Подмосковье – лидер по благоустройству городской среды в России

Автор: Борис Скупов

По поручению губернатора Андрея Воробьева, впервые в Российской Федерации, в Московской области было сформировано региональное Министерство благоустройства. Потребность в создании такого исполнительного органа губернской власти вызвана возросшим масштабом реализации проектов комплексного преобразования облика городов и населенных пунктов Подмосковья.

Вновь созданное ведомство возглавил наш старый знакомый, член Союза Московских архитекторов, Хайкин Михаил Владимирович. Ранее Хайкин с мая 2015 года занимал должность первого замначальника Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области – главного архитектора Подмосковья. До этого Михаил Владимирович работал в Московском государственном строительном университете, ООО «БРТ РУС», ЗАО «Институт градостроительства» в качестве главного архитектора – первого заместителя генерального директора.

Начиная с ХIX века, в мировом сообществе сложилась устойчивая традиция: подводить 100-дневный итог существования нового института власти. Думаю, и нам не грех подвести первые итоги деятельности Министерства благоустройства Московской области.

Естественно, в рамках журнальной статьи невозможно осветить всю профильную деятельность министерства. Но некоторые вопросы мы сможем затронуть и обсудить.

В статье 10 «Положения о Министерстве благоустройства Московской области» рассматриваются следующие профильные направления (виды) деятельности:

  • Реализация государственной политики Московской области в сфере развития и обеспечения комфортности, эстетической привлекательности объектов благоустройства и элементов благоустройства;
  • Создание новых и повышение качественного состояния существующих дворовых и общественных территорий, в том числе пешеходных улиц и зон, площадей, улиц, скверов, бульваров, зон отдыха, садов, городских садов, въездных групп;
  • Создание новых и повышение качественного состояния систем наружного и архитектурно-художественного освещения.

Все эти вопросы интересны сами по себе, но требуют довольно подробного разъяснения отдельными работами.

Что подразумевает благоустройство городов и сельских поселений Московской области? О чём говорит Закон Московской области от 30.12.2014 года №191/2014 года «О благоустройстве Московской области» в редакции действующей 01.01.2019 года?

Термином «благоустройство» региональный закон определяет комплекс мероприятий по созданию и развитию, в том числе по проектированию, объектов благоустройства, направленный на обеспечение и повышение комфортности и безопасности условий жизнедеятельности граждан, улучшение состояния и эстетического восприятия территории Московской области.

Если говорить более доступным языком, то есть житейское определение «благоустройства» – это «устройство блага»: улучшение жизни населения, создание наиболее благоприятных и комфортных условий для проживания и здоровья человека.

Существует еще одно определение. Благоустройство территорий – это системный процесс по приведению в порядок дорог и тротуаров, детских площадок и фасадов зданий, бесперебойной работе системы уличного и придомового освещения,озеленения территорий, парков, скверов, окраска тротуарного и газонового ограждений, созданию фонтанов и цветников и многое другое.

В целом, благоустройство определяет качество жизни людей и культуру обустройства местожительства.

Почему так важно облагораживать территорию?

045cbfd2e08873d0d88f9a1f70b2e917.jpg

На сегодняшний день трудно представить себе среднестатистический двор в Подмосковье без привычных нашему взору детских площадок, зеленых насаждений и парковок. Комфортно ли будет людям проводить большую часть времени в неблагоустроенном дворе? Конечно, нет.

То же касается городских и сельских поселений Московской области: отсутствие мусорных контейнеров влечет за собой активное загрязнение среды, без деревьев и другой растительности ухудшается физическое и психическое здоровье, отсутствие мест для отдыха сказывается на общем самочувствии.

Именно поэтому благоустройство территории в Подмосковном регионе – серьезная проблема, решаемая на уровнях местной власти. Целью данных мероприятий является облагораживание как частных владений, так и городских территорий.

В мероприятия по облагораживанию территории входит широкий спектр работ. Начинается все с составления плана, который позволяет рационально зонировать участок. Все работы проводятся в соответствии с санитарными нормами и правилами.

Одна из основополагающих благоустройства – монтаж и прокладка сооружений, которые облегчают передвижение. К таковым относятся: тротуары, пандусы и пешеходные мостики, облагороженные опорные конструкции и лестницы.

Важно обеспечить комфортное передвижение для всех слоев населения, включая людей с ограниченными возможностями. Грамотно организованная дорожно-тропиночная сеть не только создает комфортные условия для передвижения, но и позволяет объединить различные формы рельефа на территории в единое целое.

Важную роль в благоустройстве территории занимают зеленые насаждения. Они улучшают экологическую ситуацию, делают участок эстетически приятным, положительно влияют на нервную систему человека.

К возведению зеленых насаждений относится посадка деревьев, организация цветников и клумб, схожие мероприятия. Наиболее популярно сейчас вертикальное озеленение, которое не только эффектно выглядит, но и способствует ионизации воздуха. Интересным решением станет организация садика на крыше дома.

Также мероприятия включают в себя работы по организации парковки, зон для отдыха, например, установку скамеек, детских площадок, которые должны быть строго огорожены.

В каждом муниципальном образовании должны быть свои правила благоустройства

Благоустройство – это отрасль, которая должна быть нормативно подкреплена. В каждом органе власти есть свои полномочия в этих вопросах. Следовательно, нормативная база должна носить системный характер, декларируемая региональным законом «О благоустройстве в Московской области», чтобы каждый определил свое место, свою роль и выполнял, что от него требуется. В законопроекте четко прописаны обязанности и права организаций и граждан в сфере благоустройства, а также ответственность, в случае нарушения правил.

Год тому назад 02.03.2018 года в Совете Федерации Российской федерации проводилось представительное совещание по вопросам эффективности деятельности региональных и муниципальных властей в сфере благоустройства.

Глава городского округа Домодедово Александр Двойных отметил, что закрепление ответственности за содержание общественных пространств и неразграниченных территорий – это очень важная тема. «Когда нет собственника, персональной ответственности, нет и порядка на территории. То же самое касается и собственности федеральных органов власти, или государственных компаний, которые находятся на территории муниципалитетов. У нас должен быть механизм эффективного взаимодействия с ними, возможность приведения в нормативное и приличное состояние этих территорий. Благоустройство – это, в первую очередь, полномочия муниципальных органов власти, мы видим, какие еще необходимы законодательные инструменты для наиболее эффективного выполнения этой работы, и предлагаем их», – комментирует Александр Двойных. 

В выступлениях участников совещания было предложено, чтобы в каждом муниципальном образовании должны появились свои правила благоустройства, которые можно было бы сравнить с правилами дорожного движения. И, действительно, мы же не идем посреди дороги, а, следуя голосу разума, выбираем безопасные пути движения. Необходимо в сфере благоустройства конкретно определить: что, как, когда и в каком объеме необходимо выполнить.

Ряд организационных вопросов, напрямую зависят от представительных органов власти: работа комиссий по благоустройству, работа с населением, организация сходов и так далее. Сфера деятельности исполнительных органов власти тоже нуждается в осмысленной организации.

В Подмосковье – особая региональная стать благоустройства и формирования комфортной городской среды

Московская область – один из крупнейших регионов Российской Федерации. По показателям социально-экономического развития она занимает ведущее положение не только среди субъектов Центрального федерального округа, но и в России.

Сегодня на территории Московского региона, имеющего самую высокую плотность населения в стране, реально проживает почти 20 млн. жителей, и там производится примерно треть ВВП России. Ежегодно столица и область строят свыше 10 млн. кв. м жилья.

И столица России, и Московский регион имеют хорошие перспективы развития. При этом следует констатировать: существующая ныне ситуация, особенно в сфере благоустройства выглядит несколько абсурдно.

И примеров тому много. На карте хорошо видно, что города Подмосковья, примыкающие к МКАД, расположены гораздо ближе к центру столицы, чем, скажем, Северное и Южное Бутово, Зеленоград и многие другие столичные микрорайоны и анклавы за Кольцевой автодорогой.

Администрация и министерства области расположены на территории столицы. При этом столичная элита, включая федеральную и городскую администрации, практически в полном составе живет в области.

Несколько миллионов жителей Подмосковья каждый день приезжают на работу в Москву. При этом каждый третий москвич в теплое время года, по возможности, живет на подмосковной даче. Жители области активно закупают товары в Москве, многие москвичи – в области.

Большинство экологически-небезопасных или малорентабельныех промышленных предприятий столицы не могут переехать в более подходящую для их деятельности область и сводят концы с концами только потому, что Москва не заинтересована отпускать налогоплательщиков в другой регион.

Работающие в столице жители области оставляют в городе огромные суммы налогов, а Московская область оттягивает из столицы налоги от покупок, которые москвичи делают в гипермаркетах, построенных за Кольцевой дорогой.

И, наконец, главное, что нужно учитывать – это грамотное прогнозирование развития региона, причем не в режиме оценки тенденций наращивания каких-то элементов в потенциале городской жизни, а в режиме серьезных экспертных исследований и оценок, которые связаны, в том числе, и с оценками численности и сфер занятости населения.

О проблемах вылетных магистралей Подмосковья

Благоустройство объединяет в себе вопросы как технического, так и санитарного характера и включает в себя различные отрасли, которые обеспечивают нормальный уровень и качество жизни населения.

Одной из таких важных отраслей является дорожное хозяйство, так как некачественные автомагистрали и недостаточное их количество приводят к появлению больших заторов на дорогах, что доставляет не только неудобства автомобилистам, но и влечет за собой большое количество выбросов углекислого газа в атмосферу.

Особенно трудной ситуация становится в летние месяцы, когда многие москвичи живут на дачах. Нелишне отметить, что дорожный сервис, благоустройство обочин и защитные барьеры зеленых насаждений не лезут ни в какие рамки мировых и европейских стандартов. Да, что далеко ходить – до белорусских недотягивают. За последнюю четверть в московском регионе сложилось уникальное определение объектов дорожной инфраструктуры – «Вылетная магистраль».

cc13d91760839ea169c4e49c5bb7a329.jpg

«Вылетная магистраль»– это шоссе, ведущее от МКАД за пределы Московской области. Всего в Московской области 23 таких магистрали, из них 13 федеральных и 10 региональных. Общая протяженность дорог составляет 1959,5 тысячи километров.

В среднем вылетная магистраль пересекает четыре муниципальных образования. Пять муниципальных образований приходится только на Щелковское шоссе, где самая большая площадь благоустройства (156,5 га) – городские округа Балашиха, Лосино-Петровский, Богородский, Черноголовка и Щелковский район.

К основным проблемам на вылетных магистралях относятся ветхие остановки, пешеходные переходы, сухостой, отсутствие озеленения, неопрятные заборы, часто – незаконная торговля, отсутствие опор освещения, ограждений.

Среди проблемных зон – старое Симферопольское, Волоколамское, Новорязанское, Щелковское, Ярославское, Горьковское, Пятницкое, Егорьевское, Носовихинское и Дмитровское шоссе.

С 2016 года региональные власти очень осознано подходят к решению вопросов по данной проблеме, благодаря чему интенсивно начались реконструкция и строительство дорог.

По поручению губернатора сейчас запускается большой проект по наведению порядка вдоль вылетных магистралей. В рамках этого проекта разрабатывается комплекс мер по обеспечению безопасности и формированию визуально привлекательного облика территорий вдоль магистралей, который будет реализован на 10 пилотных шоссе.

Один из реальных путей выхода из проблем вылетных магистралей развитие общественного транспорта. И, прежде всего, скоростных пассажирских поездов. А рядом со станциями в области нужно строить перехватывающие парковки. Тогда любой житель области сможет с комфортом доехать до московской электрички, а уже на ней – в столицу.

Решению проблемы способствовало бы продление радиальных линий московского метрополитена за МКАД и строительство на конечных станциях крупных перехватывающих узлов.

Особого внимания для разгрузки автомагистралей заслуживает речной транспорт столицы и подмосковного региона. Сегодня водные каналы используются только для грузовых перевозок и туристических экскурсий. В то время, как общественный речной транспорт мог бы взять на себя почти 1,5 млн пассажиров в летний сезон.

Новый подход к благоустройству парков Подмосковья

Еще одна важная проблема – вопрос о состоянии лесозащитной полосы. И, если для Москвы эта лесозащитная полоса действительно важнейший экологический фактор устойчивости города, то для области, по естественному пониманию ситуации, это зона максимального развития региона.

То есть здесь интересы Москвы и области могут приобрести противоположные векторы. Кроме проблемы сохранности лесов в регионе достаточно остро стоит проблема водообеспечения.

Исходя из этого, молодое Министерство благоустройства Московской области предложило совершенно новый подход к благоустройству парков Подмосковья.

Как заявил ранее Министр благоустройства Михаил Хайкин: «Мы должны не просто открыть парк или благоустроить территорию, а дальше развивать его. Мы в первую очередь должны думать, как максимально стимулировать приход частных инвесторов в такие проекты».

По словам министра: «Главной оценкой нашей работы в парках будет являться удовлетворенность жителей». Михаил Хайкин поручил провести опрос жителей, что, по их мнению, обязательно должно быть в парках.

В создании жемчужин благоустройства Подмосковья поможет японский опыт

Министр благоустройства поделился своим мнением о создании отдельно функционирующего регионального исполнительного органа. Это решение, в первую очередь, обусловлено запросом жителей на дальнейшие глубинные преобразования в области формирования комфортной городской среды в Подмосковье.

Поэтому, неудивительно, что руководством области уделяется все более пристальное внимание к этой сфере. Кроме того, городская среда включена в перечень стратегически важных направлений развития страны.

В качестве дополнительной задачи молодое министерство определило для себя ежегодное благоустройство нескольких знаковых для региона общественных пространств, которые должны стать, так называемыми, жемчужинами Московской области.

И здесь даже опыт благоустроителей далекой Японии пригодится.

Современные японские технологии благоустройства общественных пространств и дворовых территорий для формирования комфортной городской среды вполне приемлемы для Подмосковья и могут использоваться при проектировании концепции благоустройства в муниципальных образованиях Московской области. Об этом сообщил еще в 2017 году Евгений Хромушин, по итогам образовательной поездки делегации министерства ЖКХ Московской области в Японию.

По данному факту будет подготовлена, – естественно, после детального изучения, – отдельная работа автора.

Министр также отметил высокую степень заинтересованности японских властей в согласовании работ по благоустройству с общественностью. «В Кавасаки нам показали городской парк площадью, 2,2 гектара, на согласование перечня работ с жителями потребовалось два года и более 100 встреч. Понятно, что такие темпы благоустройства нас немного не устраивают, мы в своей практике используем более динамичный способ интернет-диалога с жителями.

Однако, при создании знаковых городских общественных пространств, я считаю, решающую роль должно играть именно личное общение с жителями, что называется лицом к лицу, для обсуждения всех вопросов, и ни в коем случае Интернет не должен заменять личного общения с жителями, но может эффективно его дополнять», – подытожил Евгений Хромушин.

Вывод

Благоустройство территории – важная часть создания комфортной для человека среды. Благодаря ей человек находится в безопасности, что способствует его оздоровлению как в физическом, так и психическом плане.

В классическом произведении русской литературы писателя Михаила Булгакова «Собачье сердце» его герой – профессор Преображенский констатирует: «Порядок в доме начинается с порядка мышления в голове».

Необходимо согласится, что благоустройство Московской области начинается не с поиска финансов для мощения улиц и других работ и мероприятий, а с повышения качества мышления. Должно быть такое устойчивое общественное мнение, которое бы всех заставляло думать одинаково в этом вопросе и действовать одинаково, и тогда те, кто отвечает за благоустройство, будут понимать, что и с них спрос будет.

Радует, что впервые в Российской Федерации выражено не только поощрительное и заботливое отношение представительской власти к сфере благоустройства , но и создан эффективный инструмент власти исполнительной – Министерство благоустройства Московской области.

И вдвойне радует, что Министерству благоустройства Постановлением Губернатора Московской области от 02 октября 2018 года №681/51 предусмотрено главной задачей не только осуществлять ряд функций главного распорядителя бюджетных средств в отношении бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы Московской области «Формирование современной комфортной городской среды» на 2018-2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 864/38 «Об утверждении государственной программы Московской области, «Формирование современной комфортной городской среды на 2018–2022 годы, но и заниматься формированием такого общественного мнения, чтобы каждому захотелось жить в благоустроенном городском и сельском поселении.

А воспитывать – прививать культуру благоустройства надо и у ребенка, и людей, достигших зрелого возраста. Если забор у школы заваливается, крыльцо заросло травой, нет цветников у сельсовета, а дом культуры без освещения и с обветшалым фасадом, то, что можно сказать об остальном. Поэтому власть в лице регионального министерства должна организовывать, мотивировать, стимулировать, координировать – то есть показывать пример живой и эффективно налаженной работы, привлекать общественные организации к активному участию в благоустройстве.

Комментарии