Что может заставить дизайнеров возненавидеть строителей? В чем главные сложности взаимоотношений? Реально ли достичь полного взаимопонимания между ключевыми подрядчиками на объекте? И что во всем этом «хрупком мире» делать заказчику?
Представьте группу людей, которые в лодке с хрупким стеклянным дном идут по морю, время от времени передавая друг другу тяжелый кирпич. Этот камень может упасть и разбить дно, потопив всех из-за того, что один не позаботился на совесть вложить предмет в руки другому. В комплексной реализации строительных проектов происходит примерно то же самое: мало кто задумывается о качестве результата или информации, которую передает следующему звену.
И проблемы, как снежный ком, начинают расти. Страдают, в первую очередь, качество объекта и кошелек клиента. Хотел обсудить эту тему с точки зрения опыта и профессионализма давно и настолько сильно, что не уместился в одну статью. Будет 2 части.
Всё не то, всё не так
Заказчики, дизайнеры и строители, которые делали ремонт по дизайн-проекту, прекрасно меня поймут. Возьмём неправильно выставленные стены: в проекте указаны одни размеры, а по факту – другие. В разбирательствах начинается самое интересное: дизайнер винит строителей в очевидной ошибке, господа строители винят дизайнера в низком качестве чертежей. И каждый по-своему прав. А кто тогда виноват?
Еще одна ситуация: на стыках чистовых покрытий полов получился перепад, клиент запинается об образовавшийся порог. И опять начинается словесная карусель в поисках правды – кто не продумал, а кто не подумал прежде, чем делать.
Таких историй сотни: светильник свалился с потолка, потому что не предусмотрели закладные для него. Телевизор не крепится к стене. Унитаз невозможно смонтировать в указанное проектом место; через 2 недели засорилась канализационная труба. Невозможно подключить раковину, надо менять размеры водорозеток по уже сделанной стене. Мебель не устанавливается в нужное место. Выбиваются пробки при включении оборудования, так как заранее не рассчитали нужную мощность. Постоянно возникают доп. работы от «строителей» со словами: «А мы об этом не договаривались, сделать это стоит других денег!».
Всё это – реальные проблемы, возникающие на объекте, где далекому от строительства и проектирования несчастному заказчику нередко приходится разбираться самому. Многое из этого можно предусмотреть и ликвидировать еще на ранних стадиях. Однако безграмотное управление проектом и отсутствие необходимых профессиональных навыков у дизайнеров и строителей, а часто и вовсе гордыня, ставят на этом крест.
Что же губит объект?
Перед написанием этой статьи, в течение 2-х месяцев я брал короткие интервью у архитекторов и дизайнеров, проектировщиков и строителей, у самих заказчиков. Вышло без малого 140 «анкет», которые дают мне право объективно рассуждать и делиться с вами, дорогие читатели, о том, что же волнует каждую сторону. С какими сложностями приходится сталкиваться? В чем каждая сторона видит корень проблем?
Согласитесь, гораздо проще, не разобравшись, навесить негативный ярлык «бракоделов» на строителей, а на дизайнера с архитектором – метку «пустого художника несбыточных картинок». Это при том, что в самом начале каждый исполнитель с лучшими намерениями подходит к реализации проекта.
Что портит отношения между заказчиком, дизайнером и строителем? Существует ли иной, успешный путь? Не буду затрагивать психологическую сторону взаимодействия, всё-таки я специалист не в психологии, а в комплексной реализации строительных проектов. Поэтому затрону лишь этапы, простое соблюдение которых позволит сделать всё, как надо, а позитивный психологический фон – поддержать искреннее и уважительное отношение к своим коллегам и заказчику.
Рейтинг жалоб
Позвольте для начала привести результаты опроса. Начну с дизайнеров и архитекторов, которые чаще всего жаловались на:
- 3 место: низкое качество работ строителей и срывы сроков сдачи;
- 2 место: желание строителей пойти легким путем. Отойти от проектных решений и, нередко критикуя дизайн-проект, договариваться с заказчиками напрямую (что в большинстве случаях перечёркивает всю авторскую задумку);
- 1 место: невнимательность строителей в чтении чертежей.
Строители не остались в стороне. Их рейтинг недовольства в работе с дизайнерами и архитекторами:
- 3 место: перебои в доставке чистовых материалов, которые заказывает дизайнер, что приводит к простою;
- 2 место: нереализуемые планировочные решения и архитектурные элементы, корректировка которых отнимает много времени при строительных работах;
- 1 место: низкая информативность рабочих чертежей, многое не ясно.
И завершили опрос «возмущений» важнейшие в этой цепочке люди – заказчики, которые чаще всего отмечали:
- 3 место: неоправданное «ожидание-реальность» проекта (другие цвета, пространство гораздо меньше, чем на визуализации; затянутые сроки сдачи работ строителями, столярами и другими подрядчиками; отсутствие исполнительных проектов);
- 2 место: низкое качество выполненных работ;
- 1 место: несогласованность действий дизайнера и строителей (это при том, что, среди опрошенных мной, больше половины клиентов заказывали дизайн-проект и строительные работы в одном месте, в известных студиях и компаниях).
Отдельно хочется отметить жалобы некоторых клиентов на необходимость постоянных проверок счетов, которые несправедливо завышаются дизайнерами и строителями.
Вот так получается: делаем одно дело, а как по-разному каждый его воспринимает! Взгляните на недовольства, стоящие на первом месте у дизайнеров и строителей: первые жалуются на невнимательность изучения строителями чертежей, вторые – на низкое качество этих чертежей. Или сравните, что стоит у них на втором месте… Нет последовательной координации действий.
Как успешно выстраивать совместную работу?
В процессе работ диалоги звучат следующим образом: «Как же эти строители достали! В проекте всё четко указано и прописано, опять всё по-своему…». На что строители отвечают: «И как нам нужно было это сделать, если это не будет держаться» и т.д. На лицо – обыкновенное недопонимание предстоящих задач и общих правил работ. Мнений несколько, а истина где-то посередине.
О золотой середине и хочу с вами порассуждать, поделиться подходами, которые помогают нам и нашим партнерам, дизайнерам и архитекторам «не топить общую лодку» – избегать многих ошибок и реализовывать объекты в срок, в бюджет и по технологиям, а клиентам – получить то, на что они рассчитывали. Так что же это за путь, и какие шаги включает в себя? Ответ прост: действовать сообща.
Любая грамотная реализация объекта включает в себя следующие этапы:
- Проектную разработку.
- Подготовку к реализации.
- Проведение строительно-монтажных работ.
- Снабжение объекта.
- Производство мебели, монтаж оборудования.
- Подготовку помещения для пользования.
Каждый этап содержит правильные действия, помогающие сохранить стеклянное дно лодки, и возможные ошибки, которые упавшим кирпичом могут пробить дно и потопить всех. Наша задача как профессионалов – успешно доплыть до финиша. В следующей части я максимально подробно опишу все 6 этапов в виде чек-листа: что нужно предусмотреть и как обойтись без потерь.
Вопрос читателям: а с какими сложностями сталкивались Вы в процессе ремонта?
Продолжение следует...
Станислав Гурьянов
Генеральный директор ООО "Сила
Ремонта"
Комментарии (0)