Современный город – «продукт» развития нашей техногенной цивилизации. Но, не вдаваясь в подробности теории и практики градостроительства, рисует город все-таки архитектор. И именно картинки архитектора и градостроителя, реализованные в бетоне, вносят вклад в 40% в негативные климатические изменения и деградацию экосистемы нашей планеты.
Каждая новая жилая башня на месте сквера, микрорайон на месте лесного массива, улица вместо ручья в низине, бетонная набережная – уничтожение природного каркаса города, и комфортной среды обитания его жителей.
Сегодня достаточно хорошо известна Европейская хартия 1996 года «За солнечную энергию в архитектуре и градостроительстве» (European Charterfor Solar Energy in Architecture and Urban Planning). Ее инициировали и подписали звезды европейской и мировой архитектуры – Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ренцо Пиано…. Авторы хартии провозгласили, что «…целью нашей работы в будущем должно быть такое проектирование зданий и городских пространств, которое сохраняло бы природные ресурсы и максимально использовало возобновляемые формы энергии, особенно солнечную»:https://docplayer.net/21137820-European-charter-for-solar-energy-in-architecture-and-urban-planning.html
Идея использования солнечной энергии в архитектуре не нова*. Если смотреть только региональный дальневосточный опыт, зодчие Владивостока уже отметились солнечными постройками. Зданиями, развернутыми к солнцу, и спиной на север, к холодным ветрам. И дело здесь было не в декларациях, а просто в грамотном, профессиональном подходе к своему делу.
Так, из архитектуры старого Владивостока можно назвать Дом губернатора и офицерские флигеля по улице Светланской, планировку поселков на островах Путятина и Попова конца XIX - начала XXв. Из советской архитектуры – прежде всего цирк до его реконструкции, в авторской трактовке фасадов и интерьера, и здание Института Биологии Моря ДВО РАН на Чайке, жилой комплекс с универмагом «Тихоокеанский» по проспекту Красного Знамени. Последний – это протяженная солнечная подкова, развернутая спиной к ветру.
Владивостокский цирк до реконструкции – здание, форма которого отвечала самым жестким стандартам пассивного солнечного дома. Соломея Гельфер и Георгий Напреенко, 1975.
Но одно использование бесплатной энергии солнца сегодня уже не может решить всех проблем современных городов. Понимая, что солнечная архитектура - только сердцевина экологического урбанизма, и дело не только в альтернативной энергии, но и в сохранении биоразнообразия нашей планеты - как условия выживания человека, британские архитекторы недавно инициировали добровольную декларацию архитекторов и строителей мира «UK Architects Declare Climate and Biodiversity Emergency»: https://www.architectsdeclare.com/ .
Понимая свою ответственность за будущее нашей урбанизированной цивилизации, архитекторы обязуются добровольно следовать в своем творчестве дружелюбным по отношению к природным экосистемам методам и приемам проектирования зданий и городской среды. «Мы знаем, что у нас есть не более 10 лет для решения этих глобальных чрезвычайных ситуаций, иначе мы рискуем нанести катастрофический ущерб природному миру» - констатируют авторы текста.
Среди архитекторов со всего мира, уже подписавших данную декларацию – а в Британии это уже более 900 проектных бюро, на сегодняшний день российского сегмента нет. Как подсказали декларанты, для появления российской строчки нужны, как минимум 6 проектных бюро, и коллективный взнос на поддержание российского раздела сайта. Наверное, для реалий России и, в частности, Владивостока это дорого и неуместно. И можно воспринимать эту декларацию как блажь перекормленных заказами зарубежных коллег. Но, оценивая нарастающие климатические изменения и экологические проблемы наших городов, стоит признать, рациональное зерно в действиях зарубежных коллег все-же есть. И, пока нет обязательных к применению Российских государственных стандартов на дружелюбную к природе устойчивую архитектуру, не стоит ли присоединится к декларации на практике, даже не заводя российского раздела британского сайта?
Разработаны и действуют добровольные стандарты устойчивой архитектуры. Наиболее известные из действующих BREEAM, LEED, DGNB, CASBEE, LBC. Разработаны приемы формирования устойчивой к климатическим изменениям городской среды, ответственных к водным ресурсам архитектуры и градостроительства - WSUD, LIUDD. В этих стандартах подробно расписаны критерии экологически устойчивой архитектуры и градостроительства, которым и можно следовать в добровольном порядке.
Опубликовано в деловом еженедельнике «Золотой рог», Владивосток
https://zrpress.ru/business/primorje_04.09.2020_99832_stanet-li-vladivostok-solnechnym-gorodom.html
Павел Казанцев, профессор ДВФУ
Член Правления Приморской организации Союза Архитекторов РФ
Видовые кадры – Мария Сурова, Арина Хивренко и Александра Серегина, ДВФУ
* John Perlin. Let It Shine: The 6,000-Year Story of Solar Energy .New World Library, 2013, 751 p.
*Sophia Behling, Stefan Behling. Solar Power: The Evolution of Sustainable Architecture. Prestel Pub (October 1, 2000) 240 p.
ЭКОГОРОД - ВЛАДИВОСТОК 2030:
Комментарии (0)