Цифровая трансформация как мантра звучит отовсюду, но, если быть честным, мало кто представляет, как это будет выглядеть на самом деле. Первый принципиальный вклад в понимание трансформации внесла "Удалёнка"! Удалёнка убила коворкинги. Удалёнка начала менять объемы арендуемых площадей в офисных центрах и эту тенденцию цифровой трансформации офисов уже не остановить!
Все как бы понимают, что реальная цифровая трансформация - это не просто покупка и освоение нового ПО, это не просто приобретение еще более крутой техники и облепляющих её спутников-гаджетов-аксессуаров. Более продвинутые осознают, что компании должны изменяться и организационно, и с позиции бизнес-моделирования своей деятельности. Цифровая трансформация касается не только и не столько инструментария и механизмов использования IT-сервисов и ПО, сколько коренной ломки всей устоявшийся модели организации любого бизнеса, в том числе и привычного консервативного с переполненными людьми и бумагами кабинетами и столовыми. Пример такой кардинальной трансформации предлагается на рисунке ниже, но, разумеется, это своеобразный прообраз цифрового реинжиниринга или общая тенденция цифровой трансформации бизнес-среды.
В общем случае, базовая трансформация экосистемы любого бизнеса или отдельной взятой компании будет включать ряд ожидаемых этапов, которые полностью коррелируют с перечисленными выше стратегическими ориентирами цифровой трансформации систем управления. Если представить, что на представленном рисунке, пунктирная линия – это линия разделения основного бизнес-процесса от вспомогательных, сплошная одинарная линия – это условное разделение внутреннего аутсорсинга от вспомогательного бизнес-процесса, двойная сплошная линия – это разделение внешнего и внутреннего корпоративного аутсорсинга, то можно выделить следующие ключевые переделы цифровой трансформации архитектуры любого бизнеса, использующего распределенные сетевые IT-технологии:
1. Первый классический этап без использования информационных технологий: основной бизнес-процесс обслуживается техническим (справа) и методологическим (слева) сервисами;
2. Компьютерная автоматизация с персональными компьютерами: сопровождался сервисом поддержки ПО и оргтехники отдельно, при этом ремонт техники и создание ПО ушло на внутренний корпоративный аутсорсинг;
3. Серверная автоматизация с сетями и техникой общего пользования: использование общих продуктов и коллективной техники, объединение в сети, серверный сервис и обслуживание сетей администраторами отошло на внутренний аутсорсинг, а создание ПО и ремонт техники - вообще на внешний;
4. Создание корпоративных ЦОД с центрами управления облачными распределенными BIM-платформами и иными информационными сервисами, операторы которых сами уходят на внутренний корпоративный аутсорсинг: использование ПО становится внешним сервисом, а использование техники переходит в форму аренды серверов и удаленной IT-инфраструктуры;
5. Создание центра управления Единым Информационным Пространством с использованием ИИ и использованием распределенных баз данных, заполняемых с использованием Блок-чейн-технологий накопления стандартных элементных моделей. По сути, основными бизнес-процессами становятся сервисы по подключению и общению с ИИ, анализ библиотек данных и формирование заданий на разработку новых решений и продуктов с использованием существующих библиотек. Поддержка осуществляется на уровне корректировки и заполнение информационных разрывов, повышения эффективности работы сетей и центров, оптимизации сетевых платформ, стандартизации типовых процессов разработки ПО для них и т.п.
Как видно из всего выше сказанного, цифровая трансформация на организационном уровне может быть осуществлена не только на основе точного осознания и понимания видения будущего состава и архитектуры гибкой адаптированной единой информационной среды, но и на основании трансформации сознания всех участников бизнес-деятельности, от собственников до исполнителей всех уровней. И первая задача всех участников – научиться мыслить не текущими неэффективными бизнес-процессами, а сформулировать более эффективные деловые операции с использованием цифрового пространства и искусственного интеллекта. Давайте попробуем это сделать на примере этой самой Удалёнки.
Удалёнка стала первым элементом тотальной цифровой трансформации, но не стала объективно принятой всеми, просто потому, что сначала обосновалась на кухне. Причем - в буквальном смысле слова. Понятно, что просто поквартирная рассадка временно удаленного с рабочего места персонала - это не окончательное решение. Она всем порядком поднадоела и хотя дома работать просто и весело, но, чаще всего - малопродуктивно, особенно семейным в стесненных условиях. А если еще нужно место для расположения техники, инструмента и иной инфраструктуры рабочего места?
С другой стороны, все оценили и согласились с тем, что элитный некогда фриланс - это обычная "удалёнка", иногда весьма удобная. Для многих видов бизнеса (возможно исключение делается для секретных лабораторий, институтов и специальных установок) нет никакой необходимости собирать всех в одном месте, чтобы потом толкаться по коридорам, греть пищу в СВЧ-печках, не говоря об опасностях транспорта и времени, потраченного на доставку своего тела к рабочему креслу.
Напрашивается логичный компромисс или первое последствие цифровой трансформации, офисы компаний делятся на три базовых категории: Кабинеты и помещения постоянного присутствия, например кабинеты для руководителей, переговорные, маркет-плейсы и сервис. Вторая часть - офисные помещения переменной функциональности для периодически посещающих офис сотрудников и их очных встреч с руководителями, коллегами и просто для выполнения срочных задач. Нужны и спонтанные совещания, и встречи с клиентами и партнерами, но не всегда и не одновременно. Здесь автоматизированные рабочие места (АРМы) становятся общими и включаются по личному паролю кем угодно по потребности. Наконец, третья новая группа - это и есть Удалённые рабочие места (УРМы). Но не в квартирах, а в специальных офисах шаговой доступности.
Очевидно, что многим удалённым сотрудникам легче и удобнее выйти из квартиры и поработать вне её стен, но, при этом, не ехать через весь город в офис своей компании. Ведь достаточно выйти из квартиры, пешком дойти до своего а-ля Uber-офиса и поработать в распределённой корпоративной сети. При этом сотрудник и вне квартиры и в офисе компании, со всеми вытекающими отсюда инструментами контроля рабочего времени, производительности и загрузки. По сути мы говорим о возникновении нового типа офисов - офисов шаговой доступности (ОШГ), которые будут востребованы уже скоро и в большом объёме. Работать такие офисы будут по аналогии с аутстаффингом, когда в наём временно берётся не персонал, а рабочее место. Давайте назовем это условно - Outworkplacing, но суть от этого не меняется - это почасовая, посуточная, понедельная или помесячная аренда рабочего места с полным набором сервисов для работы: интернет, безопасность, обслуживание если надо, тишина и закрытость и т.д.
Эти новые офисы - это уже не просто рабочее пространство типа Open-space или шумные коворкинги. Это уединенные тихие рабочие места с возможностью индивидуализации и кастомизации под клиента. Это офисы капсульного типа, это закрытые или полузакрытые офисы купе и даже офисы-бутики. Можно смело утверждать, что офисная индустрия шаговой доступности - это наше ближайшее будущее и именно он сделает из бутиков торговых центров именно оригинальные бутиковые офисы, из больших кабинетов - в офисы-купе, из коворкингов - в капсульные офисы. Главное - шаговая доступность. С учетом того, что значительная часть торговли ушла в онлайн и торговым оператором скорее нужны склады и операционной зоной формирования товарных комплектов, торговые центры тоже встанут перед выбором - а не пора переквалифицироваться в капсульный ли бутиковый офис шаговой доступности?
Что мы получаем в результате? С одной стороны - компания снижает объёмы своих активных площадей, экономит на накладных, с другой стороны - не муки в квартире для сотрудников. Сетевые сервисы легко формируются в распределенные кабинеты соисполнителей, при этом они могут спокойно общаться, как-будто коллега сидит рядом за соседней перегородкой. Рабочее время экономится, человек живет в близкой ему социальной инфраструктуре, на занимает стоянки и транспорт лишний раз. Разумеется, можно иногда съездить в офис, но только для общения очного по необходимости. Работодатели могут даже не арендовать такие офисы сами, поскольку неизвестно, где и когда конкретному сотруднику удобнее поработать. Можно просто компенсировать затраты на офис в заработной плате или иным способом по подтверждающим документам. Безусловно, много вопросов возникает от служб информационной безопасности, от риск кибер-вмешательства в работу компании. Здесь, во-первых, сразу возможен сервис кабинетов разного уровня защищенности, что делает их дороже, но безопаснее. А это значит, что девелоперу капсульно-офисной недвижимости придется категорировать свои капсулы по типам защиты и уровню сервиса, например, даже по этажам. Во-вторых, компаниям придется развивать систему внутреннего кодирования со своими устройствами для шифрования и дешифровки. всё это тоже вопросы технического обеспечения сотрудников и создания сети собственных сетевых администраторов для быстрой помощи и поддержки.
Последний момент, который обычно забывают при старте цифровой трансформации в распределённые корпоративные структуры - это момент центрального сервиса по координации работы удаленных сотрудников. Кажется, что сначала для этого достаточно непосредственных руководителей. Но по мере роста числа УРМ, такой контакт теряется и контроль работы тоже уходит на второй план. Так или иначе придется делать диспетчерский центр по опросу результатов работы, фиксации выполнения заданий и ежедневной результативности. Иначе удаленка превратится в постоянные споры о том, кто и что сделал...
Комментарии (0)