Илья Заливухин. Авторские практики

Подпишитесь на канал

«Строительный Эксперт» проводит серию публикаций, в которую войдут отдельные мысли ведущих российских архитекторов, прозвучавшие в лекционной части курса «Авторские практики». Лекция Ильи Заливухина проходила в декабре 2016 года в лекционном зале СМА.

Архитектор, градостроитель Илья Заливухин, генеральный директор проектной компании «Яузапроект».

e78d03660e7183ae671acf700de62fb6.jpg

Путь в профессию

Как и у большинства архитекторов, понимание задач, возлагаемых на архитектуру, пришло во время учебы МАрхИ. Два начальных года образования заняла общая подготовка. На 3-м курсе началось специализированное обучение. Это серьезная работа, направленная на профессиональное становление. Тогда же стали появляться мысли об архитектуре, многие из которых я развиваю до сих пор. Таким образом, мой путь в архитектурную и градостроительную профессию все еще продолжается.

Структура компании

Тот, кто намеревается создать собственную мастерскую, живет с ощущением, что она уже существует внутри него. Только спустя некоторое время архитектор начинает «обрастать» конкретными людьми, своими коллегами и единомышленниками.

Руковожу собственной проектной компанией уже 12 лет. Особенность нашей компании состоит в том, что мы решаем множество разноплановых проектных задач.Поэтому, та или иная схема общего управления проектом реализуется в зависимости от его сложности. Там, где речь идет о концепции развития города, этим занимается лично руководитель. Если проектируется жилой комплекс, то здесь часть командных функций возлагается на директора конкретного направления. Таких директоров несколько и каждый специализируется вотдельной отрасли проектирования.

Экономика проекта

Ценообразование в проектной деятельности диктует рынок. Проектирование жилья – это 1,0 – 1,3 тыс. руб./м2 и мы должны придерживаться этой ценовой «вилки». То же самое относится к мастер-планам и т.д.

Вместе с тем в последнее время ощущается тенденция проведения закрытых конкурсов на проектирование за очень «смешные» деньги. В частности это касается градостроительного проектирования. С одной стороны мы понимаем, что за минимальные средства, ассигнуемые заказчиком на проект, ничего хорошего не получится. С другой – нужно зарабатывать деньги. Поэтому мы придумали работать над такими малобюджетными проектами в форме ворк-шопа. На эти мероприятия, сопровождающиеся обязательным чтением тематических лекций, приходят люди, заинтересованные в приобретении новых знаний и навыков, включаются в совместную работу. В результате, общими усилиями удается выполнить проект при очень скромном финансировании.

Авторская архитектура

Если внутри архитектора живет «своя мастерская», то он развивается вместе с ней. Смотрит ли он на заграничные проекты, или придумывает что-то свое, у него будет доминировать желание сделать жизненное пространство человека более комфортным. В результате начинает вырабатываться собственная авторская манера, которая со временем начнет проявляться все отчетливее.

Даже если архитектор посвящает себя коммерческой архитектуре, он рано или поздно приобретет собственный авторский почерк.

Понятие «авторская архитектура» с полным правом распространяется и на крупные мастерские, с многочисленным коллективом. Сотрудники такой мастерской все вместе работают над общим замыслом. Следовательно, конечный результат следует расценивать как авторскую архитектуру конкретного бюро.

Проектный метод

Работа над проектом начинается с формулирования технического задания для себя. Пытаюсь понять те функциональные задачи, которые следует решить в процессе проектирования. Можно сказать иначе – ищу ответ на вопрос: что получит конкретный город от реализации проекта?

Отсюда представление о качестве проектирования: добротный архитектурный или градостроительный проект – это то, что улучшает территорию и помогает людям жить. Бывает, что архитектурно очень красивый дом поставлен так, что создает людям лишние проблемы, то есть такие, которых раньше не было. И наоборот: здание с очень простым фасадом, для которого найдено правильное место, формирует среду с дополнительными полезными для человека свойствами.

Качество любого проектирования – объемного или градостроительного, в степени участия в формировании полезной и нужной человеку активной и интересной городской среды.

Пример без тени критики. Элитный жилой район «Золотая миля» между Остоженкой и Пречистенской набережной в Москве. Очень красивая архитектура, но в этой застройке изначально не была предусмотрена некая градостроительная активность в виде магазинов, баров, открытых пространств и других объектов общественного назначения. В итоге получился тихий спальный район с эффектными фасадами, но там никто не гуляет, нет потока людей. Я не против спальных районов в центре города, но в них должны быть центры человеческого притяжения, наполняющие эти пространства жизнью.

Современный российский рынок архитектурных услуг

В любой стране состояние рынка архитектурных услуг напрямую зависит от девелоперской активности. За границей действует правило, в соответствии с которым архитектор в отношении проектируемого им участка может выступать в качестве девелопера. Чем больше девелоперов вовлечено в рыночный процесс, тем более востребованы архитекторы.

Как на этом фоне выглядит российский рынок архитектурных услуг? У нас все определяют крупные застройщики, постоянно работающие с узким кругом хорошо известных им архитекторов. Но таких застройщиков мало, и наш архитектурный рынок, испытывая острый дефицит в девелоперах, не может нормально существовать и развиваться. Нужно много мелких девелоперов, тогда резко повысится спрос на архитектурные услуги.

В России только сейчас начинают готовить соответствующие поправки в Градкодекс. Возможно, принятие этих поправок позволить заново «открыть» архитектурный рынок, чтобы каждый его участник мог стать или девелопером, или получил бы доступ к девелопменту. Если это произойдет, то есть надежда на оживление архитектурного процесса в России.

В нынешней рыночной ситуации каждая архитектурная мастерская выживает по-своему. Мы выбрали для себя градостроительную нишу. Время от времени появляются крупные градостроительные проекты, направленные на развитие центров больших городов. Нашу компанию приглашают для работы над проектом и консультаций. Все это, естественно, связано с установлением контактов с местными городскими властями. Следующий этап – мы знакомим руководство города с нашими градостроительными идеями и предложениями. Далее появляется девелопер, который выкупает «наш» участок и т.д. Это проверенный способ получения заказа и до сих пор он работает безотказно.

В рамках градостроительной деятельности мы постоянно стремимся сформировать свой маленький архитектурный рынок, чтобы проектировать для разрабатываемой нами территории конкретные объекты – жилые, инфраструктурные и др.

5afb1ae4cb7032a40780f63a91bffcc1.JPG

Рынок проектных услуг в градостроительстве

В России огромное количество существующих городских территорий, но для их развития нужны градостроительные проекты, которых нет.

Комплексные проекты развития городов имеют настолько общее содержание, что на этой основе невозможно вести дальнейшую урбанистическую проработку, то есть заниматься дизайном городской среды. Градостроительный проект – это промежуточное или связующее звено между проектом комплексным и урбанистическим, и это звено сегодня отсутствует. Поэтому наши города лишены качественной среды обитания людей.

Ситуация усугубляется тем, что сейчас ветшают панельные жилые дома, построенные в 1970-е гг. Людей из этих домов нужно куда-то переселять, но это невозможно сделать при отсутствии градостроительной проработки территории города. Такая проблема сейчас стоит в Челябинске, а это город с населением 1,5 млн человек. Другой пример – московские спальные районы, жилая застройка которых придет в негодность через 50 лет… Это значит, что градостроительные проекты не просто должны быть, но их требуется постоянно перерабатывать в зависимости от изменяющихся условий.

Поэтому градостроительное проектирование – это колоссальный рынок. Если правильно понимать задачи и предлагать верные и понятные их решения, то всю оставшуюся жизнь можно заниматься только реорганизацией уже освоенных городских территорий, то есть градостроительным проектированием.

Успешный бизнес в архитектуре

В архитектуре невозможно все мерить деньгами, хотя они, безусловно, должны быть просто для поддержания работоспособности мастерской. Для меня успех в работе архитектора состоит из двух основных слагающих:

- увлеченность архитектора делом, которым он занят;

- работа, выполняемая архитектором, должна быть интересна и понятна другим людям.

Кроме того, в «формуле» успеха следует учитывать временную составляющую. Если то, что сделал архитектор, будет существовать хотя-бы в течение нескольких десятков лет – это тоже успех.

Профессиональная этика

Считаю не этичным разрушение объектов культурного наследия и строительство в парках. Все остальное – можно.

Очень хочется продолжить работу Л. Лисицкого по созданию «лежащих небоскребов». Идея чрезвычайно интересная и плодотворная в наше время. Нигде в мире нет частной собственности на воздух. Поэтому в центральной части города можно найти небольшие участки земли, поставить на них опоры и дальше развивать здание по горизонтали.

Вероятно, любители охранять старину придут от этой идеи в шок… Я не против исторической застройки, очень люблю старые дома, но я не понимаю, почему в центре современного города нужно строить здания не выше 3-х этажей?

Архитектурные конкурсы

Конкурсы должны проводиться только на основании четко сформулированного ТЗ. Конкурс – это своего рода лекарство от конкретной болезни, но не средство от всех заболеваний, которым можно лечить и диарею и насморк.

Потенциал архитектуры позволяет успешно решать очень многие задачи. Поэтому и конкурсов должно быть много, и проводиться они должны часто, с большим количеством участников. Тогда можно устраивать конкурсы на каждый отдельный дом, как это делается во всем мире. Но при острой нехватке девелоперов – инициаторов конкурсов, у нас такая практика пока невозможна.

Архитектура в будущем

Будущее архитектуры связываю с градостроительством. Создавать архитектуру в виде отдельных зданий невозможно даже сейчас, а в будущем – тем более. Вначале – комплексное развитие территории потому, что это диалог с властями, жителями, представителями деловых кругов и т.д. Только пройдя через этот процесс можно заниматься архитектурой конкретных объектов.

Объемная архитектура в перспективе, в конце концов, превратится в искусство режиссуры. Архитектор начнет ставить во главу угла такие категории как «действие» и «процесс». Эта тенденция уже сегодня набирает силу, а в будущем станет доминирующей.   

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!