Совершенно недавно, в декабре 2020 года состоялось онлайн-мероприятие "Практическая лаборатория управления строительством", организованная компанией Инфор-Медиа, которое стало первой попыткой (а может быть и отчасти блином-комом) поговорить исключительно об управлении проектами в строительстве.
На этом мероприятии был вступительный доклад на тему Специфики и классификации именно строительных проектов и, разумеется в силу нехватки времени, он оказался немного незавершенным. После мероприятия было несколько звонков, в которых респонденты просили или предоставить этот материал в текстовом виде или как-то его повторить вместе со слайдами. Отвечая на этот запрос, мы и сделали данную статью.
Прежде чем перейти непосредственно к обсуждению классификации строительных проектов, имеет смысл обратить внимание на то, что нас не интересует типовая классификация, обсуждаемая в учебных пособиях или иной образовательной литературе. Уникальность строительных проектов отмечена в Расширении PMBoK для строительной отрасли, но там тоже нет таких особенностей, которые можно было бы считать однозначно относимыми к строительной специфике. Мы будем рассматривать исключительно классификации строительных проектов, но, как обычно и бывает, начать придется с универсальной классификации проектов по типу участия. Это одна из ключевых классификаций, поскольку сразу делит все строительные проекты на самостоятельные группировки, которые и обсуждать надо автономно, а не в связи друг с другом, хотя в реальных проектах они тесно соприкасаются и взаимосвязаны. Если эту тему кто-то и так хорошо знает - не тратьте время, материал для начинающих. И так, начинаем!
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО РОЛИ В ПРОЕКТЕ.
Это наиболее важная и, можно сказать, базовая классификация, которую часто не ощущают и не понимают проектные менеджеры, пришедшие не из строительной среды. Для них любой строительный проект – это какой-то общий проект для всех участников. Хотя надо однозначно пониматься, что у каждого участника строительного процесса – свой собственный проект.
Рис.1 Типовая классификация по роли в строительном проекте. |
Почему именно эти строительные проекты надо отличать? Обычно инициаторы проекта начинают думать о построении системы управления проектом только после принятия окончательного решения об инвестициях, вступая, по сути, на «тропу» непредсказуемости. Разумеется, эффективная модель управления строительным проектом зависит и от условий реализации проекта, характера условий контрактации, и от требований местных законодательных актов и политики местных властей, от множества иных факторов, которые нами часто воспринимаются обыденно. С учётом навязанной многими стандартами УП методологии, мы волей-неволей, считаем, что все проекты реализуются по единой управленческой методологии и главная задача руководителей проекта – правильно сформулировать исходные требования и условия реализации. То есть и Заказчики, и Подрядчики, априори, реализуют какой-то виртуальный единый проект. Конечно это не так и понимание того, какой именно проект вы реализуете – основа эффективной системы управления такими проектами.
Правильное понимание специфики проекта может подтолкнуть и к выбору правильной методологии его реализации. И, скорее всего, она во многом будет не совпадать, а иногда, даже, противоречить общепринятым правилам УП. Ключевая классификация по роли подразумевает, что есть проекты (см. Рис.1):
1.1 Инвестиционно-строительные проекты. Это проекты Инвестора, Заказчика, Застройщика, Государства как будущего владельца и пользователя, это проекты тех, кому, в первую очередь нужен объект недвижимости как инструмент достижения целей проекта. Нередко в литературе можно встретить «строительные проекты», которые в большей степени отражают желание отнести проект именно к строительной отрасли, нежели к виду проектов. Но все проекты, связанные с созданием или изменением объектов недвижимости, так или иначе, меняют ценность недвижимости как актива, а значит требуют прямых инвестиций. Поэтому словосочетание «инвестиционно-строительные проекты» - является оптимальным для выделения аналитической группы проектов, имеющих специфичный набор характерных признаков и свойств.
1.2 Инжиниринговые проекты (Проекты Исполнителей). Противоположным для инвестиционно-строительных проектов являются инжиниринговые проекты, то есть проекты самих подрядчиков, проектировщиков, консультантов, поставщиков и т.п. Исполнителей. Почему они инжиниринговые? Потому что все они связаны с предоставлением инженерных услуг на той или иной договорной основе. При этом целью таких проектов являются не построенный объект для Заказчика (это просто условие договора), а полученная проектная прибыль за представление строительно-монтажных услуг при создании некоего конкретного уникального объекта недвижимости. Если для Заказчика любой проект – это центр генерации затрат или центр инвестиций, то для исполнителя такой проект – это центр прибыли или выручки. Соответственно, один и тот же проект для разных участников имеет совершенно разные подходы к управлению внутри компании.
1.3 Девелоперские проекты (Интегральные проекты). Основным отличием девелоперских от чисто инвестиционно-строительных (где Заказчик, чаще всего – компания процессного бизнеса) и инжиниринговых (где подрядчик – всегда проектно-ориентированный бизнес), девелоперские проекты несут в себе двукратную двойственность. С одной стороны, это проекты проектно-ориентированного Заказчика, с другой стороны, сам Девелопер всегда выступает в качестве поставщика продукции – готовой недвижимости, то есть является одновременно и Исполнителем. И что еще более важно, чаще всего является процессным исполнителем, что вносит свои коррективы в организацию сбытовой функции. Иногда такие проекты называют интегральными, поскольку в них девелопер находится в 2-х ипостасях, но именно такие проекты являются лучшей базов развития партнерских проектов типа BIM-IPD-контрактов.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ТИПУ КОНТРАКТНОЙ МОДЕЛИ.
Казалось бы, классификация по роли в проекте достаточно полно описывает три ключевых системы отношений участников проектов, но и она, в свою очередь формирует новый базис для классификации проектов по типу контрактной модели. По сути, мы говорим о том, что даже несмотря на наличие проектов Исполнителей, нет необходимости выполнять работы с привлечением сторонних аутсорсинговых ресурсов, хотя это тоже одна из ключевых особенностей строительных проектов. По сути, это определяющая их специфическая черта. Но и в ней могут быть исключения, потому проекты без привлечения внешних соисполнителей, обычно, самые экономные для Заказчика, если он в силах своими силами закрыть весь спектр инженерных услуг сторонних соисполнителей. Давайте посмотрим на эту классификацию подробнее. Условно по типу контрактации проекты можно разделить на три типа:
2.1 Хозяйственные проекты (автопроекты): Автопроекты - это проекты, которые инициирует и исполняет сам Заказчик исключительно собственными силами. Например, вы решили сделать в квартире ремонт своими руками. Никто не запрещает, а может даже вы сделаете лучше, чем кто-то. Такие же проекты есть и в бизнесе, например, если крупный заказчик решил простроить новый цех хозспособом- это автопроект, а если строительная компания сама для себя решила построить новый офис собственными же внутренними ресурсами - это тоже автопроект. Как видно, автопроект - это такой проект, который для Заказчика важен не доходностью в будущем, а скорее – обойтись минимальными затратами и иными очевидными выгодами от собственного исполнения. Хозяйственный способ строительства – это форма организации строительных работ, при которой работы выполняются собственными силами Заказчика или Заказчика-застройщика, без привлечения сторонних подрядных организаций. Строительство хозяйственным способом является самым дешевым вариантом достижения инвестиционных целей в области недвижимости. Строительство хозяйственным способом предполагает, что Инвестор сам выступает и в роли Заказчика, и в роли финансового оператора и управляющего проектом.
2.2 Подрядные проекты (заказ-проекты) - это такие проекты, в которых Заказчик на 100% использует услуги исполнителей, от составления и обоснования ТЗ, до управления проектом и сдачи в работу. Например, если вы решили себя подстричь или вставить имплант, то вы скорее всего на 100% доверитесь специалистам и в лучшем случае обговорите свои пожелания, страхи (риски) и требования. Это же касается и бизнеса. В этой ситуации такой проект для Заказчика является заказом, а для исполнителя заказ-проектом. то есть строительная компания может иметь внутри себя набор автопроектов и набор заказ-проектов. Таким образом, и управление проектами будет строиться по совершенно разным управленческим парадигмам и набором условий. Реализация подобных проектов чаще всего осуществляется посредством создания специальной службы по управлению проектом (ЕРСМ-подрядчик, Технический Заказчик, PMC-подрядчик, УК проекта и т.п.), которая может быть, как инсорсинговой (Служба капитального строительство Заказчика), так и аутсорсинговой (привлечение стороннего квалифицированного инженера-консультанта) на условиях «AtRisk - Под риск» или «ForFee - За вознаграждение».
2.3 Комбинированные проекты (микст-проекты)- это комбинация вышестоящих двух проектов, поскольку в чистом виде реализация проекта только собственными силами или только силами нанятых исполнителей - затруднительна. В той или иной степени, приходится в автопроект привлекать частично соисполнителей, но на часть работ, которая для этих соисполнителей вполне себе заказ-проект. В то же время, заказ-проект частично выполняется собственными силами, например, в части управления сроками, стоимостью и контроля, что является типичными функциями технического Заказчика. Степень комбинирования МИКСТ-проекта - это всегда и есть вопрос договорных отношений и распределение функционала проекта среди его участников.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ТИПУ ИНВЕСТИЦИОННОЙ МОДЕЛИ.
После определения базовых типов строительных проектов, можно тщательнее присмотреться к классификации инвестиционно-строительных проектов (Далее – ИСП), поскольку именно они и формируют ключевую нишу для строительной отрасли. По большому счету, мы часто называем строителями тех, кто непосредственно выполняет строительно-монтажные работы, хотя это не так. Они предоставляют инженерно-технические услуги по возведению физического объекта, а сами строители – это как раз те, кто решает, что и как строить, и за чей счет! То есть инвесторы – более важные участники строительной отрасли! Соответственно, развивая определение строительного проекта, можно сказать, что ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ – это любое, ограниченное временными рамками, инвестиционное предприятие, направленное на создание нового или изменение уникального объекта недвижимости, функционирование, которого и необходимо для достижения целей.
В отличие от других строительных проектов, именно инвестиционно-строительные проекты затрагивают большое количество заинтересованных сторон (стейк-холдеров), с различными ожиданиями от проекта, которые в других типах проектов вообще не присутствуют, не проявляются или не могут появиться в силу специфики проектов. В строительные проекты вовлечены десятки стейк-холдеров: регулирующие органы, налогоплательщики, инвесторы, исполнители, жители, работодатели и деловое окружение бизнеса в целом. Любой ИСП проект может не только дать толчок развитию экономики города или региона, но и создать целую цепочку кластерно-сетевых коммуникаций, ведущих к повышению экономической активности населения и повышения уровня его удовлетворенности. Очевидно, что роль ИСП в макроэкономике любой страны невозможно переоценить. Если, как было отмечено, количественная доля ИСП в глобальном портфеле уступает доле прочих проектов, то стоимостное наполнение значительно превышает их по всем параметрам. При этом, вопрос эффективности таких проектов становится краеугольным камнем в экономике в целом, ибо их неэффективность легко перекрывает эффективность совокупности прочих проектов. Поэтому первый тип классификации ИСП – это классификация по типу инвестиционной модели, или по типу источника выручки в проекте (см. Рис.2):
3.1 Проекты расширения. Очень часто именно эти проекты называют проектами развития, хотя это серьёзная семантическая ошибка. Все проекты, направленные на увеличение объёма продаж – это проекты расширения. Это может быть экстенсивное расширение, когда мы или строим новые производства, или осваиваем новые месторождения, мы строим новые продуктопроводы и всё, что будет давать дополнительную продукцию на рынок – это всё расширение. Это может быть интенсивное расширение, когда мы делаем проекты по увеличению производительности – то же самое, это проекты расширения. Проекты расширения – это проекты, в которых инвестируют, например, 1 млрд., чтобы заработать 2 млрд. за срок реализации проекты и прибыль выше среднерыночной.
Рис.2 Классификация по виду инвестиционной модели. |
3.2 Проекты развития. В отличие от проектов расширения, проект развития предполагают борьбу с потерями, борьбу за экономию, уменьшение издержек и ущерба от рисковых событий. Иными словами, если наша линия может производить 100 тысяч единиц продукции, но из-за постоянных остановов мы производим 80%, то проект повышения эффективности, например, установка новой системы контроля качества – это проект развития. Выручка тотально не увеличивается, а эффективность прирастает значительно. Условно, это проекты, когда мы тратим 1 млрд. чтобы не терять постоянно по 2 млрд. в год или месяц. Поэтому и выручка такого проекта считается от дополнительной прибыли, дополнительной выручки, от экономии на ремонтах и иных косвенных показателях, показывающих однозначную эффективность такого новшества. Именно потому это и называется проектами развития. Сюда же относятся и проекты Lean-менеджмента.
3.3 Комбинированные или гибридные проекты. Редко так бывает, чтобы проект рассматривался только с одной стороны, либо развития, либо расширения. Так или иначе, при расширении стоит учитывать инновации и новые технологии сбережения ресурсов, а при реализации проектов развития всегда можно учитывать возможности высвобождения мощностей или площадей под расширение. Кроме того, существуют проекты развития, в рамках которых может быть реализована задача производства той или иной продукции или увеличения объема производства основного потребителя результатов такого проекта. Например, проект реконструкции ГАЭС, который по сути является проектом развития, т.к. целевая эффективность ГАЭС – это накопление потенциальной энергии для других ГЭС, но присутствует и вторичная эффективность – производство дополнительной энергии.
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСП РАСШИРЕНИЯ ПО ВИДУ ИНВЕСТИЦИЙ.
Углубление классификации именно инвестиционно-строительных проектов расширения можно вести в направлении детализации целей инвестиций, поскольку именно они и формируют ключевую нишу для развития экономики страны в целом. Такая классификация, прежде всего, позволяет не только структурировать инвестиционную и инновацию деятельность экономических институтов, но и оценить перспективы целесообразности инвестиций исходя из тарифной политики в той или иной подотрасли народного хозяйства. Давайте посмотрим на ИСП расширения подробнее (см. Рис.3):
4.1 ИСП заполняющих инвестиций. Заполняющие ИСП – это проекты, которые направлены на покрытие положительного разрыва между спросом и предложением. Основным фактором эффективности такого проекта является оценка степени приближения к точке рыночного насыщения (равенства спроса и предложения): чем ближе к этой точке, тем сильнее конкуренция, а значит меньше маржа и больше рисков, а значит и требования к надежности и точности резко возрастают. Борьба за потребителя усиливается и требуются дополнительные вложения в маркетинг, продвижение и сбыт, для чего требуются существенные инновации в производстве.
Рис.3 Классификация проектов расширения по типам инвестиций. |
4.2 ИСП замещающих инвестиций. Этот вид ИСП расширения отчасти появляется именно в точке рыночного насыщения, когда динамика и волатильность на рынке не позволяет принимать стратегические инвестиционные решения, они появляются по мере выбытия из отрасли тех или иных активов. Причин выбытия может быть много, но любое выбытие – это окно для входа на рынок новых игроков или расширение доли присутствия на рынке у текущих операторов. Основное отличие замещающих ИСП – это опора на закрытый устоявшийся тариф рынка и учет объема замещения. Иными словами, не каждый объем замещения может быть достаточным для обоснования инвестиций, но, если его не занять – это станет проектом расширения у конкурента. Иногда приходится заходить в рынок с небольшим объёмом производства и низкой рентабельностью, но делать его старт-ап проектом инвестиционного веера для будущего расширения.
4.3 ИСП генерирующих (инновационных) инвестиций. Это самый интересный вид ИСП расширения, поскольку именно такие проекты впервые создают поток нового предложения и, соответственно, генерируют спрос. По сути, такой проект на рынке определенной продукции всегда первый, любой второй проект – это уже ИСП расширения, проект, который идет по протоптанной тропинке. Именно инновационные проекты самые сложные с точки зрения гарантии возвратности инвестиций и их часто называют венчурными проектами. Есть большой набор инструментов снижения рисков венчурных проектов, но практически всегда Инвесторы находятся перед коллизией выбора: рискнуть и первым стать на рынке генератором тарифа или дождаться других «пионеров» рынка и идти по пути заполняющего ИСП? Решением такой коллизии может стать своеобразный итерационный подход к инвестициям в инновационные продукты, а соответственно, и в строительство инновационных производств, который мы условно назвали «Технологией инвестиционного веера». Эта технология как раз предполагает постепенный рост инвестиций в CAPEX на каждом следующем шаге маркетингового анализа. Эта же технология характеризуется и своеобразным самофинансированием следующего этапа, где-то полным, где-то частичным, но позволяющим создать для инвесторов более понятную картину будущих продаж. С точки зрения вариации центров добавленной стоимости может быть реализовано два вида такого подхода: продуктовый веер или сервисный веер.
5. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕНЧУРНЫХ ИСП ПО ОТНОШЕНИЮ К РИСКУ.
Для того чтобы технология «Инвестиционного веера» стала более понятной, мы обсудим детальнее классификацию именно венчурных ИСП расширения, то есть проектов генерирующих инвестиций и инноваций. Здесь надо сразу отметить, что такая классификация может породить некую дискуссию об инновационных проектах, которые, тоже, могут быть и проектами развития. Многие новые производства, промышленные объекты, даже если они своей базовой технологии повторяют известные десятилетиями решения, считаются инновационными в силу качественного изменения определённых параметров производства: производительности труда, объема продукции и мощности, энергоэффективности и себестоимости, экологичности и социальной полезности. Но поскольку мы говорим сегодня об инновационной продукции, то дискуссию об инновационных технологиях оставим для проектов развития. С точки зрения объема венчурных инвестиций, запускаемых в инновационный венчурный ИСП, проекты можно поделить следующим образом:
5.1 Экспериментальный ИСП– это специально созданное предприятие или совокупность ресурсов, чаще всего очень гибкого характера, в котором новая технология или новое изделие отрабатывается на столь малых объемах, что пока не представляет интереса для рынка. Главная задача – понять преимущества и недостатки технологии, специфику технологических процессов, выявить латентные узкие места, оценить экономику инновации при переносе на промышленные масштабы, урегулировать вопросы сертификации и правоприменительной практики для данной технологии или инновационного продукта. Поэтому первый инвестиционный шаг всегда делается на условиях минимизации последствий от неудачи путем выполнения ряда условий. Например, объем производства ограничивается собственным потреблением инициатора (инноватора) и его окружения плюс 20-50%. Эта прибавка как раз и нужна для продвижения на рынок. Второе условие – это аренда стартового объекта недвижимости с возможностью гибкого размещения оборудования, а не его строительство. Гибкое размещение оборудования требуется для отработки базовых технологических процессов, включая логистику сырья и готовой продукции. Третье условие, помещение ищется с ТУ (техническими условиями – мощность инженерных сетей), заведомо превышающими потребность технологии, с тем, чтобы потом не достраивать мощности. Наконец, немаловажно, чтобы сборка технологической линии формировалась из максимально типового оборудования и материалов. Именно поэтому для реализации экспериментального проекта надо создавать специальные опытно-экспериментальные предприятия или свободные индустриальные зоны (СЭЗ), в которых есть до 90% ресурсной базы и оборудования для таких экспериментов, которую можно взять в аренду без серьёзных вложений в CAPEX.
5.2 Венчурный ИСП пионерного внедрения – это первый промышленный проект для производства пробной товарной партии по новой технологии или для использования новой технологии. Если результат работы с рынком показал, что продукция востребована, то можно планировать следующий шаг веерной инвестиции. При этом надо заметить, что в случае неудачи на рынке, издержки от стартовых затрат не будут так уж критичны: оборудование можно продать или использовать в других проектах, а аренду цеха прекратить. Но если мы увидели качественный рост спроса на инновационную продукцию, имеет смысл сделать второй объект недвижимости с минимальным CAPEX. На втором этапе риск срыва продаж сохраняется, риски от действия конкурентов возрастают, а техническое регулирование и надзор начинают вас наблюдать. Потому второй шаг – это не строительство нескольких автономных линий, а строительство большого универсального цеха, способного вместить несколько линий. И эти линии строятся по очереди внутри цеха, а не все разом. Большой универсальный цех строится именно как гибкое производство, потому как позволяет среагировать на изменения на рынке – изменить состав технологической линии, остановить производство одной продукции и начать другой, просто закрыть часть помещения и сдать его под склад в аренду.
Рис.4 Базовая классификация венчурных ИСП в промышленности. |
Продолжение в следующей статье!
Комментарии (0)