«Русское командование хорошо разработало и прекрасно осуществило эту операцию. Под Кёнигсбергом мы потеряли всю 100-тысячную армию. Потеря Кёнигсберга — это утрата крупнейшей крепости и немецкого оплота на Востоке».
Отто Ляш, генерал от инфантерии, комендант города и крепости Кёнигсберг, 9 апреля 1945 года
80 лет тому назад советские войска стремительным четырехдневным штурмом взяли «неприступную в инженерном отношении» нацистскую город-крепость Кёнигсберг.
Так, блистательной победой советского оружия закончился основной этап Восточно-Прусской стратегической наступательной операции Великой Отечественной войны. По всем историческим меркам штурм Кёнигсберга является одним из высочайших достижений мирового военного искусства.
Операция описана во всех учебниках, наставлениях и пособиях военных академий и училищ всех суверенных государств мира как пример эффективных боевых наступательных действий и стала достоянием глобальной истории как одна из самых блистательных побед Великой Отечественной войны (ВОВ).
Для современного профессионального строительного сообщества России штурм инженерных укреплений Кёнигсберга представляет несомненный интерес с точки зрения совершенствования военно-инженерного дела (ВИД) в современных условиях ведения боевых действий на урбанизированных территориях.
О крепости Кёнигсберге 1945 года без прикрас и умаления
Древний немецкий город Кёнигсберг недаром считался оплотом Восточной Пруссии и её неприступным бастионом. Незадолго до начала Второй Мировой войны столица Восточной Пруссии была модернизирована, оснащена самой современной военной техникой, складами продовольствия и боеприпасов. Ее первый оборонительный пояс состоял из полутора десятков фортов в восьми километрах от центра. Второй – из каменных зданий, превращенных в огневые точки. Были укреплены также старые форты, а по периметру возвели противотанковые рвы и сотни дотов, связанных подземными ходами.
Десятки потайных коридоров легендарного пятого форта историки изучают до сих пор. Построенный в конце XIX века, он прикрывал дорогу, которая связывала Кенигсберг с городом Раушен, нынешним Светлогорском. Сооружение со стенами пятиметровой толщины, окруженное 20-метровым рвом. Гарнизон состоял из трёх тысяч солдат и офицеров. И все они были готовы стоять до последнего. Гитлер был уверен, что Кенигсберг продержится как минимум восемь месяцев.
Документация о численности немецких войск, обороняющих город, была уничтожена, но по показаниям плененного немецкого командования группировка насчитывала не менее 100 тысяч человек, дополненных полицией и фольксштурмом – народным ополчением (что касается фолькштурма, то здесь ситуация перекликается с современным положением дел на Украине, где граждан мобилизуют силой, хватая их прямо на улицах).
В Германии 1945 года вышел приказ, гласивший, что все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет обязаны явиться в пункты мобилизации. В случае уклонения гражданским грозил военно-полевой суд. Мобилизованным выдавали форму, винтовки, и без всякой подготовки отправляли в бой. А недостатка мирных жителей в Кёнигсберге не было.
Гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох запрещал эвакуировать гражданское население, так как не видел для этого повода буквально до подхода советских войск к границам города.
Советский военный талант против корифеев немецкой военно-инженерной мысли
Наступательная операция по прорыву Кёнигсбергского укреплённого района и штурму города и крепости Кёнигсберг была проведена силами 3-го Белорусского фронта РККА ВС СССР под командованием Маршала Советского Союза Василевского А.М., который возглавил его 20 февраля 1945 года, после смерти от тяжёлого ранения командующего войсками этого фронта генерала армии И. Д. Черняховского.
Василевский Александр Михайлович (30.09.1895 – 05.12.1977). Советский военный государственный и политический деятель. Легендарный военачальник и блистательный полководец времен Отечественной войны. Признан лучшим начальником Генерального штаба Второй мировой войны. Маршал Советского Союза, Дважды Герой Советского Союза. Награжден двумя орденами «Победа».
При этом Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин посчитал, что для Василевского не составит труда совмещать должность Начальника Генштаба, а также представителя Ставки ВГК, с новыми обязанностями командующего 3-м Белорусским фронтом. Но А.М. Василевский, зная, какой огромный объем работы предстоит выполнять, отказался от должности начальника Генштаба и предложил на этот пост своего заместителя — генерала армии А.И. Антонова.
Перед войсками 3-го Белорусского фронта была поставлена задача: разгромить Восточно-Прусскую группировку противника и взять один из важнейших центров Балтики — город-крепость Кенигсберг. Гитлер объявил его «абсолютно неприступным бастионом немецкого духа», «лучшей немецкой крепостью за всю историю Германии».
Для усиления 3-го Белорусского фронта 24 февраля 1945 года в его состав были включены также преобразованные соединения расформированного 1-го Прибалтийского фронта под командованием генерала армии И.Х. Баграмяна, получившие название «Земландская группа войск» Лично командуя наступающими войсками, А.М. Василевский стремился ограничить потери своими продуманными решениями.
Так, план взятия Кенигсберга был разработан таким образом, чтобы заранее ослабить противника и только после этого приступать к штурму города.
Наступление началось 6 апреля 1945-го, и уже через три дня цитадель была взята штурмом. При этом широко применялись бомбардировочная авиация, в том числе дальнего действия, тяжелая артиллерия, бронетанковые войска, большую роль сыграли героические саперы. Оборона города не устояла перед применением массированных средств разрушения и атакующим потенциалом частей и соединений 3-го Белорусского фронта.
За блестяще подготовленную и проведенную операцию по взятию города-крепости А.М. Василевский удостоился второго ордена «Победа».
Штурмовой советский военный потенциал
У советских войск в апреле 1945 года был высокий боевой дух. Ведь до победы над Германией оставалось совсем немного времени. Требовалось лишь разгромить оставшиеся немецкие дивизии. Сделать это нужно было быстро, чтобы не затягивать войну в Европе. Поэтому для ведения боёв в Германии привлекали наиболее подготовленные войска и лучших генералов.
Советские войска насчитывали примерно 130 000 солдат и офицеров. В их распоряжении было около 500 танков и 2000 самолётов. Это в разы больше, чем количество техники, которое имели защитники Кёнигсберга. Перед штурмом советские войска тренировались вести бои в условиях города. Командование приложило усилия для снижения потерь войск.
Замысел советских генералов был довольно прост. Они стремились использовать численный перевес в технике и подавить организованное сопротивление противника с помощью огневой мощи. В задачу пехоты входило быстрое продвижение к центру города. Каждому штурмовому отряду была поставлена своя цель. Операция продумывалась до мельчайших деталей. Поэтому Красная армия к боям за Кёнигсберг была очень хорошо подготовлена.
81 час непрерывного штурма
Наступление Красной армии на Кёнигсберг началось 6 апреля 1945 года. Для него использовались далеко не все имеющиеся в распоряжении Василевского силы.
Маршалом Василевским были сформированы штурмовые отряды и группы общей численностью около 25 тысяч человек, куда вошли наиболее опытные бойцы стрелковых рот, инженерных бригад и химических батальонов – огнемётчики. В группы также входили один-два танка, несколько артиллерийских орудий, взводы пулемётчиков и миномётчиков.
7 апреля, после падения Шарлотеннбурга немцы бросили в бой последние резервы и провели серию контратак, пытаясь переломить ситуацию– но тщетно. Армии Белобородова и Озерова давили с севера, 11-я гвардейская армия Галицкого – с юга. К вечеру они продвинулись на три-четыре километра, заняв 130 городских кварталов, захватив порт, вокзал, ряд заводов и окончательно отрезав гарнизон от Земландской группировки вермахта.
8 апреля советские войска вышли к главной цитадели. Коменданту Кенигсберга генералу Отто фон Ляшу было предложено сдаться. Он отказался, бои продолжились. В ночь на 9 апреля немецкие части попытались вырваться из Кенигсберга – не получилось. Стало очевидно, что немцы проиграли, желающих сражаться среди них становилось все меньше.
Под белым флагом капитуляции
Спрятавшиеся в подвалах горожане хотели одного – чтобы этот кошмар поскорее прекратился. «Кое-где отчаявшиеся женщины стали вырывать у солдат оружие и вывешивать из окон белые флаги, чтобы положить конец ужасам войны», - вспоминал комендант.
К вечеру 9 апреля немцы удерживали позиции в центре и частично на востоке города. В 21:30 коменданту передали новый ультиматум. Поколебавшись, генерал отдал приказ о капитуляции. На башне Дона, одним из последних очагов немецкого сопротивления, появился красный флаг.
Узнав о падении Кенигсберга, Гитлер пришел в ярость. Отто фон Ляша заочно приговорили к смертной казни, его жену и детей бросили в тюрьму, командовавшего батальоном зятя отозвали с фронта и отдали гестапо.
Советский суд обошелся с упрямым комендантом гуманнее. Ему дали 25 лет лагерей, а по отбытии 10 отпустили в ФРГ. На родине генерал занялся написанием мемуаров и передал ощущения военачальника, которого выковыривают, как орешек из скорлупы.
Медаль «За взятие Кенигсберга» важнее любого ордена
Медаль «За взятие Кенигсберга» учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года. Автор рисунка медали — художник А.И. Кузнецов. Это единственная медаль, учрежденная не в связи со взятием или освобождением столицы, а в награду за взятие города-крепости.
Медалью награждались «военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД – непосредственные участники подготовки, героического штурма и взятия Кёнигсберга (23.01.45–10.04.45), а также организаторы и руководители боевых операций при взятии этого города».
На нашей памяти фронтовики, награжденные этой медалью, почитали ее выше всех боевых наград. Она свидетельствовала о высоких личностных человеческих качествах воина в адских условиях предельно жёстких боевых действий: отваге, самопожертвованию и сознательной дисциплине.
Почитание сей награды было столь высоким, что иногда переходило все грани официальной законности. 9 мая 1965 года на глазах одного из авторов оскорбленные фронтовики крайне жестко побили ханыгу, нацепившего эту святую для них медаль.
Несомненные выводы о штурме Кёнигсберга
Гитлеровское командование считало Кёнигсберг (в наши дни — Калининград) неприступной крепостью. Однако, несмотря на ожесточённое сопротивление немцев, приказ Гитлера удерживать город до последнего солдата и жестокие действия бригад СС и Гестапо, расстреливающих солдат, которые пытались бежать или сдаться, Кёнигсберг капитулировал через 81 час после начала штурма.
За время четырёхдневного штурма были уничтожены 41 915 солдат и офицеров, 120 самолётов, 1193 орудия разного калибра, 568 миномётов, 104 танка и самоходных орудия. Были разрушены семь крепостных портов, 143 дота и дзота. Захвачены 91 853 пленных, среди которых четыре генерала и 1819 офицеров.
Потери советских войск были на порядок скромнее, ибо операция была подготовлена и проведена «не числом, а умением». Итого за всю операцию: с 06 по 10 апреля 1945 года – 3 700 человек убитыми и 34 250 раненых. Эту же цифру приводят как отечественные, так и зарубежные исследователи.
235 участников штурма Кёнигсберга удостоились звания Героя Советского Союза, 156 полков, дивизий, корпусов были отмечены орденами, 98 соединений получили наименование «Кёнигсбергских». В честь взятия города был дан салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.
30 сентября 1945 года в Кёнигсберге на месте братской могилы был торжественно открыт памятник 1200 гвардейцам, погибшим в ходе штурма. Он является первым монументом в Советском Союзе, увековечившим память воинов, павших в Великой Отечественной войне.
Командующий войсками 3-го Белорусского фронта Маршал Советского Союза Василевский А.М. в своих воспоминаниях «Дело всей жизни» рассказал, какую оценку наступательной операции Красной армии дал на допросе в штабе фронта капитулировавший комендант города и крепости Кёнигсберг генерал Отто Ляш:
«Солдаты и офицеры крепости в первые два дня держались стойко, но русские превосходили нас силами и брали верх. Они сумели скрытно сосредоточить такое количество артиллерии и самолётов, массированное применение которых разрушило укрепление крепости и деморализовало солдат и офицеров. Мы полностью потеряли управление войсками. Выходя из укрепления на улицу, чтобы связаться со штабами частей, мы не знали, куда идти, совершенно теряя ориентировку, настолько разрушенный и пылающий город изменил свой вид. Никак нельзя было предполагать, что такая крепость, как Кёнигсберг, столь быстро падёт».
Заключение
В Кёнигсберге враг обещал «устроить русским немецкий Сталинград». Как известно, немцам город на Волге взять так и не удалось. Хотя это был обычный, не приспособленный к обороне город. Создаваемый же на протяжении веков город-крепость Кенигсберг продержался всего четыре дня. А разве могло быть иначе, как думают свихнувшиеся с ума наследники Третьего Рейха?
За свободу и независимость нашей Родины защитники Сталинграда стояли насмерть. А два года спустя советские воины не менее самоотверженно воевали в Кёнигсберге. И этой силе духа не мог противостоять людоедский фашизм гитлеровской Германии и ее пособников.
Кёнигсберг был передан под юрисдикцию СССР после окончания Второй Мировой войны, а в 1946 году переименован в Калининград, и до сих пор остаётся неотъемлемой частью Российской Федерации.
7 марта 2025-года на очередном заседании Совета Федерации было предложено сделать 9 апреля днём воинской славы. Судя по всему, так и будет – в назидание странам единой Европы, развязавшей против России прокси-войну на Украине.
От имени профессионального строительного сообщества поздравляем читателей с этой памятной датой и предлагаем достойно помянуть ветеранов, которым волею судеб довелось поучаствовать в этой уникальной штурмовой операции.
Александр Петров
Борис Скупов
Комментарии (0)