По материалам I Всероссийского форума «Малоэтажное строительство в России»
Сергей Колчин, архитектор, победитель конкурса EXTERIA Best House Award, член Совета экспертов интерьерного дизайна и архитектурной среды (CEID)
Малоэтажная архитектура – один из важнейших двигателей архитектурного рынка. Вот несколько примеров, подтверждающих эту мысль.
Архитектор Андреа Палладио в XVI в. проектируя частные дома, разработал метод, который в последующем позволил во всем мире создавать малоэтажную классическую архитектуру. Позже, в XVIII в. Клод Николя Леду определил, что внутри частной архитектуры форма может быть любой, и последствия этого открытия ощущаются и ныне. В ХХ в. Ле Корбюзье на примере малоэтажной архитектуры сформулировал важнейшую концепцию свободного плана, бесконечного этажа на свободных стойках и парящего фасада.
Фрэнк Ллойд Райт показал органическую архитектуру, вписанную в контекст. Роберт Вентури, строя «малоэтажку», последовательно разрабатывал принципы постмодернизма. Фрэнк Гэри, проектируя малоэтажные дома, оттачивал идею деконструктивизма. Адольф Лоос – архитектор ХХ в., вывел принцип иерархии пространств, показав, что план может быть нелинейным.
Жан Пруве на примере частных домов создавал первые префабы, распространив принцип модульности на строительство малоэтажного жилья. Луис Барраган исследовал историю национальной архитектуры и воздействие цвета на ее эмоциональное восприятие.
Конструктивизм XX в. не требует выявления персоналий. Важнее то, что в 1920–1930 гг. в СССР обсуждались два ключевых направления малоэтажного расселения – путем создания и развития больших городов и другое, минующее принципы урбанизма. В итоге урбанизм победил, и фокус архитектурной мысли ушел из российского пригорода. малоэтажная архитектура из предместий и дачных поселков пришла в крупные городские поселения.
Очень важный вопрос: что суммарно является наследием малоэтажной архитектуры для России? Это дачный «самострой», дома, которые никто не проектировал, их облик во многом сложился случайно. Проблема в том, что эту, никем не упорядоченную среду, мы бесконечно поглощаем и воспроизводим.
В России рынок частного архитектурного проектирования не развит по разным причинам. Во многом это связано с отсутствием регуляции. Вероятно, истоки этого явления следует искать в том, что в стране мало кто видит смысл в архитектуре. При этом смысловое содержание архитектуры легче воспринимается, если она малоэтажная, что подтверждается приведенными выше примерами. Наличие смысла – эффективный способ развития рынка малоэтажной архитектуры и, одновременно, простейший способ вхождения в него.
Развитие рынка «малоэтажки» приведет к оздоровлению всей сферы архитектурной деятельности. За этим должно последовать улучшение состояния среды, качества жизни людей.
Комментарии (0)