ЖКХ – оплот криминального рынка коммунальных услуг

Подпишитесь на канал

«Вор приходит для того, чтобы украсть, убить и погубить».
Евангелие от Иоанна. 10-8.

К великой радости власть имущих жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России, набившая всем и вся оскомину криминальная тема жилищных неурядиц и коммунальных катастроф временно отошла на задний план, уступив место сводкам специальной военной операции (СВО) и коррупционным скандалам в Министерстве Обороны.

ae74aff495277ac8bf1de70f370e67c4.jpg

Безусловно, в военном ведомстве украли много и очень много, даже неприлично много. И деньги-то бюджетные, то есть наши, народные. Значит, обворованным оказался каждый россиянин. На сколько именно, вероятно, скоро подсчитают.

Однако вряд ли кто-нибудь когда-нибудь сможет определить размеры ущерба граждан от криминальной обстановки в сфере ЖКХ. И вот почему.

Согласно опросу ВЦИОМ, нет в России большей проблемы, чем ЖКХ. Так в 2020 году считали 64% (две трети) россиян. Под впечатлением проведения специальной военной операции и санкционного давления США, вкупе с объединенным Западом – это мнение беспрецедентно окрепло. Только за последние три года добавилось аж 18%, что в сумме дает 82 %. То есть только каждый пятый гражданин РФ доверяет политике властей, проводимой для улучшения качества его жизни. Сигнал более чем тревожный.

Во властных кругах от этой проблемы в начале просто отмахивались и демонстративно давали нереальные обещания, выполнение которых и не пытались контролировать.

Дать же регионам и местному самоуправлению властные полномочия и сменить декларации убогого Жилищного кодекса образца 2005 года на мобилизационные, то бишь нормальные правила игры в жилищной сфере уже поздно: управляющие компании в провинции, как правило, работают в тесной смычке с местной властью. И затея может выйти боком.

В отсутствие современной экономики именно в жилищном секторе народного хозяйства крутятся самые большие деньги, существуют десятки несложных схем вывода их в подставные фирмы и «обналички». И чиновнику выгоднее присосаться к системе ЖКХ, чем развивать другие сектора или воровать деньги из казны, рискуя попасться.

Для справки:
Доля основных фондов современного ЖКК составляет более 30 % от общего объема основных фондов страны стоимостью примерно 18 трлн рублей. Это и полмиллиона километров электросетей, и 600 тыс. километров (15 экваторов) водопроводов, газопроводов, а также тепловых и канализационных сетей. ЖКХ потребляет более 20% энергоресурсов страны. Годовой оборот средств за 2023 год превысил 6 трлн рублей. В ЖКК занято 3 млн. человек.

Тем не менее, это самая трудноуправляемая и коррупционная отрасль экономики России.

Жилищный сектор российской экономики на правовом перепутье

Косноязычный термин «жилищно-коммунальное хозяйство» появился в советское время, и так добрел до современных капиталистических времен в виде понятия «жилищно-коммунальный комплекс» (ЖКК).

Административными единицами было предложено считать автономные территориальные общности населения (губернии, уезды, волости, города, деревни), которые называли «коммунами». Их хозяйственная деятельность была обозначена как «коммунальное хозяйство» и этот термин быстро вошел в жизнь. Появилась такая отрасль экономики, как жилищно-коммунальное хозяйство.

Советский период функционирования ЖКХ характеризуется двумя основными достижениями социализма:

  1. национализацией жилищного фонда;
  2. низкой квартплатой, установленной в 1928 г., которая сохранилась вплоть до 1992 г.

Не останавливаясь на подробной характеристике становления ЖКХ в советское время, уделим внимание этапу проведения реформы ЖКХ в России, которая началась с приходом к власти либерал-демократов и принятия Закона РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» и разработанной на его основе Государственной целевой программы «Жилище».

В этих документах были определены цели новой жилищной политики и принципы реформирования жилищной сферы в России.

Как отмечают специалисты, главная цель либерально рыночных реформ в ЖКХ есть освобождение бюджетов всех уровней от финансовых затрат на содержание жилищного и коммунального хозяйства с одновременной минимизацией роли государства в его деятельности.

Была установлена принципиальная необходимость использования рыночных методов хозяйствования в жилищном секторе экономики и определена методика реформаторских усилий: развитие конкуренции в сфере эксплуатации жилья путем демонополизации систем коммунального обслуживания и переход на оплату жилищно-коммунальных услуг потребителями по стоимости, обеспечивающей полное возмещение затрат на обслуживание и предоставление коммунальных услуг.

Российские адепты рыночного хозяйствования в жилищной сфере с телеэкранов вдалбливали нам убогим и сирым, что к тому же при конкуренции в коммунальном секторе, существенно снизится доля коррупционных преступлений.

Но природа коммунальной деятельности в России другая. Она не имеет связи с рыночными отношениями. Однако это обстоятельство не было учтено при вступлении на путь реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 90-е гг.

Широкая пропаганда идеи конкуренции в ЖКХ привила обществу ложное убеждение, что только она – родимая конкуренция, способна заставить коммунальные предприятия быть внимательными к нуждам населения, создать в жилищной отрасли нормальные условия для повышения эффективности коммунальной деятельности.

Однако лауреат нобелевской премии – экономист Джеффри Сакс благоразумно отмечал, что поспешно-принудительная передача бизнесу обязанностей по регулированию и предоставлению общественно необходимых услуг «равносильна превращению государственной монополии в монополию частную, при которой нет конкуренции в качестве услуг».

К 2020 году выяснилось, что вороватые российские жилищники предприняли все усилия, чтобы провидение доктора Сакса сбылось, ибо государственную монополию раздавили, а монополия частная разродится святой рыночной конкуренцией в сфере жилищных и коммунальных так и не смогла.

Это наглядно проявляет уродливая форма нашей нелегитимной жилищной политики в столь же нелегитимной жилищной сфере, в крайне неприглядном виде:

  1. Преступно принудительной передаче жилищного фонда собственникам со сложившимися обременениями – читай Уголовный кодекс и особенно внимательно следующие статьи: 158.п.1, 159.п.1, 159.п.2, 159.п.3, 159.п.5, являются обман или злоупотребление доверием, под воздействием которых владелец имущества или иное лицо передают имущество или право на него другому лицу.
  2. Грабительской монополии поставщиков жилищных и коммунальных ресурсов.
  3. Фактическом уходе властей всех уровней от ответственности за прямые упущения в организации системы жилищно-коммунального обслуживания населения.

При анализе существующего жилищного законодательства выявлено, что коррупция в ЖКХ является следствием действующего с 1 апреля 2005г. Жилищного Кодекса РФ.

Как следует из ответа Комитета по жилищной политике Госдумы РФ, изначально фундаментом принятия ЖК РФ явилась идея политической партии (либо класса), «О правовом регулировании отношений по управлению многоквартирными домами, решение которых возможно только путем перехода на государственную систему управления многоквартирными домами».

При этом, не понятно: какое отношение к этой партийной идее имеют собственники жилья в МКД, не проявлявшие при принятии ЖК РФ никакого волеизъявления на передачу своей общей долевой собственности в пользу третьих лиц – ТСЖ, УК.

Именно от них, собственников жилья в МКД, исходят петиции и требования о смене жилищного законодательства, основанного на партийной идеологии и правовом мошенничестве. А это уже очень и очень серьезно. Но об этом поговорим отдельно.

Пока последуем заявленной теме этой работы.

ЖКХ – рай для жуликов и мошенников

В советское время партийные чиновники всячески уклонялись от несения государевой службы в ЖКХ, ибо должности там были явно не хлебные. Ныне назначение лица на руководящую должность в сфере ЖКХ на любом уровне, начиная от региональных служб и ниже, является в его семье, в его окружении событием настолько торжественным, что его можно сравнить с удачным бракосочетанием.

Бизнес в этой сфере строится, вовсе не исходя из того, что человек приходит на рынок и говорит: «Я готов оказать качественные услуги за вменяемые деньги». Все делается от обратного. Интересы частного бизнеса заключаются в свободном доступе к финансовым и материальным ресурсам общественного блага.

Проходимец, занявший руководящую должность в ЖКХ, говорит всем своим родным, близким и друзьям: «Ну вот, сейчас будем пилить то, что поручило мне государство». Он активно мобилизует свое окружение в жилищный бизнес.

Органы исполнительной и муниципальной власти, осуществляющие контрольные и распределительные функции в этой сфере и представители бизнес-сообщества, которые реально работу выполняют, просто слились в коррупционном экстазе, и никто не заинтересован в том, чтобы эту ситуацию менять.

Ни для кого не секрет, что когда разыгрывается тот или иной конкурс в жилищной сфере, в смету закладывается не реальная стоимость работ, а «благопристойная цена» которая позволяет «откатить» до 20% денежных чиновнику, который этот конкурс проводит и который будет впоследствии заключать и вести государственный контракт.

В этом обязательно участвуют пресловутые друзья и родственники, которые организовав «фирму-однодневку» обычно становятся генподрядчиками. А вот они оставляют себе еще 10-15% от стоимости госзаказа.

Причем выполнить эти работы контрактно – обладатель госзаказа, как правило, не может, ибо него кроме юридического адреса, счёта в банке и печати в кармане ничего нет. Он обязательно нанимает субподрядчиков.

То есть, из 100 условных рублей 35 рублей сразу уходит чиновнику, который подписывает госконтракт, и генеральному подрядчику, который никаких функций на себя не берет, кроме как выиграть тендер и заключить субподряд.

Таким образом из любой платежки за услуги ЖКХ можно смело отчислить 35% на коррупцию.

Так кто они ландскнехты криминальной экономики жилищного сектора?

Сегодня типология криминальных проходимцев жилищного сектора достаточно выверена и разделяет их на три больших клана. Вашему вниманию предлагаются:

Начинающий. К данному типу можно отнести лиц, впервые совершивших преступление, которые стремятся улучшить свое материальное положение в результате осуществления криминальной деятельности. Большинство из них имеют высшее образование, небольшой стаж на занимаемой должности (3–6 лет).

В большинстве случаев у этой группы лиц имеются потребности социально-бытового характера, связанные с семьей, а также потребности в личном материальном благополучии, которые удовлетворяются за счет корыстного преступления.

Внушаемый.  Этот тип личности отражает преступника, который находится в зависимости от мнения коллектива, в котором он работает. Если человек поддается манипулированию группы и сам желает быть ее частью, то втягивается в преступление, целью которого является получение острых ощущений и эмоций, а также удовлетворение потребностей в риске.

Данный тип личности характерен также при совершении преступлений в сфере ЖКХ в организованном преступном формировании, где лицо действует (совершает преступления) по «заданию» организатора и последний является авторитетом и объектом для подражания.

Профессионал. К данному типу можно отнести лиц с корыстной мотивацией, сопряженной с вседозволенностью и безнаказанностью за некоторые преступления в сфере ЖКХ. Данный тип личности имеет лидерские способности, многочисленные связи в различных государственных органах, органах местного самоуправления.

Часто это лица с высшим образованием, у них есть семья и дети, они пользуются уважением, доверием коллег. Имеют аналитический склад ума, расчетливы в выборе соучастников, мотивируют их на совершение преступления

Несколько в сторонке находится Доброжелатель, готовый прийти в надзорные органы с заявлением на чиновников или предпринимателей, которые в криминальных схемах рулят, но его «Бедолагу», к распределению денег не допускают. Но как только он попадает в эту криминальную систему, ему и в голову не придет сотрудничать с правоохранительными органами.

Кто и как борется с криминалом в жилищной сфере

За последние 5-6 лет Президент РФ неоднократно поручал правоохранительным органам провести комплекс мероприятий по выявлению и пресечению криминальных преступлений, совершаемых в сфере ЖКХ.

Но оказывается, выполнять поручение президента особо и некому. После проведенного реформирования органы центральных аппаратов МВД сокращены более чем на 50%, поэтому задействуются в основном территориальные органы внутренних дел. И работа строится постановкой вопросов к ним с последующими отчетами в главк. В результате влиять на ситуацию в регионах стало тяжелее.

В подмосковном регионе профессиональных борцов с жилищным криминалом можно по пальцам пересчитать. В оперативно-розыскном отделе областного управления преступлениями в ЖКХ занимаются три, от силы пять сотрудников, а на местах вовсе по одному сотруднику. Скажем так, не густо…

И опять немного статистики. В целом за 2022 год в Подмосковье выявлено 531 преступление в сфере ЖКХ. Причиненный ущерб оценивается в 1 731 млн рублей, возместить удалось лишь 130 млн рублей. Выявлено 103 лица, совершивших преступление, в суд направлены уголовные дела по 175 преступлениям, а привлечено к уголовной ответственности всего 27 человек.

Самыми распространенными преступлениями в сфере ЖКХ являются хищения: присвоение, растрата, мошенничество. Имело место причинение имущественного вреда путем обмана, незаконное предпринимательство, легализация незаконных денежных средств, уклонение от уплаты налогов, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, коррупционные преступления – получение и дача взятки, служебные подлоги и др.

Как правило, эти преступления совершают руководители управляющих компаний, ТСЖ и муниципальных унитарных предприятий. Размах нарушений в ряде случаев достигает масштабов эпидемии.

Проверяют оперативники, в основном, расходование бюджетных денежных средств: федеральных и региональных, направленных на реализацию целевых программ по ЖКХ правительства Московской области, и средств местных бюджетов на эксплуатацию жилищного фонда и благоустройство.

В их задачи входит собрать материал доследственной проверки, передать следствию, которому, в свою очередь, нужно определить состав преступления, собрать доказательства и довести дело до суда.

Наиболее распространенные схемы хищения бюджетных средств

Как правило, во главе преступных схем хищения бюджетных средств стоят руководители муниципальных унитарных предприятий.

Деньги – от населения или бюджетные, направляются в адрес аффилированных структур на какие-нибудь работы по благоустройству, ремонту и пр. Составляются фиктивные договоры, оформляется исполнительная документация, а работы фактически не производятся, либо производятся в значительно меньшем объеме.

28c32f23397548cdeb2afbf14388a041.jpgБессмысленно, но шумно. Вокруг вашего дома с 5 утра тоже кружит трактор с бочкой?

К примеру, в городском округе Химки в конце прошлого года выявили факт хищения на 20 млн рублей бюджетных средств. Эти деньги были выделены на капремонт пяти подъездов жилого дома.

Муниципальное предприятие деньги перечислило подрядной аффилированной организации, которая их и «освоила». На самом деле ремонт оказался выполнен двумя месяцами раньше по инициативе и за счет средств населения. И было затрачено не более 5 млн рублей. Это не единичный факт в подмосковном регионе.

Возьмем, к примеру, типичную схему преступления с муниципальными заказами. Муниципалитет заказывает работу, выделяет деньги, но выделяет аффилированной структуре, которая по факту эту работу либо не делает, либо делает частично. Скажем, пришлют пару рабочих в дом, те что-то подмажут, с ними расплатятся наличкой.

При этом техническая документация оформляется на полный объем, формально проверяется выполнение, подписываются акты приемки работ. В конечном итоге основной заказчик, который выделил деньги и подписал акт принятых работ, ответственности за целевое расходования денег не несет. Она нигде в законе не прописана.

Оперативникам приходится косвенным путем доказывать заинтересованность заказчика в «сбросе» денег на аффилированную структуру. И практически невозможно доказать умысел.

Судите сами, в законе об унитарных предприятиях четко сказано о том, что в своей деятельности директор руководствуется принципами разумности. Как ему вменить то, что он был неразумен, подписывая акт на 10,5 млн рублей по работам, которые на деле не проводились?

На вопрос почему это происходит, руководитель отвечает: «Объемы большие, всего лично не охватить, подчиненные бумаги принесли, ну подмахнул их не глядя. И говорить это может взрослый, пожилой и неоднократно битый жизнью человек…

Ежегодно на противопожарную обработку крыш выделяется из бюджета более 300 млн руб. Однако на крышах Подмосковья как росли мох и грибы так и до сих пор растут, и, конечно же, никаких следов противопожарной обработки. Тем не менее, акты выполненных работ на эти деньги подписаны.

Легче всего доказываются составы преступлений по так называемым мертвым душам. Приходят оперативники на предприятие, проверяют штатную численность, находят 20 банковских карт у бухгалтера в столе. Выясняют, что лица, на которые оформлены карты, на предприятии не работают или когда-то работали, но ушли, а на них регулярно начисляется зарплата и снимается с банковских карт. Как раз по такой схеме трудятся в сфере ЖКХ многие выходцы из Средней Азии.

Для преступников наиболее интересны бюджетные средства, которые легко «загнать» под какие-либо фиктивные договора.

Модное сейчас преступление – формирование долгов перед ресурсоснабжающими организациями. В каждом доме всегда есть задолженность жителей за коммунальные услуги – где-то 5%. Недобросовестные УК этим пользуются и постоянно дельту увеличивают, направляя деньги на оплату фиктивных договоров. Таким образом, у ресурсника формируются долги, они растут, а он тоже должен платить за газ, за электроэнергию для производства. По этой распространенной схеме банкротят коммунальные предприятия – теплосети, водоканалы.

Излюбленная лазейка для хищения средств местных бюджетов – работы по благоустройству. Ее активно применяют весной, когда сажают траву, цветочки. Начинают проверять – зелень вдруг резко вянет и убирается с газонов. Оперативники в рамках следствия должны назначить экспертизу. А на газонах вместо цветов земля. Поди, докажи!

Такая же ситуация со снегоуборкой. Деньги выделяются большие. А коммунальщики – народ изобретательный. Есть два вида снегоуборки – ручная и механическая. Прошелся комбайн, а в актах укажут ручную уборку.

Некоторые промежуточные выводы

Преступления в жилищной разнообразны и нетипичны, предварительное следствие по ним вести крайне сложно. Вообще эта сфера притягательна для криминальных кругов.

С одной стороны, ежемесячно в управляющие компании поступает большой объем денег – объем стабильный, потому что население всегда платит и будет платить за жилищно-коммунальные услуги, несмотря ни на что.

Более того, платят не на основе добровольности: хочу – плачу, хочу – нет. Это обязанность граждан, вмененная законом. И под страхом выселения из квартир люди отдадут УК последние копейки. Такого больше нет ни в одном секторе экономики.

С другой стороны, есть лазейки в законодательстве, о которых знает и которыми пользуется большой круг лиц, задействованных в сфере ЖКХ – от коммерческих, муниципальных предприятий до органов исполнительной власти.

Иными словами, совершать преступления в этой сфере просто, сложно их выявлять и документировать. Они все друг на друга не похожи, поэтому тяжело вырабатывать какие-то общие подходы. Даже типовые, на первый взгляд, схемы преступлений постоянно меняются. К тому же, они не совершаются в одиночку, в них задействован большой круг лиц.

Очевидно, что наглость жилищных проходимцев не знает границ. Однако поражает дерзость, с которой криминал во власти и коммунальной отрасли действует. Они не просто уверены в своей безнаказанности. Они уверены в том, что, простите за жаргон, «ихние крыши» не подведут. И в момент, когда те же прокуроры придут, смогут отбить атаку.

Криминализация сферы ЖКХ в России достигла критической массы. Это ясно всем.

Дальше – либо жёсткие чистки по примеру военного ведомства, либо в наших городах и наших домохозяйствах будут большие проблемы и техногенные катастрофы. Это не страшилки, это призыв срочно навести порядок в одной из ключевых отраслей экономики.

Но об этом в следующей работе о коррупции в жилищной сфере.

Александр Петров
Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!