«Железнодорожники – это люди, казалось бы, далёкие от боевых дел...
Но когда потребовалось, каждый из них показал себя отважным и умелым солдатом»
И.С. Баграмян Маршал советского Союза
Даже в наше далеко не мирное время невозможно в полной мере осознать масштаб и важность задач, которые были возложены на железную дорогу в годы Великой Отечественной войны.
Локомотив Великой Победы
Только представьте себе, что значит обслуживать фронт протяжённостью более четырёх тысяч километров, от Чёрного до Баренцева моря, и огромных размеров тыл. В годы войны на железной дороге, как и на фронте, нашлось место героизму, самоотверженности и трудовому подвигу.
Железнодорожники противостояли врагу с первых часов войны. Сведения о путях сообщения немецкая разведка добывала в первую очередь, и враги прицельно бомбили по самым важным узлам пути. К счастью, воины-железнодорожники также располагали оружием и умели держать его в руках.
Герои стальных путей в Тюмени
Героем этого рассказа является известный в своё время в Тюменском спорте человек – бывший военный железнодорожник, участник Великой отечественной войны Анатолий Фомич Шкурко.
Шкурко Анатолий Фомич. Фото из архива автора
Судьбе этого человека не позавидуешь: в послевоенном прошлом в Советском Союзе о таких людях как он – бывших военнопленных, не писали и поначалу даже не считали нужным признавать их, хоть и не большой, но вклад в победу советского народа над фашизмом.
Можно только сожалеть о том, что автор лично не был знакомым с этим человеком: в момент его прибытии в тюменские края в 1987 году по делам военной службы, Анатолий Фомич, возможно, уже вернулся на свою историческую родину, в Киев, где родился в 1912 (по другим сведениям в 1911) году.
О его довоенной военной карьере практически не известно ничего. На первый взгляд: сайт Минобороны России «Память народа» скупо сообщает, что в 20-летнем возрасте наш герой начал военную службу. Очевидно, что в железнодорожных войсках – потому, что молодой человек поступил и закончил Ленинградское училище железнодорожных войск и военных сообщений (которое закончил – не могу не отметить этот факт, и автор этой статьи чуть позднее - в 1970 году) и проходил службу офицером в эксплуатационных частях.
В пекле фронтовых боев 1941 года
А.В. Шкурко в 1941 году
Великую Отечественную войну старший лейтенант А.Ф Шкурко встретил в должности командира 5 отдельной роты эксплуатации (5 ОЖДРЭ), входившей в состав 13 отдельной железнодорожной бригады (13 ОЖДБР) Юго-Западного фронта.
Никаких личных или служебных документов самого бывшего командира роты у меня нет, да и быть не может. Но есть подробно описанная картина происходивших тогда событий на фронте и месте, которое тогда занимали части и соединения железнодорожных войск.
Мне кажется, если кратко попробовать изложить тогдашние события и условия, в которых оказались бригады, батальоны и роты, вроде 5 ОЖДРЭ со своими солдатами, вооружёнными винтовками, и их командирами, станет понятно, почему железнодорожные войска понесли очень большие потери ещё в приграничных сражениях.
Результат одного из ударов с воздуха авиации врага летом 1941 года. С такими разрушениями частям и соединениям железнодорожных войск надлежало справляться, восстанавливая работу железных дорог для устойчивого материального обеспечения войск Красной армии. Фото немецкого фотографа из Интернета.
Если перед регулярными воинскими частями и соединениями всех советских фронтов сразу ставились задачи не допустить прорыва противника вглубь страны, то упомянутые выше соединения и части железнодорожных войск должны были выполнением работ по заграждению железных дорог в полосе наступления врага воспрепятствовать его продвижению, обеспечить охрану и, при необходимости, восстановление разрушаемых противником участков в интересах Красной армии.
Частям железнодорожных войск ставилась так же задача эвакуации подвижного состава или выведение его из строя, при необходимости.
Если вдуматься и вспомнить – кто читал, о противодействии этому немецкой авиации, диверсионных групп, а также немедленно возникших «добровольных помощников» немцев из «пятой колонны», то станет понятно, что без прикрытия частями Красной армии выполнять такие специфические задачи было крайне сложно.
Было ещё немало причин тому, что, попадая в «котлы» немецкого окружения и будучи привязанными к железным дорогам, наши военные железнодорожники очень часто вступали в настоящие бои с врагами, как правило, параллельно с выполнением своих, очень важных специальных задач.
Теперь пора сказать два слова о ротах эксплуатации: это были очень небольшие отдельные воинские части в составе каждой железнодорожной бригады.
Они занималась крайне опасным и ответственным делом: эксплуатацией железных дорог вместо или совместно (если не сбежали) с персоналом гражданских движенцев. В таких частях были свои паровозы, вагоны и другое железнодорожное имущество, а личный состав такой роты мог полностью заменить на любой железной дороге весь гражданский персонал на порученных участках.
Поэтому после этих разъяснений нам всем понятно, что 30-летний командир роты старший лейтенант Шкурко был опытным офицером-движенцем.
Теперь тоже кратко, но постараюсь рассказать об обстановке, в которой оказались воинские части 13 ОЖДБР на порученных им железнодорожных участках в районе Бердичева в июне – июле 1941 года – на всех этих участках движение поездов выполнял личный состав 5 ОЭЖДР.
Миссия невыполнима
Распоряжением начальника службы военных сообщений Юго-Западного фронта от 7 июля 1941 года частям 13 ОЖДБР была поставлена задача выдвинуться в распоряжение начальника военных сообщений 6 Армии для заграждения железнодорожного участка Волочиск – Проскуров, но немцы все планы советского командования тогда ломали быстро. Поэтому вскоре бригаде поручили заграждать новый участок: Бердичев – Полонное – Шепетовка Винницкой железной дороги.
Для чего – сейчас поясню: ведь общая обстановка и стратегические замыслы командования Юго-Западного фронта – это одно, а перемещение немалого числа отдельных батальонов (не стану их тут перечислять) под постоянным огневым воздействием противника – это другое.
Это как раз боевая задача той маленькой воинской части, которая все эти массы людей, кое-какой техники и инструмента, перевозит на новые объекты работ.
Если ещё точнее, то это была головная боль и ответственность командира этой самой 5 ОЖДРЭ старшего лейтенанта Шкурко Анатолия Фомича.
Так, не имея никаких его личных документов, кроме скудных данных с его странички на сайте МО России «Память народа», можно рисовать, если повезёт, вполне достоверную картину боевых трудов нашего героя, вскоре попавшего в плен при не выясненных обстоятельства.
Но я забегаю вперёд, хотя есть на этом сайте крайне важные, на первый взгляд просто мелкие, детали, которые тоже многое характеризуют в характере и боевых качествах командира этой отдельной, разбросанной по паровозам и вагонам перевозимых эшелонов своей 13 ОЖДБР, 5-й роты эксплуатации.
Тщательно «просеивая» послевоенные сведения из военкоматов в центральные кадровые органы учёта потерь, имеющиеся на сайте МО России, выясняется эта самая, очень важная деталь.
В одном перечне пропавших без вести, ст.лейтенант Шкурко назван командиром 5 ОЖДРЭ, а в другом – адъютантом «Батальона» – ошибка, вкравшаяся в текст, видна – в батальонах офицерских должностей «адъютант» не было. Зато они были в штате отдельных бригад, и железнодорожных тоже.
И в другом таком перечне Шкурко А.Ф. уже назван правильно – «адъютант бригады».
Т.е., с начала военных действий этот 30-летний старший лейтенант себя проявил так, что умудрённый опытом участник Гражданской войны 43-х летний командир 13 отдельной железнодорожной бригады (13 ОЖДБР) полковник Сергей Андреевич Степанов посчитал нужным выдвинуть грамотного, наверняка храброго, сообразительного и знающего старшего лейтенанта на очень ответственную должность адъютанта, приблизив его к себе. Вот что значат такие детали!
Очевидно, что случилось это выдвижение именно в эти первые полтора месяца Великой Отечественной войны, потому, что именно тогда, в июле, прибыв к станции Бердичев со своим первым эшелоном для выполнения очередной боевой задачи, командир бригады полковник С.А. Степанов от командиров стрелковых частей узнал, что противник уже занял и эту станцию, и Шепетовку и Изяслав, и, таким образом, выполнение приказа о заграждении участка железной дороги находится под угрозой.
Какое решение принимает командир бригады? Правильно – выбить противника со станции Бердичев, освободить город и, в продолжение выполнения полученного приказа командования Юго-Западного фронта, выполнить заграждение железнодорожного участка. Сведений о взаимодействии 13 ОЖДБР с имевшимися в районе Бердичева стрелковыми частями 26 армии нет, но и взаимодействуя со своими восстановительными батальонами, не имевшими ни станковых пулемётов, ни каких-нибудь артиллерийских орудий, командир бригады смог организовать неожиданный удар, который противник не выдержал и отступил.
В итоге станция и город Бердичев были взяты, враг оттуда выбит, железнодорожный участок временно освобождён и оперативно заграждён, а приказ выполнен. Именно в завязавшихся кровопролитных боях с пришедшими в себя фашистами героические воины – железнодорожники 29, 39 отдельных восстановительных батальонов и часть солдат и офицеров 5 отдельной роты эксплуатации смогли двое суток противостоять, а затем организованно отступить, выполнив боевую задачу. Именно тут, в районе Бердичева, личный состав 13 железнодорожной бригады понёс серьёзные потери в личном составе и технике. Именно в этих боях и мог попасть в плен адъютант командира 13 ОЖДБР ст. лейтенант Анатолий Шкурко – об этом вскользь сообщает сегодня сайт МО России «Память народа».
Сам не сломался и других удержал
Более точных сведений об этом трагическом событии, о пребывании в немецких лагерях военнопленных офицера Шкурко: он выдержал, остался в живых, не поддался уговорам или угрозам предателей, что само по себе не только везение, но и подвиг. Освобождённый Красной армией в 1945 году и прошедший соответствующие проверки органов НКВД, бывший военнопленный офицер железнодорожных войск оказался в нашем городе. История умалчивает о причинах – возможно, судьба была такая.
Но она в Тюмени ему благоволила, поскольку у Анатолия Фомича – абсолютно точно, была хорошая спортивная подготовка – или довоенная, или приобретённая в военном училище. Поэтому абсолютно не случайно у него была впечатляющая тренерская и спортивно-административная карьера в нашем городе.
В фондах музея Тюменского спорта имеется немало материалов о трудах А.Ф. Шкурко на тренерском поприще, но самое удивительное при этом то, что его тренерская карьера началась уже в 1945 году, прямо после освобождения из немецкого плена и проверки органами НКВД.
По прибытии в Тюмень его сразу взяли тренером в тогда же открытую детскую спортивную школу ГорОНО. Там он с коллегой Александром Александровичем Шабалиным провёл первый набор будущих конькобежцев в эту спортивную школу. До её закрытия в 1958 году А.Ф. Шкурко и А.А. Шабалин трудились вместе и были первыми воспитателями юных мастеров ледовых дорожек в нашем городе, вокруг которых собирались и росли местные самородки и прибывающие после учёбы специалисты конькобежного спорта.
В 50-х годах он трудился директором Центрального стадиона, заместителем председателя областного ДСО «Урожай», а будучи пенсионером, возглавлял областной Совет ветеранов спорта. Имел квалификацию судьи Всесоюзной категории, высокие звания Отличника физической культуры и Ветерана труда.
Вспоминаются 90-е годы «прозрения» россиян, окунувшихся в разгульную псевдодемократию, сулившую всё всем и сразу за печеньки, блёстки и стёклышки от былого могущества нашей державы. Западные воротилы довольно и с нетерпением потирали свои грязные ручки в ожидании крушения великого Российского государства.
Тогда же – очень вовремя, помню, мигом всплыли на поверхность всей этой мутной «свободы» такие, к примеру, предатели – писаки, как Суворов со своим «Ледоколом» и прочей мурой, очернявшей советскую страну, компартию со Сталиным и, главное, наш народ – победитель и освободитель Европы от фашистской чумы.
Тогда же многие, ранее советские писатели, стали настоящими ревизионистами и просто врагами, чтобы просто выполнить спецзаказы недругов России.
Невозможно забыть, как некоторые из этих «правдорубов», никогда не нюхавших пороху, наводили напраслину на наши компетентные органы, которые были просто обязаны тщательно проверять каждого попавшего в плен военнослужащего Красной армии – слишком много было тогда выявлено предателей и настоящих врагов народа.
К слову, бывших военнопленных было не так уж мало и среди призванных на войну тюменцев, в том числе спортсменов. Но никогда и никого не наказывали незаслуженно, хотя опять же, исключения были – о них можно упомянуть, но в другой раз.
Заключение
А нашего героя – как рассказывал когда-то великий историк и знаток Тюменского спорта и спортсменов многих поколений, заслуженный тренер России по конькобежному спорту и арбитр Всесоюзной категории (боюсь сходу всех его титулов не вспомню) Борис Алексеевич Мишатин, родина не забыла, отметив его скромный вклад в победу орденом Отечественной Войны 2 степени в 1985 году и позднее юбилейными медалями – это ли не опровержение всех грязных инсинуаций и домыслов различных суворовых иже с ним?
Может быть, я несколько отвлекался от главной темы и самого героя… Не знаю: может быть и так – но зато вполне понятно в какой именно обстановке этот, надо сказать хоть и очень, рассказывали, вежливый, но несгибаемый человек и воин, смог выдержать и победить. По-своему, не предав свою родину.
Мне не известны причины, побудившие его возвратиться на свою историческую родину – спортивные руководители Украинской ССР, надо признать, спортом занимались как полагается и не стеснялись приглашать специалистов к себе на хороших условиях – почему бы нет. Впрочем, это только моё предположение – возможно, были и другие причины.
В любом случае в Советской стране, где процветали понятия дружбы народов, сотрудничества и взаимопомощи, где, как правило, не жалели средств на развитие спорта и физической культуры, такой вариант по товарищу Шкурко был более, чем вероятен.
Этот был человек сложной и трудной судьбы, сумевший преодолеть невероятные трудности, всегда оставался в своей сути офицером советских железнодорожных войск, и внёс свой, неповторимый вклад в развитие спорта в Тюмени.
Сергей Лелеко. Ветеран железнодорожных войск
08.02.2025 г., Тюмень
Комментарии (0)