В наше время наблюдается постоянно возрастающая потребность в мощении тротуарной плиткой территорий различного назначения. Причина в том, что такое мощение обладает целым рядом неоспоримых преимуществ перед асфальтовым покрытием. Однако этапы выполнения работ, связанных с мощением, требуют некоторых знаний и соблюдения определенной последовательности.
Экологичность, длительный срок службы, высокая ремонтопригодность, придание территории и ее природному или архитектурному окружению дополнительных эстетических свойств – вот далеко не полный перечень достоинств мощения тротуарной плиткой. При этом отмечается явный дефицит методических материалов по правильной укладке тротуарной плитки и сопутствующих ей других элементов уличного благоустройства. Вот почему так важно прислушаться к советам специалистов группы компании BRAER – известного в нашей стране производителя строительных материалов.
Вначале немого о предприятиях, входящих в группу компаний BRAER. Прежде всего, это завод по производству керамического облицовочного кирпича и поризованных керамических блоков. Кроме того, в составе ГК BRAER действует собственный Торговый дом, занятый реализацией произведенной продукции.
Важным структурным подразделением группы компаний является завод BRAERII по производству бетонной тротуарной плитки, бордюрного камня, водотводных лотков и других элементов уличного благоустройства. Завод действует с 2013 г. и в настоящее время выпускает 2,5 млн м2 высококачественной тротуарной плитки в год. Бетонная плитка производится по технологии вибропрессования, отличается малым водопоглощением (5–6%) и высокой морозостойкостью – не менее F200. Завод дает гарантию на свою продукцию сроком на 3 года, в реальности плитка прослужит не менее 25 лет.
Завод BRAER II выпускает 18 коллекций тротуарной плитки, что в совокупности составляет более 50 вариантов цветофактурного исполнения. Такое изобилие достигается использованием технологии ColorMix, позволяющей смешивать пигменты в различных сочетаниях и пропорциях.
Далее рассмотрим основные этапы мощения тротуарной плиткой.
Проект
Укладку тротуарной плитки следует начинать с подготовки проекта. Проект поможет определить объем земляных работ, требуемое количество плитки и приобретаемых вместе с ней других расходных материалов, необходимых для подготовки основания – песка, щебня, геотекстиля. Кроме того проект даст наглядное представление о том, что в итоге должно получиться. Если пренебречь стадией проектирования, то строителям будет трудно работать. Они столкнутся с необходимостью подрезки большого количества плитки, а это перерасход материала. Может проявиться не состыковка дорожек, в процессе эксплуатации мощения возникнут просадки и ямы и т.д.
Земляные работы
После привязки проекта к территории и ее разметки можно приступать к выемке грунта (рытью траншеи) под основание мощения. Глубина траншеи для устройства пешеходной площадки составит около 40 см, для автостоянки – примерно 60 см. После выемки грунта земляное полотно (дно траншеи) выравнивается и тщательно утрамбовывается. Если грунт сухой, то перед утрамбовкой его нужно увлажнить. Уплотнение грунта – очень важный и ответственный этап, поскольку на земляное полотно передаются все эксплуатационные нагрузки от основания мощения и тротуарной плитки.
Устройство основания
Основание под мощение представляет собой многослойную конструкцию. Прежде всего, на земляное полотно укладывается геотекстиль. Это нетканый синтетический материал, выполняющий несколько функций в основании: предотвращает перемешивание сыпучих материалов на границе их контактов, благодаря высокой пористости эффективно отводит воду из вышележащих слоев, препятствует их заиливанию и деформации при морозном пучении. Геотекстиль уменьшает капилярный подсос влаги из грунта. Этот материал рекомендуется укладывать между всеми слоями основания.
Следующий этап – насыпка песчаного дренирующего слоя. Для пешеходной площадки его толщина определяется в 15 см, для автостоянки она составит 30 см. Песчаный слой тщательно утрамбовывают. Если песок сухой, его смачивают перед утрамбовкой. На дренирующий песчаный слой по всему периметру площадки на цементно-песчаный раствор устанавливают бордюры не выше проектной отметки поверхности тротуарных плит. Бордюр предотвращает деформацию плиточного мощения, отделяет его от газона и не допускает прорастания травы через швы мощения. Кроме того бордюр, окантовывая территорию мощения, повышает ее эстетическую привлекательность.
Далее поверх песка насыпается несущий слой щебня. Его толщина: для пешеходной площадки – 15 см, для автомобильной – не менее 20 см. Несущий слой щебня тщательно утрамбовывается.
На щебень наносится подстилающий слой песка толщиной 5 см (вне зависимости от назначения площадки) и утрамбовывается. На него наносится дополнительный подстилающий песчаный слой, также толщиной 5 мм, выравнивается и снова утрамбовывается. Предварительный вывод: при устройстве основания главное помнить о том, что при недостаточном уплотнении его слоев на готовом мощении со временем появятся просадки и ямы.
Укладка тротуарной плитки
Для укладки потребуется резиновая киянка и уровень. Плитка обязательно кладется перед собой так, чтобы не наступать на основание. После укладки плитка должна располагаться на 1 см выше проектного уровня.
Заполнение швов и утрамбовка
Заполнение межплиточных швов производится перед окончательной утрамбовкой мощения. Для заполнения используется только сухой и тщательно просеянный песок. Не рекомендуется заполнять швы песком, содержащим глинистые фракции. В противном случае на поверхности мощения появятся пятна глины, которые не так просто удалить. Наилучший эффект достигается, когда швы заполняются модифицированным (стабилизированным) песком. Модифицированный песок не подлежит эрозии (выветриванию, вымыванию), препятствует прорастанию в швах сорняков. Кроме того, он уменьшает водопроницаемость швов. Категорически нельзя использовать для заполнения швов цементно-песчаную смесь. Удалить ее остатки с поверхности мощения невозможно!
Окончательная утрамбовка плитки производится виброплитой с прорезиненной насадкой.
Другие предостережения. Не следует проводить работы, связанные с устройством мощения, в зимнее время и в период обильного выпадения осадков.
К полноценной эксплуатации площадки, отведенной для стоянки автомобилей, следует приступать через 30 дней после завершения работ по мощению. В течение этого времени полностью завершится усадка плитки и всех слоев основания.
Таким образом, используя простые рекомендации специалистов ГК BRAERможно получить долговечное, функционально полезное и эстетически значимое покрытие территории, гармонично дополняющее городское общественное пространство или приусадебный участок.
Комментарии (0)