отличный понтонер», согласно приказа народного комиссара обороны №0323 от 23 мая 1943 выдавалось по 100 грамм водки.
Коллективный подвиг воинов-дорожников во время Великой Отечественной войны явление закономерное.
Многогранна и неисчерпаема летопись героизма, проявленного воинами-дорожниками в годы Великой Отечественной войны. Что вдохновляло, поднимало, и вело их на подвиги? Каковы источники массового героизма?
Во-первых, неисчерпаемым источником, который питал наших воинов мужеством и отвагой, был патриотизм, боевые традиции, героическое прошлое нашего Отечества.
Во-вторых, мужество, отвага, массовый героизм, проявленные советскими воинами в боях с немецко-фашистскими захватчиками, неразрывно связаны со знанием ими военного дела, боевой техники и оружия, тактики ведения боя, с боевым опытом и мастерством.
В-третьих, мощным источником массового героизма советских воинов являлось четкое понимание ими справедливого характера и целей Великой Отечественной войны. ненависть к немецко-фашистским захватчикам, вероломно нарушившим мирную жизнь нашего народа.
В-четвертых, источником многих ратных героических подвигов явились дружба, войсковое товарищество, взаимная выручка в бою, фронтовое братство – неотъемлемые черты морального облика советского воина.
В-пятых, отважно сражаться с врагом советским воинам помогала железная дисциплина, рожденная высоким сознанием, чувством сыновнего долга перед Отечеством и народом. Не случайно дисциплину называют матерью победы, в бою от нее до геройства – один шаг.
Мужество, отвагу и героизм советских воинов вынуждено было признать командование вермахта. «Сведения с фронта подтверждают, что русские повсюду сражаются до последнего человека, – записал 29 июня 1941 года в своем дневнике начальник генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер. – Упорное сопротивление русских заставляет нас вести бои по всем правилам боевых уставов. В Польше и на Западе мы могли позволить себе известные вольности и отступления от уставных принципов, теперь это уже недопустимо».
Заключение
359 тысяч километров – общая протяженность военно-автомобильных дорог, которые находились на балансе советских дорожников в период 1941-1945 годов.
100 тысяч километров автомобильных дорог было восстановлено и отремонтировано советскими дорожниками для обеспечения военных операций во время войны.
Для проезда техники и прохода войск было построено более 1 миллиона мостовых сооружений.
Также дорожники принимали активное участие в ремонте техники, восстановив за годы войны более 800 тыс. боевых и гражданских средств.
Трудно переоценить роль дорог и дорожников в мирное время, особенно в нашей необъятной стране. Но во сто крат она возрастает в годы военного лихолетья. Война невозможна без продвижения техники, без обеспечения воинских частей всем необходимым для ведения боевых действий. А для этого нужны дороги, мосты и переправы.
И лучше чем Маршал Победы Георгий Константинович Жуков не скажешь: «Врагов у нас по–прежнему немало. И мы должны постоянно помнить об этом. Силы нам прибавит пережитое. Война была величайшая. И великой в ней была наша победа».
Еще бы я хотел сказать молодым людям: охотники до нашей земли и наших завоеваний по–прежнему есть и, думаю, еще долго не переведутся. И поэтому в любой момент надо быть готовым к суровому часу.
Учитесь! Знайте, что наши враги не сидят сложа руки. Боевой опыт, накопленный в ходе войны, не потерял своего значения и сейчас.
Профессия дорожника – универсальная. Она нужна всегда: и в тылу, и на фронте, и в войну, и в мирное время.
Комментарии (0)