Крупнейшая в Арктике авария в довесок коронавирусу

Подпишитесь на канал

По формальным признакам авария от 29 мая 2020 в Норильске с каждым днем и часом становится крупнейшим известным разливом нефтепродуктов в российской Арктике, утверждают экологи Greenpeace.

Они сравнивают масштаб аварии с катастрофой танкера Exxon Valdez у берегов Аляски в 1989 году, ведь тогда в море вылилось около 35 000 тонн нефти. Тогда ущерб компании Exxon составил 1,2-1,15 млрд долларов (около 100 миллиардов рублей).

О чем речь

Авария на ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, дочерняя компания ГМК «Норильский никель») произошла 29 мая. Из-за проседания свай фундамента произошла разгерметизация одного из резервуаров, и на проезжую часть технологической дороги вылилось дизельное топливо.

Всего разлилось около 21 000 т нефтепродуктов, из них 6000 т попали в грунт, остальное — в реку Амбарную и ее приток Далдыкан, которые впадают в крупное озеро Пясино. Из этого озера вытекает река Пясина, впадающая в Карское море.

Общая площадь загрязнения, по данным красноярской прокуратуры, составила 180 000 кв. м. Предельно допустимые концентрации загрязнителей в реках, куда попало дизельное топливо, превышены в десятки тысяч раз, сообщил Росприрод надзор.

Глава Росприроднадзора Светлана Радионова, более всего знакомая с российской действительностью, предварительно оценила ущерб в «не один десяток, возможно, сотни миллиардов рублей».

Чтобы помнили

Выброс нефти из танкера «Эксон Валдиз» – катастрофа танкера компании Exxon. Авария произошла 23 марта 1989 года у берегов Аляски.

В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Было загрязнено нефтью около двух тысяч квадратных километров морских территорий.

Эта авария считалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила в Арктике.

На протяжении почти 20 лет после аварии группа учёных университета Северной Каролины изучала последствия и установила, что они длятся гораздо дольше, чем ожидалось, например для восстановления некоторых видов арктических обитателей потребуется 50 лет.

Экономика города ?? пострадала после катастрофы, снизившей численность лосося и сельди в районе. Несколько местных жителей, включая и бывшего мэра, покончили с собой после катастрофы.

Степень информированности граждан России

Что известно рядовому обывателю об аварии, которую сравнивают с севшим на риф танкером Exxon Valdez в 1989 году? Да практически ничего.

Даже наша системная оппозиция, обожающая такие «жаренные факты», как будто «в рот воды набрала». Координатору «Левого фронта» Сергею Удальцову попытавшему рассуждать о том, что ситуация с разливом нефтепродуктов в Норильске является демонстрацией «гнилой сущности российских олигархов», свои же соратники быстро дали понять, что он «не в строчку пишет».

Ведь авария произошла в компании «Норникель», принадлежащей небезызвестному Владимиру Потанину, который системно «поит и кормит «нашу системную оппозицию».

Краткая справка

Владимир Олегович Потанин (родился 3 января 1961 года в Москве, СССР) — российский предприниматель, государственный и политический деятель. Владелец и президент управляющей компании «Интеррос», одной из крупнейших в России (владеет пакетами акций ГМК «Норильский никель», компаний «Роза Хутор» и «Петровакс Фарм»), президент ГМК «Норильский никель», председатель попечительского совета Государственного Эрмитажа, основатель Благотворительного фонда В. Потанина.

Потанин — один из богатейших людей планеты. В 2020 году Потанин занял первую строчку рейтинга Forbes среди богатейших людей России с состоянием в 24,7 млрд долларов.

ГМК «Норникель» на особом счету в Российской Федерации

«Норникель», стоит напомнить, является одним из системообразующих предприятий в РФ, то есть в принципе на особом счету. Норильский комбинат — это 99,8% платиноидов России или 40% (!) мирового производства. Платина дороже золота — $13 млн за тонну. Еще дороже родий — $40 млн. По западным оценкам, Россия, то есть Норильск, производит около 100 тонн платиноидов в год.

Норильск — это, кроме платиноидов, еще и 96% российского кобальта, 90 — никеля, 54 — меди. И это при совсем невеликом населении — 250 тысяч. Дирекция комбината в начале 90-х все это акционировала, и было сколочено не одно состояние.

И, кстати, доходы владельца компании Владимира Потанина неуклонно растут. К примеру, по данным Forbes за 2019 год, Потанин увеличил свое состояние на 7,8 миллиардов долларов. К слову, тогда у Потанина, по подсчетам Forbes, насчитывалось 18,1 млрд долларов.

В 2020 году тот же Forbes привёл цифры состояния российского предпринимателя. По подсчетам издания, эти активы составляют 19 миллиардов и 700 миллионов долларов США.

Казалось бы, при таких доходах, наверное, можно было заняться инвестициями собственной инфраструктурой «Норникель» во избежание всякого рода инцидентов, аварий и катастроф.

Сами представители компании утверждают, что «из-за внезапного проседания опор, прослуживших более 30 лет без нареканий, получил повреждения резервуар хранения дизельного топлива».

Это упоминание тридцатилетнего возраста опор, автора (старого офицера МЧС) честно говоря, настораживают и наводит на определенные нехорошие мысли.

В отличии от финансирования системной оппозиции, в вопросах, которые касаются инфраструктурных проектов, собственники «Норникеля» ведут себя более чем экономно.

К примеру, в феврале 2020 года компания не согласилась брать на себя траты по реновации Норильска – города, который завязан на компанию практически полностью. Собственники корпорации заявили, что готовы профинансировать этот проект с государством совместно и только на 50%. Речь шла о 85 миллиардах рублей.

Помимо всего прочего, на новую инвестиционную программу до 2030 года Потанин попросил у Путина порядка 2,5 трлн рублей. В том числе и на комплекс ремонтных мероприятий.

Но, явно, с ремонтом что-то пошло не так, и сейчас выброс топлива грозит и внутренним водоемам, и Карскому морю, и почвам региона.

К слову, относительно недавно, несмотря на рост состояния и включение «Норникеля» в список системообразующих предприятий, Потанин оговорился, что по причине неоднозначной ситуации инвестиционные проекты «Норникеля» могут сдвинуться по времени.

Понятно, что «Норникель» — это системообразующее предприятие, и в рамках внесения в соответствующий список, и по факту.

Но вот как-то не очень заметна социальная ответственность собственников компании хотя бы на уровне охраны природы в регионе, не говоря уже про масштаб всей страны.

К слову, материалы для возбуждения уголовного дела уже переданы в МВД и краевую прокуратуру. Но будет ли дело возбуждено и чем оно в итоге закончится – остается пока неясным. Как и то, насколько пострадала и сможет ли быть восстановлена экология в районе выброса топлива?

В разгерметизированой емкости было запрещено хранение топлива

Ростехнадзор регулярно проверял ТЭЦ-3 и о проблемах с хранением топлива на предприятии было известно ещё во время проверок, проходивших несколько лет назад. В общей сложности в 2017-2018 годах надзорное ведомство выявило 33 нарушения, допущенных при эксплуатации площадки с резервуарами дизельного топлива.

Предписания о ремонте самих резервуаров предприятию выписывались ещё раньше – начиная с 2014 года. Но тогда речь шла о необходимости очистки от ржавчины наружной поверхности стенок и кровли резервуаров и восстановлении антикоррозионного покрытия. Кроме того, предприятию предписали провести неразрушающий контроль днища.

Однако при более поздних проверках выяснилось: нарушения устранены не были, а предписания не выполнены, зато были обнаружены другие проблемы: повреждение стен и кровли, смещение стеновых ограждений в зданиях, где находились задвижки резервуаров с топливом.

Специалисты, комментируя ситуацию с разливом солярки в ТЭЦ-3, напоминают ещё и о том, что большая часть оборудования, установленного на площадках хранения топлива, была выпущена лет 30-40 назад. При этом экспертизу промышленной безопасности на предприятии не проводили, мотивируя это тем, что «дальнейший срок безопасной эксплуатации не установлен».

«Резервуар был построен 35 лет назад по проекту, соответствует проекту. Экспертиза промышленной безопасности проводится регулярно», — выкручивается первый вице-президент, операционный директор компании «Норильский никель» Сергей Дьяченко.

Вот только регулярные проверки Ростехнадзора не касались того самого резервуара номер пять, где случилась авария. Вопрос почему?

«С 2016 года он, по данным компании, находится на ремонте, и об этом она ежегодно уведомляла Ростехнадзор. О том, что он вновь введен в эксплуатацию и наполнен дизтопливом, компания в Ростехнадзор не сообщала», — рассказал официальный представитель Ростехнадзора Андрей Виль.

А раз числится на ремонте, то и в план проверок цистерна не попадала.

Сотрудники ведомства также рассказали, что накануне руководство компании пыталось объясниться. Мол, не могли отправить сообщение о том, что заполнили резервуар топливом якобы из-за какой-то технической ошибки.

Но где тонко – там всегда и рвётся. Что и случилось 29 мая. Но возможно, что причины аварии и другие.

Подвело всеобщее потепление!

Генеральная прокуратура озвучила предварительную версию: авария произошла из-за просадки грунта под цистерной. Главным акционером Норильско-Таймырской энергетической компании является компания «Норникель». И там считают, что все дело в таянии вечной мерзлоты, то есть природа якобы не только жертва, но и виновница.

Как минимум компания, которая имеет такие колоссальные доходы, обязана была найти возможность, чтобы проводить какую-нибудь экспертизу и следить за таянием мерзлоты.

В «Норникеле» называют свою версию разлива топлива: под фундаментом хранилища внезапно просели сваи, хотя до этого они служили «без нареканий» более трёх десятков лет. Но, как оказалось, всех «подвела» вечная мерзлота.

По словам первого вице-президента, операционного директора компании «Норильский никель» Сергея Дяченко, из-за того, что в последнее время держится «аномально мягкая» для этих мест температура, произошло «растепление мерзлоты», что, надо полагать, было «совершенно неожиданным» моментом в условиях глобального потепления.

Опоры, на которых держался фундамент с огромной ёмкостью, внезапно просели. Причём всё произошло настолько быстро, а удар, из-за которого разгерметизировалось хранилище, настолько сильным, что «защитные системы не успели отреагировать».

Что именно подразумевается под «реакцией на удар», Дяченко не объяснил.

Зато известно, что такое «неожиданное растепление» могло быть менее неожиданным, если бы соответствующие специалисты имели возможность регулярно отслеживать состояние проветриваемых подполий зданий.

К сожалению, большинство компаний, которые работают в условиях Крайнего Севера, предпочитают не допускать профильных экспертов на свои территории для проведения необходимых исследований ровно до тех пор, пока не «грянет гром», как это случилось на ТЭЦ-3.

Мнение специалиста: «Экологической катастрофы в Норильске конечно не произошло, но экологическое преступление совершено».

Ссылки на «глобальное потепление», «таянье вечной мерзлоты» не более чем детский лепет солидных руководителей «Норникеля» и их экологическое преступление здесь на лицо.

Реакция властных структур

Власти вмешались в ситуацию лишь через два дня после аварии. Губернатор Александр Усс 3 июня доложил Владимиру Путину, что реальную картину происшествия чиновники узнали только после «после появления тревожащей информации в социальных сетях».

До этого, по его словам, компания сообщила о сгоревшем автомобиле и возможной разгерметизации емкости с топливом, но заверила, что экологического ущерба нет.

Глава МЧС Евгений Зиничев на совещании у Путина также сообщил, что о чрезвычайной ситуации ведомство узнало только 31 мая — до этого, по его словам, НТЭК пытался справиться своими силами.

Путина это возмутило. «Сергей Валерьевич, по вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? — потребовал он ответа у гендиректора НТЭК Сергея Липина, участвовавшего в совещании. — Мы чего, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли? У вас там все в порядке со здоровьем?»

Липин в ответ сообщил, что передал всю информацию по инструкции. Что тут сказать, когда на Военном совете автор данной статьи, оправдываясь, заявил о том, что неоднократно докладывал о предпосылках ЧП, генерал, ведущий совещание, прямо таки взорвался! В потоке жесткой брани ясно читался смысл: «Ты должен быть приехать в штаб с чемоданом камней и бросать их непрерывно в окна моего кабинета!»

Наш президент руководитель более чем корректный. Соответствующие органы разберутся, «что там от кого было передано, куда передано и какова была реакция», пообещал Путин.

Заключение

Главный вопрос на сегодня – что делать с разлившимся топливом. Река, в которую попало топливо, несудоходная, а в радиусе 20 км — бездорожье, рассказывал Усс Путину.

Остается собирать топливо и сжигать, но в таких масштабах Красноярскому краю работать еще не приходилось, признал он.

Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин в свою очередь призвал собирать топливо, в том числе с привлечением военных, использовать реагенты для утилизации и только в крайнем случае, «когда уже совсем будет тяжко, наверное, чего-то сжечь». Но «такой костер на такой площади» в Арктике, по его словам, станет «большой проблемой».

Глава Росприроднадзора Светлана Радионова на совещании в Норильске 4 июня пообещала, что при утилизации нефтепродуктов «никакого отжига не будет».

«Норникель» сообщил, что нашел нужные емкости для сбора и консервации топлива и скоро доставил их в Норильск.

4 июня UC Rusal (один из крупнейших акционеров «Норникеля» с долей 27,8%) заявил, что инициировал внеочередное заседание совета директоров из-за ситуации в Норильске. «UC Rusal настаивает на серьезном расследовании причин произошедшего для предотвращения подобных ситуаций в будущем», отметила компания.

Прокуратура возбудила уголовные дела по статьям «порча земли», «нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» и «загрязнение вод». Арестован начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 АО «НТЭК» Вячеслав Старостин.

Акции «Норникеля» на Московской бирже в четверг упали больше чем на 9%. На минимуме они падали до 19 738 рублей — это самая низкая цена с 23 апреля.

Но обо всем этом подробно автор расскажет в следующем материале.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!