Синхронизация продуктовых систем: пустые подсистемы!

Подпишитесь на канал

         Мы уже говорили о том, что все продуктовые системы, так или иначе, в той или иной степени - рассинхронизированы. Рассинхронизация является естественным результатом системного инжиниринга, когда мы вынуждены собирать целевую продуктовую систему из набора проектных и процессных подсистем, которые при взаимодействии всегда снижают системный эффект. Это снижение мы и называем коэффициентом рассинхронизации и критерием качества системного эффекта в целом. При этом стоит напомнить, что создать идеальную проектную (т.е. все подсистемные компоненты тоже проектные) или процессную (т.е. все подсистемные компоненты - процессные) - практически невозможно и нецелесообразно. Абсолютно проектные системы всегда ресурсно-избыточны, но предельно гибкие, абсолютно процессные системы - всегда аскетичны, но неустойчивы и нестабильны. Выход из строя любого компонента любой процессной подсистемы означает и остановку работы всей целевой системы. Ситуация еще больше усугубляется, когда в критериальный набор инжиниринга продуктовых систем мы вводим элементы разделения на вытягивающие и толкающие типы подсистем.

         Безусловно, создание успешных систем, как это определено INCOSE обусловлено не только подбором наилучшего сочетания проектных и процессных подсистем и прочих компонентов, но и использованием специальных инструментов сглаживания и синхронизации работы этих подсистем, в т.ч. в рамках внешних надсистем. Среди таких инструментов мы обозначили:

      1. Цифровизация взаимодействия подсистем, т.е. точный аналитический расчет ресурсопотребления и простоя с математической минимизацией ущерба.

      2. Экосистемность, т.е. использование тех или иных подсистем и компонентов в других целевых системах и даже надсистемах с тем, чтобы снизить их внутрисистемную неэффективность.

      3. Пустые подсистемы, т.е. подготовка целевой системы к возможному проектному инциденту при эксплуатации, но с низкой вероятностью, что позволяет не затрачивать избыточные ресурсы.

         Именно о пустых подсистемах и пойдет речь, поскольку понимание такого феномена очень важно для эффективного системного инжиниринга. При этом надо заметить, что мы пользуемся пустыми подсистемами ежедневно и даже не замечаем, что они существуют. Мы всегда считаем это целесообразным, прагматичным и даже несколько заурядным решением, но если мы начинаем обращать внимание на их эффективность, многие сразу отказываются от пустых подсистем.

scale_2400

Место пустых подсистем в системном инжиниринге.

          Давайте начнем с общего определения пустой подсистемы. Как мы уже говорили, Пустая Подсистема - это такой компонент целевой системы, который напрямую не влияет на её системный эффект, но улучшает его путем последующего использования, что требует учета такой возможности про инжиниринге целевой системы. Иными словами, мы реагируем на некоторое требование стейкхолдера, которое предполагает возможность функционального расширения использования целевой системы, но не является обязательной для верификации такой системы как соответствующей заданию. Нагляднее показать пустую подсистему на примерах:

      1. Крепёжная планка Пикатинни для оружия, на которую мы можем поставить много разных устройств, но сами устройства в целевую систему не входят. Зато мы должны не только спроектировать саму планку (пустая подсистема), но и учесть её влияние на вес, на технологию изготовления, на систему обслуживания и т.д. Может самой планкой никто никогда не воспользуется, зато она как пустая подсистема учтена в конструкции. Она также влияет на удобство эксплуатации, на систему технического обслуживания и иные аспекты жизненного цикла целевой системы. Но при этом, может быть никогда не будет использована по прямому назначению, с одной стороны, никак сама не влияет на параметры стрельбы из оружия - с другой.

      2. Другой пример, классический для гражданского строительства - это балконы и лоджии. Все прекрасно понимают, что в условиях России использование этих проектных решений весьма проблематично: сидеть на балконах часто в принципе невозможно, а потом они превращаются в склад ненужных вещей. Теоретически, такой склад можно было бы сразу предусмотреть в домах и эта задача решена. Чтобы балкон использовать чаще - его утепляют и делают частью квартиры в нарушение каких-то градостроительных требований. Иными словами, это реально пустая подсистема, поскольку нет явного предназначения и она может выступать в качестве улучшения системного эффекта в том или ином виде по желанию собственника. А может дать им возможность для использования в качестве установок зарядки электромобилей? При этом всем очевидно, что проектные решения балконов существенно влияют на стоимость и внешний вид дома как единого целого.

      3. Третий пример - для социально-экономических систем, например, для бизнеса. Практически все успешные компании имеют экспериментальные, опытные или иные подразделения для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведения соответствующих испытаний и проверок. Сказать, что такие подразделения, часто оснащенные лабораториями, специальным и уникальным оборудованием, специальными запасами, укомплектованные узкими специалистами, работают постоянно и одинаково производительно - это конечно, преувеличение. Многие т.н. "эффективные" топ-менеджеры просто избавляются от такой нагрузки, от таких, якобы, непроизводительных расходов, что, на самом деле, оборачивается для них еще большими потерями. Ведь существование подобных проектно-ориентированных бизнес-единиц без потока заказов - занятие весьма спорное, а потому, гарантировать, что есть конкурентный рынок для таких услуг - практически невозможно. Лучше держать свои, уже готовые к реакции на спрос, исследовательские мощности, только корректируя их ресурсную базу под конкретное задание, чем бегать и искать по рынку полностью удовлетворяющий аутсорсинг. Такого не найти априори. Пусть такие подразделения условно и будут теми самыми "пустыми" подсистемами, но с ними задачи будут решаться намного быстрее и эффективнее, чем без них. Вопрос только в глубине погружения в наполнение этих пустых подсистем.

Подсистемы жизненного цикла - это инструмент выравнивания срока службы компонентов целевой системы.

Подсистемы жизненного цикла - это инструмент выравнивания срока службы компонентов целевой системы.

         Безусловно, есть один важнейший момент при анализе необходимости пустых подсистем:

      1. Не надо путать пустые подсистемы и подсистемы жизненного цикла. Подсистемы жизненного цикла - это инструменты выравнивания сроков службы или эксплуатации компонентов целевых систем. Мы прекрасно понимаем, что срок службы любой сложной продуктовой системы - это срок службы самого слабого звена, то есть того компонента, который выйдет из строя первым. Чтобы продлить срок службы мы не только создаем подсистему технического мониторинга и обслуживания (т.е. наблюдаем за слабыми компонентами и в нужный срок их меняем), но и систему резервирования таких слабых звеньев: если он таки вышел из строя - пусть включается резерв. При этом мы понимаем, что и для технического обслуживания нужны специальные приспособления, инструменты и т.п. конструкторские или проектные решения, которые при эксплуатации не работают, но влияют на конечную архитектуру целевой системы. Это вынужденные решения и их нельзя считать пустыми подсистемами.

      2. Не надо путать пустые подсистемы, и, хоть и неработающие, но полностью готовые подсистемы. В каждом автомобиле есть большое количество опций, которые с большой вероятностью никогда не будут использованы. При этом они функционально укомплектованы как самостоятельные подсистемы полностью. И да, они не влияют на качественный системный эффект целевой системы, но они улучшают этот эффект при необходимости. Это как перчатки, набор инструмента и аптечка - они не влияют на скорость, но помогают при необходимости. Сюда можно отнести рейлинги для багажа на крыше автомобиля, фаркопф для прицепа и т.п. приспособления. Да, это приспособления влияют на проектные и конструкторские решения всей целевой системы и могут быть ни разу не использованы. Многим просто приятно, что они есть и это прибавляет уверенности, но это уже готовые к применению подсистемы и их нельзя считать пустыми.

         Что дают пустые подсистемы с точки зрения эффективного системного инжиниринга или создания успешных целевых систем с низким уровнем рассинхронизации? Здесь есть сразу несколько важнейших опорных тезисов, которые помогают при создании таких систем:

      1. Многие требования Заказчиков, носящие условный или случайный характер (т.е. отвечают на запрос - ЕСЛИ-ТО) можно вынести в работу с пустыми подсистемами, избыточно не усложняя и не перегружая целевую систему. Не говоря уже о её стоимости при создании и стоимости владения. Например, если потребуется перевезти тяжелый груз, то нам нужен кузов. Если кузов не используется часто, то лучше использовать прицеп. Если использовать прицеп, то надо сделать подсистему соединения автомобиля и прицепа. Если такую систему делать, то она не нужна на каждом автомобиле. Решение - надо сделать съёмный фаркопф, который можно при необходимости арендовать и снимать. Надо сделать съёмную систему передачи стоп-сигнала и повторителей сигнала поворота. Отсюда последнее требование - такие съёмные подсистемы должны иметь типовые стандарты монтажа и присоединения типа plug&play, причем для всех типов автомобилей. Так работает системный инжиниринг с пустыми системами, а то, что это присоединение и будет пустой подсистемой, причем весьма дешевой - спорить никто не будет.

      2. Пустые подсистемы являются своеобразными переходными интерфейсами между целевыми, обеспечивающими, сервисными и вспомогательными системами, поскольку осуществляют стандартизированную (а значит и более дешевую) взаимосвязь между ними. Гораздо проще иметь несколько объединенных одной архитектурой и понятным набором характеристик пустых подсистем, чтобы масштабно использовать их в самых разных целевых системах, тем самым делая их более гибкими и более динамичными при соответствующих изменениях как рыночной конъюнктуры, так и условия хозяйствования в целом. По сути, мы можем говорить об индустрии пустых подсистем, как направления резкого повышения эффективности системного инжиниринга.

3. Самой эффективной будет целевая система, в которой будет большой набор пустых подсистем, способных сделать из такой системы большой набор требуемых систем, особенно, если эта задача закладывается изначально в виду отсутствия точных исходных данных. В некотором роде, даже настоящая статья пишется на соответствующем web-ресурсе с возможностью ссылочных переходов на другие ресурсы. Фактически это обозначает, что сама ссылочная система - это тоже пустая подсистема, поскольку, вполне вероятно, никто никогда не воспользуется ей. Но её могут использовать по полной, если будет некое сообщение, полностью опирающиеся на ссылку в каждом слове. По сути - это и есть идеальная модель целевой системы с опорой на пакет пустых подсистем.

Статья представлена впервые.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!