Блеск и нищета кадрового ресурса строительного комплекса России

Подпишитесь на канал

На протяжении последних десятилетий в цепочке производственных ресурсов строительного комплекса процветающих государств: «финансовые ресурсы – материальные ресурсы – кадровые ресурсы», менялось стратегическое значение каждой составляющей в зависимости от окружения, целей и задач экономического развития страны.

9ae82460b78ceb6a3117fbf848515578.jpg

В современных условиях интеллектуализации строительного бизнеса, главным источником производительности труда и процветания организации выступают именно кадровые ресурсы.

Об этом автор неоднократно напоминал на портале «Строительный Эксперт» в работах: «Кадровый голод на стройках», «Деградация Строительного комплекса – угроза национальной безопасности» и ряде других публикаций.

Но что поделаешь, если строительный рынок в капиталистической России переориентировался на дешевую и бесправную рабочую силу из бывших союзных республик. Такая ситуация наблюдается по всей стране, однако «власть имущие» продолжают предлагать утопические идеи.

Столкнувшись со сложной ситуацией, вызванной пандемией, строительный рынок, несмотря на утопическое мнение о его невероятной гибкости, не смог адекватно отреагировать. И несомненно, пренебрежение кадровым ресурсом строительного комплекса больно ударило по благосостоянию населения и национальной безопасности государства российского.

Обширность обозреваемой темы и ничтожная возможность единовременного ее изложения привела к тому, что осветить ее придется в нескольких публикациях, где найдется место анализу современного состояния с рабочей силой строительного комплекса страны.

Понятие кадрового ресурса строительной отрасли

Рабочая сила есть такой же ресурс, как и материальные, технические, финансовые ресурсы.

Однако в отличие от названных ресурсов она имеет принципиальные отличия, которые заключаются в следующем:

  • если со временем материальные, технические ресурсы стареют (физически, морально), то трудовые ресурсы дорожают (улучшается квалификация рабочего, растет опыт);
  • наемный работник может отказаться от условий, на которых предприятие предполагает его использовать;
  • работник может уволиться из предприятия по собственному желанию;
  • работник может бастовать;
  • работники не могут рассматриваться как однородная субстанция;
  • работники могут переучиваться;
  • работники могут решать, что те или иные типы профессий для них социально неприемлемы, с ними необходимо вести переговоры.

Кадровые ресурсы – понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека.

74ffbb92b0690e8af710f9f7a07aed59.jpg

Лауреат Нобелевской премии 1979 год Шульц, предложил следующее определение: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».

Специфика кадровых ресурсов, в отличие от всех других видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных и др.), состоит в следующем:

  • люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция на внешнее воздействие (управление) - эмоционально осмысленная, а не механическая; процессы взаимодействия между субъектом управления и людьми являются двусторонними;
  • вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию, что является наиболее важным и долговременным источником повышения эффективности любого общества или отдельной организации;
  • люди выбирают определенный вид деятельности (производственной или непроизводственной, умственной или физической) осознанно, ставя перед собой определенные цели.

В практике управления строительным комплексом, кадровые ресурсы – самый обременительный из всех активов.

Почти безграничное разнообразие и непредсказуемость людей делают их невероятно сложными для оценивания, гораздо сложнее, чем любой инновационный строительный продукт, поступающий с предписанными практическими спецификациями.

Посему, сплошь капиталистический строительный бизнес России «как черт от ладана» шарахается от решения проблем квалификационной обеспеченности стройки компетентными специалистами и в ущерб качества отдает приоритет дешевой рабочей силе трудовых мигрантов.

«Мы имеем ясные и многочисленные свидетельства того, что организация, создающая максимально комфортные условия труда, будет успешно развиваться, сохранять самых производительных сотрудников и обладать самыми преданными клиентами» – свидетельствует великий американский предприниматель Генри Форд.

b5c5eedcbcf4d2e644b8731b6ebb23b0.jpg

Глобальные риски деградации строительного рынка России

Строительная отрасль в России – огромный хозяйственный комплекс с ежегодным оборотом свыше 8 трлн рублей в год. Каждый год заключается 420 тысяч контрактов. Работают 300 тысяч строительных компаний, из них 90% относятся к малому и среднему бизнесу. За 2019-2020 год обанкротилась 21 тысяч из них, это рекордный показатель с 2009 года. Средняя продолжительность жизни одной фирмы – три года.

С начала рыночных реформ 600 тысяч строительных компаний прекратили свою деятельность, в том числе это означает, что они не вложили значительные средства в подготовку кадров.

При этом до 45% от стоимости строительно-монтажных работ – это потери по причине некомпетентности или хищения. Таким образом, потенциально мы можем строить существенно больше и дешевле.

В чем причина такого явления? Все это происходит из-за плохих управленческих решений, ибо многие и многие руководители компаний не компетентны – они плохие специалисты.

Они руководят кадрами методами, которые можно сравнить с лечением врачей в средневековье, когда уровень диагностики заболеваний был крайне низким ввиду отсутствия необходимых знаний и инструментов.

Сегодня есть и то, и другое, плюс компьютерная коммуникабельность, но вот только далеко не все могут и желают этим пользоваться.

Пандемия короновируса наглядного показала, что предприятиями и организациями отечественного строительного комплекса, вплоть до Министерства строительства и ЖКХ, руководили случайные люди и не компетентные специалисты от бас-гитаристов до врачей-гинекологов.

Только в последнее время он укрепился авторитетными в профессиональной среде специалистами – именно они предложили новую редакцию «Стратегии развития строительного комплекса до 2030 года», где ее авторы исходят их того, что в отрасли ощущается нехватка квалифицированных кадров, а механизм их подготовки остается неэффективным.

Такая ситуация порождает для страны глобальные риски. Мы не сможем идти вперед, если не будет хватать нужных специалистов, а чтобы они появились, образование должно не подстраиваться под текущее положение, а опережать его.

cc6bda73412eac29081ebf232420f64e.jpg

Статистика знает все

Сухие цифры красноречиво свидетельствуют о строительном образовании.

В стране 129 строительных вузов и 58 их филиалов. Из них –180 государственных высших учреждений и 7 частных. В них обучается 150 тысяч студентов. Из них около 55% на бюджетные деньги и 45% по контрактам. Иными словами, государство финансирует немногим более половины всего образовательного процесса.

О качестве строительного образования необходимо судить из распределения высших учебных заведений по количеству обучающихся в них студентов.

На всю страну есть лишь один университет, где их число превышает 5 тысяч. В 25 университетах их 1000 или более, в 33 вузах свыше 500 учащихся, но есть вузы, где их менее 100.

Если же брать только бюджетников, то картина еще более удручающая. Мы имеем множество небольших и даже совсем маленьких образовательных учреждений, где априори не может быть качественного обучения.

Такова ситуация с подготовкой будущих специалистов разных строительных специальностей.

А как обстоят дела с обучением архитекторов и градостроителей? Их готовят в 89 учебных заведениях, из них 81 государственные. Всего учатся 27 тысяч человек, 58% – за счет государства, 42% сами оплачивают свою учебу.

Действует один вуз, которой обучает свыше 2500 студентов, и один вуз, где свыше 2000 студентов. По 1000 студентов имеют два учебных заведения, 500 – 10, 250 – 19, свыше 100 – 28 и менее 100 студентов – тоже 28 вузов, то есть в них всего две группы.

Сам собой возникает вопрос: что это за учебные заведения и кого они выпускают?

А вот что происходит в подготовке рабочих специальностей. Действуют 1158 колледжей, в них обучается 203 тысячи учащихся, из них 80% – бюджетники.

Вроде бы немало, но это обманчивое впечатление. За 2018-2019 годы многие рабочие профессии исчезли из перечня строительных специальностей, так как на них отсутствует прием в учебные заведения. А это такие дефицитные профессии, как крановщики, электро- и газосварщики, машинисты строительных механизмов и так далее.

Между колледжами и строительными компаниями не налажено взаимодействие, учащимся просто негде проходить практику. Плохо развита дуальная система подготовки кадров, которая сочетает образовательный процесс с получением практических навыков.

03ad13bc86f12e998413db4b4291862c.jpg

Кто виноват?

Вопрос «Почему строительная отрасль деградирует?» с каждым годом становится все актуальней. По мнению профессионального строительного сообщества, у нас блеск решения тактических задач строительного производства, явного господствует над нищетой стратегического мышления.

Это имеет свое объяснение, сегодня в России нет органа, который бы занимался развитием кадрового потенциала в строительной сфере.

Отсюда печальные итоги. Обеспеченность отрасли квалифицированными специалистами за последнее время снизилось раза.

Идет их отток, старение, а взамен молодых кадров приходит недостаточно. Да и те, что приходят, часто не устраивают отрасль. У нас большой разрыв между тем, чему обучают специалистов, и практической потребностью.

По сути дела, наше образование слабо отвечает на вызовы XXI века. Прогресс в технологиях обучения кардинально меняет образовательный процесс, но мы пока плохо вписываемся в этот тренд, наоборот, наши высшие учебные заведения системно снижают качество преподавания.

Хотя именно строительное образование может и должно стать основой для всего прогресса российской высшей школы. Ведь появление умных городов объединяет самые разные научные и технологические системы и дисциплины, и строительное образование просто вынуждено интегрировать в единое целое все эти процессы.

Перед строительным сообществом и Министерством строительства и ЖКХ сейчас стоят как минимум две задачи: восстановить многие утраченные компетенции и создавать новые компетенции в русле развития научного и технологического прогресса.

Что делать?

Перед строительным комплексом страны стоит задача обеспечения сегодняшних и перспективных потребностей в квалифицированных специалистах, а не в дешевой рабочей силе трудовых мигрантов.

Нынешняя система подготовки кадров с ней справиться не в состоянии, поэтому нужно кардинально взяться за ее перестройку.

Но кто этим займется? Нет государственного ответа и профессиональной реакции. Есть только благие пожелания строительных экспертов.

Ведь как обязательный минимум, должен быть создан некий «центр ответственности по планированию кадрового потенциала для строительной отрасли». Учебные заведения должны понимать, где, когда и какой квалификации понадобятся специалисты.

Второй пункт этого плана – создание информационного реестра, в который будет загружаться вся информация о потребности в кадрах.

Третий пункт – интеграция образования с потребностями отрасли. Пока такой процесс выстроить не удается.

И, наконец должна существовать конкуренция между лучшими программами и методиками обучения на основе современных образовательных процессов.

fe14518981be978f078bc28258a391c0.png

О процессе подготовки строительных кадров

На процесс подготовки кадров можно смотреть с разных точек зрения, в том числе со стороны работодателей, и этот взгляд весьма негативный.

Сегодня КПД профессионального образования составляет всего 40%, то есть, только 40% окончивших вузы или колледжи остаются в профессии.

По оценкам СРО, 20-25% всех специалистов работают неизвестно где, точнее – в серой или черной зонах. Но точное количество этого контингента назвать не может никто. А значит, доподлинно определить структуру рынка труда, сколько и какие профессии будут востребованы, невозможно. Но если не наладить мониторинг рынка труда, невозможно определить, какие профессии и в каком количестве надо готовить.

В рамках национальной системы квалификации подготовлено много профессиональных стандартов. Внедрена процедура подтверждения профессиональных навыков специалиста – независимая оценка квалификации. Это позволит сделать рынок труда более гибким.

Работодателю не всегда требуется постоянный штат сотрудников, зачастую ему выгодней их нанимать по мере поступления заказов. Для создания такой гибкой модели требуется реестр специалистов, который позволит оперативно находить нужные специальности.

Но чтобы создать такую систему, нужна мотивация как самих работников, так и работодателей. В ее качестве должны выступить законодательство и экономические стимулы. Пока же они работают слабо. Сегодня на строителей навешено много дополнительных расходов, и у работодателей на проведение независимой оценки квалификации часто нет средств.

Впрочем, далеко не все согласны с необходимостью применения независимой оценки квалификации. Некоторые эксперты считают ее излишне затратной и сложной, а в качестве примера приводят зарубежный опыт. Там прохождение каждого курса повышения квалификационного уровня специалисту дает ему дополнительные баллы. Такая система проще организационно и не требует дополнительных затрат.

Естественно, в оценке квалификации специалистов следует больше доверять профессиональному сообществу, у нас же в качестве арбитра часто выступает чиновник, а задача государства должна сводиться к выдаче диплома утвержденного образца.

Например, кто только сегодня не занимается дополнительным образованием строителей, многие такие центры заинтересованы не в обучении, а только в получении денег. Взамен они выдают фальшивые дипломы, вот только далеко не все могут и желают этим пользоваться.

5bb2ad7b48839f06af27cc7840a7f6cc.jpg

Заключение

«Прогресс любой отрасли любого государства начинается только тогда, когда появляется критическое количество людей, способных его обеспечить» –утверждает все тот же вышеупомянутый Генри Форд.

Априори, люди – единственный элемент производственных отношений, обладающий способностью производить стоимость. Все остальные составляющие – деньги, кредиты, предприятия строительной промышленности и строительные материалы, строительное оборудование и потребляемая энергия – по сути лишь инертные потенциалы.

По своей природе они ничего не прибавляют и не могут добавить, пока человек, будь это рабочий самой низкой квалификации, искуснейший профессионал или руководитель высшего звена, не использует этот человеческий потенциал, заставив его работать.

Стройкомплекс России испытывает серьезный кадровый голод. Нехватка квалифицированных специалистов не только способна сильно затормозить развитие отрасли, но и представляет реальную опасность для жителей страны.

Такая ситуация в том числе объясняется тем, что Минстрой отстранился от процесса подготовки кадров и не мониторит того, что происходит в этой сфере.

Мы отлично знаем, к каким последствиям приводит некачественное строительство. Менять положение надо было еще вчера, но по факту – нет уверенности в том, что оно изменится завтра.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!