«...открою кодекс на любой странице и не могу – читаю до конца!»
Владимир Высоцкий
С момента принятия 24 декабря 2004 года и вступления в законную силу с 01 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) в политическом, социальном и экономическом развитии нашего государства прошло два десятка сложных, неоднозначных и наполненных различными событиями лет.
Профессиональное строительное сообщество России приложило не мало усилий, дабы иметь свой федеральный орган управления строительным сектором экономики на уровне Министерства и разумно капитализировать его в рыночных условиях.
Однако строительную «бочку с медом» российские законодатели и власти разбавили дегтем социальных проблем нашего достопочтимого жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), которое в более развитых капиталистических странах включена в общую социально-экономическую государственную систему и является основным заказчиком строительной продукции (жилых и нежилых объектов) и коммунальных услуг. А кто благословил сей неравный брак строительного капитала и сугубо конституционных социальных функций государства – сие тайна велика есть…
Жилищно-коммунальные услуги — потенциально очень привлекательная сфера для российского бизнеса. Объем этого рынка оценивается в 5,5% ВВП, или около ₽5,4 трлн. Кроме того, здесь есть стабильная клиентская база. Тем не менее, отрасль остается сложной, и в правительстве признают, что население и поставщики коммунальных услуг страдают от несовершенства жилищного законодательства, неприкрытого засилья регионального и строительного лобби.
Даже обывателю трудно не согласиться с выводом о том, что федеральное законодательство в области жилищного права НИЧТОЖНО, оно демонстративно оттеснено местными постановлениями, распоряжениями и локальными актами. Каждый, кто дерзнул защитить свои жилищные права в суде знает, что Жилищный Кодекс РФ в правоприменительной практике отступает, даже не на второй, а на четвёртый и пятый план.
И наши судьи правы, ибо по меткому высказыванию гениального знатока российского общественного бытия Владимира Высоцкого, приведенного в эпиграфе, время от времени читать и перечитывать УК РФ, житейски необходимо, познавательно и полезно. Читать же такую законодательную халтуру как ЖК РФ (более 150 изменений за 20 лет!!!») можно лишь с риском для своего здоровья.
На состоявшемся 3 апреля 2025 года на круглом столе в Торгово-Промышленной палате (ТПП РФ) «20 лет Жилищному кодексу Российской Федерации: взгляд в будущее» и на других юбилейных мероприятиях, ведущие жилищные эксперты страны предпочитали о достоинствах так называемой «Жилищной Конституции» молчать, ибо общественное непринятие сего законодательного акта все более приобретает признаки социального протеста.
О какой действенной «федеральной жилищной политике» можно говорить если сей термин нигде и никем не установлен? А понятие «жилищная сфера» вспоминается лишь в популистской практике наших государственных и политических деятелей.
Поэтому на вышеупомянутом круглом столе в ТПП эксперты ЕДИНОГЛАСНО пришли к выводу о том, что подход законодателей 20-летней давности устарел, общество и жилищные отношения изменились, и требуется заново собирать парламентскую комиссию и разрабатывать принципиально новый документ, а то и два, а именно: «Жилищный кодекс» и отдельно «Коммунальный кодекс».
Суровый, но общественно необходимый вердикт
За время действия Жилищного кодекса с 2005 г. выпущено более 150 разъясняющих законов различного ранга и более 3500 местечковых нормативных актов и, если в Федеральных законах и Постановлениях правительства разумная мысль, с трудом, но всё таки прослеживается, то в нормативно-правовых актах органов местного самоуправства её уже нет и в помине.
В последние годы (2020-2025) Жилищный кодекс РФ видоизменяется за счет поправок, написанных «на коленке» депутатов Государственной Думы, не имеет стратегической перспективы и не отвечает потребностям сегодняшнего дня.
Было отмечено, что за прошедшие 20 лет в жилищной сфере произошли радикальные изменения. Например, ввод жилья в 2004 году составлял 41,2 млн кв. м, а в 2024 году уже было введено 107, 4 млн кв. м, то есть в 2,5 раза больше, чем в 2004 году; объем выданных ипотечных кредитов в 2004 году составил 20 млрд руб., а факт 2024 года – 4,9 трлн руб.
Однако основные общественные цели, поставленный в 2005 году, не достигнуты и сегодня: среднее время ожидания в очереди на предоставление жилья как составляло 20 лет в 2004 году, так и составляет 20 лет и сегодня.
Между тем, 95% россиян стали собственниками жилых помещений, и постепенно меняется российский жилищный менталитет. При этом специалисты категорично высказываются о том, что он изменился недостаточно, частная собственность не привела к осознанию ответственности за жильё.
«Никто сегодня не поднимает проблему как дальше развивать жилищное хозяйство, — посетовал глава Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков. — Это необходимо делать совместно с наукой, которая жалуется на отсутствие средств. Приходишь в научное учреждение, а нам говорят — найдите деньги, тогда мы займемся разработкой».
Академия жилищно-коммунального хозяйства бездумно упразднена, и явно необходимо новое научное учреждение, которое наверняка будет в тягость Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства. И де-факто возобладает коммерческий подход с уклоном в сторону лоббирования интересов застройщиков и коммунальщиков, вследствие чего будут растоптаны интересы собственников жилья, особенно во фрагменте ИЖС.
Приватизация жилья сегодня экономически не разумна
Ряд экспертов поднимал вопрос о назревшем окончании приватизации. Директор Уральского Филиала ФГБНУ «Исследовательский центр частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации» Бронислав Гонгало заявил: «Приватизация сегодня — это политика, лишенная какого-либо экономического смысла».
Зампред Госдумы комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева пошла ещё дальше: «Существующие институты социального найма и приватизации мешают сегодня создавать наёмное жильё».
Подчеркивалось, что регулирование института социального найма проектировалось еще в 2004 году исходя из предположения о прекращении бесплатной приватизации жилья в обозримом будущем то бишь 3-5 лет.
Принятое волевое решения о бессрочном характере бесплатной приватизации в корне изменило ситуацию и превратило институт социального найма в практически недействующий. Также мало востребованными остаются нормы, регулирующие деятельность товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов.
Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации пока не в должной мере выполняет свою кодифицирующую функцию: нормы, регулирующие меры государственной жилищной поддержки более 100 категорий граждан содержатся в нескольких десятках федеральных законов и других федеральных нормативных правовых актах, сформулированы в разной логике и не скоординированы между собой.
Таким образом, имеется значительный потенциал для совершенствования законодательного регулирования в жилищной сфере.
Видимо тема завершения этого этапа перехода к частной собственности — приватизации, будет подниматься на самом высоком уровне. Кто не успеет в ближайшее время оформить собственность на своё жильё, оставит потомков без него.
Правовое несовершенство ЖК РФ тормозит эволюционные процессы в российском политически среднем классе
Современная Россия стала строить заметно больше квадратных метров жилья по сравнению с СССР. От трети до половины всего нового жилья с конца 1990-х – это частные дома, малоэтажная застройка.
Так называемые «жилищные эксперты», прикормленные олигархическим строительным лобби, твердят, что это якобы плохо, что многоэтажного жилья у нас строится меньше, чем в СССР, ведь большая часть населения живёт в городах миллионщиках. Мол, «градостроительная политика в РФ преступно провалена».
Тезис не только спорный, но и криминально лживый. Во-первых, не менее половины нашего населения живёт на селе, в посёлках городского типа и в малых городах, где востребовано именно малоэтажное жильё, и где многоэтажки, или даже просто многоквартирные дома смотрятся чужеродно. Если наши соотечественники хотят жить вдали от человейников мегаполисов в собственных отдельных домах, было бы странно это запрещать и насильно загонять в городское гетто.
Во-вторых, есть небезосновательное мнение, что в собственном частном доме проще содержать большую семью и воспитывать много детей, а также вести какой-то небольшой бизнес, типа мастерской или пекарни, которые можно организовать прямо на первом этаже под жильём, либо в пристройке. При этом многодетные семьи и малый бизнес – это именно то, в чём нуждается Россия, что является основой для благополучного будущего нашей страны.
В-третьих, содержание современного частного дома обычно всё же обходится несколько дороже, чем содержание городской квартиры, а полноценная современная жизнь на селе или в пригороде предполагает также наличие автомобиля (в городе не особо нужного).
Покупатели частных домов и машин помогают нашей экономики расти. Чем больше в стране будет коттеджей и авто, тем выше у нас будет уровень жизни и лучше демография. Хотя это правило работает не везде и не всегда, но к современной России оно применимо.
Сегодняшняя повышенная доля частного жилья в новопостроенных квадратных метрах – важный фактор, который может если не остановить, то хотя бы серьёзно сгладить сформировавшийся в советское время негативный демографический кризис.
О совершенствование государственно-информационной службы (ГИС) в интересах жилищной сферы
В современном жилищном секторе экономики (ЖСЭ), информация является не менее важным фактором, чем земля и объекты жилищной сферы, труд и капитал, но сложности в ее количественном и качественном измерении требуют создания определенной системы, которую обеспечивает информационно-консультационная деятельность.
В целом, эффективное развитие информационно-консультационной деятельности в жилищном секторе экономики возможно лишь при тесном взаимодействии федеральных и региональных субъектов управления, которые формируют инновационную инфраструктуру жилищной сферы региона, а также действия соответствующих нормативных документов, регулирующих научно-техническую и инновационную деятельность.
Основной целью деятельности информационно-консультационных служб в ЖСЭ экономики является распространение специальных знаний, внедрение в современных достижений науки, техники и технологий, предоставление коммунальным товаропроизводителям, собственникам жилых помещений в МКД и домохозяйствам консультационных услуг по вопросам жилищной сферы и развития социально-экономической системы опорных населённых пунктов (ОПН), повышение уровня знаний и совершенствование практических навыков прибыльного ведения домашнего хозяйства рыночных условиях.
Информационно-инновационная деятельность консультационных служб ЖКХ является перспективным направлением развития современного жилищно-бытового консультирования и одним важнейших направлений становления системы информационно-инновационного обеспечения жилищного сектора экономики России.
Политически направленный тренд на усиление ответственности собственников недвижимости
Тема повышения ответственности собственников в управлении жилищно-коммунальным хозяйством регулярно подымается нашими властями и законодателями. Ими было предложено создать институт или ассоциации собственников в рамках многоквартирных домов (МКД), которые будут нести ответственность за их состояние и коммунальные платежи, в том числе субсидиарную.
В целом, формируется тренд на ужесточение требований к собственникам недвижимости, вплоть до возможной деприватизации квартир и домов, собственники которых не способны содержать их в надлежащем состоянии.
Вот только кто определит это состояние, как будет учтена в будущем законодательстве низкая платежеспособность 80% россиян? Хочется надеяться, что власть имущие при создании нового Жилищного кодекса вспомнят о том, что Россия — социальное государство, и создадут работающий в правоприменительной практике и направленный на благополучие общества документ.
Заключение
Вся история человечества – это поиск лучшего. Поиск лучшего общественного устройства, эффективно работающей экономики, справедливого законодательства и независимого судопроизводства. И этот процесс, этот поиск, очевидно – безмерно трудный и бесконечный по времени.
Ментальная беда российского общества в том, что мы упрямо надеемся на чудо, на «русский авось, небось и как ни будь»; мы свято верим в хороших руководителей, доброго царя и в прочую галиматью; мы лечимся у модных знахарей и колдунов, абсолютно забывая о здравом смысле, рациональной практике и опыте предков.
На протяжении десятков лет и до настоящего времени, мы никак не можем, как бы ни старались, толком обеспечить кровом себя, своих родных, стариков и детей, имея в своем распоряжении (или не в своем?), огромную и самую богатую в мире страну. Мы считаем, что вот еще чуть-чуть и все будет хорошо – на следующей неделе, через месяц, год и т.д.
Не будет светлого периода в нашей общественной жизни, пока мы каленым железом не выжжем собственную аполитичность, раболепство и разгильдяйство, прежде всего, по отношению к самим себе.
Мы уже не говорим о следующих поколениях, которым мы после себя оставляем разруху в умах, горы мусора и отходов, бесперспективность во многих сферах нашей деятельности, ну и, конечно, не в последнюю очередь в жилищной сфере.
Но посмотрим на светлое будущие российского ЖКХ, которое обещают продемонстрировать устроители выставки «ЖКХ Россия – 2025» в Санкт- Петербурге 9-12 апреля сего года.
Если доживем, то увидим!
Александр Петров
Борис Скупов
Комментарии (0)