Светопрозрачные конструкции в современной архитектуре воспринимаются как маркер технологичных зданий мегаполиса. Но возможности их гораздо шире, они могут не просто выполнять свои основные функции, но и стать важной составной частью проектов, отражающих идентичность той или иной территории или региона.
О возможностях светопрозрачных конструкций шла речь на круглом столе «ОТРАЖЕНИЕ. Екатеринбург», участниками которого стали уральские архитекторы и дизайнеры. Это очередное мероприятие в цикле встреч с представителями профессионального сообщества в различных регионах России, организованных компанией РЕХАУ.
Основной темой обсуждения стала современная архитектура Екатеринбурга – административного центра Свердловской области и Уральского федерального округа. Это третий по площади и четвертый по численности населения город-миллионник в России, один из ее важных исторических и культурных центров, поэтому архитектура является здесь значимым элементом культурного кода.
Это хорошо понимают местные зодчие и стараются в своих проектах не только отражать модные тренды, но и осмысливать культурное наследие региона. Историческая застройка вообще имманентна Екатеринбургу, который географически расположен на стыке между Европой и Азией, и это прослеживается в архитектуре, считает руководитель архитектурной студии Татьяна Кашина.
В целом Екатеринбург сегодня повторяет один из глобальных трендов в архитектуре – это повышение этажности как в сегменте коммерческой недвижимости, так и жилой. Застройка стремится вверх – это хорошо заметно по центру города, где располагаются целый ряд высотных доминант: 52-х этажный небоскреб «Башня Исеть», Президентский центр Б. Н. Ельцина, бизнес-центр Деловой дом «Демидов», бизнес-центр «Высоцкий», штаб-квартира Русской медной компании («ананас»).
При этом в современных зданиях заметно увеличивается площадь остекления – это еще один мировой тренд. Отсюда – новые вызовы, касающиеся пребывания людей в таких пространствах. Задача проектировщиков – разработать наиболее оптимальные и функциональные проекты, заложив в них современные эффективные решения, в том числе в части остекления.
Другой тренд – сложные архитектурные решения, в том числе с применением тех же светопрозрачных конструкций. Хороший пример – торгово-развлекательный центр VEER Mall в районе Северный Уралмаш. Здание площадью 167 тыс. кв. м было открыто в 2021 году. Это новый взгляд на торговый комплекс как коммерческий, социальный и досуговый объект массового посещения, считает основатель и творческий руководитель архитектурного бюро Isaev Architects Кирилл Исаев.
Отличительной чертой VEER Mall является светопрозрачная изогнутая стеклянная крыша, конструкция которой способствует проникновению солнечного света и не задерживает осадки, оставаясь чистой даже в зимнее время года. Она превращает пространство в открытое, светлое и проницаемое. «Фасад выполнен волнистым, в форме веера – отсюда и название. Это интересное решение, когда форма дает название объекту и становится архитектурой», – пояснил он.
Площадь остекления становится больше и в сегменте жилой недвижимости Екатеринбурга. Здесь стоит обратить внимание на жилой комплекс ЖК LevelUp. Его особенность в том, что в этом проекте жилье комфорт-класса концептуально сочетается с элементами бизнес-класса, а также отельного проектирования, когда рестораны и другие коммерческие заведения встраиваются в повседневность жильцов комплекса. Комплекс состоит из шести разноэтажных секций, причем экстерьер и фасад каждого корпуса индивидуален и имеет уникальные акценты в зависимости от угла зрения. При этом важным элементом является применение светопрозрачных конструкций: административный корпус выделяет панорамное остекление в два этажа, сочетающееся с равномерным членением фасада на блоки и общей для комплекса фактурной пластикой. Общий первый этаж, собирающий контрастные объемы в единый массив, представлен остеклением в пол и витражными конструкциями из алюминиевого профиля графитового цвета с двухкамерным стеклопакетом.
ЖК «Макаровский»
Еще один тренд – переосмысление и реновации промышленных площадок в черте города. В данном случае примером является ЖК «Макаровский», где в окружении разноэтажных жилых корпусов бизнес-класса сохранен памятник архитектуры областного значения – здание «Симановской мельницы». Это старейшее зерноперерабатывающее предприятие Урала было основано 1884 году купцом Ильей Симановым. Сейчас он реконструирован и открыт для горожан в составе жилого комплекса. Использование современных материалов и технологий позволили превратить кирпичное здание столетней давности в комфортное жилье. Панорамный вид на реку обеспечивают окна РЕХАУ с повышенными шумо- и теплоизоляционными свойствами и упрочненным каркасом, которые были разработаны по индивидуальному проекту. В этом проекте первые в Екатеринбурге для остекления жилых многоквартирных домов были выбраны безимпостные штульповые окна. На мансардном этаже даже сделали небольшие «французские балконы» из стекла, так как подобные элементы в кровле были в первоначальном облике здания мельницы.
Архитекторы выделяют еще несколько «микротрендов» в сегменте жилой недвижимости – это возрастающая популярность квартир с эксплуатируемыми кровлями, а также террасами, в том числе открытыми. Спрос на них все повышается несмотря на холодный климат Уральского региона и ощутимые ветровые нагрузки.
Решить эту задачу помогают светопрозрачные конструкции с повышенными требованиями по теплоизоляционным свойствам и светопропусканию, отметила Председатель Союза Дизайнеров и Архитекторов по городу Екатеринбургу и Свердловской области, основатель студии MIRONENKO.DESIGN Валерия Мироненко.
Таким образом, сегодня перед архитектурным сообществом возникают новые вызовы, ответить на которые можно только языком новых материалов и технологий. Это в полной мере касается индустрии производства светопрозрачных конструкций. Компания РЕХАУ вот уже более десяти лет представлена в Уральском Федеральном округе и Екатеринбурге в частности. За это время список застройщиков, которые предпочитают продукцию этого производителя, заметно увеличился. Одновременно с этим расширился и ассортимент: на сегодня в продуктовой линейке РЕХАУ найдется решение для любых, в том числе самых сложных задач. Важно, что обновление линейки происходит регулярно и довольно быстро – с учетом меняющихся вкусов и запросов покупателей, рассказала продукт-менеджер направления Оконные системы РЕХАУ Ольга Царькова.
В частности, если говорить о жилом строительстве, то линейка оконных систем РЕХАУ покрывает практически все сегменты и включает в себя шесть собственных оконных и три дверных системы во всех востребованных размерах. Такой широкий выбор объясняется разнообразием решаемых задач для всех типов и сегментов жилья. Так, самый популярный продукт для массовой застройки – пятикамерная оконная система РЕХАУ GRAZIO с повышенными теплозащитными свойствами, а для сегмента комфорт-плюс – пятикамерная оконная система РЕХАУ DELIGHT с возможностью увеличить высоту коробки и створки. Оба продукта имеют монтажную глубину 70 мм.
Для жилья премиум-сегмента идеально подходит шестикамерная оконная система РЕХАУ INTELIO с улучшенными тепло- и звукоизоляционными свойствами (монтажная глубина 80 мм).
В начале 2025 года на российский рынок выйдет новинка – премиальная оконная система с тремя контурами уплотнений РЕХАУ DIAMANT (альтернатива программы поставок трехконтурной системы GENEO). Характеристики этой системы: 7 воздушных камер, термоблок в створке, три контура уплотнений, ширина стеклопакета – до 50 мм, протягиваемое уплотнение. Эта система особенно эффективна для использования в регионах с холодным климатом – на Урале и Сибири. На основании заявленных характеристик на нее уже сформировался запрос со стороны ряда застройщиков из соседней – Челябинской области, еще до выхода этого решения в производство.
Ольга Царькова добавила, что оконные системы РЕХАУ отличаются по характеристикам (в частности, по системной глубине), дизайну, ценовому сегменту, но при этом все соответствуют классу А (согласно ГОСТ 23166) по показателям водонепроницаемости и воздухонепроницаемости.
Ведущий менеджер-консультант РЕХАУ, референт Академии РЕХАУ Михаил Широков отметил, что одной из острых проблем для застройщика на сегодня является «потребительский терроризм», когда покупатель под видом защиты своих прав пытается получить дополнительную выгоду в ущерб компании. «Мы хорошо понимаем реалии рынка, поэтому разрабатываем спецификации на свою продукцию, – подчеркивает Михаил Широков. – Инженеры РЕХАУ по заказу застройщиков – партнёров компании – делают расчеты по нагрузкам и армированию оконных систем с учетом конкретных климатических и иных особенностей местности, где будет возводиться объект капитального строительства. У таких застройщиков количество рекламаций по окнам сводится к минимуму. К тому же важно учитывать не только единоразовые вложения, но и затраты с учетом жизненного цикла здания, в том числе затраты на эксплуатацию».
Вопрос сводится к цене: понятно, что застройщик, задача которого извлечь выгоду, всегда будет руководствоваться соображениями экономии. Как отметили архитекторы, участники круглого стола, проблемой остается качество реализации проекта на практике, когда эффективные но дорогостоящие системы застройщик меняет на более дешевые и, соответственно, менее надежные конструкции.
«Конечно, цена является существенным фактором для застройщиков, однако она перестает быть главным и единственным критерием выбора светопрозрачных конструкций, – продолжает Михаил Широков. – Понятно, что их стоимость закладывается в цену квадратного метра. Однако эта сумма сравнительно невелика: разница между дешевыми и дорогими окнами в проекте – всего полпроцента от его стоимости». В то же время их роль в проекте сложно переоценить: это и внешний облик, и качество проживания в квартире. Так что выбор в пользу более дешевых и ненадежных аналогов – это риск и возможные репутационные потери застройщика.
Сегодня все больше участников рынка строительства жилья отчетливо это понимают и предпочитают РЕХАУ в качестве партнера. Это сказывается на экономических показателях работы компании: если в целом российский рынок производства светопрозрачных конструкций за 9 месяцев с начала текущего года незначительно, но снизился, то объемы производства РЕХАУ выросли на 6%. «Мы прирастаем за счет высокого уровня сервиса и за счет решений в сегменте оконных и дверных систем, в том числе для рынка ИЖС. В целом сейчас в РЕХАУ наиболее сбалансированная линейка, которая быстрее всех обновляется», – резюмировал Михаил Широков.
Комментарии (0)