"Варфоломеевская ночь торгового самостроя" или "Как лицо столичной торговли становится цивилизованным"

Подпишитесь на канал

«Лучшее средство от головной боли  гильотина!»  горько шутят французы. Московские власти в унисон французам утверждают, что торговля в Москве станет супер-цивилизованной после сноса нескольких сотен торговых павильонов.

Сказано – сделано! В ночь с 8 на 9-е февраля этого года московские власти провели прямо-таки боевую операции - снесли около сотни торговых павильонов, которые вдруг перестали соответствовать новым нормам законодательства и стали объектами «самостроя».

Судя по сообщениям в СМИ и соцсетях, киоски, галереи и торговые центры, сносили буквально по всему городу. На демонтаж 97 торговых павильонов в Москве было отправлено 700 единиц техники, сообщил руководитель московской Госинспекции по недвижимости Сергей Шогуров.

«Большинство незаконных конструкций стояло непосредственно над подземными линиями коммуникаций  телефонной, канализацией, газопроводом, теплосетями, электросетями и другими»,  сообщил он.

Рабочие с тяжелой техникой, в сопровождении полиции и судебных приставов начали ломать объекты после полуночи. Снесены торговые павильоны у метро «Кропоткинская», «Краснопресненская», «Сухаревская», «Аэропорт», «Сокол», «Чистые пруды», «Таганская», «Щелковская», «Академическая», «Октябрьское Поле», ТЦ «Альбатрос» на «Партизанской» и ТЦ «Три Медведя» у «Семеновской». В победном запале снесли даже газетные киоски и церковные лавки.

Власти Москвы планируют закончить снос объектов «самостроя» к началу марта: у некоторых объектов еще не истек срок добровольного демонтажа, поэтому ранее конца февраля их не могут демонтировать.

О результатах сноса участники демонтажа должны были составить рапорт на имя руководителя департамента экономической политики и развития города Москвы Максима Решетникова.

По данному факту мнения москвичей разделились: одни говорят  правильно сделали, что снесли «самострой», другие считают, что это нарушает право на частную собственность, гарантированное конституцией России.

Крайне удивляет позиция нашего «ужасно прогрессивного интернета». Еще недавно, никто и слова доброго в отношении торгового «самостроя» не сказал, но всячески хаял и поносил, рисуя нам благостный образ чистой и обустроенной Москвы, без уродливых киосков и палаток. Сегодня, разинув рот шире оружейного приклада, тот же интернет истошно «вопиет» о том, как это мерзко, гадко и беззаконно – сносить торговые ларьки.

«Самострой» в столице – насколько это возможно?

Напомним, массовый снос киосков в столице начался около пяти лет тому назад. Тогда Сергей Собянин посетил окрестности двух станций метро  «Баррикадная» и «Улица 1905 года» и естественным образом возмутился. Подходы к станциям подземки были буквально блокированы ларьками.

Мэр распорядился: мешающие киоски и павильоны немедленно убрать и безобразия «самостроя» снести с благородного облика торговли в столице.

Вот только как объекты «самостроя» появились в Москве? Ведь это же столица, а не Усть-Камчатск или Могочи…

Несомненно, что снос «самостроя»  дело благое. Зеленый, чистый и аккуратный город без нагромождения непонятных сооружение и нелепых конструкций – это не только грезы архитекторов, строителей и коммунальщиков, но желание жителей и гостей столицы.

В московской Госинспекции по недвижимости заявляют, что сносу подлежат объекты, возведенные незаконно.

Однако, основная часть владельцев отвечают, что имеют решения судов о законности своих построек. В тревожную ночь 9 февраля 2016 года многие из них пытались зачитывать документы судебным приставам и полицейским. В нескольких случаях возникли потасовки, сообщается о нескольких задержанных собственниках.

Как же оказалось, что многие из этих палаток построены незаконно?

Уверен, что наши читатели люди трезвые и прагматичные. И сказочкой, о том, что в ЦАО Москвы можно без соответствующего разрешения привезти киоск, самовольно разместить его на самовольно выбранной территории и продавать что-либо без ведома московских властей, наших читателей не провести.

Не один здравомыслящий строитель не рискнет в центре Москвы заниматься подобными операциями. Без соответствующих «условий подключения» ни земляных работ не провести, ни СМР не произвести, ни подсоединится к электричеству, сетям водоснабжения и канализации.

Далее необходимо получить разрешение на торговлю в «несуществующей самовольной постройке», зарегистрировать кассовый аппарат, заключить с городской подрядной организацией договор на вывоз мусора и много еще чего другого официального и обязательного.

Вопрос. Реально ли это сделать незаметно от силовых структур и чиновников?

Самое доходное торговое место – рядом с метро. Кто этот могущественный «поручик Киже», который смог построить сотни объектов с «самостроя» на самых «теплых местах»?

Пусть господа московские чиновники не морочит нам голову. Это вовсе не «самовольные постройки московских предпринимателей», это – «законные постройки правительства города Москвы». Невозможно было всё это построить без документов и согласований, выданных и полученных всеми этими существовавшими раньше и существующими сейчас ОАТИ, ИГАСН, АПУ, Москомархитектуры, префектуры, районной управы, Мосэнерго, Мосводоканала и других властных структур.

Именно поэтому у владельцев так называемого «самостроя» есть все правоустанавливающие документы и судебные решения в их пользу. Но неужели все, что сегодня называется торговым объектом, построенным без разрешения - все это было построено на коррупционной основе?

А не рубим ли мы сук инициатив малого бизнеса?

Честь и хвала Сергею Семеновичу за его стремление улучшать облик столицы и заботу о горожанах. Его усилия сделать лицо столичной торговли цивилизованным, воспринимаются широкой общественностью вполне положительно.

Киосков, торговых палаток и павильонов в Москве действительно «пруд пруди». Они портят облик города, превращая даже центральные выходы из метро – в элементарную помойку. Это абсолютное строительное уродство, похожее на творение выжившего из ума архитектора. Здесь, как правило, торгуют сомнительного качества «шаурмой», просроченными беляшами и пирожками, поддельными сигаретами и колготками. Это место тусовок полукриминального элемента: бомжей, алкоголиков и всякого рода гопников.

Ежу понятно, что при смене власти все прежние коррупционные схемы уже не действуют. И в конце концов надо наводить порядок в градостроительной политики столицы, ориентируясь на передовые европейский образцы. В европейских городах торговых палаток нет. Есть маленькие магазинчики, где всегда можно купить воду, конфеты и фрукты, а многочисленные кафе, где можно купить кофе и сэндвичи, посидеть с бокалом пива – никто не выгонит.

Но, с другой стороны, если торговые павильоны существуют, значит они кому-то нужны?

Ведь есть же спрос на продаваемые в них товары – есть рабочие места, есть собственники, есть торговля — значит есть добавленная стоимость и налоги. Сейчас все это сносят – и не будет ни рабочих мест, ни товаров, ни услуг.

Ведь все снесенные киоски, палатки и ларьки  это и есть реальный российский малый бизнес. Бизнес, который существует не благодаря, а вопреки. Бизнес, с которого одни власти брали в карман за разрешение на его ведение, а другие теперь сносят как незаконный, и плохо выглядящий.

9 февраля 2016 года сотни реальных людей, реально стояли и реально плакали над останками своих многолетних трудов. Отсюда «удивительный вопрос»: почему это так экстренно родилась нужда снести палатки именно сейчас, среди зимы, кризиса и нестабильности? Даже с градостроительной точки зрения, это было правильнее сделать после окончания отопительного сезона…

«Что в одном месте убыло, то в другом месте прибудет»

Так наш Российский гений Михайло Васильевич Ломоносов переформулировал знаменитый закон физики. Но в нашем случае после этой леммы следовало бы поставить знак вопроса.

Однозначно прибудет владельцам и арендаторами сетевых торговых центров, испытывающих во время кризиса определенные финансовые трудности. Снос киосков, палаток и павильонов «одним махом побивахом» большинство их конкурентов. Трудно себе представить, насколько сейчас вырастет спрос на пустующие в торговых центрах арендные площади.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе существенно прибудет муниципальному рынку аренды Москвы. Переустройство центра столицы по европейскому образцу торговли – это прямо таки «Клондайк» для московских чиновников.

Необходимо будет передать в реальную городскую жизнь цокольные, подвальные и первые этажи зданий. А это значит – уведомительный порядок перевода жилых помещений в нежилые и вопрос компенсационных выплат владельцам этих жилых помещений. Потребуются типовые проекты и отдельные разрешения рубить входы на улицу.

Существует еще множество «россыпей», которых в рамках этой заметки просто не возможно перечислить. Вернемся к ним позже.

Заключение

Снос ларьков прокомментировал мэр Москвы Сергей Собянин на странице «ВКонтакте»: по его словам, данные объекты были возведены в 90-е годы при явном попустительстве либо содействии чиновников. «Места, где находились эти объекты, благоустроим. Прежним владельцам при их желании предоставим возможность построить торговые объекты в других местах и уже на законных основаниях», пообещал мэр.

Следуя чисто русской традиции Мэр Москвы обозначил «Кто виноват», определил «Что делать» и преступил к реальному осуществлению проекта придания «светлого нимба» столичной торговли.

Хотя, чувство глубокого удовлетворения не возникает. Ведь за каждым реальным объектом «самостроя» стоит реальный чиновник, несущий за него ответственность. И есть у него, «голубчика», должность, фамилия, имя и отчество. Но похоже опять, к уголовной, административной и прочей ответственности их решено не привлекать.

Более того, работами по сносу «самостроя» руководят ровно те чиновники префектуры и управы, кто выдавал разрешения на это строительство. Отсюда вполне понятно их самоотверженное рвение. Ибо нет объекта «самостроя» - нет и повода для неприятных разбирательств.

И еще вопрос – непонятно, по какому принципу выбираются киоски под снос? Почему одни оставляют, а другие сносят? Что происходит с их собственниками?

В западном мире существует единый цивилизованный подход: никаких внесудебных и массовых сносов. В начале отменяются коррупционные решения чиновников. Затем следует суд с требованием сноса. И альтернатива одна: либо виновник «самостроя» сносит его за свой счет, либо муниципалитету придется выкупать собственность по рыночной цене у владельца, а потом сносить.

Другого подхода нет.

В нашем случае получается, что главный «стрелочник» - тот самый недобросовестный злодей, арендовавший официально существующий магазин, взявший кредит на закупку товара, работавший, создававший рабочие места и выкинутый за одну ночь на улицу вместе со всем, что было в магазине.

Борис Скупов

P.S. И все же, где купить еду и предметы первой необходимости следуя кратчайшим путем из станции подземки до места проживания? Маленьких магазинчиков по пути нет. А пока рядом с метро, в первых этажах ближайших домов не откроются сетевые магазины, придется ездить за продуктами на МКАД.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!