Сергей Чобан. Авторские практики

«Строительный Эксперт» проводит серию публикаций, в которую войдут отдельные мысли ведущих российских архитекторов, прозвучавшие в лекционной части курса «Авторские практики». Лекция Сергея Чобана проходила в декабре 2016 года в лекционном зале СМА.

Архитектор Сергей Чобан, руководитель архитектурного объединения SPEECH, управляющий партнер берлинского офиса компании NPS Tchoban Voss

0f7f76ace8a60e8b630fddb2dbe36f42.JPG

История создания собственного архитектурного бюро

Ошибается тот, кто думает, что архитектор может развиваться до глубокой старости. В действительности формирование основных реперных точек, от которых архитектор потом отталкивается в течение всей своей последующей профессиональной деятельности, происходит в промежутке от 20 до 30 лет. Поэтому необходимо, чтобы этот период жизни был сопряжен со значительной творческой активностью. Отсутствие такой возможности в России начала 1990-х годов и вынудило меня искать работу в Германии. ++++++

Структура бюро

В структуре нашей проектной компании имеется несколько мастерских, сотрудники которых выполняют ту или иную специализированную работу. Например, есть мастерская, занимающаяся преимущественно фасадами, ведь сегодня проектирование фасадов превратилось в отдельную дисциплину. При этом архитектор создает только внешний облик фасада, все остальное – работа инженеров, которым нужно правильно сформулировать задачу.++++++

Вообще современная архитектура – деятельность междисциплинарная. Поэтому от архитектора требуется умение работать в коллективе, общаться со специалистами из самых различных областей. Без обширной эрудиции такие контакты невозможны.++++++

Кроме того, у нас в компании, как и везде, действует бригада 3D-проектирования создающая компьютерные визуализации проектов, помогающие заказчикам лучше и нагляднее воспринимать разрабатываемые проектные предложения. ++++++

В структуру офиса входит также подразделение менеджеров и директоров проектов. Это не архитекторы, а специальные люди, которые занимаются документацией и формируют взаимоотношения с заказчиками, отслеживают график оплат, связанных с содержанием офиса и т.д. Их участие в работе офиса, на наши взгляд, совершенно необходимо – те, кто непосредственно занят проектированием, не должны отвлекаться на его коммерческую и организационную составляющие. ++++++

c66dad063f0da3db9e8d12a85a7428fe.JPG

Сотрудники офиса работают в больших общих помещениях. Исключение составляют лишь первые лица – у них отдельные кабинеты, так как им приходится иметь дело с конфиденциальной информацией. ++++++

Переговорные комнаты в нашем офисе представляют собой как отдельные, так и смежные помещения. Это удобно тогда, когда требуется вести одновременно несколько переговоров, в том числе – дистанционно. ++++++

Главное в профессии архитектора

Архитектор должен четко понимать, что ему самому нравится в архитектуре. Поэтому я много рисую. Архитектурный рисунок – средство познания того, что привлекает архитектора, поскольку рисовать можно только то, что действительно нравится. Мне всегда было очень важно понять то, какую архитектуру я хочу видеть и создавать. ++++++

Жизнь в профессии

Мой путь архитектора начался там, где я родился. Это историческая часть Ленинграда, ныне – Санкт-Петербурга, наполненная духом литературных образов Достоевского. Нет человека, воспитанного в европейских культурных традициях, который не сказал бы, что эта архитектура – прекрасна. ++++++

Эти здания, в основном, безлики, они спроектированы безвестными архитекторами, которых еще 100 лет тому назад называли «ремесленниками». Парадокс в том, что ни один из нас, современных архитекторов, не в состоянии создать ничего подобного – нет умения, желания, материалов. Зато мы готовы проектировать и строить здания в виде бутылок, стаканов, перевернутых столов или роялей… Когда я смотрю на сохранившиеся здания, выполненные в так называемых исторических стилях, меня неизменно поражает степень проработки их фасадов, поверхности которых плотно заполнены деталями. Это то умение, которое все мы, современные архитекторы, утратили. Поэтому не стоит удивляться тому, что люди – «неархитекторы» (а их большинство), не любят современные здания. ++++++

f8d8df732f4735483dcd4bcbb27091ce.JPG

Да, мы, создающие архитектуру, чрезвычайно малочисленная каста. В своем узком кругу мы восхищаемся тем, что нам нравится. Однако кроме нас есть очень много других людей, потребителей архитектуры, которые совсем не разделяют наших эстетических предпочтений и не понимают нашего «языка». ++++++

В начале XX в. начался процесс, приведший к созданию новой рационалистической архитектуры. Ее несомненные достоинства – контрастность по отношению к средовому контексту, чего не было в прежней архитектуре. Это качество привело к появлению тех форм, в которые мы «играем» до сих пор. Поэтому современную архитектуру в силу ее очевидного противостояния окружению невозможно ни во что вписать. Это все равно, что заставить слона вписаться в стаю кошек. Теоретически такое возможно, но сколько кошек при этом будет растоптано?++++++

Авторская архитектура

Если сравнить то, как одеваются жители современных городов, с обликом горожан, живших примерно 100 лет тому назад, то мы заметим, что нынешняя мода настойчиво декларирует индивидуализацию человека. То же самое происходит в архитектуре, куда вместе со стремлением к созданию уникальных зданий пришла гармония контраста. ++++++

Но если собрать вместе 10 современных архитектурных шедевров и разместить их на одной улице – получится ужас! К этому можно относиться по-разному в зависимости от следования той или иной национально-культурной традиции. Но мы – адепты европейской культуры, – культуры прожитого, но не изжитого гармоничного единообразия. Однако современность такова, что модернизм успел «проложить глубокую борозду» в архитектурном облике городов. Поэтому мир сегодня отличается большим разнообразием, чем прежде, и отношение к красоте в наше время иное, чем век тому назад.++++++

410a9493a677a89de49f2d6fbd7858c0.JPG

Город с красивыми крышами, оградами и фасадами, дошедшими до нас из прошлого, не сохранится в своем первозданном виде. Внедрение новых архитектурных форм в историческую среду – процесс неизбежный. Поэтому, не следует ли воспринимать тот или иной современный уникальный архитектурный объект, появившийся в зоне старой застройки, как дорогой камень в достойной исторической оправе? Естественно, нужно стремиться к тому, чтобы качество новых объектов было соответствующим… ++++++

Следует признать, что в деле создания архитектурных контрастов и очень острых противоположностей в застройке города первыми, безусловно, были русские. В этом главная заслуга конструктивизма. Этот стиль сделал возможным саму ситуацию, когда современное наступает на старое и создает новый архитектурный, а вместе с ним – культурный слой. В результате, в городе возникает тот самый контраст, который становится центром всеобщего внимания, точкой притяжения и жителей и гостей.+++

____________________________________

Портфолио - http://www.speech.su/projects/+

92fa465d3dd12d5b13099dead72b234f.JPG

+

Комментарии