И так, обсудив, пусть и не в полном объеме критические факторы BIM-будущего строительной отрасли, критерии эффективного цифрового строительства, можно попробовать ПОМЕЧТАТЬ и нарисовать картину будущих процессов реализации инвестиционно-строительных проектов в условиях развитой цифровизации строительной отрасли.
Начнем с простого - гражданского девелопмента, а излагать будущее будем в виде последовательных шагов реализации проектов в скором будущем.
1. BIM-FUTURE ПРИ КЛАССИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ДЕВЕЛОПМЕНТА НЕДВИЖИМОСТИ.
1.1 Допустим, Независимый Инвестор, в том числе из числа малого и среднего бизнеса (а именно им BIM открывает дверь в бизнес без мучительных согласований) принял решение о реализации девелоперского проекта.
1.2 В целях реализации своего плана Потенциальный Девелопер обращается к BIM-консультанту, который, по его заданию, на основании своих абонентских договоров с владельцами баз данных, формирует перечень данных в электронной форме, по выбору участка земли, его оценке, кадастровым данным, правам собственности, рыночным показателям, соседствующим информационным моделям, градостроительным требованиям, девелоперским сценариям и т.д., и т.п.
1.3 На основании проведенной прединвестиционной работы, Потенциальный Девелопер принимает решение о целесообразности инвестиций и заключает типовой электронный договор с BIM-оператором, BIM-центром, BIM-хабом (территориальным по месту строительства) о создании КАБИНЕТА информационной модели – аренде выделенной ячейки на сервере (КИМ). Информация, полученная по договору с BIM-консультантом, вносится в этот кабинет как первая инвестиционная модель.
1.4 Потенциальный инвестор заключает типовой электронный договор с инвестиционным консультантом(физическими или юридическими лицами), которые, с учетом электронного соглашения о конфиденциальности (электронное, подписывается каждым участником при подключении к кабинету). Инвестиционный консультант рекомендует Инвестору дополнить договор с BIM-оператором арендой специализированного ПО для стоимостного анализа инвестиций (со сроком) и арендой нужных баз данных для их работы. Результат работы инвестиционного консультанта – согласованная электронная заявка в ОИВ для включения информационной модели проекта в ЕГРИМ. Для этого формируется пакет электронных документов, соглашений о правах на участок земли, варианты использования, анализ ТУ и ИРД. Оплата всех пошлин и договоров также производится из кабинета, где формируется Единый электронный контракт. Включение проекта в ЕГРИМ (Электронное положительное решение местных властей) говорит о том, что проект стал официальным и информация о нем немедленно разошлась во все инспектирующие организации. Инспектирующие организации одновременно высылают информацию о контактных лицах, занятых в проекте, все контакты формируются в контактной базе кабинета ИМ автоматически.
1.5 На основании регистрации ИМ в ЕГРИМ потенциальный Инвестор получает официальное право общения с государственными органами и получения соответствующих заключений и документов в электронном виде с электронной подписью непосредственно в кабинете ИМ. Любой документ, созданный ОИВ или надзорными органами, автоматически и одновременно фиксируется в ИМ Инвестора, а в реестре заключений САМОГО госоргана, который также является официальной базой данных (то есть организован двойной учет документов в электроном виде).
1.6 Уже не потенциальный, а реальный Инвестор нанимает для реализации проекта Управляющую Компанию (Консультант по управлению проектом: ЕРСМ, РМС и т.п.), или создает собственного Застройщика, или создает собственный инсорсинговый орган управления проектом (Служба управления проектом), который, по договору с BIM-оператором, подключается к кабинету ИМ и формирует вторую ведомость инструментов реализации проекта. В эту ведомость, в том числе после общения с BIM-консультантом, входит аренда ПО для изысканий, геоинформационные системы, базы данных информационных моделей сетей, сооружений и сетей для выносов, реестры согласующих организаций и необходимые им базы данных. УК проекта формирует BIM-план реализации проекта (BEP), формирует проектную команду из ответственных лиц всех участников.
1.7 Очевидно, что для реализации проекта в BIM-парадигме, нет никакой необходимости ни в фиксированном юридическом лице – Заказчике (все данные в модели), ни в локальном физическом офисе (все могут работать удаленно и распределённо), ни в статичных трудовых отношениях. При этом, все трудовые отношения Инвестора и соисполнителей физических лиц также фиксируются в Едином Электронном контракте.
1.8 УК проекта нанимает проектировщика (хоть своего, хоть независимого аутсорсера), который также присоединяется к кабинету информационной модели, предоставляет документы, подтверждающие квалификацию проектировщиков, ГИПа, ГАПа, других ответственных проектировщиков по разделам. ГИП или ГАП проекта дополняют договор с BIM-оператором графическим ПО, сметными программами, программами по календарно-сетевому планированию, типовые программы для разработки ПОС и ППР, и необходимыми базами данных. Данное ПО и доступ к базам фиксируется по сроку проекта, и BIM-оператор гарантирует, что данный сервис будет работать весь срок реализации проекта и гарантирует возможность его проверки в течение 1-го года после завершения договора аренды. Проектировщики начинают работать в рамках единой модели.
1.9 По мере проектирования в контроль проектных решений включаются как органы по согласованию, так и органы экспертизы. Согласованная проектная документация фиксируется специальными электронными «метками» прямо в кабинете ИМ, и все участники проекта могут в любой момент времени использовать кнопку «последняя согласованная версия ИМ». Получая такую версию, они могут сразу увидеть прогресс, выстраивать сроки и графики дальше, а также корректировать свои планы реализации проекта. Каждый документ из согласительных органов является своеобразным блоком части документов, которые могут быть изменены только при его повторной проверке. Таким же образом фиксируется время работы специалистов в проекте, по времени регистрации в кабинете ИМ. При этом работает обязательное условие, что ИМ содержит только корневые файлы, на которые и можно ссылаться, ссылка на любые копии, в любом ведомстве или у любого участника – недействительны.
1.10 После получения разрешения на строительство в электронном виде и получения электронного положительного заключения о проекте, к кабинету ИМ подключаются подрядчики и субподрядные соисполнители, если необходимо – поставщики узлов и оборудования. Главная задача исполнителей – создать модель «AsBuild», наполнив проектную модель исполнительной документаций в электронном виде. Именно поэтому каждый исполнитель, который создает ЭИД должен быть готов к работе в кабинете Модели. Скорее всего, для такой работы потребуется уже не специальное ПО, а комплексные платформенные решения, объединяющие и сервисы стройконтроля и надзора, и сервисы контроля графика, и сбор, и верификацию исполнительной документации. Сегодня много лоскутных решений по контролю строительства, но этого явно недостаточно. Потребуется комплексное решение и по контролю, и по сбору исполнительной документации в рамках стандартного решения и порядка.
1.11 При фиксации отдельных блоков ИМ на основании этапных документов, создаются т.н. подархивы неизменяемых и наследуемых моделей. Подархив наследуемой модели создается по аналогии с бухгалтерскими балансами, только не по отчетным периодам, а по веховым событиям, фиксирующим блок предыдущей набора информации в ИМ. Для унификации весь наследуемый подархив создается в формате IFC, и BIM-оператор обязуется постоянно повышать уровень его апгрейда по мере выхода новых релизов. Этот подархив является операционным, т.е. на его основе можно создавать новые проекты в рамках одном ИМ конкретного объекта недвижимости уже после ввода в эксплуатацию. Неизменяемый подархив в формате PDFсоздается как контрольная копия.
1.12 На этапе начала строительства, Инвестор обязан принять решение о хранении ИМ после ввода в эксплуатацию, тем более, если он – спекулятивный девелопер. Для этого он заключает договора с BIM-банком на хранение и поддержание ИМ на ЖЦ. Оформляет право собственности на модель и передает её эксплуатирующей организации (может и собственной УК) по электронному же акту. После этого ответственность за модель несет эксплуатирующая организация. Для передачи ИМ утверждается BIM-стандарт, т.к. не нужна для эксплуатации вся информация, собранная при создании. Ввод в эксплуатацию возможен только после передачи ИМ эксплуатанту.
2. BIM-FUTURE ПРИ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА (БЕЗ ГОСКОРПОРАЦИЙ).
Как видно из предыдущего сценария будущего развитой цифровизации строительной отрасли, проектировщику нет никакой необходимости покупать и, тем более, постоянно обновлять одно и то же графическое ПО. Разумеется, никто ему и не запрещает иметь его, но в силу разнообразия – на всех не угодишь, гораздо выгоднее иметь свои системы сохранения знаний, обучения персонала и, наконец, собственные библиотеки информационных моделей, которыми они и будут отстаивать свою конкурентоспособность. Давайте теперь посмотрим, как будет работать государство на федеральном и муниципальном уровне в эпоху цифрового будущего:
2.1 При формировании системы цифрового строительства по заказу государства, прежде всего, надо отталкиваться от парадигмы непрофессионализма государства как Заказчика, а потому нет смысла его ставить на место коммерческого девелопера, как в первом случае.
2.2 Государственный Заказчик в лице того или иного уполномоченного органа инициирует создание кабинета информационной модели СРАЗУ в BIM-банке, который является центром строительной компетенции или на уровне города (муниципальный BIM-Банк Москвы, например), который является и BIM-консультантом, и BIM-оператором, и BIM-хранилищем – одновременно. Разумеется, для объектов государственного заказа формируется государственный BIM-стандарт, который не только описывает содержание ИМ, но оценку затрат на её создание и ведение. BIM-банк работает на основании постоянного соглашения с администрацией города, района или территориального кластера, или особой экономической зоны.
2.3 Дискуссионным вопросом является выбор площадки для управления проектом на платформе BIM. Для случаев активного управления проектом со стороны госзаказчика формируется система BIM-СУП собственного же BIM-банка, но для случаев инжиниринговых проектов и строительства объектов инфраструктуры, возможны и случае участия в BIM-СУП победителей тендера, более того, наличие таких систем может быть и фактором присвоения победы в конкурсе. В любом случае, на базе государственного BIM-банка должна быть создана опция электронного отбора и проведения конкурсов. Система конкурсного отбора вносит свою корректировку в единый электронный контракт, в котором по дебету формируется цена предельной стоимости по НЦС (CAPEX-тарифам), а в кредите – стоимость реальных договоров, что позволяет не только оценить эффективность реализации проекта, но и сформировать инструменты управления стоимостью, а также – систему мотивации всех участников проекта.
2.4 Для разработки ИМ такого проекта, желательно чтобы в созданном BIM-банке содержались и постоянно обновляемые государственными органами базы универсальных данных и библиотек по общепринятым ресурсам: ценообразование, справочники НЦС, справочники сертифицированных поставщиков и материалов, классификаторы материалов и объектов строительства, реестр типовых проектных решений и утверждённых информационных моделей, реестры сертифицированных инженеров-консультантов по видам деятельности, профессиональных инженеров с допускам в госзаказу, реестры инновационных решений. Эта работа намного упростит работу как конкурсным проектировщикам, так и строителям при разработке ПОС и ППР.
2.5 Технические процедуры по подключению соисполнителей к ИМ, в общем и целом, аналогичны предыдущему режиму, но они, в силу принадлежности к госзаказу, намного более стандартизованы и усилены элементами цифровой безопасности, особенно если речь идет о военных или специальных объектах (например, BIM-центр Министерства обороны), они включают доступ эксплуатирующих организаций при необходимости, особенно если это монофункциональные объекты. Кроме того, такие BIM-банки являются своеобразными аналитическими центрами по сбору и обработки информации (BIGDATA) ля принятия стратегических решений по развитию города или региона. На этих данных работает система SMARTSITY и цифрового ЖКХ.
2.6 Отдельной строкой оформляются проекты городского планирования и градостроительного развития. Поскольку это тоже требует совей специфики в BIM-модели, то не исключено, что такой BIM-хаб будет создан при структурах государственного архитектурно-строительного надзора. Но сама база ИМ градостроительства должна стать текущей библиотекой центрального BIM-банка.
3. BIM-FUTURE ПРИ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ГОСКОРПОРАЦИЙ.
В отличие от государственных федеральных, региональных или муниципальных Заказчиков, государственные корпорации, сами по себе, являются весьма профессиональными игроками рынка. В силу того, что они сами занимаются и эксплуатацией построенных ими объектов недвижимости, теоретически, они являются самыми заинтересованными заказчиками, как с позиции управления недвижимостью, так и с позиции девелопмента компетенций и их трансфера в новые проекты.
3.1 Общая последовательность реализации государственных проектов в профессиональной области госкорпораций подобна предыдущему подходу: в каждом секторе (Росжелдор, Ростехнологии, Газпром и Роснефть, Россети, Роскосмос и Метро, Ростелеком, Росатом, наконец и ему подобные), формируется свой отраслевой BIM-центр, который аккумулирует основной набор информационных моделей своего Заказчика. Разумеется, в таких госкорпорациях не дается выбор для точки управления проектами – все BIM-СУП-опции являются однозначно встроенными в BIM-платформы. Желательно, чтобы BIM-платформы были исключительно российскими.
3.2 При полностью стандартизированных подходах к созданию ИМ и банка, появляется ряд специфичных особенностей именно в госкорпорациях, а именно: опора на экономическое обоснование состава ИМ, опора на технологичность эксплуатации и создание инструментов оценки эффективности эксплуатация, упор на операционную деятельность и безопасность при формировании ИМ, что порождает требование к электронным процессным двойникам, аналитическим блокам BIGDATA внутри самого BIM-центра, большое количество всевозможных цифровых тренажеров и установок цифрового моделирования технологических процессов. Сегодня актуальный тренд – это аналитические продукты инжиниринга жизненного цикла, а, соответственно, и новые инструменты моделирования жизненного цикла объектов недвижимости с уникальными технологиями, продуктами и окружением.
3.3 Другой немаловажный аспект – специализированное программное обеспечение для эксплуатации промышленных объектов, высокотехнологичных объектов, которое не имеет столь широкого распространения, но крайне необходимо в единичном или позаказном формате. Особенно это касается программного обеспечения по моделированию уникальных режимов работы промышленного оборудования, по тестированию новых продуктов без существенных издержек на разрушаемые прототипы. А отсюда и специальные требования к BIM-операторам, предполагающие возможность шлюзовой адаптации к отраслевым BIM-платформам самого разного вспомогательного ПО. Такие же вопросы относятся и к уникальным базам данных, необходимых только этой конкретной госкорпорации.
3.4 Эти и другие подобные соображения ведут к приятию вполне определенных решений по созданию BIM-инфраструктуры в госкорпорациях: это и специальный безусловный BIM-мандат, предписывающий создание ИМ для государственных объектов. Это и специальный BIM-стандарт для каждого типа промышленного или инфраструктурного проекта госкорпораций, причем такой стандарт должен описывать требования к ИМ в разрезе классификатора промышленных технологий, классификаторов оборудования и ресурсно ограниченного сырья. Сюда же относятся комплексы кластерного моделирования промышленных систем и комплексов, тем более, территориально распределенных и для закрытых индустриальных систем.
3.5 Реализация крупных инфраструктурных объектов, при всей их долгосрочности, сложности и кроссфункциональности, требует создания выделенных BIM-центров, сосредотачивающих именно информацию для успешной эксплуатации (например, высокоскоростные магистрали), включая и базы данных по подвижному составу, специальной технике и уникальному единичному оборудованию, эксплуатируемому только в таких моделях.
3.6 Проекты госкорпораций за рубежом так или иначе влекут за собой создание международных проектных групп, а отсюда появляются аспекты международной безопасности, антитеррористической защиты и кросскультурного IT-взаимодействия в рамках BIM-центров госкорпораций. Разумеется, реализация таких проектов происходит на основе индивидуальных BEP, гибкого IT-пула и типизированных BIM-стандартов международных проектов.
4. BIM-FUTURE ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИНФРАСТРУКТУРЫ.
Если у государственных корпораций, скорее всего, найдутся и средства для создания локальной BIM-инфраструктуры, и лоббистские ресурсы для включения этих затрат в бюджет проектов, то у независимых коммерческих Заказчиков и потенциальных операторов ИМ, таких ресурсов может не быть, а потому именно они сегодня не проявляют никакой активности в области информационного моделирования. Как говорил один из руководителей коммерческой ФПГ, лучше подождать, пока BIM-инфраструктуру создаст государство, нежели инициативно вкладываться в непредсказуемые затраты. Как в этой ситуации будет функционировать BIM-пространство частных промышленных операторов, попробуем смоделировать будущее и для них:
4.1 Существующий промышленный оператор, имеющий текущие активы недвижимости и реализующий проекты их реконструкции, перевооружения, редевелопмента, расширения или интенсификации, организует работу по созданию ИМ на основании государственного BIM-мандата – документа, обязывающего создавать ИМ для опасных промышленных объектов.
4.2 Если частная корпорация (например, БАЗЭЛ-РУСАЛ, НОРНИКЕЛЬ, АЛРОСА, ОМЗ и т.п.) имеет разветвленную структуру деятельности с финансовым корпоративным центром, то она вполне способна создать свой универсальный BIM-центр в целях исполнения закона об ИМ. В этом случае механизм реализации проектов включает и аспекты девелопмента поселений и промышленного девелопмента госкорпораций.
4.3 Если частная компания представляет собой автономный локальный бизнес вне серьезных холдинговых образований, то она также будет создавать ИМ своего актива, но на других условиях. В основе информационного моделирования локального частного промышленного и инфраструктурного девелопмента будут находится саморегулируемые профессиональные объединения по видам деятельности: металлургов, химической промышленности, пищевой промышленности и промышленности В2С, машиностроителей и энергетиков. Такие саморегулируемые объединения в состоянии держать свой BIM-центр и обеспечить эффективное создание, изменение и хранение информационных моделей, если Заказчики сами не хотят этого делать. Кроме того, подобные объединения, именно через абонентские платы за услуги хранения ИМ, могут выполнять и свои базовые функции.
4.4 В данном случае, Инвестор-оператор существующего промышленного или инфраструктурного актива, обращается в BIM-центр при своем профессиональном объединении с заявкой о создании кабинета ИМ. Вполне вероятно, что такими BIM-центрами могут быть и отраслевые проектные институты, и отраслевые ЦОДы, и отраслевые BIM-консультанты, имеющие соответствующую аккредитацию при профессиональных саморегулируемых объединениях. Здесь очень важно понять, что BIM-будущее базируется на отсутствии необходимости Заказчика приобретать десятки самых разных видов ПО, тем более, если проект краткосрочный, а к его ИМ Заказчик будет обращаться не так часто. Поэтому именно в обязанности BIM-центра при саморегулируемом объединении входит не только выбор наилучшей конфигурации наиболее востребованного ПО для информационного моделирования ИМЕННО таких объектов, но и профессиональный мониторинг изменений на рынке ПО, тестирование и проверка лучшего ПО для выполнения своих функций.
4.5 Вполне обоснованно, такие же BIM-центры могут создавать и сообщества спекулятивных девелоперов, как промышленных и инфраструктурных объектов, так и жилых и нежилых объектов поселений и городов, например, отельеры, рестораторы, операторы медицинских объектов.
4.7 BIM-центр отраслевого саморегулируемого объединения организует и комплексное управление проектом развития, и подключение ОИВ, надзорных органов к ИМ и их сопровождение в процессе реализации проекта, организует работу по привлечению наиболее полезных баз данных для своего отраслевого строительства и, что логично, сам является их коллектором и модератором. Кроме того, именно такие отраслевые BIM-центры в силах формировать собственные базы данным и по технологиям производства чего либо, и базы отраслевых элементов для использования при проектировании, и базы инновационных решений для использования при изменениях объектов недвижимости в будущем. Собственные реестры специалистов по технологиям и экспертов отрасли.
Как видно, эффективное цифровое строительство с активным использованием информационного моделирования можно построить, если отрасль и рынок в целом имеет общее представление об основных механизмах взаимодействия участников инвестиционно-строительной деятельности. И как видно, здесь меньше всего идет разговор о каком-то конкретном ПО или вендоре, а разговор идет именно о стратегии взаимодействия всех участников строительной отрасли в рамках единого информационного пространства. Дополнить образ будущего необходимо созданием сетевой BIM-инфраструктуры, связывающей все указанные BIM-организации между собой, формирование стандартов кросс-модельного взаимодействия при разработке межотраслевых проектов (типа ТПУ, комплексных транспортно-промышленных хабов, универсальных спортивных или культурных объектов массового присутствия). Наконец, необходимо дополнить будущее механизмами вовлечения неоцифрованной недвижимости в цифровое моделирование. И это – большая профессиональная работа.
Статья 2016 года. Спасибо за внимание.
Комментарии (0)