Гражданский инженер – универсальный боец строительства

Подпишитесь на канал

Вы можете забрать мой заводы, сжечь мои здания, но дайте мне моих людей, и я снова приведу свой бизнес в прежнее состояние»
Генри Форд

Служить на ниве строительного искусства инженером – дело творческое, достойное и прибыльное. И государство, и капитал давно уяснили, что нельзя без дирижера строительного процесса обойтись при возведение технологически сложных объектов, зданий и сооружений.

2f1cdbfa2adb015b81c5de270d9bf992.jpg

Инженер-строитель – мозг любой стройки

Стихийное мнение сложившиеся в современной России рыночного саморегулирования строительного хаоса: «Любой эффективный менеджер может все!» – два десятка лет тому назад признано химерой, а за толковыми и деятельными специалистами строительной сферы кадровыми службами устроена настоящая охота.

Техническая элита империи

Профессия инженера-строителя ценилась в Российской империи очень высоко. Достаточно упомянуть российского самодержца Николая Первого, который званием инженера гордился больше, чем своим императорским титулом.

Известный писатель и выдающийся инженер Гарин-Михайловский в повести «Студенты» свидетельствует, что число молодых людей, желавших ее получить, было в несколько раз больше числа вакансий. Большинство инженерных учебных заведений при отборе студентов применяли конкурсные вступительные экзамены.

Например, Петербургский политехнический институт отбирал студентов на основе аттестатов об окончании реальных училищ и гимназий, но требования все равно были очень высокими. Так, на некоторые отделения института могли поступить только претенденты, окончившие реальное училище с золотой медалью. С такой отобранной группой студентов было возможно поднять уровень обучения на этом отделении на очень высокую ступень.

61c8b7b392d9519e0c5e2d06e9cf7a16.jpg

В то время образование инженеров-строителей базировалось на соединении двух основных составляющих – математическом и естественно-научном образовании. Сама же деятельность гражданского инженера-строителя в Российской империи находилась на стыке творческой научной работы и технической практики. В этом заключалось принципиальное отличие подготовки русских инженеров-строителей, от традиционной западной сугубо практической подготовки мастеров и техников-строителей.

Везде и всюду декларировалось, что инженер-строитель, наряду с глубокими научными и техническими знаниями, должен обладать основательной гуманитарной культурой, как и выпускник классического университета. По сей день в профессии гражданского инженера единство технического и гуманитарного образования формирует основу его профессиональной компетентности.

Важными особенностями подготовки в русских инженерных школах ХIХ – начала ХХ вв. являлось то, что:

  • 1) выпускников ориентировали на практическую реализацию проектов (во время летней практики студенты принимали участие в реальных работах по организации постройки зданий и сооружений, набираясь таким образом практического опыта);
  • 2) русские инженерные вузы готовили студентов не только к технической деятельности, но и к профессиональному выполнению функций руководителя предприятия, к роли государственного или военного служащего.

Русский инженер с высшим образованием должен был быть одновременно и ученым, и техническим специалистом, и организатором промышленного производства. Развитию организационных способностей будущих инженеров помогала тесная связь инженерного и военного образования.

Институт инженеров путей сообщения, Михайловская артиллерийская и Николаевская инженерная академии готовили не просто инженеров, но офицеров, воспитывавшихся в духе высоких идеалов, подчиненных воинской дисциплине, что являлось хорошей базой для руководства людьми.

В начале ХХ в. научно-технический ряд инженерно-строительных задач все больше стал соединяться с технико-экономическим аспектом. В работах инженеров того времени обращает на себя внимание то, с какой тщательностью продумывались не только научно-технические, но и экономико-организационные вопросы: рациональная организация процесса производства, снижение себестоимости и издержек, выбор места, организация транспортных потоков, защита окружающей среды, безопасность и поведение в чрезвычайных ситуациях. Это предусматривала сама концепция инженерно-строительного образования.

Например, в Институте инженеров путей сообщения в курс подготовки инженера-строителя как будущего руководителя предприятия входил большой объем экономических знаний.

Данная тенденция носила общемировой характер, инженерное образование стало развиваться параллельно с внедрением менеджмента на предприятия, но по-прежнему одним из важнейших аспектов профессии инженера-строителя оставалось умение соотносить технические задачи с целями экономической эффективности инженерных решений.

Инженерно-технические работники (ИТР) советской державы

К сожалению, период быстрого и успешного развития российского инженерного образования в начале ХХ в. был недолгим. Революционные бури, смутные годы Гражданской войны и разрухи нанесли значительный урон количественному и качественному кадровому преподавательскому составу, и всей системе инженерно-строительного образования.

Ликвидация основ рыночной экономики в Советском Союзе и сосредоточение производства высоких технологий исключительно на крупных государственных предприятиях привели к утрате ряда инженерных компетенций, в частности экономической и управленческой. Разрыв между инженером и организатором производства (менеджером) стал серьезным деградационным явлением.

Большевистское правительство советской страны крайне нуждалось в работниках, симпатизирующих новому политическому строю. В первые же послереволюционные годы отбор студентов по способностям был упразднен, в вузы разрешалось поступать лишь детям рабочих и крестьян.

В своем большинстве они не имели соответствующей подготовки и были не в состоянии воспринимать лекции, читаемые в институте. Чтобы преодолеть это затруднение, при институтах были организованы подготовительные отделения или рабочие факультеты (рабфаки), осуществлявшие необходимую подготовку по самым элементарным дисциплинам.

76d4e1a21adb806748102f544aceecb9.jpg

Этот план имел мало успеха, большое число у рабфаковцев так и не смогло получить надлежащую подготовку и была брошена на низовую партийную работу, в том числе будущие «вожди» – Маленков, Хрущев и масса других деятелей ВКП(б).

Принципы самоуправления и академических свобод жесткой рукой искоренялись из внутренней организация инженерных ВУЗов. Партией и правительством стали внедряться неразумные революционные нововведения в систему инженерного образования. В результате этих перемен процесс подготовки молодых инженеров стал постепенно разваливаться.

Возникшая тенденция к дальнейшей узкой специализации и превращению инженера-строителя в массовую профессию принесла разрушение в целостность российского инженерного образования. Инженер в СССР все больше утрачивал роль руководителя предприятия, которая переходила или к партийному работнику, или к «хозяйственнику». Разделение высшего образования, академической науки и промышленности также не способствовало обеспечению достойного качества инженерного образования.

Все эти процессы привели к тому, что, когда в начале 30-х гг. ХХ в. советскому правительству потребовались квалифицированные инженерные кадры для восстановления и развития промышленности, в стране образовался кадровый дефицит.

Советское правительство было вынуждено изменить свою политику в отношении инженерного образования, и к 1933 г. большинство сомнительных нововведений, ранее внедренных в учебные планы, было упразднено. В то же время технические институты ослабили специальные привилегии для детей рабочих и крестьян и снова ввели отбор студентов по способностям.

Профессия инженера продолжила быть популярной в России, и технические учебные заведения снова стали привлекать внимание лучших выпускников школ. В 30-е гг. ХХ в. в стране были созданы новые самостоятельные инженерно-строительные институты, а в ряде политехнических институтов - строительные факультеты. Началась подготовка инженеров-строителей на вечерней и заочной формах обучения.

В учебные планы кроме изучения строительных специальностей (промышленное и гражданское строительство, теплогазоснабжение и вентиляция, водоснабжение и канализация, производство-строительных изделий и конструкций и др.) включили общенаучные дисциплины:

  • общественные науки, а именно философию, политическую экономию, основы права, иностранный язык, высшую математику, физику, химию, теоретическую механику и др.;
  • общеинженерные – инженерную геодезию, сопротивление материалов, строительную механику, электротехнику, теплотехнику, гидравлику и др.;
  • специальные – архитектуру, строительные конструкции, водоснабжение, канализацию, теплогазоснабжение, вентиляцию, технологию строительного производства, организацию, планирование и экономику строительства, автоматику и автоматизированные системы управления, вычислительную технику и т.д.

За время обучения студенты выполняли более 30 курсовых проектов и работ в зависимости от специализации, проходили учебную и производственную практику (до 25 недель). Обучение заканчивалось защитой дипломного проекта (дипломной работы). Сроки обучения составляли 5-6 лет. В обязательном порядке выпускники вузов также проходили по месту работы стажировку сроком до 10 000 часов.

К началу 1940-х гг. отечественная система инженерно-технического образования смогла выпускать специалистов, готовых буквально с первого дня после получения вузовского диплома полноценно включаться в производственный процесс.

В годы Великой Отечественной войны часть технических вузов оказалась на оккупированной территории, другие были разрушены, часть вузов была перебазирована в среднеазиатские республики, Сибирь и на Дальний Восток. В первые послевоенные годы число подготовленных инженерно-строительных кадров в высшей школе сократилось в 2-3 раза, но уже к концу 1950-х гг. число дипломированных инженеров-строителей достигло и превзошло довоенные показатели. В дальнейшем резкое увеличение масштабов и темпов строительного производства способствовало развитию строительного образования и увеличению числа выпускаемых специалистов.

Однако по сравнению с царской Россией, в СССР, особенно ближе к 1980-м гг., престиж профессии инженера, в частности инженера-строителя, значительно снизился. На государственном уровне их именовали инженерно-техническими работниками (ИТР). Связано это было прежде всего с проведенной политикой уравнивания заработной платы высококвалифицированных специалистов и рядовых работников, что впоследствии привело к массовой миграции инженеров в рабочий класс.

Заметно снизился, в отличие от инженеров дореволюционной России, уровень общей эрудиции и знания европейских языков. Советские инженеры, как правило, являлись узкими специалистами, почти не владеющими иностранными языками.

Всё же несмотря на вышеперечисленные проблемы, диплом инженера-строителя советского вуза оценивался за рубежом достаточно высоко.

Современный болонский суррогат недоученного инженера строителя и переученного техника-строителя

Долгое время предметом острых дискуссий в строительной отрасли оставался переход системы высшего образования России к уровням бакалавр и магистр. Однако, три года тому назад Россию и Беларусь прямо-таки вытолкнули из Болонского системы. И слава Тебе, Господи!

Ибо практически полтора десятилетия работодатели декларируют неготовность к трудоустройству выпускников с квалификацией бакалавра и их эффективному внедрению в производственный процесс, полагая четырехлетний срок обучения явно маловатым для полноценной подготовки выпускников высшей школы к профессиональной деятельности. Кроме того, квалификация бакалавра недостаточно для занятия ключевых позиций в профессиональной сфере.

Следует также отметить отсутствие гармонизации стандартов высшего образования и среднего профессионального образования, вследствие чего произошло «размывание границ» между уровнями образования.

Так, например, продолжительность программы СПО по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» для лиц, имеющих общее среднее образование, может составлять 3 года 10 месяцев, тогда как срок получения ВО по программе бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» составляет 4 года, включающих каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации.

Представители строительного бизнеса справедливо иронизируют: «Бакалавр – это либо недоученный инженер строитель – либо переученный техник-строитель». Доверить первому строительную площадку не только опасно, но и преступно (читай ст. 237 УК РФ. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей).

Магистратура, как специальный уровень углубленной и специализированной подготовки, не стала таковым повсеместно ввиду отсутствия организационных, кадровых, научных, методических и материально-технических ресурсов у значительной части вузов. Более того, в условиях постоянной трудовой занятости значительной части обучающихся по программам магистратуры (ранее – выпускников программ бакалавриата) очная форма обучения здесь фактически в существенной степени стала очно-заочной, что, как правило, не может обеспечить требуемого качества образования.

Идея межпрофильного трека – бакалавриат по одному направлению подготовки, магистратура по другому направлению – во многом была обесценена невозможностью качественно подготовить кадры для отрасли за два года без базового профильного образования.

В целом, в современных условиях в жизненном цикле работника строительной отрасли (субъекта профессиональных квалификаций) ключевое значение приобретает непрерывное профессиональное развитие, которое обеспечивается как непосредственно профессиональной деятельностью, так и системой профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (непрерывном профессиональным образованием), а обязательная независимая оценка квалификаций (НОК) является измерением профессионального уровня работников.

С этой целью в 2022 году был создан Кадровый центр Минстроя России, призванный организовать систему управления трудовыми ресурсами в строительной отрасли и устранить кадровый дефицит.

Без модернизации системы отраслевого образования – строительная сфера России обречена на деградацию

Модернизация системы отраслевого образования в условиях дефицита строителей и работников ЖКХ на рынке труда – такова главная задача, поставленная «Концепцией подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года». Распоряжение Правительства РФ от 28 октября 2024 года №3030-р об утверждении этого документа подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Согласно концепции, численность специалистов, занятых в строительстве и ЖКХ, будет расти. Так, по итогам 2025 года она должна составить 6,5 миллиона человек, в 2030 году – 6,8 миллиона, а в 2035-м – 7,3 миллиона человек.

Число работников должно пополняться в том числе за счёт молодых квалифицированных специалистов, которых должны выпускать отраслевые вузы и колледжи. При этом образовательным организациям следует ориентироваться на ликвидацию разрыва между требованиями образовательных программ и реальными потребностями строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.

В вузах, техникумах и колледжах должна быть увеличена доля практических занятий, ориентированных на выработку у студентов навыков, которые необходимы в работе. Жизненный цикл образовательных программ необходимо формировать с участием предприятий и компаний реального сектора экономики. Кроме того, должна быть продолжена работа по созданию корпоративных кафедр и реализации стипендиальных программ поддержки.

Предприятия и компании реального сектора также могут частично профинансировать обновление учебной, лабораторной, исследовательской и тренажёрной базы профильных вузов и колледжей. Помимо этого, инфраструктурное развитие образовательных учреждений будет идти за счёт федерального и региональных бюджетов.

Ещё одно направление работы, в котором должны участвовать вузы, – разработка моделей по выявлению и отбору школьников 6–11-х классов, которые хотят выбрать строительные профессии. Предполагается, что они могут стать участниками программ предпрофессионального развития и различных мероприятий по профориентации.

Популяризации строительных профессий и стимулированию спроса на отраслевые образовательные продукты посвящён отдельный раздел концепции. Он, в частности, предполагает проведение конкурсов детских и молодёжных работ, использование социальных сетей и популярных мессенджеров для информирования об отрасли, а также продвижение информации о наборах на целевое обучение.

План мероприятий по реализации концепции будет разработан Минстроем до 01 апреля 2025 года. Ожидается, что профессиональному строительному сообществу его доведут Всероссийский жилищном конгрессе 2025 года.

Ведущее деловое мероприятие в сфере недвижимости пройдет с 7 по 11 апреля 2025 года в Университете «Сириус» – на выставочной площадке федерального уровня. Возможности Университета позволят организовать более 350 мероприятий деловой и культурной программы и принять порядка 10 000 участников рынка со всех регионов России.

За последнее столетие (1925- 2025 годы) система инженерно-строительного образования в России претерпела целый ряд реформ, итогом которых стало сложившееся на сегодняшний момент отношение к инженеру-строителю как к узкому техническому специалисту, выполняющему свою «тупую» функцию в строительной сфере.

Современная практика новых российских экономических условиях, особенно в малых строительных компаниях, абсолютно преобладающих по числу над крупными предприятиями упрямо показывает, что инженер-строитель оказывается одновременно исследователем, творцом и организатором работы других специалистов строительной сферы. Именно на него возложены функции прямого руководителя самых разных по масштабам и целям работ и проектов на строительной площадке.

Современный российский инженер-строитель для успешной профессиональной реализации должен уметь ориентироваться в мировых технических тенденциях, оперативно перестраиваться под быстро меняющиеся условия, владеть различными инструментами и технологиями для реализации проектов, уметь работать в команде и обладать квалификацией менеджера для успешного продвижения своих идей на рынке, а также непрерывно повышать свою квалификацию.

Понимание актуальных задач строительной производственной сферы, в свою очередь, невозможно без глубокой кооперации вузовской системы образования с производственной строительной сферой. Однако современные российские строительные вузы, прямо скажем потеряли способность качественно обучать специалистов строительной отрасли.

Реализация требований Распоряжение Правительства Р.Ф от 28 октября 2024 года №3030-р позволило бы достичь глубокой кооперации современной российской вузовской системы образования с производственной строительной сферой, необходимой для решения задач развития всей строительной отрасли России.

Настоящие требования позволяют профессиональному строительному сообществу выработать идеи и технологии, которые с разной степенью глубины и детальности могли бы быть применены в ходе современной реформы инженерного образования в России с целью существенного изменения качества подготовки будущих инженеров-строителей и прорывного развития строительной отрасли в целом.

В добрый путь уважаемые коллеги!

Борис Скупов.

P.S. Настоятельно советую ознакомится

Брандль Х. Роль инженера-строителя и геотехника в современном обществе. Этические и философские аспекты. Проблемы и рекомендации [Электронный документ] // Развитие городов и геотехническое строительство. - 2006. - № 10. - URL: http://www.rssmgfe.ru/files/brandl.pdf (дата обращения: 01.11.2015).

Гарин-Михайловский. Инженеры

Поршнева Л. Финский опыт: кадры решают все! [Электронный ресурс] // Вестник строительного комплекса. http://www.vestnik.info/archive/42/article891.htm... (дата обращения: 15.11.2014).

8. Шинкоренко Е. Россия – Германия: обмен опытом [Электронный ресурс] // Вестник строительного комплекса. http://www.vestnik.info/archive/39/article742.htm... (дата обращения: 15.11.2014).

.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!